7058 год от сотворения мира. Что значит "звёздный храм" и "сотворение мира" в славянском летоисчислении "от смзх"

Есть в хронологии такое понятие как эра . Дело в том, что каков бы ни был календарный год, он должен иметь порядковый номер, то есть отсчитываться от какой-либо начальной даты - основы летосчисления.

Собственно, сам термин эра, как считается, это аббревиатура следующей фразы: «ab exordio regni Augusti», т. е. «от начала царствования Августа» (aera - эра).

В связи с этим заметим, что эра может быть реальной - это когда счет лет идет от какого-либо реального события, например, от начала царствования, или фиктивной - это когда счет лет идет от какого-либо мифического события, например, от сотворения мира.
До тех пор пока счет последователен, это не играет никакой роли.

Одну такую эру мы знаем - христианскую эру, или систему летосчисления от Рождества Христова .
Она была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н. э. Тогда использовалась так называемая эра Диоклетиана, т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана.
Дионисий каким-то образом рассчитал, что год рождения Христа имел место за 284 года до начала эры Диоклетиана, или, другими словами, приравнял начальный год царствования Диоклетиана к 284 г. христианской эры. Эра Дионисия была принята во всей христианской Европе.

Совсем не так обстояло дело в России. Поскольку христианство пришло к нам из Византии, оттуда же пришла к нам и византийская система летосчисления от сотворения мира . Эта система использовалась в России вплоть до 1700 года, пока указом Петра I Россия не была переведена на христианскую эру.

Согласно византийской системе летосчисления, от сотворения мира до рождества христова прошло 5508 лет. Год в ней, так же как и в христианской системе, был построен на базе юлианского календаря.

Казалось бы, если разница только в точке отсчета, то перевод между эрами тривиален, но на самом деле в древней Руси до конца XVII века новый год начинался не с января, как в христианской эре, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). То есть, до указа Петра I существовало параллельно аж два календарных стиля: мартовский, согласно которому новый год приходился на 1 марта, и сентябрьский, с новым годом, наступающим 1 сентября.

Разные стили немного меняют способ расчета, так как в мартовском стиле новый год отстает на два месяца от нового года христианской эры, а в сентябрьском стиле, наоборот, опережает новый год христианской эры на четыре месяца. Поясним это на примере.

Предположим, указан март 7100 года по «мартовскому стилю». Это соответствует (7100-5508=1592) марту 1592 года от Рождества Христова.
Если же указан февраль 7100 года по «мартовскому стилю», то есть практически конец года, то он будет соответствовать февралю 1593 года от Рождества Христова.

Теперь рассмотрим сентябрь 7100 года по «сентябрьскому стилю». Это соответствует сентябрю 1591 года от Рождества Христова, а вот февраль 7100 года по «сентябрьскому стилю» соответствует февралю 1592 года.

При этом при датировке событий в летописях, естественно, не указывалось, какой «стиль» используется. Впрочем, существует масса логических приемов, помогающих исследователям установить используемый в летописи стиль. Также известно, что с конца XV века сентябрьский стиль практически вытесняет мартовский (действительно, зачем равняться на Рим). К тому же у мартовского стиля было еще две модификации - ультра-мартовский и цирка-мартовский стили, но в такие дебри мы уже лезть не будем.

Собственно, калькулятор ниже переводит даты из нашей эры в древнерусскую (византийскую), и служит больше для развлечения. Задача обратного перевода, нужная для правильной датировки летописей, как было показано выше, более сложна и требует анализа контекста для определения используемого в летописи стиля.

Заключительное слово о месяцах - поскольку в основе лежал древнеримский (юлианский) календарь, то в наиболее ранних источниках названия месяцев встречаются в форме, наиболее близкой к латинскому прообразу, еще не приобретшие русифицированную форму, например, иуний, иулий, аугуст и так далее.

Современное летоисчисление мировым сообществом ведется по Григорианскому календарю, ведущему учет лет от Рождества Христова. До этого у каждой значительной территориально-этнической группы существовал свой учет дат, имеется и славянский календарь от сотворения мира, бывший в ходу на Руси в допетровские времена.

Рождество Христово представлялось главным событием, определившим ход мировой истории, именно от него начался отсчет времени новой эры. То, что мы называем сейчас «старым стилем» летоисчисления — это всего лишь старый вариант того же христианского календаря, или Юлианского, на территории России бывшего в ходу вплоть до 1918 года. Мы ежегодно вспоминаем о дате по «старому стилю», когда встречаем «старый» Новый год. Даты церковных праздников в Православии также определяются по Юлианскому календарю.

А еще мы следим за сменой лет по Японскому, Китайскому, Тайскому календарях. Это наследие нашей общей человеческой культуры и это нужно помнить. Но почему же так быстро было забыто летоисчисление и календарь славян?

Как велось летоисчисление у древних славян

Древнейшей традицией летоисчисления славянских народов считается Даарийский Круголет Числобога, бывшей в ходу на Руси еще не так давно. Переход на новый календарь был осуществлен великим российским реформатором Петром I, который указом ввел начало нового исчисления начиная с 1 января 1700 года, повелев ввести светское празднование Нового года. Старый календарь был вытеснен из обращения насильственным путем, сейчас он в ходу только у Староверов, исповедующих традиции Инглиизма, считающейся самой древней славяно-арийской верой.

Переход на «европейский» календарь был выгоден с точки зрения интеграции в европейское сообщество. Но Петр I был решительным реформатором, для ускорения процесса он использовал жесткие меры, решительно отсекая все, что сейчас принято называть «пережитками прошлого». Вместе с пережитками ушло в практически забытье и пять с половиной тысяч лет нашей истории.

В тот год на Руси шло Лето 7208 от Сотворения Мира в Звездном Храме. ‘’Но нужно четко понимать, что славянский календарь от сотворения мира ведется не от мифического или предполагаемого сотворения мира Богом или Творцом. Речь идет о вполне реальном событии, имевшем место в году 5508 до Р.Х. В тот год, год «Звездного Храма» по Круголету Числоборга, был подписан мирный договор («Сотворен Мир») после победы Державы Великой Расы (территория современной России) над империей Великого Дракона (Китаем). ‘’

Нам с тех давних и славных времен достался в наследие символ — всадник на белом коне, копьем поражающий дракона, один из наиболее почитаемых символов на Руси. В христианской традиции этот символ связывают с именем святого Георгия Победоносца.

От какого события ведется летоисчисление?

Изменение способа летоисчисления всегда начинается от значительного эпохального события. Таким было подписание мирного договора между двумя великими державами. А как велось летоисчисление до этого? От других ранних значительных событий, с указанием этого события. Так, когда совсем недавно началось третье тысячелетие Новой эры, то по другим привязкам можно определить это как даты, например:

  • 2004 год от Р.Х.;
  • 7512 лето от Сотворения Мира в Звездном Храме;
  • 13012 лето от Великого Похолодания;
  • 111810 лето от Великого Переселения из Дарии;
  • 142994 лето от периода Трех Лун;
  • 604378 лет от Времени Трех Солнц.

С привязкой к современной хронологии и официальному историческому периоду, эти даты выглядят поистине фантастически. Но нужно помнить, что древнее культурное наследие Земли имеет письменные и материальные памятники, включая Славяно-Арийские Веды, которые упоминают еще более длительные исторические периоды времени.

Понимать их буквально или пытаться пересчитывать на сегодняшнее летоисчисление с учетом (возможного) изменения периода обращения Земли или наклона ее оси, это вопрос археологических и палео-астрономических исследований.

Какова роль Кирилла и Мефодия

Вести календарь, вполне очевидно, можно только в письменном виде. Иначе невозможна передача такого объемного массива информации. Письменность на Руси, конечно, существовала и в допетровские времена, причем Петр, вскоре после реформы календаря, предпринял и реформу письменности. Но нас интересует письменность до периода Кирилла и Мефодия. Роль греческих монахов в данном случае, весьма вероятно, несколько переоценена. Их задачей было упрощение и универсализация распространения библейских текстов, с этим они вполне справились, переработав древнеславянский алфавит, удалив уникальные дифтонги и добавив древнегреческие символы.

Что касается календаря, то в славянском летоисчисления для написания цифр использовались буквы. ‘’Сейчас у большинства славянских народов в написании и произношении символов есть свои собственные нюансы, но «день рождения славянской письменности», связанный с ежегодными днями «Кирилла и Мефодия», правильнее было бы называть иначе. Ведь славянская письменность существовала и до того, а их заслуга, как реформаторов, скорее, в попытке объединения разобщенных к тому времени славянских народов. ‘’

Древнеславянское исчисление в современности

История, как известно, не приемлет сослагательного наклонения. Нельзя рассуждать о том, чтобы было, и как бы повернулся круг, если бы Петр не обрубил решительно все вековые славянские традиции и уничтожив древний календарь славян. Бытует мнение, что исчисление событий, произошедших до 1700 года, требуется вести по той системе исчисления, в которой они происходили.

Или с указанием дополнительной даты, как, например, до сих пор используется при датировании событий до 1918 года (реформа по переходу на Григорианский календарь). По крайней мере, это могло быть обозначено в учебниках истории или специализированной литературе. Несколько знаменательных дат для примера:

  • Ледовое побоище на Чудском озеро произошло в 1242 году, а на Руси в это время шло лето 6759;
  • Крещение Киева относят к 988 году Р.Х., в то время как шло лето 6496.

Это вовсе не значит, что следует все даты пересчитывать в эпоху от Сотворения Мира в Звёздном Храме, но нужно помнить свое культурное наследие и им гордиться.

Заметка: если вам нужен качественный преобразователь 220 на 100 вольт для подключения специальной аппаратуры, тогда купить его вы сможете на сайте www.toroidy.ru по выгодной цене.

Ну вот еще несколько постов и размышлений о календаре с форума Древлеправославне

Dmitry91477 06.10.10 01:54

Откуда пошло, что у нас сейчас 7519 год, а у жидов 5771? И второй вопрос - почему у нас год совпадает с языческим?

Константинопольская эра, византийская эра, древнерусская эра, «от Адама», ультрамартовский стиль - система летоисчисления «От сотворения мира», которая православными теологами относилась к пятнице - шестому дню творения, вычисленному согласно Септуагинте как 1 марта 5508 год до н. э., а впоследствии как суббота 1 сентября 5509 г. до н. э. Начиная с VII века постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской Империи и во всём православном мире, например, в Сербии и Болгарии. Использовалась, в частности, в русских летописях (с некоторыми погрешностями в 1-2 года, связанными с датами первого дня нового года и другими проблемами), а также вообще на Руси до календарной реформы Петра I в 1700 году.

Алексей Рябцев 06.10.10 16:21

Привожу вступление к одной из своих статей (статья написана весной 2009 г.; поэтому все примеры относятся к 2009 г.).

Писатели (христианские и иудейские), жившие во времена раннего Христианства, предприняли много попыток согласовать Библейскую хронологию с современными им событиями.
Было создано около 200 эр, по которым от Сотворения мира до Рождества Христова насчитывалось от 3483 до 6984 лет. Чаще всего считалось, что от Сотворения мира до Рождества Христова прошло 5500 лет.
Это вытекало из следующих текстов:
- «Псалтырь»: «…ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний…»;
- «Второе послание Апостола Петра»: «…у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день…»;
- «Талмуд»: «…шестидневное число творения мира было для свидетельства и означения, что мир продолжится 6000 лет…».
Поэтому считалось, что раз Адам сотворен в середине 6-го дня Творения, то Мессия должен придти по прошествии 5500 лет от Сотворения мира.
Соответственно христиане утверждали, что так оно и произошло. А иудеи в противовес им заявляли, что к началу «нашей эры» прошло всего 3760 лет. И поэтому Господь Бог и Спас наш Исус Христос – не Мессия.
Обе стороны приводили в доказательство тексты Библии. Но греческий и еврейский тексты Библии различаются в счете лет.
По греческому тексту: Адам до рождения Сифа жил 230 лет; Сиф до рождения Еноса жил 205 лет; Енос до рождения Каинана 190 лет; Исус Навин правил 32 года; царь Кир правил 32 года.
А по еврейскому тексту соответственно: 130 лет; 105 лет; 90 лет; 14 лет; 9 лет.
К тому же со времени вавилонского пленения счет лет прекращается. Что давало возможность еще более произвольных толкований.

Алексей Рябцев 06.10.10 16:22

После того, как способ расчета дат Христианской Пасхи стал привычным и общеупотребительным, был определен год Сотворения мира. Надо сразу отметить, что этот год начинался первого марта, ибо Сотворение мира произошло в марте. В древности (в том числе и на Руси) Новолетие праздновали в марте. В пасхальных расчетах тоже неявно подразумевается, что год начинается в марте. Далее по тексту (если не будет оговорено иное) будет всегда иметься в виду год, начинающийся с 1-го марта.
В основе расчета даты Пасхи лежат два цикла: солнечный (28 лет) и лунный (19 лет). Каждый год имеет свой номер в каждом из этих циклов (эти номера называются «круг Солнцу» и «круг Луне»). Например, нынешнее 7517-е лето от Сотворения мира (2009-й год «н. э.») имеет «круг Солнцу 13» и «круг Луне 12». В следующем году будет «круг Солнцу 14» и «круг Луне 13». Если в каком-нибудь году будет «круг Солнцу 28», то в следующем за ним будет уже не 29, а 1. То же самое и с «кругом Луне 19»: за ним следует не 20, а 1. Сочетания этих двух номеров дают неповторяющиеся за человеческую жизнь пары. Повторение каждой пары номеров будет только через 532 года (28×19). Промежуток в 532 года, начинающийся годом, имеющим «круг Солнцу 1» и «круг Луне 1», и заканчивающийся годом, имеющим «круг Солнцу 28» и «круг Луне 19», называется «Великим Индиктионом».
В каждом из этих 532-х лет дата Пасхи жестко закреплена за конкретным числом Юлианского календаря. Составив расписание дат Пасхи (Пасхалию) на 532 года, можно больше не беспокоиться: в следующем Великом Индиктионе даты Пасхи повторятся точно в том же порядке.

Алексей Рябцев 06.10.10 16:23

«Круг Солнцу» связан с Юлианским календарем, в котором 3 года подряд простые (по 365 дней), а четвертый – високосный (366 дней). Чтобы согласовать цикл в 4 года с 7-дневным недельным циклом, и создан цикл в 28 лет (7×4). Через 28 лет дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря (в новом «григорианском» стиле всё сложнее…). Например, календарь 1981-го года имел точно такой же вид, как и календарь 2009-го.
То есть «круг Солнцу» показывает, на какие дни недели выпадают соответствующие числа месяцев года.
«Круг луне» предназначен для согласования лунных фаз (новолуния, полнолуния и т.д.) с датами Юлианского календаря. Основывается он на том, что 19 солнечных лет (19×365,2422=6939,6018 суток) почти точно равно 235-и лунных месяцев (235×29,53059=6939,6887 суток). Лунный месяц – это промежуток между двумя новолуниями. Через 19 лет лунные фазы (полнолуния, например) лягут на те же самые числа Юлианского календаря (на длительных промежутках времени это не соблюдается: - накапливается ошибка). Речь идет, разумеется, о средних значениях. Реальные даты лунных фаз из-за сложности движения Луны могут отклоняться от средних значений. Например, реальное полнолуние в Москве в апреле 1990-го года было 10-го числа (нового ст.) в 06 ч. 19 м., а в 2009-м году (через 19 лет после 1990-го) – 9 апреля (нового ст.) в 17 ч. 55 м..
То есть «круг Луне» показывает, какие лунные фазы приходятся на конкретные числа года. Вернее, «показывал», поскольку к настоящему времени накопилась большая ошибка.

Отправлено: 06.10.10 16:24

Кроме солнечных и лунных циклов существовал (и существует) 15-летний индиктовый цикл. Он работает так же, как и лунный и солнечный циклы. Например, в сентябре 2008 года наступил «индикт 2». А в сентябре 2009 года наступит «индикт 3» . А после «индикта 15» будет опять «индикт 1». Индиктовый цикл с расчетом Пасхи не связан. Когда-то он использовался при переписях населения и сборе налогов.
Долгое время даты обозначались многими способами: по правителям («от Диоклетиана», «от Августа», «во время такого-то консула»), по Олимпиадам и т.д.. Потом стали использовать «круги Солнцу», «круги Луне» и «индикты», пользуясь тем, что три эти номера дают уникальные комбинации неповторяющиеся на протяжении 7980 лет.

Еизбежно должен был стать вопрос о введении универсальной шкалы счета лет, которая связала бы воедино даты событий библейской и современной истории.
Как уже было выше сказано, было предпринято множество попыток установить единый счет лет. Одна из этих попыток и привела к установлению узаконенного в Православии счета лет от Сотворения мира.
Этот счет был получен следующим образом:
Например, в текущем 2009-м году: «круг Солнцу 13», «круг Луне 12», «индикт 2». Предполагаем, что при Сотворении мира эти числа были: «круг Солнцу 1», «круг Луне 1», «индикт 1».
Чтобы узнать, сколько лет прошло от Сотворения мира, нам надо найти целые значения неизвестных X, Y, Z, Q следующей системы уравнений:

28×X+13=19×Y+12=15×Z+2=Q

X - это число солнечных циклов, прошедших от Сотворения мира до текущего цикла (а в нем, как мы знаем, идет 13-й год, поэтому-то и прошло 28×X+13 лет);
Y - это число лунных циклов, прошедших от Сотворения мира до текущего цикла (а в нем, как мы знаем, идет 12-й год, поэтому-то и прошло 19×Y+12 лет);
Z - это число индиктовых циклов, прошедших от Сотворения мира до текущего цикла (а в нем, как мы знаем, идет 2-й год, поэтому-то и прошло 15×Z+2 лет);
Q – это искомый номер года.

Путем несложного подбора получаем следующие минимальные значения неизвестных:

28×268+13=19×395+12=15×501+2=7517

Значит, наш год – 7517-й от Сотворения мира (2009-й н.э.) (по Православной традиции)

14 сентября по новому стилю Православная Церковь отмечает новолетие, или начало нового богослужебного года. Согласно принятому в Византии и допетровской Руси летоисчислению, начинается 7519 год от сотворения мира. Как возникло и попало на Русь это летоисчисление? Как рассчитали дату сотворения мира? Как праздновали сентябрьский новый год в старину?

19 декабря 1699 года царь Петр I подписал указ "О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира". Так Россия перешла на принятое в Европе счисление лет, хотя до 1918 года между российским юлианским и европейским григорианским календарем оставалась постоянно увеличивающаяся разница, сейчас составляющая 13 дней — потому и сейчас в январе мы, помимо официального, празднуем и "старый новый год". Но наши предки, жившие до Петра, праздновали новый год 1-го сентября (но новому стилю — 14-го), причем начало летосчисления относилось на 5509 год до нашей эры. Этот календарь, вместе со старым стилем, до сих пор признается Православной Церковью — именно в сентябре начинается годовой цикл богослужений

Летоисчисление от сотворения мира пришло на Русь из Византии вместе с православием. Причем как на Руси, так и в Византии началом года в разное время считались 1 марта и 1 сентября, из-за чего современные историки часто сталкиваются с путаницей в летописных датах.

Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. Наряду с этой эрой существовали и другие — римские, александрийские, еврейские и многие другие, в которых дата сотворения мира отличалась от константинопольской на сотни, а то и тысячи лет. Дело в том, что Библия не содержит точных датировок, и рассчитать время жизни Адама можно либо по генеалогиям, либо по пророчествам. Но в генеалогиях слово "сын" может означать и отдаленного потомка, а пророчества могут толковаться разными способами. К тому же, в те времена и не столь отдаленные события датировались неоднозначно. К примеру, общепринятую сейчас дату Рождества Христова рассчитал монах Дионисий только в 525 году, причем большинство современных ученых считают, что он ошибся на 4 или 5 лет. Что уж говорить о в буквальном смысле доисторических временах!

Православное летоисчисление часто является объектом насмешек атеистов: "Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что Земля миллион лет стоит, а не как в Законе Божьем — пять тысяч?" (Николай Островский, "Как закалялась сталь"). Но, по мнению византийцев, в 5509 году до н. э. произошло не начало, но завершение творения мира. То есть, в этом году был создан Адам и началась человеческая история. Дочеловеческую историю, шесть дней творения, это летоисчисление не рассматривает — ведь "для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день".

Византийцы относили на VI тысячелетие до нашей эры начало истории человечества, что не так уж и сильно расходится с современными представлениями. Археологи датируют наиболее ранние раскопки первых цивилизаций, первые города, про которые можно сказать, что они были построены людьми в современном понимании этого слова, а не пещерными троглодитами, VII-IX тысячелетиями до н. э. Так что если византийцы и ошибались с возрастом человеческой цивилизации, то в пределах допустимой для их времени погрешности, а вовсе не на порядки.

Впрочем, в средневековой Византии, да и на Руси, в повседневной жизни летоисчисление от сотворения мира практически не использовалось. Византийцы, а за ними и русские, считали годы либо от начала правления очередного императора или князя, либо по индиктам — 15-летним периодам, начинавшимся также 1 сентября.

Так, наступающий год они бы назвали 3-м годом правления Дмитрия Медведева или 4-м индиктом (начало цикла индиктов — это кратные пятнадцати годы от сотворения мира). Год же от сотворения мира добавлялся к этой датировке только в летописях или официальных документах, и то отнюдь не всегда — в повседневной жизни номер года в 15-летнем цикле обычно не требовал уточнения, так же, как мы часто говорим "10-й год", не уточняя, что он 2010-й.

Почему же первым днем года в счете как от сотворения мира, так и по индиктам, было принято 1 сентября? По одной из основных версий, эту дату ввел первый христианский император, святой равноапостольный Константин Великий в 312 году, в противовес летосчислению языческого Рима, в котором новый год праздновался 1 марта (в память об основании Рима Ромулом и Ремом). По указу Константина 1 сентября, с окончанием основных полевых работ, проводилась оценка имений, определялись размеры налогов. Именно тогда был введен цикл пятнадцатилеток-индиктов, изначально носивший прикладной экономический характер.

Впрочем, традиция праздновать новый год 1 марта также сохранялась в Византии до Х, а на Руси — даже до XV века.

В день сентябрьского новолетия Церковь вспоминает следующий евангельский эпизод. Христос, вернувшись в Назарет из пустыни, где Его искушал дьявол, прочел перед собравшимися в синагоге пророчество из книги Исайи:

"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное".

Это было начало проповеди Христа перед народом, потому и проводится аналогия между "летом Господним благоприятным" и наступлением очередного нового года.

В Византии и допетровской Руси существовал особый церковный чин "летопроизводства". В городах проходил торжественный крестный ход на центральную площадь, возглавлявший шествие епископ освящал воду, поздравлял и благословлял народ. В Москве XV-XVII века на этот праздник собиралось на Ивановской площади до 30 тысяч человек, к которым выходили с поздравлениями царь и патриарх. В 1598 году в день новолетия венчался на царство Борис Годунов.

После окончания праздничной службы на Руси было принято посвящать дань начала "лета благоприятного" делам милосердия. Беднякам и нищим щедро подавали милостыню, отдавали старую одежду и обувь. Бояре и богатые купцы устраивали сытные обеды для малоимущих, наделяли народ гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

14 сентября по новому стилю Православная Церковь отмечает новолетие, или начало нового богослужебного года. Согласно принятому в Византии и допетровской Руси летоисчислению, начинается 7524 год от сотворения мира. Как возникло и попало на Русь это летоисчисление? Как рассчитали дату сотворения мира? Как праздновали сентябрьский новый год в старину?

19 декабря 1699 года царь Петр I подписал указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Так Россия перешла на принятое в Европе счисление лет, хотя до 1918 года между российским юлианским и европейским григорианским календарем оставалась постоянно увеличивающаяся разница, сейчас составляющая 13 дней - потому и сейчас в январе мы, помимо официального, празднуем и «старый новый год». Но наши предки, жившие до Петра, праздновали новый год 1-го сентября (но новому стилю - 14-го), причем начало летосчисления относилось на 5509 год до нашей эры. Этот календарь, вместе со старым стилем, до сих пор признается Православной Церковью - именно в сентябре начинается годовой цикл богослужений

Летоисчисление от сотворения мира пришло на Русь из Византии вместе с православием. Причем как на Руси, так и в Византии началом года в разное время считались 1 марта и 1 сентября, из-за чего современные историки часто сталкиваются с путаницей в летописных датах.

Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. Наряду с этой эрой существовали и другие - римские, александрийские, еврейские и многие другие, в которых дата сотворения мира отличалась от константинопольской на сотни, а то и тысячи лет. Дело в том, что Библия не содержит точных датировок, и рассчитать время жизни Адама можно либо по генеалогиям, либо по пророчествам. Но в генеалогиях слово «сын» может означать и отдаленного потомка, а пророчества могут толковаться разными способами.

Православное летоисчисление часто является объектом насмешек атеистов: «Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что Земля миллион лет стоит, а не как в Законе Божьем - пять тысяч?» (Николай Островский, «Как закалялась сталь»). Но, по мнению византийцев, в 5509 году до н. э. произошло не начало, но завершение творения мира. То есть, в этом году был создан Адам и началась человеческая история. Дочеловеческую историю, шесть дней творения, это летоисчисление не рассматривает - ведь «для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день».

Византийцы относили на VI тысячелетие до нашей эры начало истории человечества, что не так уж и сильно расходится с современными представлениями. Археологи датируют наиболее ранние раскопки первых цивилизаций, первые города, про которые можно сказать, что они были построены людьми в современном понимании этого слова, а не пещерными троглодитами, VII–IX тысячелетиями до н. э. Так что если византийцы и ошибались с возрастом человеческой цивилизации, то в пределах допустимой для их времени погрешности, а вовсе не на порядки.

Впрочем, в средневековой Византии, да и на Руси, в повседневной жизни летоисчисление от сотворения мира практически не использовалось. Византийцы, а за ними и русские, считали годы либо от начала правления очередного императора или князя, либо по индиктам - 15-летним периодам, начинавшимся также 1 сентября.

Почему же первым днем года в счете как от сотворения мира, так и по индиктам, было принято 1 сентября? По одной из основных версий, эту дату ввел первый христианский император, святой равноапостольный Константин Великий в 312 году, в противовес летосчислению языческого Рима, в котором новый год праздновался 1 марта (в память об основании Рима Ромулом и Ремом). По указу Константина 1 сентября, с окончанием основных полевых работ, проводилась оценка имений, определялись размеры налогов. Именно тогда был введен цикл пятнадцатилеток-индиктов, изначально носивший прикладной экономический характер.

Впрочем, традиция праздновать новый год 1 марта также сохранялась в Византии до Х, а на Руси - даже до XV века.