Милосердие и сострадание: что делает нас человечнее? Милосердие Зачем нужны милосердие и сострадание.

Время на чтение: 3 мин

Милосердие – это черта личности, проявляющаяся во внутренней готовности помочь, простить, посочувствовать, не преследуя собственных интересов, а руководствуясь исключительно бескорыстными побуждениями. Проявление милосердия присутствует как в благотворительности материальной, так и в духовных дарах, таких как поддержка или понимание заранее порицаемых поступков человека.

Данная черта доступна не каждому в её действенных проявлениях, особенно с развитием технологической части мира, когда все время в виртуальном пространстве и нельзя на собственном опыте прочувствовать беду другого. Она всегда требует отодвинуть не только собственные проблемы и переживания, но также и выделить время, чтобы подарить его другому. Понятие милосердие включает в себя обязательно действенное проявление высказанных переживаний, также может выражаться только в поступках, но редко выражается только в словесной форме.

Что это такое

Разбираясь, что такое милосердие и как отличить его от других духовно одобряемых качеств важно отметить не только желание человека помочь или эмпатийно посочувствовать, но также отсутствие внутренней критики к тому, кому оказывается помощь. Т.е. тот, кто действует из данных побуждений, не будет одновременно поучать или критиковать другого, указывать на его ошибки или показывать правильный путь. Тут скорее заранее работает ощущение, что нуждающийся человек невиновен, раскаялся или совершил что-то не по злому умыслу, а вообще оценка отсутствует как таковая.

В милосердии всегда присутствует жертва, т.е. когда человек даёт немного денег нищему, при этом имея миллионы, то это не милосердие, а вот тот же самый поступок от того, кто считает копейки, чтобы выжить можно отнести к милосердному. Там где много свободного времени и его некуда потратить, и эта личность выбирает участие в благотворительных акциях, есть только желание себя развлечь, безусловно направленное на благое дело. Совершенно иначе обстоит ситуация там, где человек едет помогать в приют после двенадцати часов собственной работы, жертвуя нормальным сном, обедом и отдыхом. Стремление помочь, превосходящее собственные нужны, сила духа понять, что хоть и сам нуждаешься, но можешь и из этого состояния помогать другим – это истинное проявление милосердия.

Но никогда милосердие не является соседством глупости, когда таким человеком будут помыкать – это умение предоставить возможность и стать рядом с тем, у кого трудности в их решении, это попытка показать другие пути и научить, если об этом попросят. Когда другой только пользуется помощью, а её все продолжают оказывать, то скорее речь может идти о созависимых отношениях, где один служит моральным или материальным «донором», а на деле там нет помощи, поскольку в ней никто и не нуждается, а требуется только постоянное вливание энергии.

Отсутствует при проявлении милосердия не только материальная выгода, но прежде всего моральная, проявляющаяся в желании получить благодарность или хвалу от других. В нём нет эгоизма, который может проявляться в совершении благих дел ради собственной репутации, подкармливания эго или раздувания личной важности. Но оно всегда несёт спокойствие и благость собственной душе того, кто поступает милосердно, т.к. у него просто нет моральной возможности поступить иначе. Также тот, кто милосерден, получает уникальную возможность меньше гневаться, ведь нет осуждения другого и представления, как тот должен себя вести. Это принятие мира таким, какой он есть, с негативными моментами и личной возможностью их исправить. Чем больше таких проявлений, тем проще становится общение на любом уровне, тем легче складываются отношения, а в итоге человек получает помощь, не ожидая её. Это очень важный момент, что всё равно получит именно потому, что помогает другим не ради собственной выгоды. А тот, кто делает добро, надеясь, что в любой ситуации ему все ринутся на выручку чаще всего остаётся один, потому что в самом начале побуждения была корысть.

Милосердие не является врождённой чертой и приобретается только в социуме, причём определённой направленности, где с раннего возраста человеку прививается доброжелательность, снисхождение, бескорыстие и стремление помогать ближнему. В любой группе присутствует стремление к взаимопомощи, даже у животных, но там оно продиктовано биологической необходимостью держаться вместе, что помогает стае выжить. В таких вариантах, если особь совершает проступок, то может быть наказана или изгнана, милосердие же может действовать в ущерб другим, против , но ради блага другого.

В целом данная черта считается положительной и духовной, но может порицаться другими членами общества в тех ситуациях, когда, по их мнению, оступившийся, не заслуживает помощи или поддержки. Оно может объясняться глупостью или наивностью, незаслуженным уважением или недальновидностью, но в любом из этих вариантов отсутствует гуманное отношение к окружающим, а присутствует только страх и погоня за собственной безопасностью или выгодой.

В религиозных конфессиях различного уровня проявление милосердия считается одной из духовных практик, показывающих не только любовь к конкретному человеку, но к божеству через заботу о его творении. Именно поэтому в верующей среде такие поступки самоотречения всегда воспринимаются благосклонно, а в наиболее ярких вариантах даже канонизируются.

Проблема милосердия

Милосердие вызывает всё больше споров, когда речь заходит о его влиянии на глобальное развитие общества. Те, кто придерживается духовной направленности, независимо от веры или её отсутствия, говорят о том, что именно такие черты сохраняют что-то человеческое и дают всем людям шанс. Это своеобразный маркер того, с чем мы все отличаемся от животных, и чем больше милосердия в человеке, тем больше он приближён к духовному миру, где возможны трансформации .

Но существует и ряд особенностей, например проблема милосердия по отношению к преступникам, когда человеческая душа раздваивается в своих порывах. Наказывать – немилосердно, такая прерогатива отдана только высшему разуму и собственной совести человека, но, к сожалению, любая система (а социум является именно системой) требует строгого соблюдения правил для её общего существования. Одним из способов заставить соблюдать такие правила является именно наказание, наиболее ярко проявляющееся в системе судового законодательства.

Этот и другие вопросы можно решить не только чётким установлением правил и их слепым соблюдением, но руководствуясь принципом отношения к другим с позиции, как бы хотелось, чтобы поступали с самим человеком. Это применяется в действенном мире, когда наблюдая раскаяние или то, что человек исправляется, ему дают амнистию. Это же присутствует, когда родители наказывают ребёнка, но не для проявления жестокости, а с заботой о нём и вовремя чувствуют, когда необходимо остановиться, пока такая забота не стала причиной серьёзной травматизации психической сферы личности.

Исключить милосердие ради справедливости не представляется возможным, поскольку именно оно даёт возможность построения гуманного мира и гармоничных отношений на индивидуальном уровне. Это та черта, которая поможет самому человеку в трудную минуту, потому что все оступаются или совершают нелицеприятные поступки по незнанию или преднамеренно, потом раскаявшись.

Исключительная справедливость без участия сердца, любви, снисхождения всегда приравнивается к жестокости, т.к. то, что объяснимо логикой не всегда является таковым с позиции чувствования. Кроме того, что помощь и возможность развития получает нуждающийся, ему также предоставляется возможность относиться к другим милосердно, почувствовав на собственном опыте, как это важно. Таким образом, гуманная стратегия поведения может распространяться среди людей, минимизируя количество применения силы, гнева, войн и прочих негативных и изматывающих проявлений для психики. Принцип личной выгоды оказывается работающим только в первое время, пока не наступают отдалённые последствия, когда отдаляются люди, исчезает доверие и возвращается справедливость, лишённая сочувствия.

Понимая необходимость таких поступков, многие пытаются выражать ложное милосердие, оказывая помощь более похожую на откуп. Когда проще выслать денег, чем приехать к человеку, нуждающемуся не столько в лечении, сколько в общении или когда кормят голодных животных излишками собственных продуктов, а не в ситуации собственной нехватки. Милосердие не должно проявляться именно через собственные страдания, но проблема современности в погоне за духовностью и мнимым её наличием – все стремятся её демонстрировать ради поощрения или принятия в кругах, кому-то это льстит, а кто-то делает из чувства долга. Это также является не проблемой милосердия не как категории, но как способа его проявления, возможности искренности и настоящего участия души.

Примеры милосердия

Абстрактное описание качества человеческой личности не всегда доступно пониманию без приведённых жизненных примеров. Примерами со стороны веры могут быть случаи наставления на путь истинный, не только в контексте соблюдения предписаний или почитания богов, а избавляя от невежества и заблуждений. Порой простой разговор, объясняющий, как что происходит в этом мире, помогал людям значительно больше, чем наказания и стандартные призывы верить в высшие силы. Священники, которые позволяли себе гнев, но из благих побуждений и общались с грешниками из сочувствия и милосердия, как с неразумными детьми, продолжая помогать и наставлять их, несмотря на ошибки, являются примером бескорыстной заботы.

Похожие вещи случаются и за рамками конфессий, когда какое-либо человеческое непонимание устранялось добрым уроком, собственным примером или просвещением. Так родители учат детей, обычные прохожие, оказывая услугу, показывают, что есть доброта, а учителя, преподнося новые знания, устраняют возможность совершения ошибок по незнанию.
Многое в милосердии обучения и наставления направлено не на помощь, когда ситуация уже требует спасения, а когда ещё можно предотвратить тяжёлые времена.

Милосердие проявляется в словах утешения тех, кто пребывает в отчаянии или кому больно от произошедших событий – это возможность найти правильные слова, помогающие человеку отыскать силы вернуть веру. Это вера в собственные силы упавшего, в его возможность встать с колен и продолжить путь без лишней помощи и костылей. Так не инвалидизируют травмированных, и они начинают бороться за развитие своих возможностей, так дают надежду потерявшим близких и они начинают действовать ради главных идей.

Внутренняя работа является милосердием. Когда кого-то прощают за обиды искренне, иногда про себя, даже не говоря это в лицо, или когда молятся за человека, совершившего зло или находящегося в сложной ситуации. Это те моменты, когда вообще никто кроме самого милосердного не знает, что происходит у него внутри, но это меняет дальнейшее взаимодействие. Но милосердие это не только нужные слова или внутренняя работа, это также поступки или не совершение некоторых. К недеяниям относится умение не отвечать злом на зло, а наоборот видеть причину такого поведения (часто люди агрессивны из-за собственной боли, обижают, потому что сами обижены). Чем меньше будет грубого ответа на грубость, тем меньше этого становится на земле.

К милосердным действиям относится практическая помощь там, где это необходимо. Можно накормить голодного вместо того, чтобы жертвовать ему деньги (возможно, их просят на алкоголь) или дать воды жаждущему. Простые вещи, поддерживающие жизненные функции являются основополагающими. Когда человек помнит о бездомных и отдает им свою одежду, а не выкидывает или когда отдает то, что еще носил бы сам, но понимание, что имеет две пары рубашек, заставляет отдать одну нуждающемуся.

Дать приют путешествующему, или подвезти голосующего на трассе, посетить больного, заключенного, ограниченного в передвижении – это все важнее, чем многотысячные пожертвования в благотворительные фонды, поскольку касаются непосредственной ситуации и конкретных людей.

В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Евангелие, таким образом, однозначно свидетельствует: кто видит нуждающихся и не делает всего зависящего от него для оказания помощи, тот сам лишает себя надежды на благодатное общение со Христом. «Кто пропускает случай сделать добро, – поясняет преподобный Никодим Святогорец, – тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “Приходи после”. Хотя он говорит человеку, но это все равно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя».

– это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Не все способны стяжать продолжительную внимательную молитву, выдерживать полностью по Уставу посты, обрести глубочайшее смирение или кротость, иметь рассудительное отношение к жизни или уж тем более взойти к вершинам обо жения. А милосердие к ближним доступно всем.

Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение. Милость – это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Для милостивого каждый страдающий – родной и близкий. Более того, при подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется.

В Прологе повествуется, как в одном монастыре с древних лет был соблюдаем следующий благочестивый обычай. Каждый год в Великий четверг из всех окрестных мест в обитель приходили убогие, вдовицы, сироты и брали из общего имущества иноков по установленной мере пшеницы, небольшое количество вина и меда и по пяти медных монет. Так что светлое Христово Воскресение они проводили без нужды и в радости.

Однажды сделался неурожай, и цена на хлеб чрезвычайно возвысилась. Хотя братия имели съестных припасов довольно, они подумали, что подаяния жертвователей на время неурожая прекратятся, и предложили настоятелю в этого года нарушить благочестивый обычай и не давать нуждающимся пшеницы. Долго добродетельный настоятель не соглашался на просьбу братии. «Грех нарушать уставы, данные нам святым основателем обители, – говорил он, – грех не надеяться, что Господь пропитает нас». Но так как братия решительно заявили, что не хотят в ущерб себе кормить других, то он с душевным прискорбием отвечал: «Поступайте, как хотите». И бедные, которые пришли в обитель с надеждой, возвратились оттуда с отчаянием.

Но вот в Великую субботу монастырский ключарь пошел в житницу, чтобы на выдать для хлебов чистой муки. Едва он отворил двери, как почувствовал дурной запах: вся пшеница настолько изгнила, что оставалось только выбросить ее в реку. Братия удивлялись, жалели о своем поступке и не знали, что делать; а благочестивый настоятель, спокойно посмотрев на испортившийся хлеб, сказал: «Кто преступает заповедь святого отца, основателя обители, не надеется на Промысл Божий и не милосердствует о бедных, тот непременно должен быть наказан за непослушание. Вы пожалели пятьсот мер и погубили пять тысяч… Впредь знайте, на Бога ли уповать должно или на свои житницы».

Напрасно думать, что можно быть счастливым, не помогая другим. Никогда не будет в твоем сердце радости, если ты отворачиваешься от своих ближних, отказываешься им помочь и думаешь лишь о себе. Наша душа жаждет добра и любви не только со стороны кого-либо, у нее есть потребность открываться навстречу людям, нести им свет и тепло. Поэтому когда ты творишь добро, то и сам становишься счастлив. Человек, не любящий ближних, не желающий другим людям добра, – это ущербный человек. И еще: это человек глубоко несчастный.

Но и если мы помогаем страждущему только лишь потому, что видим в нем жалкое существо, то наше милосердие – языческое. Мы и зверьку кидаем кусок хлеба, когда видим, что он голоден. А вот святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Знай, что твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим». Христианское милосердие видит в нуждающемся образ Божий, пусть и попираемый земными превратностями. Значит, мы не имеем права не помогать.

Здесь важно понять, что каждый терпящий скорбь – это Божий избранник, которому дано нести свой жизненный крест, на который, может быть, мы не способны. Помогая такому человеку, мы разделяем с ним его скорбь, но в итоге становимся и соучастниками уделенного ему избрания Божия.

Увы, в жизни постоянно приходится наблюдать противоположную ситуацию. Мы не хотим быть добрее и милостивее друг к другу. Всегда недовольны, раздражены, по отношению к ближним точны в формальностях: нельзя, не положено, не разрешается. Причем, проявляя жестокосердие к другим, мы часто хотим и ищем, чтобы к нам относились снисходительно и по-доброму. Нам неохота и в малом пойти навстречу ближним, а в личной жизни мы стремимся занять такое положение, при котором другие нам были бы обязаны помогать.

Знакомый проректор духовной семинарии рассказывал, как, вступив на административную должность, столкнулся с необходимостью руководить другими. Собственно, административная работа предполагает постоянный контроль, требования, организацию других на работу. Вся жизнь административного лица превращается в непрестанные указания другим, что и как делать, во взыскания: почему ты не сделал или сделал не так? Это накладывает отпечаток на личность. Но вот в один день, когда он оформлял страховой случай в связи с повреждением автомобиля, ему сообщили по мобильному телефону, что студент договорился поставить у ректора подпись на документе, через три часа ему с документами садиться на поезд, а ректор неожиданно из семинарии уехал. Единственный, кто еще может поставить подпись, это проректор. Но он сидит в отделе страховых случаев и думает, как правильно оформить повреждения, которые полиция почему-то не все записала в протокол. Расстояние между ними такое, что студент все равно опоздает, если поедет сначала к нему. Правильное решение родилось не сразу. Хотя время было вечернее и с проректором был ребенок, которому еще предстояло готовить уроки, он решил ехать на вокзал, чтобы встретиться со студентом у поезда.

Семинарист же явно запаздывал, и, стоя на перроне, мой знакомый начал усиленно о том, чтобы Господь помог. До отправления оставались считанные минуты. Он купил авторучку, которой, как всегда в такие моменты, в портфеле не оказалось, чтобы сразу же подписать документ. Чуда не произошло – поезд уехал. Студент прибежал лишь через три минуты, но за это время проректор успел продумать, как поступить, чтобы у студента не было шока. Тут же повел его сдавать билет. Тут же выяснил, что через два часа есть еще один поезд в том же направлении. Удивительно, но всего одно место было свободно. Пришлось добавить и денег на покупку билета. Но в итоге всё разрешилось благополучно. Значит, Господь помогает нам в бытовых ситуациях, но особенно помогает тогда, когда мы сами стремимся участвовать в жизни ближних.

Автор этих строк знает многих священников, которые безвозмездно помогают другим. И всегда эти священники испытывают радость, как будто не отдают, а приобретают сами. Милость всегда приносит с собой в душу широту и простор, милостивый выходит из узких рамок внутренней самозамкнутости, обретает свободу и радость сердца в совершаемом для других добре, тогда как эгоизм всегда обедняет жизнь.

Эгоист, словно вор, прячется от других, чтобы урвать только себе, – он несчастен и жалок в своекорыстии и, подобно кроту, роет норы в земном, подальше от света, как бы заранее стараясь обустроить накоплениями собственную могилу.

Но ведь человек – существо с такими глубокими духовными потребностями, которые не насытить своекорыстием. Никогда и никому не даст счастья обладание земными сокровищами, если они не разделяются с ближними. Эту истину так выражает преподобный Максим Исповедник: «Мое есть то, что я отдаю другим». Потому что сердце радуется, лишь раскрываясь навстречу ближним, а не замыкаясь в себе. Известный наш баснописец Иван Андреевич Крылов представил это образно в басне «Лань и Дервиш», заключая:

Так, истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.

Душа не может быть счастлива без милосердия. Сердце каждого из нас жаждет добра и хочет делать добро, пусть мы не всегда понимаем это своим грешным умом. Уже в самом делании добра человек отчасти вкушает райское . Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полно и ярко воспринимает жизнь.

Есть люди, которые, по слову Писания, «не заснут, если не сделают зла» (Притч. 4: 16). Но есть и такие люди, которые не могут заснуть, если не сделали кому-то добра. Среди святых, прославившихся особой заботой о бедных, наибольшим почитанием пользуется Александрийский патриарх Иоанн, прозванный Милостивым. Все свои средства он тратил на помощь несчастным, оставаясь сам в крайней бедности. Как-то один знатный житель Александрии подарил ему дорогое одеяло, прося непременно воспользоваться этим даром. Действительно, святой Иоанн покрылся ночью одеялом, но мысль, что можно было бы помочь несчастным на средства с дорогой вещи, не давала ему покоя. Утром Иоанн послал продать одеяло, а вырученные деньги раздал нищим. Подаривший увидел свое одеяло на рынке, купил его и вновь принес святому Иоанну. Но угодник Божий поступил тем же образом еще до вечера, чтобы уснуть спокойно. Когда же подаривший принес одеяло в третий раз, святой Иоанн сказал: «Я всегда буду продавать эту ненужную мне вещь; увидим, кто первый из нас перестанет делать свое».

Антон Павлович Чехов как-то верно сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – , бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Кто же будет напоминать за дверью души каждого человека своим стуком о необходимости творить милость? Таковой должна быть, прежде всего, наша совесть. Самая суть человека и определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

А вот как предостерегает нас святой праведный : «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, и о чем попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу».

Уже в школьные годы не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему. Если же нечего было дать, он всегда говорил: «Извините». Однажды Гоголь даже остался в долгу у одной нищенки. На ее слова: «Подайте ради Христа» – он ответил: «Сочтите за мной». И в следующий раз, когда та обратилась к нему с той же просьбой, он подал ей вдвойне, объяснив: «Тут и долг мой».

В Священном Писании отказ в милостыне рассматривается однозначно как грех (см.: Втор. 15: 7–9). А о самой милостыне говорится так: при подаянии ее «не должно скорбеть сердце твое» (Втор. 15: 10). «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). И хотя есть такие просящие, которые нищету превратили в ремесло, однако не наше дело всякий раз разбирать, куда и для чего пойдет наша милостыня. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), – говорит Спаситель, не рассуждая о каких-то условностях.

Для того чтобы научиться христианскому милосердию, можно предложить несколько правил:

1. Подавайте хотя и немного, но с . Не требуется отдавать всё, что у вас есть. Подайте хотя бы чуть-чуть, ущемите себя в малом, но только без раздражения к человеку: не отмахиваясь от бедного, как от назойливой мухи, а желая ему добра.

2. Обязательно помогайте тем людям, скудость жизни которых вам достоверно известна, – родственникам, сотрудникам, знакомым.

3. Не осуждайте нищих, которые просят на пропитание, но, как вам кажется, способны были бы сами работать или якобы употребят вашу милостыню не на добро. Каждый сам за себя ответит.

4. Наконец, не подавайте милостыню из желания похвалы, ради видимого престижа, рейтинга или даже просто отчета. Такие люди «уже получают награду свою» на земле, оставаясь без награды Отца Небесного (см.: Мф. 6: 1–2).

По словам святого Иоанна Златоуста, милосердие имеет различные образы. Есть дела телесной милости: напитать алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного, принять странника в дом и т. д. А есть духовные дела милости, которые настолько выше, насколько душа выше тела. Дела духовной милости, например, таковы: обратить грешника от заблуждения, научить неверующего истине и добру, подать ближнему добрый совет в затруднении или не замечаемой им опасности, утешить печального, не воздавать за зло злом, от сердца прощать обиды.

Помочь можно и теплой молитвой о нем. Деньги у нас не всегда бывают с собой, а молитва, как говорят святые отцы, всегда при нас. Более того, напрасно думать, что, оказав только материальную помощь другому, ты исполнил свой христианский долг, как бы откупился от требований Евангелия. Спаситель призывает нас возводить всех к единению с Богом: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Путь к этому прокладывает молитва.

Молитва объединяет, благодатно связывает воедино всех, о ком мы произносим пред Господом наши молитвы. Поэтому молитва – это возможность всегда и везде делать людям добро.

В молитве нет разделения на далеких и близких, на врагов и друзей, потому что в молитвенных просьбах христианина все поставляются пред Всевидящим Богом, все и призываются к вечному Его Царству.

Но молитва только тогда молитва, когда находит отклик в сердце молящегося, когда душа пламенеет желанием подарить другим вечность, испросить у Господа этот бесценный дар для других, и потому молитва от сердца – всегда торжество любви и добра, она – начало победы над враждебными чувствами, злобой и ненавистью.

Молитва – испрашивание милости у Господа. Молиться от сердца о ком-либо – значит чувствовать чужую боль и протягивать руку нуждающемуся, как бы взять его ношу, чтобы ему самому стало легче.

Итак, много средств к милосердию предложено нам, и, хотя конкретный выбор остается за нами, несомненно одно: каждый шаг навстречу другому, каждое доброе дело, милостыня, бескорыстная помощь и молитва о ближних найдут свое оправдание, украсят душу милостивого человека и сделают его жизнь более радостной и счастливой.

У человека множество добродетелей: доброта, щедрость, отзывчивость, умение сострадать и любить и многие другие. И все они основаны на любви человека к человеку. И есть еще такое душевное качество, как милосердие.

И оно тоже направлено на то, чтобы доказать, что несправедливо латинское крылатое выражение “Человек человеку волк”. Но мне кажется, что именно милосердие проявлять труднее всего. Для того чтобы быть милосердным, нужно обладать умением прощать.

Нужно быть истинным гуманистом. Потому что изначально милосердие было проявлением

Великодушия к поверженному врагу. Да и сейчас, на мой взгляд, милосердие – это проявление великодушия к тому, к кому не хочется его проявлять.

Легко посочувствовать старушке в переходе метро, сунув ей в протянутую ладонь несколько монет.

Легко казаться щедрым, купив младшей сестренке не обычные леденцы, а шоколадные конфеты. Легко быть добрым, помогая молодой маме нести коляску на седьмой этаж. И как же тяжело удержаться от того, чтобы не “добить”, не уничтожить, не деморализовать полностью побежденного врага.

И еще: старушка пожелает здоровья в благодарность за милостыню, сестренка поцелует в щечку липкими от шоколада губами, молодая Мама горячо поблагодарит за помощь. Ведь ответом на добро чаще всего бывает добро. Только враг за милосердие вряд ли поблагодарит.

А может, возненавидит, кто знает.

Трудно помогать тому, с кем ты в плохих отношениях, но кто явно нуждается в твоей помощи или твоем снисхождении. Иногда быть милосердным невыносимо тяжело. И, разумеется, это дано не каждому.

И мне даже кажется – только избранным.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В данном сочинении я постараюсь ответить на довольно актуальный вопрос среди современного общества -“Трудно ли быть милосердным”. Любой индивид хоть раз в жизни наверняка попадал в такую ситуацию, где милосердие являлось необходимым ответом на деяние другого человека, или же, в относительно редких случаях, проявляло инициативу со стороны добродетеля. Исходя из того, что в настоящее время […]...
  2. Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошей дочерью? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошей дочерью? Чтобы стать хорошей дочерью, нужно приложить совсем немного труда. Всего-навсего стараться не расстраивать своих родителей, приносить им поменьше страданий и волне­ний. Как этого добиться? Во-первых, нужно всегда помнить, что ро­дители переживают за тебя: […]...
  3. Порядок, порядочность… Эти слова имеют одинаковый корень. Порядок – это правильное, положенное состояние чего-нибудь. Порядок должен быть и в душе человека. Что это значит? Слову должно соответствовать дело. В нашем подъезде живет старая женщина Ксения Петровна. Муж ее умер, Дети со своими семьями живут в разных концах города, навещают мать редко. Наш сосед Иван Гаврилович, […]...
  4. Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошим сыном? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошим сыном? Быть хорошим сыном – значит вести се­бя так, чтобы твоим родителям не было боль­но и стыдно за твои поступки. Также это означает, что твое поведение не должно прино­сить родителям лишних волнений и слез. […]...
  5. Понедельник, говорят, день тяжелый, но именно этот день стал для нас памятным. Наша классная руководительница Инна Юрьевна объявила понедельник… Днем джентльмена. Она объяснила, что джентльмен – это человек Воспитанный, подчеркнуто вежливый, с хорошими манерами. Эти качества надо воспитывать в себе ежедневно. А пока мы должны представить себя джентльменами хотя бы на один день. И мы […]...
  6. БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ СОВРЕМЕННЫМ Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благосостояния человека. Одной из задач на совре­менном этапе является сознательное отношение к своему здоро­вью. Здоровье людей – это самая большая ценность. Нам необ­ходимо сохранить и укрепить физическое здоровье и психическое состояние. Полноценное питание, занятия спортом, выполнение режима дня, а также […]...
  7. Современный, нынешний, реальный – все эти слова в определенном контексте могут означать “то, что существует в настоящее время”. Эпохи меняются, годы проходят. Кажется, что время не остановится никогда. В двадцать первом веке – эпохе, в которой все быстро проходит – появляются новые проблемы: как успеть за тенденциями, как не упустить ни одного мгновения жизни, как […]...
  8. Современная молодежь абсолютно не заинтересована в своем культурном наследии. Школьников 21 века интересует все больше Запад, пестрящий, мигающий, такой веселый. Родители даже не задумываются, когда их малыши отдают предпочтение иностранным мультфильмам, песням, хотя ростки гражданственности идут именно из раннего детства. Так кто же такой гражданин России?! Многие выпускники, которые сдают экзамен по обществознанию, к своему […]...
  9. Что значит быть гражданином своей страны Мне кажется, для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться. Конечно, вы сможете назваться гражданином только по праву рождения, но будет совсем не так, как нужно. Например, если вы захотите принять­ гражданство другой страны, вам помимо всяческих документов и справок нужно будет еще показать свой […]...
  10. Что значит быть воспитанным? В детстве нас постоянно учат быть вежливыми. Оно и понятно: приходя в этот мир, маленький человечек не имеет ни знаний о его законах, ни навыков жизни в обществе. Поэтому и дома, и в школе, мы постоянно слышим как мягкие пожелания, так и твердые правила, которые нужно выучить и освоить, чтобы прослыть […]...
  11. Человек устроен так, что всегда обращает внимание на красивых людей, красивую одежду, красивые предметы – словом, на все красивое, что нас окружает. Красота – это то, что ценилось во все времена, и представления о красоте все время менялись. Красивый человек вызывает восхищение, а у некоторых – зависть. Главное – уметь отличить истинную красоту от фальшивой. […]...
  12. ЭТО – философия Сейчас почти все признают необходимость духовного развития человека (пусть даже и только на словах). И различных рецептов духовного развития предлагается множество. Причем предлагают их все, кому не лень. Тут и чтение священных книг, и посещение святых мест, и участие в обрядах, и медитации, и физические упражнения, и получение образования, и посещение концертов, […]...
  13. Идеал – это понятие не совсем реальное. Не существует абсолютно добрых, верных, честных людей. Каждый хоть раз в жизни делал не очень хорошие поступки. Я не могу сказать, что это ужасно, ведь такова жизнь: люди должны учиться на своих ошибках, делать определенные выводы. Я думаю, что идеальные лица бывают только в искусстве: в художественных произведениях, […]...
  14. От предыдущего каждое последующее поколение отличает не только образ жизни, но и изменившееся мировоззрение. Ничего удивительного в этом нет. Мир вокруг нас постоянно меняется. Появляются новые технологии, меняющие наш быт и дающие неограниченные возможности и для получения информации, и для общения. Что значит быть современным человеком? Многие полагают, что это понятие неразрывно связано […]...
  15. Помочь родителям по дому, завести младшую сестричку в сад, сходить в магазин, поднести тяжелые сумки старенькой соседке… Того, кто считает это нормальным и естественным, можно назвать добрым человеком. Люди, не несущие в своей душе злости, благосклонно относятся к тем, с кем общаются. Они не заостряют внимания на несовершенстве характеров окружающих и на некоторых […]...
  16. Что значит быть талантливым читателем Быть хорошим читателем, как мне кажется, это такой же талант, как и быть хорошим писателем. Этому можно научиться, как и всему на свете. Но талант есть талант. Когда человек открывает новую книгу, он открывает для себя новым мир, совершенно новый, не похожий на все предыдущие, где он переживал, воевал, любил, […]...
  17. Мы часто говорим:”Вот это мастерство!”,”Посмотрите, какого мастерства они достигли!”.Так что же такое мастерство? Что значит быть мастером своего дела? Настоящее мастерство-это безупречное владение определенными навыками. Умение делать что-либо, не задумываясь, на уровне рефлексов. При этом настоящего мастера отличает то, что это не только практик, но и творец. Он обобщит полученные навыки, знания и умения, […]...
  18. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ОРГАНИЗОВАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ Чтобы хорошо учиться, надо быть организованным челове­ком. Прежде всего, необходимо стараться выполнять режим дня. Составьте его в сентябре и старайтесь выполнять в течение все­го учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товари­щам. Вначале лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато останется сво­бодное время […]...
  19. Этот вопрос всегда будет обсуждаться людьми и так никто и не найдет ответа на этот главный вопрос. По – моему мнению, быть человеком не просто, не каждый из нас заслуживает это звание. Люди рождаясь, причисляют к себе это слово, хотя в душе они пустышки. Я думаю, что человеком сначала становятся внутри себя, а потом это […]...
  20. Что значит быть гражданином? На мой взгляд, гражданин – это прежде всего человек неравнодушный, знающий, лю­бящий и ценящий культурное наследие своих предков. Ему больно, оттого что разрушен дво­рец, построенный выдающимся архитектором прошлого, взорван памятник, осквернен монас­тырь. Я уверен, что без прошлого нет настоящего и будущего. Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства. На мой […]...
  21. Во все времена человек стремился к независимости. Но что значит быть свободным? Этим вопросом задаются многие, но ответ у каждого свой. Почему? Потому что понятие свободы весьма широко. Разговор может идти о праве культурного выбора в области образования, религии и так далее. Под свободой многие подразумевают физическую независимость, право голоса и возможности самостоятельно выбирать […]...
  22. Что значит быть писателем? Вот проблема, поставленная автором в тексте. Рассуждая над данным вопросом, герой К. Г. Паустовского приводит пример из своей жизни. В годы юности рассказчик был знаком с Лазарем Борисовичем, другом семьи. Аптекарь, узнав, что парень хочет в будущем стать писателем, был сильно удивлен: ведь эта профессия требует большого багажа знаний и жизненного […]...
  23. Нередко от людей можно услышать о том, насколько важно иметь чистое сердце. Когда кто-то говорит об этом, он моментально находит понимание у окружающих, это просто видно по их лицам. С другой стороны, иногда приходится задуматься и том, а что же такое чистое сердце в действительности. Какими такими уникальными чертами и качествами обладает человек с действительно […]...
  24. Каждый человек когда-нибудь задает себе этот непростой вопрос: легко ли быть Человеком? Причем обычно этот вопрос возникает не в периоды счастья и радости, а в минуты выбора дальнейшего пути, при решении сложных проблем и вопросов. Прежде всего нужно определиться: что мы вкладываем в понятие “Человек”? Наверное, это какие-то определенные качества, приближающие обычного человека к идеальному, […]...
  25. “Свободны! – крикнула я подругам, когда мы выбегали из школы в последний день занятий. – Свободны целое лето!” Тогда я еще плохо понимала значение слова “свобода”. Но произносить его было так приятно… Во все времена люди стремились быть свободными. Они освобождались от рабства, от комплексов, от обязательств, от предрассудков – от всего, что их сковывало […]...
  26. Текущий век, с его стремительными темпами, развивающимися технологиями и мощнейшими стрессами диктует свои законы, и, соответственно, требования к людям, идущим в ногу со временем. Так современный человек – это не просто член общества, вяло плывущий по течению, это полноправный хозяин жизни, стремящийся к успеху и применяющий для этого все свои силы и умения. Сегодня, чтобы […]...
  27. Быть поэтом – это значит то же, Если правды в жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. Быть поэтом – значит петь раздолье, Чтобы было для тебя известней, Соловей поет – ему не больно, У него одна и та же песня. Канарейка с голоса чужого – Жалкая, смешная побрякушка. […]...
  28. В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и душа, и мысли А. П. Чехов. Что есть красота? В словаре Ожегова дается такое определение: Красота – это все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Значит, можно сказать, что красивый человек, это человек, доставляющий окружающим эстетическое и нравственное наслаждение? Трудно ответить на […]...
  29. С рождением в семье сына родители начинают связывать с его дальнейшей судьбой все свои стремления и надежды. И сколь горьким бывает разочарование, если взрослеющий сын не оправдывает этого горячего родительского желания. Понятие хороший сын с точки зрения морали и этики равнозначно понятию настоящий мужчина, и этот постулат во все времена считался непоколебимым. Почитание старших в […]...
  30. Быть или казаться? Что легче, удобнее? Конечно, казаться. Зачем работать над собой, добиваться чего-то, если можно просто изображать бурную деятельность и рассказывать друзьям и знакомым о своих несуществующих успехах? Тебе будут завидовать. Ты будешь казаться удачливым. А нужно ли это тебе? Конечно, иногда казаться, а не быть – не так уж плохо. Например, перед экзаменом […]...
  31. Красивым хочет быть каждый. Но не каждый может им быть. И красота бывает одна, а бывает другая. Каждый понимает вопрос: “Что значит быть красивым?” – по-разному. Кто-то говорит про внешнюю красоту – о том, как она важна, как приятно находиться рядом с внешне красивым человеком, а кто-то – наоборот, про важность внутренней, что человек, красивый […]...
  32. На самом деле многие из нас не задумываются над тем, что Быть гражданином России – это не только иметь много прав, но и нести бремя обязанности. Ведь гражданин государства – это человек, который должен иметь большое сердце, полное любви и патриотизма к Родине. Ведь не существует такой профессии в мире, как “гражданин”. Но бывает очень […]...
  33. План 1. Мечты о счастье. 2. Быть счастливым – мечта каждого: А) счастливого человека нельзя не заметить; Б) быть любимым – значит быть счастливым; В) что важнее: быть здоровым или богатым; Г) человек с добрым сердцем – счастливый человек. 3. Счастьем поделись с другим! Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей. Д. […]...
  34. Когда в семье появляется девочка, воодушевленные родители заведомо надеются на ее счастливое будущее, серьезные успехи и достижения. Однако в первую очередь, дочь – это своеобразный символ ласки, теплоты, нежности и заботы. И очень важно, чтоб эти мечты воплотились в реальность. Звание хорошей дочери обязывает девочку к послушанию, хорошим манерам и искренней, трогательной любви к своим […]...
  35. Сейчас так много различных профессий, что при выборе можно растеряться. Бурное развитие некоторых отраслей науки и техники способствует появлению новых профессий и специальностей и вносит свои коррективы в уже сложившиеся. В нашем классе еще немногие определились с выбором своей будущей Профессии, а ведь к этому нужно готовиться заранее. Необходимо реально оценить свои возможности, знания и […]...
  36. Взрослыми люди становятся не в силу достижения определенного возраста. Быть взрослым означает готовность к ответственности за принятые решения, за судьбы других людей и планеты в целом. Взрослым можно считать человека, который вместо собственного “хочу” руководствуется иными побуждениями: должен, надо, могу и сделаю. Взрослый человек независим финансово, он заботится об окружающих людях и всегда готов отстаивать […]...
  37. “О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду…” – сказал когда-то Иван Бунин, который был не только поэтом, но и замечательным прозаиком. В его коллекции есть множество рассказов и повестей, мотивы которых немного позже позаимствовали Куприн и Чехов. Это извечная проблема счастья, которая нашла свое отражения в творчестве этих трех писателей. Герои рассказов Бунина […]...
  38. Мы все живем во время стремительно развивающихся технологий, прогресса науки и техники. Это движение проявляется во всех сферах жизни. С каждым днем совершенствуется электроника: компьютеры, фото – и видеокамеры, теле-, видео – и аудиоаппаратура, мобильная связь. Этот список можно продолжать бесконечно. Увеличивается количество различных отраслей производства, торговли, обслуживания; появляется множество новых наук, новых специальностей и […]...
  39. Что за вопрос? Конечно, трудно. Весело, интересно, но трудно. Почему я так отвечаю на этот вопрос? Во-первых, потому, что в юности не знаешь, что будет с тобой дальше. А знать хочется. Выбрать свою дорогу, определиться в жизни – все это надо сделать в юные годы. И желательно, чтоб без существенных ошибок, так как от этого […]...
  40. Любовь к детям, приятная внешность, энергичность, эмоциональность, стойкость, терпение и настойчивость, чувство ответственности, преданность любимому делу, чувство юмора, богатая фантазия, трудолюбие, самоотдача, оптимизм, патриотизм. Этому списку нет конца. Думаю, такими качествами должен обладать человек, который хочет быть учителем. Такая личность способна влюбить в себя ученика, вызвать интерес к учебному предмету, желание узнавать что-то новое и […]...

Милосердные люди относятся к другим с тактом, добротой и уважением, которого они заслуживают. Они больше заботятся о том, чтобы выслушать других, а уж потом говорят сами. Они отдают свое время, свою любовь и направляют свои усилия на то, чтобы улучшить жизнь нуждающихся, будь они друзьями или совершенно незнакомыми людьми. Не всегда легко быть добрым в мире, который может быстро расстроить, но если вы приложите усилия, чтобы иметь больше милосердия в своей повседневной жизни, то сможете начать меняться к лучшему. Вот как это сделать.

Шаги

Часть 1

Будьте милосердным по отношению к другим

    Благодарите людей за их усилия. Одним из наиболее важных качеств милосердного человека является способность благодарить людей за их усилия, независимо от того, насколько большими или маленькими они были. Даже если сотрудник просто звонит вам кое-что сказать, поблагодарите его за усилия. Если кто-то просит вас пожертвовать деньги на улице, поблагодарите их за это, даже если вы им отказали. Если друг берет вам кофе или напоминает вам, что ваше любимое шоу будет позже, скажите ему «спасибо».

    • Большая часть того, чтобы быть добрым, заключается в возможности оценить то, что люди делают для вас. А как вы показываете свою признательность? Вы говорите «спасибо».
    • Вы можете сказать «спасибо» небольшим подарком, комментарием или даже объятиями. Есть несколько способов поблагодарить кого-то и у вас есть возможность выбрать лучший из них для каждой конкретной ситуации.
  1. Будьте хорошим слушателем. Милосердные люди не ориентируются на собственные проблемы, они больше заботятся о других людях, чем о себе. Сделайте усилие, чтобы действительно услышать то, что человек вам говорит, чтобы войти в зрительный контакт, убрать любые отвлекающие предметы, такие как телефон, который может отвлекать ваше внимание. Не прерывайте людей и придержите свои вопросы или комментарии до конца, чтобы человек мог досказать то, что он должен и пусть почувствует, что вы действительно заботитесь о нем.

    • Записывайте все детали, какие человек говорит вам, чтобы вы вернуться к ним позже. Если кто-то упоминает, что его сестра только что родила девочку, в следующий раз, когда вы увидите его, можете спросить, как поживает его маленькая племянница; человек будет приятно удивлен вашим вниманием и тем, что вы помните об этом.
    • Покажите сочувствие. Если человек расстроен, вы можете сказать: "Я не могу себе представить, через что вы прошли. Это должно быть так трудно, потому что …" Пусть человек видит, что вы действительно слышали, что он вам сказал.
    • Не делайте несколько дел сразу. Если вы отправляете письмо или смс другу, сотруднику или соседу, который хочет поговорить с вами, просто попросите повременить в течение минуты, чтобы вы смогли уделить этому человеку все свое внимание.
  2. Обратите внимание на других. Быть милосердным означает обращать внимание на людей в социальных ситуациях. Вместо того чтобы беспокоиться о том, как бы оторваться или что сказать дальше, вы должны следить за чувствами и настроением других людей, чтобы увидеть, вдруг они беспокоятся или тревожатся, и понять, как они взаимодействуют друг с другом. Хорошо быть достаточно самосознательным, чтобы быть тактичным, уважительным и добрым, но не менее важно подмечать, что думают и чувствуют другие.

    • Милосердный человек понимает, что другие люди так же важны, как он. Вот почему так важно обращать на них внимание.
  3. Дайте людям презумпцию невиновности. Милосердные люди не ищут способы унизить человека, критиковать его или заставлять его чувствовать себя мелкой сошкой. Они делают совершенно противоположное. Даже если они не уверены в намерениях человека, они стараются придерживаться положительных вещей и представляют, что люди также хотят лучшего для всех. Вместо того чтобы сплетничать или говорить что-то негативное о человеке, которого вы не знаете, представьте, что он хороший человек, как и вы.

    • Если вы заведете привычку делать это, вы будете иметь своего рода репутацию милосердного человека, а не банального сплетника и люди захотят проводить с вами еще больше времени.
  4. Делайте комплименты другим. Милосердные люди всегда ищут в людях хорошее и поэтому инвестируют в то, чтобы другие хорошо себя чувствовали. Не потому, что это сделает людей «больше», а самым прямым, подлинным способом заставит их захотеть доверять вам в ответ. Посмотрите вокруг. Делайте комплименты не только самым очевидным вещам ("Мне нравится ваша новая стрижка"), но и тому, над чем люди упорно трудятся ("Мне нравится, как солнечный свет попадает на мебель в вашей комнате. Вы, должны быть, тратите многие часы, украшая ее!"), чтобы показать, что вы действительно обращаете внимание.

    • Если вы не чувствуете, что хотите делать комплимент, не делайте это только для того, чтобы казаться хорошим. Но если вы сделаете привычку хвалить людей, вы будете лучше ориентироваться в моментах, когда люди действительно заслуживают комплимент.
  5. Помилуйте вместо победы. Если вы хотите быть милосердным, то помните, что более важно для всех быть счастливыми, чем для вас быть правильным. Вместо того чтобы доказывать свою точку зрения, спорить с человеком рядом с вами (даже если вы уверены, что вы правы), вы должны быть добры к нему, сменить тему или сказать что-то вроде: "Я думаю, мы просто должны согласиться". Проглотить свою гордость не может быть чем-то веселым, но никто и не спорит, что только так можно выглядеть хорошо. В этом нет ничего милосердного, правда?

    • Если у вас действительно есть желание спорить с кем-то или исправлять его, просто считайте в обратном порядке от десяти и скажите себе, что это действительно того стоит. Что вы с этого получите?
    • Если два человека спорят перед вами, будьте добры, измените тему.
  6. Пусть другие люди говорят. Вы действительно постоянно должны выкладывать все, что у вас на уме? Скорее всего, у других тоже есть что сказать, и вы должны позволить им высказать то, что они хотят. Если вы и кто-то еще начинаете говорить одновременно, настаивайте, чтобы ваш конкурент был первым. Задавайте много вопросов, вместо того чтобы говорить о себе, и показывайте, что вы действительно заинтересованы в людях. Люди любят говорить о своих идеях и о себе, и это хорошо признать, вместо того, чтобы воровать чужое внимание.

    • Это не значит, что нужно превратиться в застенчивого тихоню, если это не то, кем вы являетесь на самом деле. Это просто означает, что вы должны позволить другим людям говорить вместо того, чтобы быть самому в центре беседы.
  7. Позволяйте другим быть первыми. Быть милосердным - это говорить "после вас" в прямом и переносном смысле. Если вы хотите быть милосердным, вы должны уступить другому право заказать мороженое, прежде чем вы решили убить свою тягу к шоколаду, или же вы позволить автомобилю развернуться перед вами, даже если вы опаздываете на работу. Это мышление. Другие люди должны идти перед вами, и это действительно не так важно - вы сделаете свой шаг в любом случае, и вы будете более добрым к другому человеку.

    • Это не значит, что вы должны позволять людям идти перед вами все время. Это значит, что вы должны уступить другим, когда это разумно.

    Часть 2

    Разработка милосердных качеств
    1. Будьте скромны. Милосердные люди всегда скромны. Они не хвастаются, насколько они велики или показательны; вместо этого они действуют скромно и ждут других людей, чтобы отметить свои достижения. Они не привлекают к себе всеобщего внимания, они трепещут перед большим и сложным миром, и они не заходят в комнату как, как будто владеют этим местом. Если вы хотите быть скромными, то просто будьте и не хвастайтесь этим.

      • Всегда доверяйте другим людям. Если кто-то говорит, что вы сделали большую работу по проекту, скажите, что вы не могли бы сделать это без помощи других ваших коллег.
    2. Будьте почтительны. Относитесь к другим людям с добротой и уважением, даже если они не всегда этого заслуживают. Будьте пунктуальны, если вы сказали, что собираетесь быть где-то в определенное время. Придерживайте дверь для людей. Не пишите смски своим друзьям и не отвлекайтесь, когда должны полностью сконцентрироваться на другом человеке. Смотрите прямо в глаза, не ругайтесь и относитесь к людям доброжелательно, независимо от их социального статуса или их должности в вашей социальной сети или компании.

      • Относитесь к людям с уважением независимо от того, что они могут сделать для вас.
    3. Будьте тактичны. Это означает не говорить ничего оскорбительного, необычного или просто странного. Тактичные люди думают, прежде чем говорят, и они весьма осторожны, если им нужно сказать что-то неприятное, как если бы они должны были сказать человеку, что у него что-то застряло в зубах. Понимайте, что вы говорите, а также то, как вы это говорите. Это означает, что ваш комментарий может быть неверно истолкован из-за вашего тона или слов, которые вы используете.

      • Используйте тактичные средства. Пользуйтесь словами так, чтобы они не вызвали переполох. Если вы знаете, что гуляете с двумя людьми, которые имеют противоположные взгляды на правление президента, не затрагивайте эту тему в беседе.
    4. Будьте щедры. Щедрые люди способны давать, будь то их время, их деньги или их любовь и доброта. Будьте человеком, который всегда ищет способ помочь другим, говорим ли мы о ваших ближайших друзьях или совершенно незнакомых людях, которые нуждаются в помощи. Развивайте щедрый дух, который всегда ищет путь, чтобы помочь другим людям в совершенствовании и расширении их жизни.

      • Будьте щедрым со своим временем. Конечно, помогать другу очистить квартиру будет не очень приятно, но он оценит вашу помощь, так как он был подавлен этими свалками в квартире после развода.
      • Быть щедрым означает признать возможности, когда вы можете помочь. Ваш больной друг не может сказать, что он был бы очень рад, если бы вы принесли ему куриный суп на обед, но это не значит, что он не будет это ценить.
    5. Учитесь принимать комплименты. Важно правильно принимать комплименты, если вы действительно хотите быть милосердным. Говорите «спасибо» людям за их комплименты и покажите, насколько их слова много значат для вас. Вы не должны преуменьшать их и говорить, что вы этого не заслуживаете; притворяясь чрезмерно скромным, вы можете начать немного раздражать людей. Вместо этого говорите что-то вроде: "Спасибо вам большое за эти слова. Это так много значит для меня".

      • Если вы можете сделать обратный комплимент, это было бы здорово. Например, если кто-то говорит: "Большое вам спасибо за помощь с моим домашним заданием по математике", вы можете сказать: "Это было мне в удовольствие. И спасибо за помощь в английском на прошлой неделе. Это было так полезно".
    6. Критикуйте. Милосердные люди знают, как обращаться с критикой, конструктивная она или нет. Если критика конструктивна, то вы должны видеть в ней ценность, что-то узнать из нее и составить план для изменения или улучшения качества, за которое вас критиковали. И если критика направлена только на то, чтобы вас обидеть, вы можете позволить ей скатиться по спине и быть выше, не говоря в ответ что-то негативное о человеке.

      • Многое в вашем характере может быть выявлено в зависимости от того, как вы будете воспринимать критику. Если вы сразу злитесь и встаете в оборонительную стойку, это показывает, что вы не хотите признавать свои недостатки. Кроме того, вы просто не будете очень добрым.
    7. Будьте благодарны. Добрые люди действуют своим способом, потому что они знают, как посчитать их благословения вместо того, чтобы сосредоточиться на трудностях, с которыми они должны столкнуться. Они точно знают, за что должны быть благодарны, будь то их здоровье, их друзья, их семья, и/или их возможности, и они никогда не забывают ни на секунду любую из этих вещей. Если вы хотите быть благодарны, то вы должны всегда знать, насколько вы должны быть благодарным, независимо от того, какое расстройство или разочарование вы можете почувствовать в любой момент.

      • Если вы действительно чувствуете себя где-то на свалке, это поможет написать список благодарностей. Он может включать в себя все вещи, за которые вы благодарны, и вы можете добавлять к нему пункты всякий раз, когда с вами что-то происходит. Пусть у вас будет время, чтобы прочитать этот список и улыбнуться. Это может заставить вас чувствовать себя более благодарным независимо от того, насколько плох был ваш день.

    Часть 3

    Делайте все возможное
    1. Занимайтесь волонтерством. Подарите свое время людям, которые действительно в нем нуждаются, и помогите сообществу, работая на кухонной раздаче, библиотеке, приюте для бездомных или в другом месте, где вы можете помочь нуждающимся. Делайте это, по крайней мере, один раз в неделю и посмотрите, сколько всего вы можете сделать для окружающих вас людей, и как сильно они могут изменить вашу жизнь к лучшему. Вы должны делать это добровольно, потому что вы действительно чувствуете разницу, насколько более добрым вы становитесь, когда видите проблемы, с которыми сталкиваются другие.

      • Вы увидите, что люди, которым вы помогаете, будут помогать вам настолько, насколько вы помогаете им. Волонтерство может заставить вас чувствовать себя более благодарным за все преимущества, которые у вас есть и даст вам свежий взгляд на вещи.
    2. Делайте одолжения другим людям. Если вы действительно хотите быть милосердным, вы должны не только помогать своим друзьям, когда они действительно нуждаются в вас; вы должны говорить им слова благодарности только потому, что они были хорошими друзьями или потому, что вы знаете, что их нужно немного подбодрить. Приготовьте обед для своих друзей, помогите постирать или дайте прокатиться на своей машине до работы, когда их машина сломается. Помогите своей маме помыть пол. Вы будете становиться милосерднее.

      • Если у вас есть хорошие отношения, вы будете получать некоторое одолжение в ответ, и вы будете чувствовать себя счастливым в возвратно-поступательных движениях.
    3. Признавайте свои ошибки. Действительно милосердные люди знают, что они не совершенны и готовы признать свои недостатки. Независимо от того, сказали ли вы что-то обидное другу или испортили что-то на работе, важно признать тот факт, что вы не совершенны, и поставить себе цель – улучшиться себя в следующий раз. Гораздо важнее признать свои недостатки, чем отрицать их, чтобы сохранить свое лицо и выглядеть жестким. Конечно, это будет неприятно, но вы будете более добрым, а люди вокруг станут уважать вас больше, если вы будете признавать свои ошибки и извиняться за них.

      • Когда вы приносите свои извинения, убедитесь, что вы искренни и действительно имеете в виду то, что люди вокруг вас думают, а не извиняетесь просто для того, чтоб закончить тему.
    4. Напишите на открытках «спасибо». Отправить людям такие открытки - еще один замечательный способ показать вашу признательность. Скажите «спасибо» вашим преподавателям, коллегам или другим важным людям, которые улучшают вашу жизнь и делают это привычкой. Вам даже не нужно быть настолько формальным: поблагодарите ваших лучших друзей, вторую половинку или даже соседей за помощь в трудное время. Попробуйте отправлять, по крайней мере, одну открытку с благодарностью каждый месяц, и вы будете еще более осведомлены обо всем, за что вы должны быть благодарны.

      Покажите людям, что вы действительно заботитесь о них. Это заставляет людей чувствовать себя важными. Получайте хорошие оценки, чтобы показать учителям, что вы уважаете их и следуете их хорошим правилам обучения. Следуйте советам своего родителя о том, что делать и слушайте их мнение. Делайте вещи, которые заставляют вас и других людей чувствовать себя великолепно. Они будут чувствовать себя важными, потому что вы нашли время, чтобы учиться у них.

    • Улыбайтесь и цените все вокруг вас.
    • Предлагайте помочь младшим братьям и сестрам с их домашним заданием, утешайте их, когда им грустно, или играйте с ними, когда им скучно. Они по достоинству оценят это и будут поддерживать с вами добрые отношения.
    • Уважайте своих друзей. Ваши друзья заставляют вас чувствовать себя на подъеме. Старайтесь изо всех сил благодарить их или чаще собирайтесь вместе, чтобы стать ближе к ним.
    • Если это день рождения вашего родителя, подготовьте подарок и сделайте специальную открытку, чтобы показать, как вы заботитесь о них и что вы нашли время отложить свои дела и отпраздновать их праздник.

    Предупреждения

    • Если вы когда-нибудь ругаетесь со своими родителями, слушайте их мнение и пробуйте учиться на своих ошибках. Никогда не кричите и не обвиняйте их в том, что они губят вашу жизнь.
    • Никогда не лгите, чтобы выйти из ситуации. Делайте свою работу и пусть люди знают, что вы честный человек. Обязательно говорите правду в любой ситуации.

В нынешнем обществе мы все больше можем наблюдать жестокость, несправедливость и зло. Многие перестают помнить о таких важных вещах, как милосердие и доброта. Необходимо остановиться хотя бы на секунду и вспомнить, что мы прежде всего люди, и нужно относиться друг к другу по-человечески. Важно понять и осознать, что же такое милосердие, сострадание и справедливость. А также узнать, для чего эти качества нужны человеку.

Определение милосердия

Не так просто ответить на вопрос: «Милосердие - это что?» Ответ приходит не сразу. А все потому, что люди думают о разнообразных проблемах и путях их решения, а вот о главном забывают.

Милосердие - это проявление любви к ближнему. Так пишут во многих книгах. Но ближние - это не только родственники и друзья, это абсолютно все люди, которые вас окружают. Необязательно проявлять «любовные» чувства, достаточно элементарного уважения к окружающим. И тогда мир для вас преобразится. И вы поймете, что бабушка-соседка не такая уж и противная, и с продавцами на рынке можно нормально разговаривать. Несите добро в мир. Еще можно сказать, что милосердие - это своего рода доброжелательность, желание помочь, ничего не требуя взамен. Эти качества присущи каждому человеку, просто нужно найти их в себе.

Некоторые люди уверены, что это совсем неуместные характеристики, и сегодня они никому не нужны. Но стоит попробовать быть чуточку добрее, уважать людей и помогать им, если они в этом нуждаются. И тогда вы заметите, что окружающие отвечают вам тем же, мир вокруг вас преобразится. Милосердие - это путь к вершинам.

Для чего нужно милосердие

Чтобы разобраться, для чего необходимо милосердие, стоит разобраться, что входит в это понятие. Такое качество можно назвать высшим проявлением человечности. Вы же не задумываетесь, для чего нам нужна любовь, дружба. Все и так понятно. А вот о необходимости милосердия стоит задуматься очень серьезно. Но требуется оно для того, чтобы оставаться человеком.

Полезно вспомнить то, что все-таки присутствовало милосердие на войне, - это неоспоримый факт. Конечно, это не однозначное утверждение, бывали самые разные случаи. Но никто не станет отрицать, что солдаты не убивали женщин и детей, даже иногда освобождали их, не нападали со спины, давали шанс своему противнику на медицинскую помощь и отдых. Так почему же милосердие на войне было, а в современном обществе его почти нет? Стоит задуматься и обратить внимание, сколько неприятных событий творится в мире. Менять ситуацию нужно прямо сейчас, и начать лучше с себя.

Что общего у сострадания и милосердия?

Нередко люди задаются вопросом: «Милосердие и сострадание - это одно и то же?» В какой-то степени эти человеческие характеристики схожи, но различия все-таки есть. Милосердие, как общее чувство, включает в себя сострадание, хотя это немного другое понятие. Так как же связано милосердие и сострадание? На самом деле, они не могут существовать друг без друга.

Что такое сострадание

Для начала стоит понять, что сострадание - это не жалость, которая представляет собой минутное чувство. Может быть жалко брошенного щенка или котенка, раненую птичку. Сострадать же означает проживать вместе с человеком его горе, разделять его с ним. Например, человек, который ухаживает за своим близким родственником, вместе с ним переживает улучшения состояния и новые приступы болезни. Его плохое состояние в прямом смысле отражается на самочувствии того, кто сострадает. Это чувство не требует никакой платы, благодарности, оно безвозмездное. Это своеобразный свет, который исходит изнутри человека и согревает того, кого поглотило горе. Чувство сострадания должно быть абсолютно бескорыстным. И только тогда оно станет истинным и искренним.

Для чего нужно сострадание

Сострадание необходимо нам в той же степени, что и милосердие. Разве вы не хотите жить в мире, полном улыбок, счастья, хорошего настроения? Человек, пораженный горем, неспособен улыбаться. Верните ему веру в жизнь - разделите с ним его горе. Те силы, которые уйдут на оказание помощи, борьбу за счастье другого человека, вернутся к вам в двойном размере. Делая добро, человек чувствует прилив бодрости и теплоту. Начать преображение серого, унылого, бесчувственного мира можно прямо сегодня, не откладывая.

Что такое справедливость

Есть еще одно качество, которое необходимо человеку и миру, в котором мы живем, - это справедливость. Во многих учебниках и статьях можно прочитать о том, что справедливость и милосердие - это абсолютно противоположные понятия. И вы можете согласиться с этим. Ведь как можно быть справедливым, но милосердным? Оказывается, можно.

Справедливость и милосердие прекрасно дополняют друг друга, но не все люди это помнят. Тем, кто считают такое сочетание качеств невозможным, будет полезно ознакомиться с примерами, доказывающими обратное. Продавцы отпускали товар людям, у которых не хватало денег, взамен на оказание небольших услуг: помыть пол или расставить продукты. Таких ситуаций может быть огромное множество, но вывод один - справедливость и милосердие могут сосуществовать вместе.

Для чего нужна справедливость

Справедливость необходима для того, чтобы избежать хаоса в мире. Каждый человек должен получать то, чего он добился и что заслужил. Люди, которые живут по справедливости, знают, что нужно бороться и идти к поставленной цели в жизни, а не ждать счастливого поворота судьбы, пока желаемое само придет к нему. Справедливо следует относиться ко всем окружающим. Тогда и мир ответит тем же - таковы естественные законы жизни. Справедливость предполагает честность: не следует обманывать и лгать людям. Стоит помнить, что, прежде всего, в эти моменты вы лжете самому себе. Будьте честными в первую очередь с собой, а потом и с окружающими.

Справедливость к себе

Это качество подразумевает адекватное восприятие действительности. Человек должен понимать, что он получит столько, сколько вложит. Не нужно ждать манны небесной или надеяться на помощь других людей. Только прилагая усилия, человек сможет взойти на вершину и добиться успеха.

Люди, которые несправедливы по отношению к себе, вряд ли смогут хорошо и правильно относиться к окружающим. Поэтому все изменения нужно начинать с себя.