Презентация границы свободы для подростка. Буденновская межпоселенческая центральная библиотека Ему лет сто, я так понимаю

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в период с 22 по 25 января 2019 года в Москве пройдут XXVII Международные Рождественские образовательные чтения по теме: «Молодежь: свобода и ответственность».

Согласно Положению о Международных Чтениях им предшествует региональный этап.

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского, пленарное заседание регионального этапа Чтений -ХVI-х Международных региональных образовательных Иоасафовских Чтений по теме «Молодежь: свобода и ответственность» состоится 7 декабря 2018 года.

Заседания секций пройдут в октябре-ноябре 2018 года.

Цель Чтений обозначил на заседании председатель Оргкомитета Международных Рождественских образовательных Чтений митрополит Меркурий: «Важно в рамках каждого направления сделать акценты на раскрытие темы: «Молодежь: свобода и ответственность», обращая особое внимание на то, как в том или ином направлении нашей работы сделать для молодежи понятие необходимым признаком, свойством свободы, без которого она, как слово, потерявшее буквы, может превратиться из «свободы» в «обод», то есть в настоящие узы, рабскую зависимость от необходимости все большего и большего снятия любых правил и ограничений».

О свободе принято говорить как о Божием даре, свидетельстве богоподобия человека: Бог создал человека свободным, дал ему право и власть самоопределения и творчества.

Сегодня мы постоянно слышим: «свобода слова», «свобода печати», «свобода любви», «свобода совести». Русская Православная Церковь выразила свое отношение к принципу «свободы совести» в принятой социальной концепции, как симптому распада «системы духовных ценностей, потерю устремленности к спасению в большей части общества». В рамках Чтений необходимо объединение усилий государственной власти, общества и Церкви для выработки направления, понятного молодежью и приемлемого ею на основе традиционных исторически сложившихся и социально обусловленных для России ценностей.

Основные задачи Чтений:

Осмысление христианских основ жизни, закрепленных в определенных социальных, культурных и религиозных традициях, передаваемых от поколения к поколению;

Выработка подходов и совместных поисков в сфере образования по воспитанию детей и молодежи, по возвращению поколению XXI века православной веры, а значит, нравственности и свободы.

К участию в Чтениях приглашаются представители администраций муниципальных районов, руководители управлений образования, культуры, молодежной политики, здравоохранения и социальной защиты населения, православные педагоги, врачи, представители вооруженных сил и правоохранительных органов, священнослужители, руководители духовно- просветительских центров, представители регионального отделения МОО «Союз православных женщин», члены Союза юристов, члены общественных организаций.

Современная общественно-политическая проблематика тесно связана с такой фундаментальной категорией человеческого бытия, как свобода. Сегодня, как никогда, более всего говорится о свободе. И именно сегодня развиваются процессы, которые представляют угрозы для личной свободы человека. Считая свободу высокой ценностью, отдельные государства, Россия в их числе, международное сообщество вводят в законодательство общественно-политические нормы, которые противоречат нормам жизни верующего человека, принадлежащего к традиционным религиям. Для нас важно осмыслить эту категорию человеческого бытия с точки зрения православной традиции. В свете этой традиции мы сможем дать оценку тем интерпретациям свободы, которые навязывают нам. В связи с этим вспомним слова Апостола Павла: «К свободе призваны вы, братия, только бы ваша свобода не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал.5.13).

Предметом размышлений может стать соотношение человеческой свободы и нравственной ответственности. Может ли существовать человеческая свобода без ответственности нравственной, и несет ли человек нравственную ответственность, не имеющий свободы?

Тема Чтений требует глубокого и вдумчивого осмысления значений человеческого выбора. Нравственность представляет собой свободу, реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. Разрушение же нравственных норм пропаганда нравственного релятивизма подрывает мировосприятие человека, ведет к потере духовной и культурной идентичности.

На секциях, круглых столах, конференциях, беседах важно выработать пути решения проблемы понимания свободы и ответственности молодого человека, социальной незащищенности молодого поколения, влияния медиа пространства на неприятие традиционных норм семейной, общественной жизни.

Церковно-общественный диалог в рамках региональных образовательных Иоасафовских Чтений станет важным вкладом и отправной точкой дальнейшей работы всех сфер образования, культуры и общества в целом в сохранение нравственной русской духовной культуры и транслирование ее новому поколению через христианское понимание свободы.

В ходе пленарного заседания и работы секций могут быть рассмотрены вопросы по следующим направлениям:

Свобода и познание добра и зла;

Воля человеческая и воля Божия – свобода выбора;

Свобода, своеволие, произвол;

Свобода и зависимость;

Свобода и ответственность личности;

Утверждение базовых ценностей воспитания в христианской семье;

Молодежь и традиции;

Свобода и ответственность в искусстве;

Нравственный выбор современного человека;

Свобода в творчестве: как отличить настоящую культуру от псевдо;

Можно ли быть свободным без ответственности?;

Субкультура в молодежной среде;

Виды зависимости среди молодежи;

Сэлфи – зависимость или развлечение?;

Молодежные сленги и великий русский язык.

В рамках Чтений предусматривается работа ряда секций:

Для педагогической общественности: «Роль педагога в воспитании свободы как непреложной ценности».

Для сотрудников правоохранительных органов и вооруженных сил: «Формирование духовно-нравственных ценностей защитников Отечества».

Для студентов: «Дорога к семье и целомудрию. Воспитание в христианской семье».

Для семинаристов и священнослужителей: «Молодежь и ответственность духовного образования».

Для молодежи: «Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека».

Для казачества: «Основа казачьей идеологии – православное мировоззрение».

Для работников культуры и СМИ: «Свобода в творчестве: как отличить настоящую культуру от псевдо».

Для монашествующих: «Воля Божия и воля человеческая – свобода выбора».

Заявки на выступления с тезисами докладов или участие в работе секций Чтений направляйте на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с указанием Ф.И.О., места работы, должности, контактного телефона, адреса электронной почты. Прием заявок и печатных материалов начинается с 1 сентября и заканчивается 1 ноября 2018 года. По результатам экспертизы представленных материалов принимается решение об их допуске к публичному обсуждению. Руководители секций информируют об этом авторов. Организаторы вправе отклонить материалы, не соответствующие программе Чтений.

Тел. Для справок: 320182, 89803942117 Калашникова С.Н.

Понятие свободы

Свобода в современном обществе

Проблема свободы среди молодёжи и подростков.

Результаты анкетирование

Заключение

Список использованной литературы

Тема: «Свобода глазами подростков».

Актуальность : проблема свободы существовала всегда, начиная с самых древних времён. В современном российском обществе только начинает складываться вся морально-ценностная система, в том числе и понятие свободы.

В 1990 - е годы начался переход от социализма к либерализму. Мы только вступаем на цивилизованный путь, медленно и трудно изживая те пороки, которые расцвели благодаря либерализации политики и экономики, устанавливаем моральные ориентиры и духовные ценности. К тому же в настоящее время правительство Российской Федерации рассматривает новый Закон о молодёжи взамен устаревшего.

Свобода допускает в равной степени всё – и зло, и добро. На то она и свобода. Ей не присущи какие-либо моральные оценки, она к ним просто бесчувственна. Не она, а человек сможет ставить себе какие-то нравственные ограничения.

Когда общество и государство стараются официально устанавливать мораль, чаще всего дело оборачивается аморализмом. Но, увы, аморализм также имеет право на свободу, что мы ныне и наблюдаем каждый день. Многие люди даже не знают, что есть свобода, какую ценность она представляет.

Цель: проанализировать понимание свободы современными подростками.

Задачи:

    Изучить материал по данной теме.

    Выявить отношение подростков к свободе, как ценности в настоящее время.

Объект: свобода как ценность современного общества.

Предмет: представление о свободе подростков.

Новизна: проведено исследование о понимания свободы и отведённой ей роли в жизни современных подростков на примере учащихся 8-11 классов МОУ “СОШ № 103” .

Гипотеза: в настоящее время термин «свобода» забыт или неправильно используется подростками, ценность свободы не признаётся молодёжью.

Перспектива :

    Проведение исследование на всех этапах.

    Проведение беседы со старшеклассниками по данной теме.

    Проследить, как воспринималась свобода на протяжении развития общества.

Практическая значимость: данный материал предназначен для проведения классных часов, воспитательных мероприятий с целью повышения культурных и этических знаний подростков.

Методы исследования:

    Анкетирование.

    Работа с трудами по данной теме.

  1. Введение

В истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли или все его поступки обусловлены внешней необходимостью.

В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Эти обстоятельства – воплощение конкретно-исторических условий бытия человека. Бытие человека – это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Соответственно этому, человек свободен и в том, какие последствия грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них.

Знание меры соотношения выбора и ответственности, объективной основы того или иного направления своей жизни, условия, в которых она реализуется, дает философское наполнение понятия свободы. Это понимание и осознание необходимости.

Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они ничем не обусловлены. Причинная обусловленность свободных человеческих действий не является однозначной, одномерной. Она представляет собой многомерную систему, в рамках которой человек волен выбирать. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора.

Свобода - это постоянный процесс, который никогда не остановится. Мы обладаем большим опытом, новыми знаниями законов природы и общества, но также неспособны по своему желанию быстро переделывать свою жизнь. Движение к идеалу продолжается и не закончится никогда.

Люди повсюду и всегда хотят жить в свободе.

Только свобода открывает путь к развитию и совершенствованию.

  1. Понятие свободы.

Многие философы давали своё определение свободы. Вот некоторые из них:

«Свобода – это осознанная необходимость». Б. Шоу

«Свобода означает ответственность» Б. Шоу.

«Свобода заключается в праве делать всё, что не вредит другим». Клаудиус

«Свобода - это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, намерениями, идеалами и ценностями». Важенин, А. Г.

«Свобода – это философское понятие, которое освещает вопрос о том, чем обусловлена человеческая воля. В ней человек реализует своё внутреннее богатство». Гуревич, П. С.

  1. Свобода в современном обществе.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен, так как всегда существуют ограничители его деятельности - уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.

Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

  1. Проблема свободы среди молодежи и подростков.

Очень долгое время молодое поколение в нашей стране в процессе своего взросления ориентировалось на старших и опытных людей, одобренные ими ориентиры. В настоящее время, когда перевернулась с ног на голову вся жизнь общества, а вместе с ней и морально – нравственные ориентиры, рассчитывать на помощь старшего поколения нам не приходится. Оно само запуталось и не может понять и принять ни новой государственности, ни её приоритетов.

Каково же приходится подросткам? Самостоятельное познание мира, на которое обречены дети, оставляет огромные пробелы в их морально - нравственной системе. Эти пробелы нужно восполнять. Чем???

На этот и другие подобные вопросы сейчас пытаются ответить составители нового Закона о молодёжи, но и сама молодёжь должна задумываться о своей судьбе, о выборе, который она делает, а значит о свободе.

Приложение

(результаты анкетирования)

5.Результаты анкетирования.

В 8 – 11-х классах МОУ “СОШ №103” был проведено анкетирование, которое прошел 180 респондентов. Во время анкетирования были заданы вопросы: «Что такое свобода?», «Что значит для тебя свобода?» и «Свобода-это ответственность или вседозволенность?»

Результаты анкетирования показали, что подростки не знают общепризнанных определений свободы, что подтверждают их ответы. Интересно отметить, что школьники 10-11-х классов понимают свободу как независимость от общества в целом и от родителей в частности, а 8 – 9-ые классы - как вседозволенность.

Таким образом, подавляющее большинство подростков не только не понимают, но и не придают значения свободе.

По результатам данного опроса видно, что большинство подростков считают свободу именно вседозволенностью и не признают её ответственности. Но при этом данное поколение хочет быть свободным, что, конечно, при данном понимании, проблематично и даже опасно.

Любые понимания ценностей отображают состояние общества, его социологическую обстановку. Данное понимание свободы говорит о том, что нынешняя молодежь стремиться к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов. К тому же подавляющее большинство подростков не знают, что есть свобода и не считают её ценностью.

Заключение.

Таким образом, по результатам проведённой работы с источниками и анкетированию, можно с уверенностью сказать, что подростки не понимают значения свободы как ценности. На первый план для них выходит желание освободиться от ответственности и общественной опеки. Последнее десятилетие было отмечено сменой ценностей, изменением отношения к личности, повсеместной безответственностью, а столь серьезная и кардинальная смена государственного строя, которая произошла в нашем государстве, не могла сразу провести преобразования в сознании миллионов людей. Ценности свободы личности, ответственности, демократии, равенства перед законом, интеллекта не смогли стать превалирующими, что привело к постепенному забыванию столь важных терминов как свобода.

Список используемой литературы.

    Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека М. 1996 кандидатская диссертация

    Агапов В.И. Проблемы философии. – Рязань. 1998.

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: «Проспект», 1999.

    Бах Р. «Бегство от безопасности» Пер. с англ. – К.: «София», Ltd., 1998

    Бахарев В.В. Структура личности и диалектика ее становления М. 1989 кандидатская диссертация

    Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999

    Великие мыслители Запада. /Пер. с англ. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1998

    Воложанина М.Н. Свобода личности как предмет социально-философского анализа – М. 1991 кандидатская диссертация

    Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.2 – СПб.: Северо-запад, 1994.

    Горбачев В.Г.. Основы философии: Курс лекций. 1997.

    Грунт Е.В. Смысл жизни как проблема европейской философии Екатеринбург, 1997 докторская диссертация

    Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. «Философия. Учебник» – М.:ИНФРА-М, 1999.

    Мир философии. М.,1991. Ч.2.

    Дроздов А.В. «Человек и общественные отношения» - изд-во ЛГУ - 1966 - 132 с.

    Керимов Д.А. «Свобода и право» - «Философские науки» - 1964 - №3

    Курылев С.В. «Санкция как элемент правовой нормы» // Советское государство и право. - 1964 - №8

    Меньшиков В.В., «К вопросу о соотношении моральной и юридической ответственности в социалистическим обществе», кн. «Проблемы правоведения» - Новосибирск - 1967 - 480 с.

    Никифоров Б.С. «Некоторые вопросы уголовного права в условиях общенародного государства» - «Советское государство и право» - 1963 - №4

    подростков Курсовая работа >> Психология

    Гомосексуальные же связи, наоборот, приобретают в глазах подростка большую ценность, так как являются... , когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы , относятся к нему как к маленькому ребенку...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.Горького

с углубленным изучением английского языка»

Классный час

« Может ли быть свобода

без ответственности »

Работу выполнила:

Учитель информатики

классный руководитель

10Б класса

Крайнева

Фаина Александровна

Стаж работы 29 лет

Арзамас 2014

Нынче знают даже дети, как прожить на белом свете.

Легче этого вопроса нету ничего-

Просто надо быть правдивым, благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым - только и всего.

Как все просто удается на словах и на бумаге.

Как легко на гладкой карте стрелку начертить.

А потом идти придется через горы и овраги,

Так что прежде, человечек, выучись ходить.

Пояснительная записка

Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит – быть свободным?

Очень важно, чтобы ребята выработали собственное понимание гражданской позиции, чтобы они сами пришли к выводу, что свобода – это не вседозволенность, и что подлинная свобода невозможна без ответственности.

Что такое свобода? Какими качествами должен обладать свободный человек? Что объединяет понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»? Может ли свобода вести к рабству? – Вот основные вопросы нашего классного часа

Форма: дискуссия.

Цель : обсудить с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи:

Развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.

Познакомить с молодежными неформальными объединениями и определить их роль в обществе; научить школьников выражать свое отношение к различным группировкам;

Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни, о вредном воздействии вредных привычек на организм человека.

Предварительная подготовка

I .Ответить на вопросы анкеты.

I Анкета

1.Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2.Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3.В чём выражается твоя свобода?

4.От чего ты считаешь себя зависимым?

5.Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6.Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?

8.Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

На стенах развешаны плакаты с высказываниями известных людей.

    «Свобода – это ответственность. Вот почему ее так бояться»

Б Шоу

    «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко»

Карл Ясперс.

    «Когда я могу делать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости».

Вольтер.

    «Излишек свободы приводит к анархии, слишком же строгие путы приводят к деспотии».

Сунь Ятсен.

План классного часа

    Вступительная беседа

    Что такое «свобода»

    Выбор «свободы»:

Молодежная субкультура в современном обществе

Пивной алкоголизм – чума XXI века

Интернет- зависимость

Ход классного часа

Учитель . Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Свобода - это:

    отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;

    сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;

    способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

    реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;

    не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;

    степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;

    наличие прав и их гарантированность;

    один из основополагающих принципов правового государства.

Вывод: «Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».

Учитель. Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

1 участник. Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

2 участник. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое – свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду!.. И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Учитель. Как вы считаете, без чего не может быть истинной свободы?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте рассмотрим одну ситуацию, очень распространенную и банальную.

3 участник. Компания из трех молодых парней 15–17 лет однажды вечером решила развлечься катанием на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит.

Учитель. Подумайте, почему ребята попали в подобную ситуацию.

Обмен мнениями; развитие темы свободы и ответственности.

Статья

Нарушение

Наказание

Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка (нецензурная брань в общественных местах, шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.)

Штраф 5-15 МРОТ или арест до 15 суток

Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте)

Штраф 5-15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15020 МРОТ

Распитие спиртных напитков в общественных местах

Штраф 3-5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков с содержанием этилового спирта 12%)

Потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах

Штраф 10-15 МРОТ

Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Штраф 1-5 МРОТ или арест до 15 суток

Учитель . Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?


Ваш возраст - «пересаживание корней» - самоопределение. Время, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас - как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти.

! участник: Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Учитель: Скажите, пожалуйста, вам не страшно ходить по улицам? Милицейские сводки пестрят сообщениями о драках, убийствах, столкновениях. На домах и заборах все чаще можно увидеть фашистскую свастику. Вы не боитесь стать жертвами экстремистов?

– Знаете ли вы, кто такие скинхеды?

– Приходилось ли вам участвовать в столкновениях на национальной почве?

– Некоторые социологи утверждают, что четверть российских граждан заражена ксенофобией. Вы входите в их число?

(Дети отвечают)

2 участник: По признанию руководителей МВД, молодежный экстремизм, в том числе движение «бритоголовых» уже угрожает национальной безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными

– Бурный рост молодежных группировок, их возрастающая активность не раз вызывали подозрение, что за этими детскими играми стоят вполне взрослые люли, которые используют молодежь как оружие для достижения своих корыстных целей.

Учитель: Кому, по-вашему, могут быть выгодны группировки молодежи?

(Партии радикальной направленности, бизнесмены, уголовные авторитеты и т.п.)

– Многие прекрасно понимают, что группировки скинхедов - «фирмы» – это динамит, который может шарахнуть в любом направлении. Где и как может «шарахнуть» этот динамит?

2 участник И. Гёте: «Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым»

Сегодня потребление пива в России на душу населения составляет примерно 78 литров (данные за 2010 год). Причем у нас этот напиток чаще всего употребляют люди в возрасте 25-45 лет. Сейчас более-менее регулярно пьют пиво 57% жителей нашей страны. Из них 75% мужчин и 41% женщин

Пиво у многих непременный атрибут повседневной жизни. Его пьют дома и на работе, в одиночестве и в компании. Пьют из пластиковых и стеклянных бутылок, жестяных банок, огромных кружек. Пьют мужчины и женщины, старые и молодые. Пиво стало своеобразным символом, атрибутом уверенности, успешности. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодежной субкультуры, неотъемлемым атрибутом отдыха.

3 участник: И, видимо, не случайно, что в сводках криминальных новостей все чаще появляются данные о школьниках, и даже школьницах, которые от чрезмерного употребления пива совершаются хулиганские действия или попадают в токсикологию с алкогольным отравлением. Страну охватила пивная алкоголизация молодежи. И это почти такое же бедствие, как наркотики

«Не СПИД, не туберкулез погубят Россию,

а пивной алкоголизм среди юного поколения»

Главный санитарный врач Р.Ф Геннадий Онищенко

3 участник Наркологи бьют тревогу: люди все больше времени проводит за компьютером, предпочитая виртуальный мир реальному. Статистика приводит ошеломляющие цифры: по данным ComputerEconomics, в мире 20 процентов пользователей страдают зависимостью от компьютера, то есть болен каждый пятый... Психиатры даже придумали специальный термин - «компьютерная зависимость», или «сетемания». Не преувеличена ли эта проблема? Так ли опасен компьютер?

Любая зависимость - это всегда болезнь чувств. А потому у всех зависимостей общие признаки. Классический портрет среднестатистического сетемана выглядит так. Человек обращен внутрь себя, внешние события не имеют для него значения, реальная жизнь не представляет интереса. Садясь за компьютер, он испытывает чувство эйфории. Если наркоман удовольствие получает от дозы, а алкоголик от рюмки, то сетеман - от процесса. Не случайно компьютерную зависимость называют процессуальной. Нажал на кнопку - получил кайф.

В случае если сетемана вынуждают отвлечься от монитора, он сильно раздражается, в тяжелых случаях испытывает чувство, похожее на ломку наркомана. Разлуку с компьютером он воспринимает как разлуку с лучшим другом или любимым человеком.

Часто сетеман пренебрегает собственным здоровьем и даже гигиеной для того, чтобы больше проводить времени за монитором. Болезненное увлечение идет в ущерб занятиям, домашним делам, служебным обязанностям.

Учитель. Как вы считаете - хорошо иметь свободу от ответственности?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте немного пофантазируем, представим, как бы выглядела наша с вами жизнь, если бы все (подчеркиваю – все, а не только мы) получили полную свободу от ответственности (хотя надо признать, что для некоторых – это не фантазия, а реальная жизнь). Вы приходите после школы домой…

Игра «Фантазии на тему…»

Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

Учитель: Наш разговор я хочу завершить стихотворением Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Список литературы

    Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

    Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

    Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

    Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    Л. В. Шабанов. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность?

    Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 262 с.

Авторы проекта: Группа «Свободу нам, свободу!» Суть проблемы: (одинакового во все времена) Восприятие обществом желания подростков чувствовать себя взрослыми и хотеть поступать, как взрослые. Цель: - Совместно, родителям и детям, проанализировать понятие «свободы». Задачи: - Изучить материал по данной теме. - Понять, где начинается и где заканчивается наша свобода. - Выяснить, что позволительно, а что – нет свободной личности. -Узнать, что ограничивает свободу. Анкетирование для детей «Что для нас свобода?» Что такое свобода? Что значит для тебя свобода? Свобода-это ответственность или вседозволенность? свобода движение 31 27 свобода-действие свободавседозволенность 11 11 8 6 свобода-ценность свобода-жизнь в удовольствиее свобода отсутствие обязанностей и ответственности свободанезависимость от общества свободавседозволенность 4 свобода-действие 35 30 25 20 15 10 5 0 свобода движение Процентное значение Результаты анкетирования «Что такое «свобода»? свобода-независимость от общества свобода отсутствие обязанностей и ответственности свобода-жизнь в удовольствиее свобода-ценность Ответы Результаты анкетирования показали, что подростки не знают общепризнанных определений свободы, что подтверждают их ответы. Мы понимают свободу как независимость от общества и от родителей, как вседозволенность. Результаты анкетирования «Значение свободы для подростков» 4% 27% Решающее значение Не имеет значения 69% Затрудняюсь ответить Таким образом, подавляющее большинство подростков не только не понимают, но и не придают значения свободе Результаты анкетирования «Свобода – ответственность или вседозволенность?» 20% Ответственность Вседозволенность 80% По результатам данного опроса видно, что большинство подростков считают свободу именно вседозволенностью и не признают её ответственности. Но при этом, нам хочется быть свободными, что, конечно, при данном понимании, проблематично и даже опасно. Любые понимания ценностей отображают состояние общества, его социологическую обстановку. Данное понимание свободы говорит о том, что мы стремимся к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов. К тому же, подавляющее большинство подростков не понимают, что есть свобода и не считают её ценностью. ВЫВОДЫ АНКЕТИРОВАНИЯ По результатам данного опроса видно, что -мы считают свободу именно вседозволенностью; -не признаем её ответственности; -хотим быть свободными; -стремимся к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов; -не знаем, что есть свобода и не считаем её ценностью. Что такое свобода? Свобода - это наличие у человека возможности выбора. Свобода допускает в равной степени всё – и зло, и добро. На то она и свобода. Ей не присущи какие-либо моральные оценки, она к ним просто бесчувственна. Не свобода, а сам человек может ставить себе какие-то нравственные ограничения для выбора своих действий и поступков. Чем обусловлена свобода? - В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. что предполагает выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Соответственно этому, свобода человек обусловлена последствиями, которые грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них. - Знанием меры соотношения выбора и ответственности, объективной основы того или иного направления жизни человека, условиями, в которых свобода реализуется. Это пониманиеи осознание необходимости. - Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они ничем не обусловлены. Свобода представляет собой многомерную систему, в рамках которой человек волен выбирать. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора. - Свобода- это постоянный процесс, который никогда не остановится. Человек обладает большим опытом в познании законов природы и общества, приобретает новые знания по данным вопросам, но все равно неспособен по своему желанию быстро переделывать свою жизнь. Движение к идеалу продолжается и не закончится никогда. Люди повсюду и всегда хотят жить в свободе. Только свобода открывает путь к развитию и совершенствованию. Наша свобода! Где начинается и где заканчивается наша свобода? Что позволительно нам, а что нет? Кто дает или забирает эту свободу? Где начинается наша свобода? а) в нежелании быть детьми, а в потребности быть взрослыми, б) в жажде такого же, как у взрослых, права на независимость: - своих суждений; - поступков; - взглядов на жизнь. Где заканчивается наша свобода? - там начинается вседозволенность; - там, где переступаешь закон; - если твоя свобода несет зло. Зачем нам нужна свобода? Ответ: а) чтобы окончательно завершить строительство собственной личности, б) чтобы понять: - кто же мы такие; - что нам делать в этой жизни; - какую правду жизни выбрать, каким богам верить. Что нам нужно, чтобы стать свободными? Перестать быть маменькиным (или папенькиным) сынком или дочкой, заодно учеником или ученицей учителя, тренера, мастера. Перестать не в финансовом плане, а в личностном – как бы на время забыть о всех взрослых авторитетах, о взрослой морали, о той же взрослой правде, а все это выработать в самом себе, основываясь уже на авторитетах нашего поколения. Что позволительно нам, а что -нет? Неразделимы такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и моральноправовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, а раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества. К чему может привести жажда свобода? К проявлению так называемого подросткового кризиса, который у каждого из нас выражается поразному. Плохо, когда этот кризис принимает чрезвычайные проявления, уродливые формы или становится явно нездоровым. Что же делать взрослым, когда ребенку хочется свободы? Как проявлять свои родительские, учительские и прочие воспитательские права по отношению к подросткам, если эти права вообще остаются у взрослых? не ущемлять наши потребности в эмансипации и свободе не допустить хаоса и вседозволенности нельзя тормозить и препятствовать естественному процессу нашего взросления через желания эмансипации и жажду свободы. Развитие человека вспять не повернуть. Кто дает или забирает свободу? - - Во-первых, надежным регулятором в разрешении повседневных проблем, дозволений или запретов могут быть законы: Для родителей – об ответственности за воспитание своих детей. Для подростков – целый свод законов: Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании, закон о комендантском часе для несовершеннолетних, законы о запрете продажи табачных и алкогольных изделий лицам, не достигшим 18 лет, и др. Эти законы обязаны соблюдать и взрослые, и мы подростки. Во-вторых, надежными семейными или школьными традициями, если они человечны и не ущемляют достоинство людей. В-третьих, нужно взрослым слушать свое, родительское или учительское сердце, понимая, что полезнее для нас: удовлетворить наше очередное, не очень приятное для нас желание, или отказать нам в этом. Родительская забота и наша свобода Нам нужна забота о нашей безопасности, забота о нашем здоровье, забота о нашем законопослушном поведении и успешной жизненной перспективе. И здесь мы согласны на разумное ограничение своих потребностей. Протестуя, тем не менее, мы остро нуждаемся в контроле над нами со стороны взрослых, в первую очередь, родителей. Родительский контроль над нашей свободой Если такой контроль отсутствует, наша эмансипация приобретает грубую и нелепую форму: мы начинаем вести разгульную жизнь, можем бросить учебу или стать юными бандитами, можем очень ожесточиться, в том числе и против своих близких или начать пить, принимать наркотики, можем вступить в беспорядочные половые связи или заняться проституцией. Но мы - все равно дети! И нас нужно, и притом срочно, спасать! И здесь без помощи специалистов (юристов, врачей и социальных работников) уже не обойтись. Но опять же, это только тогда, когда кризис «выходит из берегов». Нужны ли нам взрослые, чтобы чувствовать себя свободными? Для нас быть контролируемыми и опекаемыми Вами, при всем нашем свободном и эмансипированном сопротивлении – значит быть по-прежнему любимыми и желанными, ощущать надежность и стабильность в своей жизни! Спасибо за внимание!!!

Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Что значит – быть свободным? Что объединяет понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»? Эти и другие вопросы, волнующие молодёжь, стали предметом дискуссии в ходе информационного часа, прошедшего в МОУ СОШ № 5 г. Буденновска в рамках работы с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для получения представления о мировоззрении детей, в начале мероприятия участникам была предложена анкета, целью которой было задание проанализировать понимание свободы современными подростками; выявить отношение подростков к свободе, как ценности в настоящее время. На примерах литературы, библиотекарь Змиевская Н.К. рассказала молодым людям, что человек властен совершать определенные поступки, но он должен быть готов нести за них ответственность. С неподдельным интересом присутствующие ознакомились с видеопрезентацией: «Свобода: ответственность или вседозволенность?». К мероприятию был подготовлен библиографический обзор художественной литературы - Т. Драйзер «Американская трагедия», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Подросток», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Х. Конзалик «Человек-землетрясение». Представленные произведения помогут подросткам выработать собственное мнение о свободе и вседозволенности, о праве выбора своей мечты. Встреча прошла в непринуждённой, дружественной обстановке.