Плюсы и минусы эмиграции из России: честная оценка. Что стало с русскими из первой волны эмиграции

В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ. Эмигранты сходят с парохода на острове Эллис (штат Нью-Йорк), где в 1910-1930-е годы был крупнейший фильтрационный пункт для эмигрантов из Европы. Сегодня там — музей эмигрантов!

В средневековой России возможность сменить место жительства зависела от его сословного и экономического положения человека. Мощь средневекового государства, сама устойчивость аграрного общества определялась количеством земли и численностью людей, эту землю населяющих. Однако Русь отличала недонаселенность: свободной земли было много, а людей для ее обработки не хватало. Так что вместо эмиграции фактически происходило расширение территории княжеств на ранее незанятые территории северо-востока, куда с юга стекались люди, устрашенные набегами кочевников и привлеченные относительной безопасностью.

Одновременно с перемещением земледельческого населения переселялись и люди военного сословия — княжеские дружинники. Для них основой существования была служба князьям, а смена места жительства не представляла такого потрясения, как для обремененного инвентарем, скотом и семенами пахаря.

В начале XIV века воинские люди покидали разоренные монгольскими завоевателями южные княжества и переселялись на северо-восток — в Москву или на северо-запад — в земли Великого княжества Литовского. Это не было политической эмиграцией — в Литве говорили по-русски, Православная Церковь долгое время не преследовалась, а политической связи с Москвой черниговские или брянские дружинники не чувствовали. С другой стороны, из Литвы на Русь приезжали знатные политические иммигранты — знаменитый Довмонт, потерпевший поражение в борьбе за власть в Литве и нашедший себе место во Пскове, или Андрей, Дмитрий и Владимир Ольгердовичи, сыновья великого князя Литовского.

Новое положение возникает в XV веке по мере объединения русских земель и формирования Московского государства. Если раньше служилый человек мог в установленный срок покинуть службу и «отъехать» к другому князю, то теперь на Руси оставался только один государь — великий князь Московский и всея Руси. Московский государь претендовал на власть над всеми владениями Рюриковичей и отъезд своих подданных во владения прямого конкурента воспринимал как предательство. У князей-выходцев из недавно присоединенных земель такое отношение вызывало внутренний протест.

Ситуация обострилась в середине XVI века, когда Иван Грозный начал укреплять царскую власть деспотическими методами, и привыкшие к личной свободе аристократы превратились в рабов, которых в любой момент можно было пытать и казнить вместе с семьей по воле государя. Часть их не выдерживала и бежала во враждебную Литву, спасая свою жизнь от мнимой или реальной угрозы. Именно в Литву бежал будущий самозванец и бывший дворянин Григорий Отрепьев, который неудачно записался в холопы к поверженным боярам Романовым.

Другое направление эмиграции было южное. Если в XI-XV веках в южнорусских степях безраздельно господствовали сначала половецкие, а потом ордынские ханы, то в XV веке с падением Орды на Дону появились поселения казаков — людей, которые говорили по-русски, но при этом не признавали власти Москвы. В поселения казаков на Дону стекались те, кто не желал признавать над собой власти государства, разорившиеся служилые люди и не выдерживающие тягла крестьяне. На Дону и Волге сформировалась особая культура полуэмигрантов — людей, покинувших Россию, но не желавших терять связи с ней. Однако это не были люди, желающие навсегда покинуть родину, — они просто искали лучшей доли в стороне от властей.

В XVII веке устойчивый поток эмиграции был порожден церковным расколом. Для преследуемого старообрядца не было особой разницы в том, кто именно лишает его старой веры — московский царь, польский король или турецкий султан. Наоборот, во враждебном царю государстве он мог рассчитывать на более благоприятный прием как оппозиционер. В 1685 году группа старообрядцев-поповцев основала слободу Ветка в белорусском Полесье, под властью польского короля. Ветка служила центром притяжения старообрядческой эмиграции и превратилась в 40-тысячный город.

После разгрома Ветки русскими войсками в 1764 году часть старообрядцев переселилась из нее еще дальше, в пределы Австрийской империи. Еще ранее часть старообрядцев ушла в Молдавию и на Дунай, под руку турецкого султана.

В 1708 году, спасаясь от царского гнева, ушли в Турцию донские казаки-некрасовцы — участники разгромленного восстания К. Булавина. Они поселились сначала на Кубани, а затем на Дунае рядом со старообрядцами-липованами.

В 1709 году также под власть Турции и Крымского хана перешли поддержавшие мятежного гетмана И. Мазепу запорожские казаки. Затем часть казаков вернулась, но в 1775 году Екатерина II окончательно упразднила Сечь, и значительная часть казаков также ушла под власть султана, который поселил их на Дунае. Часть этих казаков вернулась в Россию во время победного похода Кутузова в 1811-1812 годах, еще часть — в 1828 году.

Наряду с «низовой» религиозной эмиграцией имела место и эмиграция представителей высших слоев общества. Однако для них ситуация осложнялась тем, что, в отличие от поставивших себя вне российского общества старообрядцев, дворяне были обязаны служить государю, и указ о вольности дворянства тут мало что менял. Эмиграция навсегда запрещалась. Для выезда за границу и даже для брака с иностранцем требовалось получить разрешение императора. Дворянин был обязан вернуться в Россию после истечения пятилетнего срока, если он пребывал за границей, а «невозвращенец» рассматривался как изменник, его владения конфисковывались. Поэтому в большинстве случаев такая фактическая эмиграция оформлялась как временная поездка: так уехал спасавшийся от гнева Павла I граф А. Г. Орлов. В его случае поездка и была временной, и после смены царствования Орлов вернулся в Россию.

Особой формой эмиграции было разрешенное невозвращение русских дипломатов: так, после отставки долгие годы жил в Лондоне русский посол С. Р. Воронцов, а в Вене — А. К. Разумовский.

Если в Европе оседали те, кто выбирал «культурный образ жизни», то в Новый Свет ехали люди, стремившиеся начать жизнь с нуля в новом молодом мире без крепостничества и условностей старого общества — именно таким он представал в описаниях немногочисленных путешественников и художественной литературе XIX века. Но таких эмигрантов-россиян было мало. Когда в 1856 году полковник И. В. Турчанинов решил начать новую жизнь в США, он не стал подавать прошений об отставке, а просто не возвратился из-за границы, и из службы его формально исключили только после двух лет отсутствия.

Однако еще вплоть до середины XIX столетия число прибывающих в Россию неизменно превышало число ее покидающих. И только после реформ 1861 года эмиграция становится массовой. По своему характеру основная ее часть была трудовой или экономической. За 1861-1915 годы Россию с ее аграрной перенаселенностью покинуло 4,3 миллиона человек: крестьян, ремесленников и чернорабочих. Правда, подавляющее большинство дореволюционных эмигрантов сами были иностранноподанными, в основном выходцами из Германии, Персии, Австро-Венгрии и Турции. А большая часть эмигрантов выезжала не из России в ее нынешних границах, а из западных губерний — Украины, Белоруссии, Молдавии, стран Балтии.

Первая мировая война привела к резкому спаду международных миграций (при этом резко возросли внутренние миграции, что связано в первую очередь с потоками беженцев и эвакуированных). Сразу же после Октябрьской революции (1918-1922) из России началась массовая эмиграция (от 1,5 до 3 миллионов человек) самых различных социальных групп российского населения, часть которой была принудительной.

Следующий этап эмиграции из России (1948-1989/1990) — эмиграция периода холодной войны, когда уехало примерно 1,5 миллиона человек. Выезжали в основном в Германию, Израиль и США.

В 1991 году президентом СССР Горбачевым был принят закон о порядке въезда и выезда из СССР советских граждан, и с этого момента, по сути, впервые в истории России эмиграция становится легальной. По своему характеру и мотивации она похожа на общемировую и определяется в первую очередь экономическим фактором: поиском работы, стремлением к повышению качества жизни.


Введение

1. Эмиграция из Российской империи

2. Эмиграция из СССР

2.1 Первая волна (1918-1923)

2.2 Вторая волна (1941-1945)

2.3 Третья волна (1948--1989/1990)

2.4 Четвёртая волна (1990 -- до Распада СССР)

3. Эмиграция из современной России

Заключение

Список литературы

Введение

Миграции (лат. migratio, от migro -- перехожу, переселяюсь), или проcтранcтвенное пeрeмещение насeления, являются oдним из вeсьма слoжных историкo-демoграфических фeнoменов, опрeделяющих собoй мнoгие черты соврeменной общeственной, а такжe пoлитической и экoномической жизни.

В контексте демографической науки миграции тождественны механическому движению населения и подразумевают ту или иную разность числа лиц, прибывших на какую-либо территорию, и числа лиц, выбывших оттуда за один и тот же промежуток времени (сальдо миграции). Наряду с соотношением смертности и рождаемости, или естественным движением населения, миграции, или механическое движение населения, являются двумя компонентами, определяющими динамику населения.

Весомым признаком миграции является и их характер - добровольная или принудительная, легальная или нелегальная и т.д. Это особенно актуально для XX века, богатого проявлениями насилия и жестокости, заметно проявившими себя и в миграционных процессах.

Миграции населения связаны, как правило, со сменой места жительства, поэтому подразделяются на: безвозвратную (смена постоянного места жительства), временную (переселение на ограниченный срок), сезонную (перемещение в определённые периоды года). Выделяют и так называемые маятниковые миграции (регулярные поездки к месту работы или учёбы за пределы своего населённого пункта. При этом различаются миграции внутренние, осуществляемые в пределах одного государства (из села в город, межрайонные переселения и другие), и внешние, или международные, подразумевающие пересечение мигрантами государственных границ. Применительно к внешним миграциям отток населения соотноситься с эмиграцией, а приток - с иммиграцией. Кроме того, существуют и такие разновидности внешних миграций как репатриация (возвращение на родину) и оптация (выбор гражданства при изменении государственных границ государства). Но в этой работе мы остановимся на эмиграциях.

Эммиграция (от лат. emigro - выселяюсь)- это добровольный или вынужденный выезд в другую страну для постоянного или временного (на длительный срок) проживания. Эмиграция совершенно не обязательно подразумевает натурализацию и приобретение либо смену гражданства или подданства.

Соответственно, эмигранты - это граждане, добровольно или вынужденно покинувшие родную страну и поселившиеся в какой-либо другой стране. К эмигрантам не относят граждан, живущих за границей по долгу службы, например дипломатов. В число эмигрантов не входят представители научной и творческой интеллигенции, которые уезжают за границу на несколько месяцев и даже лет на учёбу, работу, лечение. Некоторые просто предпочитают время от времени жить или работать за рубежом, но это тоже не эмигранты.

Причины эмигрaции могут быть рaзныe, среди которых: личныe oбстoятeльствa, экoнoмичeскиe, пoлитичeскиe, вoйнa, гoлoд, бeднoсть, политические репрессии, этнические конфликты, природные и экологические катастрофы, воссоединение семьи, трудности в реализации творческих, профессиональных, экономических и других личных и семейных планов в стране проживания. Мотивы эмиграции, естественно, поддаются групповой интерпретации, но всегда в них присутствовал и будет присутствовать личный, сугубо индивидуальный мотив - и нередко решающий.

Итак, начинаем разговор о русской эмиграции.

1. Эмиграция из Российской империи

Русскую эмиграцию принято отсчитывать с XVI века, со времени Ивана Грозного. Установлено, что первым широко известным политическим эмигрантом можно считать князя Андрея Курбского. В XVII в. появились "невозвращенцы" - молодые дворяне, которых Борис Годунов отправил в Европу учиться, но на родину они не вернулись. Тем не менее, до середины XIX века случаи эмиграции были редкостью. И только после Крестьянской реформы 1861 г. выезд за пределы России стал массовым явлением.

При всём при том, такого правового понятия как «эмиграция» в дореволюционном российском законодательстве не было. Переход россиян в другое гражданство запрещался, а время нахождения вне страны ограничивалось пятью годами, после чего следовало ходатайствовать о продлении времени. Если следовал отказ и невозвращение, то человек лишался гражданства и подвергался на родине аресту, ссылке до конца дней своих и лишению имущества.

Дореволюционную эмиграцию правильнее разделить не по хронологии, а по типологическим группам: трудовая (или экономическая), религиозная, еврейская и политическая (или революционная). Эмигранты первых трёх групп в основном уезжали в США и Канаду, а четвёртой - в Европу.

Трудоваяили экономическая эмиграция в дореволюционный период была наиболее массовой. Ее составляли в основном безземельные крестьяне, ремесленники, неквалифицированные рабочие. Всего за 1851 - 1915 гг. Россию покинуло 4.200.500 человек, из которых в страны Нового света, в основном в США, эмигрировало 3.978, 9 тыс. человек, что составляет 94 %. Примечательно, что подавляющее большинство дореволюционных эмигрантов являлись, как правило, проживавшими в России выходцами из других стран: Германии (более 1400 тыс. человек), Персии (850 тыс.), Австро-Венгрии (800 тыс.) и Турции (400 тыс.).

Численность российских эмигрантов, уехавших по религиозным мотивам, составляет примерно 30 тыс. Наиболее крупными потоками эмиграции до 1917 года были члены различных религиозных групп, преследуемых за вероисповедания: духоборы (секта духовных христиан; отвергает православные обряды и таинства, священников, монашество), молокане (секта духовных христиан; отвергают священников и церкви, совершают моления в обычных домах) и старообрядцы (часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона). В 1890-х годах усилилось движение духоборов с целью переселения в Америку. Часть духоборов была выслана в Якутию, но многие добились разрешения на переселение в Америку. В 1898-1902 гг. около 7, 5 тысяч духоборов переселилась в Канаду, многие из них затем переехали в США. В 1905 году добились разрешения на переселение в Канаду и некоторые духоборы из Якутии. В первое десятилетие XX века выехало в США более 3, 5 тысяч молокан, селились они главным образом в Калифорнии. Духоборы, молокане и старообрядцы во многом определяли характер русской эмиграции в Америку в начале XX века. В частности в 1920 году в Лос-Анжелесе из живших там 3750 русских только 100 человек были православными, оставшиеся 97 % являлись представителями разнообразных религиозных сект. Духоборы и старообрядцы на Американском континенте благодаря достаточно обособленному образу жизни, в большей степени смогли сохранить и по сей день русские традиции и обычаи. Несмотря на значительную американизацию жизни и экспансию английского языка они даже и сейчас продолжают оставаться островками России за рубежом

Более 40 % эмигрантов составляли евреи. Эмиграция евреев, значительно усилилась после убийства царя-реформатора Александра II и последовавших за ним еврейских погромов. По поводу выезда евреев было издано Дозволение евреям… (1880), которое разрешало им покидать пределы империи, но наказывало лишением права вернуться обратно. Уезжать стали евреи в основном в Новый Свет, причём многие поселялись в США. Данный выбор не случаен: по американской конституции у евреев были такие же гражданские и религиозные права, как у христиан. Пик еврейской эмиграции из России в США пришёлся на начало XX в. - страну покинули более 700 тыс. человек.

Политическая эмиграция из Российской империи была совершенно немногочисленна и являлась многообразным и сложным явлением, так как включала в себя все краски общественной жизни дореволюционной России. Крайне условно можно разделить историю политической эмиграции до 1917 года на два периода: 1.Народнический, берущий своё начало от эмиграции в 1847 году русского публициста, писателя и философа А.И.Герцена и заканчивающийся в 1883 году образованием в Женеве марксисткой группы «Освобождение труда»; 2.Пролетарский (или социалистический) с 1883 года по 1917 год. Для первого периода характерно отсутствие политических партий с ясно выраженной структурой и малое число эмигрантов (в основном это «представители второго этапа революционного движения»). Второй период политической эмиграции гораздо более массовый и сложнее структурированный, характерен огромным количеством разнообразных групп, обществ и партий (самых что ни на есть настоящих) политических эмигрантов. К началу XX столетия за границами России действовали более 150 российских политических партий. Главной чертой порядка образования этих партий было оформление партий сначала социалистической ориентации, затем либеральной и, наконец, консервативной. Российское правительство пыталось различными способами воспрепятствовать политической эмиграции, пресечь или затруднить ее «подрывную» деятельность за границей; с рядом стран (в частности, и с США) оно заключило соглашения о взаимной выдаче политических эмигрантов, что ставило их фактически вне закона.

Самыми известными российскими эмигрантами дореволюционного времени являются, пожалуй, Герцен, Гоголь, Тургенев (Франция и Германия, 1847-1883), Мечников (Париж, 1888-1916), Ленин, Пирогов и Горький.

Первая мировая война привела к резкому спаду международных миграций, прежде всего трудовых и в особенности межконтинентальных (зато так же резко возросли внутренние миграции, что связано в первую очередь с потоками беженцев и эвакуированных, спасающихся от наступающих войск противника: последующее же их возвращение бывало, как правило, лишь частичным). Она значительно ускорила революционную ситуацию и внесла тем самым свой «вклад» в победу большевиков и левых эсеров. Массовой политическая эмиграция стала после Октябрьской революции. Страну покидали люди, не согласные с приходом к власти большевиков, не имеющие оснований равнять себя с классом, власть которого была провозглашена.

2. Эмиграция из СССР

В целом уже сложилась общепринятая схема деления на периоды российской эмиграции после 1917 года, эмиграции из Советского Союза. Она состояла из четырёх, так называемых эмиграционных «волн», кардинально-отличающихся друг от друга по географической структуре, причинам, продолжительности и т. д.

«Волна» - это не научное понятие, а скорее сугубо образное. Данное понятие широко известно и терминологически сложилось, но в то же время оно с трудом выдерживает нагрузку научного понятия и термина. Их, вероятно, правильнее было бы называть не волнами, а периодами, соответствующими тем или иным хронологическим рамкам; за волнами же следовало бы сохранить несколько иную, более им свойственную нагрузку - всплесков, вспышек или пределов эмиграции.

Поэтому, обозначая в скобках хронологические рамки той или иной волны, нужно помнить о том, что они указывают не более чем на время буквально переселения, то есть на первую фазу эмиграции. Так же имеются и другие фазы не менее значимые, чем первая, и они имеют другие хронологические границы. Например, фаза консолидации эмигрантов, формирования их общественных организаций и прессы и т.д.

экономический эмиграция трудовой

2.1 Первая волна (1918-1923)

Первая волна эмиграции хронологически охватывает период с 1917 года по 1920-е годы. Это, в большинстве своём, военные и гражданские лица, бежавшие от победившей в ходе революции и Гражданской войны советской власти, а также от голода. Эмиграция из большевистской России, по разнообразным оценкам, составляла от 1, 5 до 3 миллионов человек. Основными центрами русской эмиграции первой волны стали Берлин, Прага, Белград, Париж, Константинополь, Харбин, Шанхай.

Данную эмиграцию называют так же Белой эмиграцией, и ясно по какой причине. После поражений Белой Армии на Северо-Западе первыми военными эмигрантами стали являться части армии генерала Юденича, изолированные в 1918 году в Эстонии. После поражений на Востоке следующий центр эмиграционной диаспоры (приблизительно в 400 тыс. человек) образовался в Маньчжурии в Харбине. После поражений на Юге пароходы, которые следовали из черноморских в тылу отступающих деникинских и врангелевских войск, как правило, брали курс на Константинополь, который стал на время «Малой Россией».

Вместе с войсками эвакуировались многие гражданские лица, большей частью из интеллигенции, включая академиков и профессоров, около 30 архиереев и тысячи священников.

В 1922 году к ним присоединилось около 150 представителей высшей культуры России (философы, мыслители, ученые, писатели и поэты), незаконно изгнанные со своей родины и депортированные в Западную Европу без никакого суда ни приговора, по личному приказу Ленина, утверждавшего, что коммунистическое государство «не нуждается ни в философах, ни в математиках», ибо оно может быть управляемо «любой кухаркой». Такие как: Николай Бердяев, Иван Ильин, Сергей Булгаков, Семен Франк и др.

Вся эта огромная масса людей обоих полов, включая стариков и детей, была незаконно лишена своего российского гражданства советской властью, без малейшего судебного решения, указом коммунистической интернациональной тирании от 15 декабря 1921 года.

Таким образом, в мире возникла группа численностью приблизительно в 3 миллиона русских эмигрантов и беженцев, оказавшихся незаконно лишенными своего гражданства. Это обстоятельство вынудило управляющего делами беженцев Лиги Наций, лауреата Нобелевской премии Фритьофа Нансена, создать в 1924 году специальный паспорт, затем прозванный «Нансеновским паспортом», с помощью которого подтверждалось «бесподданство» русских белых эмигрантов.

Среди политических, военных, церковных деятелей, покинувших Россию после 1917 года, были Александр Керенский, Павел Милюков, Василий Шульгин, уцелевшие члены императорской фамилии, Петр Врангель, Александр Кутепов, Антон Деникин, другие представители белого генералитета, церковные иерархи Антоний (Храповицкий), Евлогий (Георгиевский), Вениамин (Федченков) и многие другие.

Эмигрантами стали многие деятели русской науки и культуры. Волна эмиграции разлучила с Россией таких деятелей искусства, как Иван Бунин, Александр Куприн, Марина Цветаева, Константин Коровин, Иван Билибин, Александр Бенуа, Марк Шагал, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и многих других.

Эмигранты первой волны надеялись на скорое возвращение в Россию, ожидая быстрого крушения советского государства. Они считали изгнание своё вынужденным и кратковременным. По этим причинам они стремились жить обособленно, не желая адоптироваться к жизни в тех странах, где они жили. Создавали эмигрантские колонии.

Первая эмиграция была уникальна в количественном и качественном планах. Во-первых, она была самой масштабной эмиграцией, которая произошла в очень короткий период. Во-вторых, она была центром всей эмиграции, исповедовала идею государственности, монархизма, сословность, церковность и частная собственность. В третьих, зарубежная эмиграция сумела сохранить для потомков культурные ценности, разнообразные частные архивы, имеющие бесценное значение для всей России.

2.2 Вторая волна (1941-1945)

Вторая волна эмиграции связана со Второй мировой войной. Её участниками были люди, покинувшие страну в ходе войны (военнопленные, беженцы) и уклонившиеся от репатриации. По официальным данным, количество не вернувшихся на родину перемещенных лиц составило 130 тысяч человек, по оценкам некоторых экспертов - 500-700 тысяч человек.

В годы Великой Отечественной войны большое количество советских граждан оказалось за границей. Для некоторых это было вопреки их собственной воли. Люди попадали из диктатуры коммунистической в диктатуру нацистскую. Захват Германией больших территорий России поставил, находящихся там людей, в тяжёлое трагическое положение. Евреи были убиты, а других вывозили в Германию на принудительные работы. Также люди, боявшиеся репрессий, которые оказались в немецкой оккупации, были вынуждены эмигрировать вместе с немецкой армией за пределы России. Людьми руководило только одно чувство: желание спастись, остаться в живых.

Особенностью эмиграционных процессов этого периода стало, во-первых, то, что значительная часть эмигрантов (в т.ч. и первой волны) уехала из Европы за океан - в США, Канаду, Австралию, Южную Америку; во-вторых, то, что часть "старых" эмигрантов после Второй мировой войны оказалась на территориях, отошедших к СССР или включенных в зону советского влияния.

Можно говорить приблизительно о 5, 45 млн. гражданских лиц, так или иначе перемещенных с территории, принадлежавшей до войны СССР, на территорию, принадлежавшую или контролировавшуюся до войны Третьим Рейхом или его союзниками. С учетом 3, 25 млн. военнопленных, общее число депортированных вовне СССР советских граждан составляло, около 8, 7 млн. человек.

Большое количество людей не дожило до победы, особенно среди военнопленных. Многие репатриировались на родину, а другие остались на Западе, став центром так называемой «Второй волны» эмиграции из СССР.

Вначале войны вскрылось всё болезненное в структуре советского государства. Жестокость сталинского режима по отношению к людям, проживавшим на охваченных немцами территориях СССР, повлекла за собой многочисленный переход людей на сторону врага. Это было величайшей трагедией в истории войн, трагедией большого государства. Люди боялись жестоких репрессий, и негуманного отношения к их судьбам. Жажда мести, стремление к освобождению от сталинского режима вынудило некоторых солдат и офицеров Красной армии к участию военных действий в составе германской армии.

Во «Второй волне» русской эмиграции было немало людей, посвятивших себя творчеству. Поэты: Иван Елагин, Дмитрий Кленовский, Ольга Анстей, Борис Нарциссов; прозаики: Леонид Ржевский, Сергей Максимов. Некоторые из них пережили сталинский ГУЛАГ.

По одной из официальной оценок, сделанных Управлением по репатриации на основании неполных данных к 1 января 1952 года, за границей все еще оставалось 451 561 советских граждан.

Если в 1946 году более 80% невозвращенцев находилось внутри западных оккупационных зон в Германии и Австрии, то теперь же на них приходилось лишь около 23% от их числа. Так, во всех шести западных зонах Германии и Австрии находилось 103, 7 тысячи человек, тогда как в одной только Англии -- 100, 0; Австралии -- 50, 3; Канаде -- 38, 4; США -- 35, 3; Швеции -- 27, 6; Франции -- 19, 7 и Бельгии -- 14, 7 тысячи «временно нерепатриированных». В этой связи весьма выразительной является этническая структура невозвращенцев. Больше всего среди них было украинцев -- 144 934 человека (или 32, 1%), далее шли три прибалтийских народа -- латыши (109214 человек, или 24, 2%), литовцы (63401, или 14, 0%) и эстонцы (58924, или 13, 0%). На всех них, вместе с 9 856 белорусами (2, 2%), приходилось 85, 5% зарегистрированных невозвращенцев. Собственно, это и есть, с некоторым округлением и завышением, квота «западников» (в терминологии Земскова) в структуре этого контингента. По оценке самого В.Н. Земскова, «западники» составляли 3/4, а «восточники»-- только 1/4 от числа невозвращенцев. Но скорее всего доля «западников» еще выше, особенно если предположить, что в категорию «другие» (33528 человек, или 7, 4%) затесалось достаточное количество поляков. Русских же среди невозвращенцев -- всего 31 704, или 7, 0%.

В свете этого становится понятным и масштаб западных оценок числа невозвращенцев, на порядок более низких, чем советские и как бы сориентированных на число русских по национальности в этой среде. Так, по данным М. Проудфута, официально зарегистрированы как «оставшиеся на Западе» около 35 тысяч бывших советских граждан.

Вторая волна эмиграции была многочисленна. Она состояла из «перемещенных лиц» - это оставшиеся на Западе военнопленные и люди, эмигрировавшие из СССР с отступающей армией Гитлера (приблизительно 8-10 миллионов человек). В большей степени виной всему этому стала Великая Отечественная война. Но как бы то ни было, опасения Сталина оправдались и десятки и сотни тысяч бывших советских или подсоветских граждан так или иначе, правдами или неправдами, но избежали репатриации и все-таки составили так называемую «вторую эмиграцию».

2.3 Третья волна (1948--1989/1990)

Третья волна эмиграции хронологически охватывает период конца 1940-х до второй половины 1980-х годов. С третье волной эмиграции из СССР выехали деятели искусства, творческая интеллигенция. Писатели-эмигранты принадлежали к поколению «шестидесятников». Большинство эмигрантов формировались, как писатели во времена хрущёвской «оттепели», они осуждали культ личности Сталина и призывали к возвращению к «ленинским нормам жизни». Можно было говорить о закрытых прежде темах, как ГУАГа, тоталитаризма и об истинной цене военных побед. Но в середине 1960-х годов стала усиливаться идеологическая цензура. Подвергалась ограничению свобода. Начались преследования, аресты. Были сосланы на принудительные работы многие диссиденты. Диссидентское движение и холодная война были причиной того, что многие люди добровольно или принудительно покидали страну. Хотя власти ставили большие ограничения в выезде за границу. Очень многие известные литераторы, художники и учёные были среди тех, кому пришлось покинуть родину. В их числе: Аксёнов, Довлатов, Бродский, Вишневская, Ростропович, Солженицын, Шемякин, Любимов, Барышников, Нуриев, Белоусова, Протопопов и др.

В основе их эмиграции лежали религиозные, национальные, социально-политические факторы. Представители третьей эмигрантской волны почти не нашли языка со своими соотечественниками по эмиграции. В отличие от А. Солженицына, он всегда был близок к дореволюционной России. Диссиденты активно обсуждали между собой будущее России, они организовывали и открывали большое количество эмигрантских газет и журналов. Все эти годы в советской прессе против них велась ожесточённая идеологическая кампания. Писателей-эмигрантов представляли кем угодно: предателями, агентами ЦРУ, людьми без чести и совести. И даже на Московской международной книжной ярмарки изымались книги писателей-диссидентов. Страну покинуло около одного миллиона человек. Большинство эмигрантов выезжали в Израиль, Францию, США и ФРГ, это были диссиденты, которые не являлись евреями. После многих лет в эмиграции часть диссидентов вернулась в страну, и им было восстановлено гражданство. Анализ диссидентской эмиграции или эмиграции творческой интеллигенции значительно сложнее. С их помощью удалось широко пропагандировать правозащитные движения в СССР, издать тысячи документов, рукописей, литературных произведений, запрещённых в Советском Союзе и сделать их достоянием широких кругов западной общественности. Благодаря представителям эмиграции третьей волны создавались иностранные организации для поддержки российских оппозиций. Диссиденты использовались западными спецслужбами в борьбе с «советским режимом и коммунистической идеологией». Многие эмигранты, любившие Россию, верили, что борются за её освобождение.

«Третья волна» российской эмиграции была обусловлена политическими процессами в стране.

2.4 Четвёртая волна (1990 -- до Распада СССР)

После падения «железного занавеса» в условиях демократизации и обновления всех сторон жизни советского общества резко увеличилась эмиграции из Советского Союза. По данным МВД СССР в 1990-м году из страны выехало более 450 тысяч человек. Значительный отток населения за сравнительно короткий период времени получил название «четвёртой волны».

Эта «перестроечная» волна покидающих навсегда русскую родину. Эту волну еще часто называют экономической эмиграцией. Интенсивный поток эмигрантов четвертой волны, во многом определяется политической нестабильностью в стране, распавшейся на независимые государства, в ряде которых имеют место кровавые вооруженные конфликты. Часть эмигрантов покидает отечество в связи с ухудшением экономического положения - в поисках свободной реализации своих сил и способностей, достойно оплаты своего труда, новых возможностей для творчества и предпринимательства.

Можно выделить четыре группы эмигрантов:

а) первая группа - это «элита» - 1% известных ученых, которым за рубежом предлагают лаборатории и институты;

б) вторая группа - те, кто рассчитывает на помощь родственников за границей;

в) третья группа - те, кто сами подыскивают место работы, еще находясь на родине;

г) четвертая группа - те, кто уезжают по принципу «все равно куда, здесь будет еще хуже».

Примерно половина эмигрантов устраиваются работать за границей по специальности. Больше всего уехало физиков, за ними следуют математики, биологи, другие представители точных наук, а также - врачи, лингвисты, музыканты, артисты балета. Все они сравнительно легко адаптируются в новой стране. По экономическим причинам Россию покидают люди, которые просто страдают от материальной нестабильности.

Четвертая волна эмиграции - первая после революции добровольная волна эмиграции. Её отличительной чертой является чёткая географическая направленность в США. Большая часть эмигрантов «четвертой волны», приехавшие из Одессы, Молдавии, небольших украинских городков и местечек - люди невысокой квалификации, без знания языка, предпочитали селиться вместе в районе Бруклина, в Нью-Йорке, устраивались торговцами, мелкими служащими. В таких районах, являющих собой слабые аналоги знаменитых китайских или арабских кварталов столиц всего мира, практически не услышишь английского языка, зато встретишь разнообразные диалекты русского, еврейский, реже украинский языки. Даже негры, живущие в этих районах, и дежурные полицейские знают немало русских слов. Встречаются обитатели этих районов на скамейках бульваров и набережных, и, главным образом, в ресторанах с красноречивыми названиями: «Одесса», «Приморский», «Москва», «Кавказ». Атмосферу этих заведений хорошо передал корреспондент «Московских новостей»: «На стосковавшегося по Родине повеет там неуловимым духом советского общепита; его непередаваемый вкус в цыпленке табака и салате «Столичный» увлажнит слезами небо (повара-то выучки нашей, из кулинарного техникума); а когда грянет ансамбль, советский ВИА, и не станет слышно соседа (да клубы сигаретного дыма, да принесут не то, что заказывал, да обсчитают), то ощущение Родины так сожмет горло, так нахлынут воспоминания… Короче - тем, кому жаль (а кому не жаль?) своей молодости в Советской России (а в какой еще, интересно, она была у всех нас?), надо ехать в любой из двух десятков русских ресторанов на Брайтоне…»

Вообще, историю и быт России ХХ века вполне можно изучать по ресторанам Русского Зарубежья - от парижского «Максима» до Нью-Йоркских «Одессы» и «Кавказа». И не только по ресторанам - по семейному укладу, особенностям речи и психологии, привычкам, традициям, песням, русским книгам. То, что в России выбрасывается наследниками на помойку, в эмиграции чаще всего бережно сохраняется. Так что русская эмиграция - это хранилище и вместилище прошедшей русской жизни.

Однако, далеко не все русские эмигранты четвертой волны ностальгируют по кабакам в своеобразных русско-еврейских гетто Америки. Небольшая, но очень активная и наиболее квалифицированная часть - программисты, врачи, ученые - растекаются по всей Америке (предпочитая университетские городки, лаборатории, библиотеки, научно-исследовательские центры Вашингтона, Бостона, Сиэтла, Нью-Йорка) и очень интенсивно, напряженно работая, намного успешнее вписываются в новую среду. Это дается не сразу, многие ученые, например, в ожидании признания (конвертации) своего кандидатского или докторского диплома, полученного в России, устраиваются работать продавцами или посудомойками, накапливая социальные навыки и опыт американской жизни, изучая язык, потом-таки находят работу по специальности и многие в течение пяти-семи лет делают энергичный рывок, достигая устойчиво-высокого служебного и материального положения.

Особенностью четвёртой волны является то, что большинство эмигрантов покидали Россию по сугубо личному и добровольному выбору. Они сохраняли гражданство, имущество и профессионально-деловые отношения; высокий интеллектуальный уровень, «утечка умов».

3. Эмиграция из современной России

Россия помимо природных ресурсов поставляет на международный рынок свой самый главный стратегический ресурс - людей. Это молодые и образованные люди, с высоким уровнем дохода, в возрасте от 20 до 40 лет. Если раньше эмигранты покидали Россию и стремились попасть за границу по экономическим, политическим причинам, то в наше время эмигрируют по социально-психологическим, духовным факторам; они недовольны «качеством жизни», не видят возможностей для самореализации. В России настрой на эмиграцию свидетельствует о том, что люди просто устали. Они не связывают себя со страной, не чувствуют себя хозяевами собственной страны.

Причин, по которым люди принимают решение навсегда покинуть территорию России - существует великое множество. Тем не менее, специалисты после ряда проведенных исследований, выделяют ряд основных мотивов, побуждающих людей эмигрировать из России.

Одной из причин, заставляющих человека принять решение покинуть Россию, является банальное отсутствие перспектив на лучшее будущее. Любому человеку свойственно стремление к жизни в постоянно развивающемся обществе, которое уверенным шагом движется к своему благополучию и процветанию. Эмиграция, в свою очередь, дает каждому человеку шанс избавить себя и своих родных от постоянного давления со стороны коррумпированной государственной власти, гнета тяжелейших условий, характерных, скорее, не для полноценной жизни в цивилизованном обществе, а для выживания в первобытной среде.

Эмиграция женщин приводит к сокращению численности населения России. За последние 15 лет Россию покинуло около 1 миллиона женщин. Как правило, женщины-эмигранты это молодые женщины в возрасте от 14 до 29 лет. Многие женщины работают сиделками, занимаются уборкой домов, востребованы на брачных рынках Европы, США и Азии. Мотивация эмиграции женщин состоит из нескольких факторов: сложное социально-экономическое положение, низкий уровень заработанной платы, невозможность найти работу, сложности профессиональной реализации, дискриминация со стороны работодателей. Также особую роль играет демографический дисбаланс, сложившийся на российском брачном рынке. В России число женщин значительно превышает число мужчин. Поэтому эмиграция женщин из России приобрела массовый характер. Женская эмиграция для России имеет серьёзные негативные последствия, в условиях современной демографической ситуации.

Всем известно, что в России крайне сложно законным путем стать владельцем собственного, честно заработанного жилья. Существующая в настоящий момент государственная политика в России, по мнению многих, создана исключительно для того, чтобы усугубить и без того непростые проблемы населения. С сожалением приходится признать, что даже ипотека является, по сути, призрачным и нереальным шансом обрести крышу над головой.

Постепенная, но верная деградация общества, невозможность вырастить и полноценно обучить своего ребенка, неуклонный рост преступности и коррупции со стороны властей, упадок и фактическая смерть науки, как таковой - все эти факторы, так или иначе, побуждают человека эмигрировать из России.

Дополнительным мотивом для принятия такого решения выступает и тот факт, что все чаще в последние годы Россию покидают представители наиболее значимых категорий населения: ученые, перспективные студенты, опытные профессионалы различных сфер деятельности. Большинство молодых людей - амбициозных юношей и девушек - стремятся к заключению брака с гражданской (гражданином) иностранного государства все с той же целью - покинуть навсегда территорию России. Несложно догадаться, что при постоянно нарастающем числе эмигрирующих россиян - спустя n-ное количество времени в стране практически не останется представителей культурного и прогрессивного общества, интеллигенции. Те немногие, кто все же рискнет остаться противостоять существующей несправедливости, в итоге рано или поздно окажутся подавленными - либо властью, либо представителями криминального мира, либо представителями деградировавшего общества.

Естественно, что наиболее привлекательными для эмигрантов являются высокоразвитые страны и государства: Канада, Германия, США, Австралия, Англия и т.д. Но, учитывая, что получить гражданство в этих странах для эмигранта достаточно сложно, многие люди обращают внимание на такие варианты, как Греция, Италия, Испания - государства, где постоянно требуется квалифицированная рабочая сила. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в данных странах реализуется множество удобных программ, ориентированных именно на категорию эмигрантов - с той целью, чтобы многократно облегчить процесс их адаптации к новым условиям.

Несравнимо высокий уровень жизни, надежная защита гражданских прав, бесконечные возможности для воспитания детей и собственной реализации себя, как личности - всего лишь крохотная часть аргументов в пользу того, чтобы считать решение эмигрировать из России достойным и обоснованным.

«Утечка мозгов», отъезд представителей среднего класса - это очень серьёзная и опасная тенденция. Если её не переломить в ближайшее время, то она негативно повлияет на дальнейшую судьбу России. Страну ожидает застой в наукоёмких отраслях экономики. В России может возникнуть дефицит кадров с высшим образованием, так как сейчас уже ощущается дефицит кадров по начальному и среднему образованию. Всё это способствует потоку мигрантов в страну. Что приведёт к интеллектуальным потерям России.

Заключение

Международная миграция населения и трудовых ресурсов становится важным фактором экономического, социального и демографического развития в мировой экономике многих стран. На экономическую и политическую жизнь России неоднозначно влияют миграционные процессы. Как позитивно, так и негативно, например, неблагоприятное явление - интеллектуальная эмиграция. Постоянное увеличение масштабов эмиграции является характерной особенностью международной миграции.

Список литературы

Павел Полян. Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию // Россия и её регионы в XX веке: территория -- расселение -- миграции / Под ред. О. Глезер и П. Поляна. -- М: ОГИ, 2005. -- С. 493--519

Зацепина О. С., Ручкин А. Б. Русские в США: Общественные организации русской эмиграции в XX-XXI вв. -- Нью-Йорк: RACH-C PRESS, 2011. -- 290 с. -- ISBN 978-0-9793-4641-5

Л. Бугаева. Мифология эмиграции: геополитика и поэтика // За пределами. Интеллектуальная эмиграция в русской культуре XX века. Frankfurt am Main. -- Peter Lang, 2006, с. 51-71

Рязанцев С.В., Ткаченко М.Ф. Трудовая миграция из России и российская трудовая диаспора.- Ставрополь: ООО «Мир данных», 2006

Размещено на сайт

Подобные документы

    Изучение сущности эмиграции - выезда граждан из своей страны в другую на постоянное местожительство или на другой срок по политическим, экономическим или иным мотивам. Анализ основных волн эмиграции из СССР (Гражданская, Отечественная, Холодная война).

    контрольная работа , добавлен 09.06.2010

    Изменения во внутренней политике советской власти как важный фактор, стимулирующий политическую активность эмиграции. Знакомство с особенностями русской эмиграции первой послереволюционной волны. Рассмотрение признаков, характеризующих третью эмиграцию.

    реферат , добавлен 20.05.2015

    Понятие и порождающие факторы миграции, характеристика ее встречных потоков: эмиграции и иммиграции. Причины и последствия интеллектуальной эмиграции из России. Государственные меры по предотвращению негативных ("выталкивающих") условий эмиграции.

    реферат , добавлен 16.09.2012

    История развития демографии. Демографическая ситуация в современной России. Показатели продолжительности жизни, рождаемости, детской смертности. Факторы, причины и последствия интеллектуальной эмиграции из РФ. Требования к демографической информации.

    реферат , добавлен 02.04.2012

    Начало статистического учета населения России, динамика миграции по данным переписей. Причины миграции подданных в дореволюционной России. "Волны" эмиграции в период СССР. Типы иммиграции и эмиграции в современной России, величина миграционного прироста.

    доклад , добавлен 05.05.2015

    Понятие эмиграции, ее причины и последствия. Исторические корни эмиграции и ее современное состояние. Изучение интенсивности развития эмиграционного процесса, выявление его основной тенденции с помощью статистического изучения и моделирования динамики.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2011

    Теоретико-методологические аспекты феномена эмиграции. Детерминирующие факторы эмиграционных процессов. Анализ современной эмиграционной ситуации в Ставропольском крае. Организация исследований последствий эмиграции для территории-донора.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2009

    История эмиграции из России. Особенности социального положения русских иммигрантов за рубежом. Социально-профессиональная мобильность русскоязычных иммигрантов. Среднечасовые заработки иммигрантов из Европы и Америки и остального еврейского населения.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Социальная структура дореволюционного общества. Своеобразие общественного развития России в дореволюционный период. Построение новой социальной структуры в советское время. Социология в период распада СССР, демократизации и экономической реформы.

    реферат , добавлен 20.07.2014

    Понятие миграции населения: эмиграция, иммиграция, внешняя, внутренняя, постоянная, безвозвратная. Этапы развития и типы миграции, приживаемость. Абсолютные и относительные показатели миграции. Анализ и прогнозирование миграции в Санкт-Петербурге.

Эмиграция – всегда непростой жизненный шаг, связанный с очень серьезными переменами в жизни. Даже переезжая в соседнюю страну со схожим менталитетом и языком, переселенцы неизбежно сталкиваются с рядом трудностей. Конечно, это всё не зря. В большинство случаев, эмиграция даёт возможность серьезно улучшить качество своей жизни, достичь желаемых целей, исполнить мечты, а иногда и просто спастись от какой-то неминуемой опасности на своей Родине. Либо же просто обеспечить себе и своим детям более спокойное и богатое будущее.

Плюсы эмиграции: зачем ехать за границу

Оценка новой жизни всегда вытекает из ценностей конкретного человека. Рассмотрим те жизненные параметры, которые может улучшить переезд.

Во-первых, это климат и экология. Если вам не повезло родиться на Крайнем Севере, в Сибири, либо же в очень дождливом регионе, совершенно естественно, что однажды вы можете захотеть переехать в теплую страну, возможно, на море или к океану. Не случайно, многие жители северных регионов России, выходя на раннюю пенсию покупают себе дом в Краснодарском крае, Крыму, Болгарии, Черногории или Турции. Тут же нельзя не отметить и вопросы экологии. Трудно надеяться на хорошее здоровье, если вы живете в промышленном городе с огромным числом выбросов газов в атмосферу и жидких отходов в реки. Многие жители Норильска, Нижнего Тагила или Карабаша лучше многих объяснят насколько часто они болеют или сталкиваются с аллергией. Да и продолжительность жизни в этих местах говорит сама за себя. Как и высокая доля онкологических заболеваний, пневмоний и астм.

Во-вторых, это возможность резко повысить уровень своей жизни. Если в России, врачи и медсестры зарабатывают весьма скромные деньги, то во многих странах, типа США, Канады, Германии, Израиля – это одна из самых высокооплачиваемых профессий. Вы можете заниматься любимым делом, и при этом иметь возможность купить очень хороший дом, пару автомобилей премиум-класса, оплатить детям образование и летать на отпуск в любое место на Земле. Теперь сравните эту картину с любым доктором в российской районной поликлинике.

Но даже если брать профессии, не требующие длительного профессионального образования, можно с уверенностью сказать, что любой электрик или сантехник легко прокормит свою семью с детьми в США. Без квалификации, всегда можно пойти в дальнобойщики, и точно также иметь возможность купить себе и дом, и личный автомобиль, и прочие блага.

В-третьих, безопасность. Как ни крути, но большинство регионов России, по мировым меркам, очень опасное место с точки зрения преступности и рисков быть избитым или убитым, просто потому, что кому-то не понравилось ваше лицо, или не хватило на приобретение выпивки. Просто, вдумайтесь. Уровень преступлений в той же Канаде, минимум в 10 раз меньше, чем в России. При чём, если там что-то и происходит, то чаще всего это кражи или угоны автомобилей, что никак не угрожает вашему здоровью. Тем более, что все сколько-нибудь крупные вещи и собственность там застрахованы. В Канаде есть регионы, где за год вообще не убивают ни одного человека. А самые тяжелые преступления там совершаются в индийских резервациях или рядом с ними, и они, почти никогда не задевают простых канадцев.

В-четвертых, образование и перспективы для ваших детей. Ваши дети смогут вырасти в спокойной и благополучной среде и получить актуальные знания по любой профессии, которую они выберут. К слову, именно дети иммигрантов считаются самыми успешными людьми среди всех категорий населения в развитых странах. В них есть драйв и желание занять высокое место в обществе, что почти неизменно приводит их к успеху, а иногда и к большому богатству.

В-пятых, вы можете быть уверены, что ваша собственность всегда будет вашей собственностью, и её не отнимут у вас очередные реформы или передел имущества. В России и на территории бывшего СССР несколько раз, в течение 20 века деньги, сбережения и семейные капиталы просто сгорали. Вы можете прожить в достатке и в завершении своей жизни передать накопленное своим детям, которым не придется начинать с полного нуля.

В-шестых, у вас будет больше возможностей для отдыха и путешествий. Если вы поселитесь в одной из стран Европы – вы сможете объехать большую часть европейских государств на машине. Если поселитесь в США или Канаде, вам будут доступны все курорты Карибского моря, которые, в сравнении с вашей новой зарплатой, будут стоить просто смешных денег. Доминиканская Республика – это аналог Турции в Новом Свете. Дешево, отличные отели, пляжи и развлечения.

Минусы эмиграции: о чем нужно помнить

Будем честны и поговорим о минусах и сложностях, через который проходит большинство иммигрантов.

Во-первых, вам понадобиться несколько лет для полной интеграции в общество. Первые месяцы – это почти всегда эйфория: сбылась мечта, новое место жительство кажется исключительно прекрасным местом, люди, в среднем, добрее и приветливее. Но, начиная с 3-6 месяца, практически у всех наступает депрессивный этап, связанный с перестройкой личности и адаптацией под новые культурные нормы, привычки, способы общения. Люди и события вокруг начинают раздражать. Минусы и недочеты сильно бросаются в глаза. Начинается тоска по Родине, друзьям и знакомым. Иногда это сложно переживать, но это проходит. После этого, начинается новая, спокойная и радостная жизнь.

Во-вторых, это понижение социального статуса и необходимость начинать с нуля. За исключением людей, которые переводятся внутри крупных международных компаний, а также сотрудников IT-сектора, многим приходится начинать с простых работ. Работать в кафе быстрого питания, на стройке, водителями и курьерами, либо на стартовых офисных позициях, типа приема звонков или встречи гостей. Часть людей очень сложно переносит этот этап. У них начинают крутиться мысли: я же был большим начальником или доктором наук. Почему меня здесь не ценят?

Но, давайте не забывать, что здесь вы всего лишь один из многих иностранцев, которому необходимо доказать свою способность решать задачи, уживаться в коллективе. После первых случайных работ, 90% людей уже обживаются, получают рекомендательные письма и начинают делать полноценную карьеру. В среднем, ваше отставание составит 3-4 года. Через этот срок, почти все наверстывают своё прежнее положение в обществе.

В-третьих, необходимость прикладывать большое количество усилий. Необходимо много учить иностранный язык, местные традиции, способы общения, законы и правила дорожного движения, способы обращения за медицинской помощью и многие другие вещи. В другой стране всё может быть устроено совсем не так, как у вас на Родине. Некоторым людям тяжело даются постоянные улыбки и необходимость поддерживать мимолетные разговоры – small talk.

В-четвертых, это необходимость заводить новых знакомых и друзей. Да, ваши друзья и родственники, скорее всего не поедут с вами. Многие социальные связи со временем полностью отомрут, у вас пропадут общие интересы и предметы для разговора. Кому-то удается найти круг общения в иммигрантских кругах и местных диаспорах. Кто-то находит друзей в спортивных и танцевальных секциях, клубам по интересам или просто среди соседей. Человек – социальное животное, и даже самому нелюдимому интроверту будут нужны хотя бы 2-3 друга.

Вместо однозначных выводов

Главное, в процессе иммиграции – это честность с самим собой, честная оценка плюсов и минусов, своих потребностей и то, чем вы готовы заплатить за возможность начать новую жизнь. Все трудности до вас преодолевали миллионы человек. И миллионы человек сделают это после вас. Тщательно взвесьте все за и против, и действуйте решительно. Всё получится. Кроме того, попыток переезда может быть несколько. Одна неудача – это никогда не конец, и никогда не окончательный приговор.

Эмиграция из России до середины XIX в. была явлением довольно редким.

Эмигрировать из России было непросто по ряду причин:

 юридической;

социально-психологической;

 финансовой.

Ситуация изменилась в 1857 г., когда был принят закон, определявший порядок выезда за рубеж на временное (5 лет) пребывание, после окончания которо-

го необходимо было ходатайствовать о его продлении. В противном случае, че-

ловек считался потерявшим гражданство и его имущество переходило в опекунское правление, а сам он, вернувшись в Россию, подлежал вечной ссылке.

1892 года получили право официально уезжать из России и не возвращаться.

Установленные порядки сохранял и Устав о паспортах 1903 г.

Введение сравнительно упрощенных правил выезда за границу совпало с

отменой крепостного права. После получения свободы некоторые крестьяне решались на отъезд за границу. Значительная часть россиян уезжала на полузаконных основаниях, используя вместо паспортов так называемые легитимационные

билеты – временные удостоверения, предназначенные для жителей пограничной полосы, что облегчало и удешевляло выезд. Прежде всего, такими документами

пользовались поляки и евреи из районов черты оседлости.

Подсчеты численности эмиграции сложны – не было строгого учета, к тому же эмиграции как таковой не было (был временный выезд). Дореволюционную

эмиграцию исчисляют от 4 млн.6 (из них 40 % евреи) до 7 млн.7 (граждан Российской империи) человек.

В эмиграции второй половины XIX - начала ХХ в. различают следующие

крупные группы : трудовая, религиозная, национальная (в основном еврейская), политическая. Причем, еврейская эмиграция включает в себя религиозные, экономические и политические элементы. При ее классификации хронологический принцип не является определяющим.

6 Эмиграция и репатриация в России. М., 2001. С. 29.

7 Попов А.В . Русское зарубежье и архивы. М., 1998. С. 46.

Дореволюционную эмиграцию в отличие от последующей не принято делить

на волны, хотя некоторые авторы делают это, имея в виду прежде всего эмиграцию политическую и связывая это деление, в соответствии с советской историографией, с "этапами освободительного движения". Существует две периодизации

дореволюционной истории политической эмиграции: 1) первая делит ее весьма условно на два этапа:

- народнический (1847 - 1883),

- пролетарский (1883 - 1917),

2) вторая периодизация более сложная, в ней выделяются разными исследователями четыре или пять волн (иногда объединяют третью и четвертую):

- декабристская, или дворянская (1825 - 1850-е гг., центр – Париж),

- результат отмены крепостного права и польского восстания (1860 – 1870-е гг., центр – Лондон и Женева),

- результат второй революционной ситуации (конец 1870 – 1895 г., центр –

- (1895 – 1905 гг., центры – Женева, Париж),

- революционная (1906 - 1917) (центры – Париж, города Швейцарии, Австрии, Англии) 8 .

8 См., напр.: Пушкарева Н.Л . Пути формирования русской диаспоры после 1945 г.

// ЭО. 1992. № 6. С. 18 – 19.

Наиболее массовой среди всей дореволюционной эмиграции была трудо-

вая (экономическая) эмиграция 9 . Она состояла из безземельных крестьян, ремесленников, неквалифицированных рабочих. Эта эмиграция набирала силу постепенно, но к 1890-м годам приобрела уже впечатляющие масштабы. Она шла в ос-

новном в страны нового света, прежде всего США. Как и в России, крестьянство за рубежом объединялось в основном вокруг церковных приходов, крестьянских

братств, обществ взаимопомощи. Среди этой категории эмигрантов было мало образованных и грамотных людей, поэтому они оставили после себя мало документов, в связи с чем изучение этой группы эмиграции крайне сложно.

Отчасти с трудовой эмиграцией связана и эмиграция известных деятелей искусства, науки и культуры. Условно можно назвать эту группу эмиграцией "творческой интеллигенции". Для некоторых из них проживание за рубежом было связа-

но исключительно с выгодными контрактами (иногда довольно длительными), по-

сле которых они возвращались на родину, поэтому их можно отнести к представителям так называемой "маятниковой миграции". Для многих представителей творческой интеллигенции, ученых был важен не столько заработок, сколько признание и возможность свободно работать, что также служило еще одним весомым аргу-

ментом в пользу проживания за границей. События Первой мировой войны пре-

пятствовали свободному передвижению и приводили к потере связей с Россией.

9 См. об этом подробнее:Тудоряну Н.Л . Очерки российской трудовой эмиграции периода империализма (в Германию, Скандинавские страны и США). Кишинев, 1986.

В последней трети XIX в. довольно массовой стала национальная эмигра-

ция из России (украинцы, поляки, латыши, литовцы, финны, татары, немцы, евреи). Во многом эта эмиграция была вызвана притеснениями со стороны закона и властей этих национальностей.

Религиозная эмиграция в дореволюционный период состояла главным образом из сектантов: духоборов, молокан, штундистов и старообрядцев, которые

расселялись прежде всего в Канаде и США. Первое массовое движение за их пе-

реселение датируется 1890-ми гг., следующий всплеск относится к 1905 г. Численность религиозной эмиграции с 1826 по 1905 г. составила 26,5 тыс. православных и сектантов, из которых 18 тыс. выехали в последнее десятилетие XIX в. и в пять предреволюционных лет10 .

10 Эмиграция и репатриация в России. М., 2001. С. 31.

Можно выделить еще одну группу – так называемых "эмигрантов понево-

ле ", которые оказались за границей, не покидая своих родных мест. Это были русские граждане, которые стали американцами в связи с продажей в 1867 г. Аляски Америке. Эта группа оставила после себя значительное количество документов,

что было обусловлено существованием на этой территории различных русских торговых и других предприятий со своим делопроизводством, а также наличием

большого числа православных приходов, которые также вели свою документацию.

Количество источников, оставленное после себя различными группами

эмиграции, неравномерно. Если экономическая эмиграция, практически не оставила после себя источников, как и сектанты, то другие группы, особенно политическая, дают богатый источниковедческий материал для изучения, который необходимо активно привлекать в исторических исследованиях.

До середины XIX века эмиграция была явлением редким и за пределами России не существовало большой русской диаспоры со своей инфраструктурой, научными учреждениями, музеями, редакциями газет и журналов, частными архивами и архивами эмигрантских организаций. История российской эмиграции как массового явления начинается с середины XIX века. Дореволюционную эмиграцию, в отличие от последующей, не принято делить на волны. При ее классификации хронологический принцип не является определяющим. В эмиграции второй половины XIX- начала XX вв. различают следующие крупные группы: трудовая, религиозная, еврейская, политическая. С понятием «эмиграция» тесно связаны поездки и длительное проживание за границей представителей дворянских, научных и других состоятельных слоев дореволюционной России.

В последней трети XIX века Париж превратился в крупный центр русской политической эмиграции, сюда не пускали только представителей крайних экстремистских течений. Прививка многовековой культуры воспитала во французах терпимость по отношению к представителям иной национальности, веры, политических взглядов. Демографический кризис последней трети XIX — начала XX вв. делал французские власти снисходительными к иностранцам. Русские пользовались их особой благосклонностью со времени наметившегося в последней трети XIX века политического сближения, завершившегося в 1893 году заключением русско-французского военно-политического союза. В Париже жили декабрист Н. И. Тургенев, народоволец П. Л. Лавров, анархисты Л. И. Мечников, П. А. Кропоткин, И. Е. Деникер, а также русские иезуиты. Все они пришли в открытое столкновение с властью или с господствующей религией. Они были лишены гражданских и имущественных прав и заочно изгнаны из страны. Возвращение на родину сулило арест, каторгу и ссылку.

Помимо политических, в Париж устремились эмигранты научные. Число русских исследователей в Париже в XIX веке сравнительно невелико, но среди них блистают звезды первой величины: географ-путешественник Петр Александрович Чихачев, этнограф и востоковед Николай Владимирович Ханыков, химик Владимир Федорович Лугинин, биолог Илья Ильич Мечников, физиолог Илья Фаддеевич Цион, географ Михаил Иванович Венюков.

Фотография сотрудников Института Пастера в Париже. В центре: И. И. Мечников

Русские эмигранты были одними из тех, кто изменил мнение образованных европейцев и снял клеймо подражательности и примитивности с русской культуры, а со своего народа печать грубой силы, рабской покорности, нравственной низости, двуличия и лживости, а именно таким он часто представал в сочинениях западных путешественников. Эмигранты стали проводниками культуры и интересов России за рубежом. Русские эмигранты стали членами многочисленных научных обществ и академий Западной Европы; двое, Чихачев и Мечников, удостоились редкой для иностранцев чести избрания в Парижскую академию наук, став членами Института Франции — сообщества пяти французских академий. В состав Института Франции в качестве члена Академии нравственных и политических наук вошел юрист и социолог М. М. Ковалевский.

2 Швейцария

Политические эмигранты из России в XIX веке стремились в Швейцарию. Политическая эмиграция — явление сложное, многообразное, включающее в себя весь спектр общественной жизни дореволюционной России. Традиционные принципы деления течений политической эмиграции на консервативное, либеральное, социалистическое или дворянскую, разночинную, пролетарскую эмиграцию и т. д. не отражают всего спектра российской политической эмиграции. Весьма условно можно выделить в истории политической эмиграции до 1917 года два этапа: 1. Народнический, ведущий свое начало от эмиграции в 1847 году А. И. Герцена и заканчивающийся в 1883 году с образованием в Женеве группы «Освобождение труда» объединившей первых русских марксистов эмигрантов. 2. Пролетарский с 1883 года по 1917 год.

Для первого народнического этапа характерно отсутствие политических партий с четко выраженной структурой и немногочисленность политических эмигрантов. В основном, это народовольцы. Второй этап истории политической эмиграции характерен образованием огромного количества различных групп, обществ и партий политических эмигрантов. Так же отличает второй этап от первого его относительная массовость — колонии русских эмигрантов, редакции органов печати, партийные органы образовались в это время во всех крупных городах Европы (основными центрами российской эмиграции являлись Женева — в ней на протяжении 1855−1917 гг. издавалось 109 российских периодических изданий, Париж — 95, Лондон — 42). К началу ХХ века за пределами России действовало более 150 российских политических партий.

Важным событием в истории российской политической эмиграции было создание в 1870 году группой эмигрантов во главе с Утиным в Женеве русской секции Интернационала. В 1887 году политическими эмигрантами для издания произведений социально-революционного характера был организован в Цюрихе «Социалистический литературный фонд». В соответствии с уставом это была беспартийная организация, с главной целью разъяснения основ научного социализма. Руководителем Фонда был П. Л. Лавров, который являлся и экспертом предлагаемых к изданию документов. На средства Фонда были изданы: «Исторические письма П. Л. Лаврова», работы Г. В. Плеханова и др.


Группа «Освобождение труда»

Начало второго или «пролетарского» этапа складывания российской политической эмиграции до 1917 года связано с образованием в 1883 году в Женеве группы «Освобождение труда». У ее истоков стояли бывшие лидеры народнического движения: Г. В. Плеханов — участник организации «Земля и воля» и лидер «Черного передела», П. Б. Аксельрод — соратник Плеханова по «Черному переделу», бывший главный редактор бакунинской газеты «Община», землеволец В. Н. Игнатов и другие. Группа положила начало марксистскому направлению в истории политической эмиграции. За рубежом участники группы «Освобождение труда» издавали «Библиотеку современного социализма» и «Рабочую библиотеку». Деятельностью группы «Освобождение труда» было подготовлено и образование в 1898 году и окончательное оформление в 1903 году РСДРП, причем в образование РСДРП большую роль сыграли члены группы «Освобождение труда» Плеханов, Аксельрод, Засулич. РСДРП создала наибольшую, по сравнению с другими эмигрантскими партиями и объединениями, инфраструктуру партийных организаций и групп за рубежом.

Конечно, в Швейцарии жили не только политические эмигранты из России. Самым «русским» городом Швейцарии была Жененва. В 1854 году там была официально создана первая русская православная община. Во второй половине XIX века все возраставшее количество русских поставило вопрос о строительстве православного храма. Инициатором постройки был протоиерей Петров, служивший в церкви при российской миссии. Большую сумму на возведение храма завещала первая жена цесаревича Константина Павловича великая княгиня Анна Федоровна. В 1862 году власти Женевы безвозмездно выделили в вечное владение православной общине участок земли для строительства церкви, и в 1863—1869 годах здесь по проекту петербургского архитектора Д. И. Гримма был воздвигнут Крестовоздвиженский храм.

3 Лондон

В XIX веке в Лондоне также нашли приют многие политические русские эмигранты. Они не только вызывали сочувствие у жителей британской столицы, но и сумели увлечь своими революционными идеалами многих представителей западноевропейской интеллигенции. С начала 1850-х по 1865 год наиболее заметной и колоритной личностью среди русской колонии британской столицы был писатель, публицист, философ, революционер Александр Иванович Герцен. В Лондоне проживал и близкий друг Герцена, поэт, публицист, революционный деятель Николай Платонович Огарев вместе с супругой Наталией Алексеевной Тучковой.


Герцен и Огарев. 1861 год

В 1853 году Герцен в Лондоне основал «Вольную русскую типографию», начал издавать совместно с Н. П. Огаревым газету «Колокол» и альманах «Полярная звезда», которые стали рупором протеста, их влияние на революционное движение в России было огромным. Герцен содействовал созданию народнической организации «Земля и воля».

В 1891 году в Лондоне революционером-народником Сергеем Михайловичем Кравчинским (псевдоним — Степняк) был основан «Фонд Вольной Русской Прессы», который занимался изданием пропагандистской литературы, запрещенной в России. Активнейшими сотрудниками Фонда стали русские революционеры Петр Алексеевич Кропоткин и Николай Васильевич Чайковский.

4 США

За период с 1861 по 1915 гг. в страны Нового света, в основном в США, из России эмигрировало 3 млн 978 тыс. человек. В основном это были безземельные крестьяне, ремесленники, неквалифицированные рабочие. Большинство из них не было этническими русскими. Более 40% эмигрантов составляли евреи. В США еврейские эмигранты заселяли, в основном, штаты Северной Атлантики, в первую очередь, Нью-Йорк, Нью-Джерси и Пенсильванию.

Политическая эмиграция в США тое существовала. В 70-е годы ХIХ века народовольцы стали проникать и в Америку. В 70-х годах там уже существовало несколько кружков и общин русских революционных эмигрантов (коммуна Фрея, Г. А. Мачтета и др.). Примечательной личностью среди русских эмигрантов в Америке был бывший иеродиакон российской миссии в Афинах, затем сотрудник Вольной типографии Герцена и с 1864 эмигрант в США — Агапий Гончаренко. Он же считается родоначальником русской прессы в Америке. Первым же политическим эмигрантом в США был полковник генерального штаба И. В. Турчанинов, эмигрировавший в США в 1856 году. Впоследствии он вошел в историю Америки как один из героев войны между Севером и Югом, в которой он принимал участие на стороне северян, командуя полком. До начала 1880-х годов число русских политических эмигрантов в Америке было крайне незначительно. Усилился поток политических эмигрантов после воцарения Александра III. Среди российских политических эмигрантов в США этого периода можно назвать Н. К. Судзиловского, Н. Алейникова, П. М. Фёдорова, В. Л. Бурцева и других.

В 1893 году после заключения договора между правительствами США и России о выдаче политических эмигрантов многие российские эмигранты вынуждены были выехать из США либо принять американское гражданство. Для политической эмиграции в США, как и для всей политической эмиграции, характерно постепенное отступление на задний план его народнической составляющей и к началу 1890-х годов полное доминирование социал-демократов. В частности, в 1890-х годах в Нью-Йорке активно действовало Русское социал-демократическое общество, в Чикаго — группа русских социал-демократов.