Рудинский стефан белорусская шляхта история. Наследники шляхты в Беларуси: "Мы отличаемся благородной внешностью и хорошими манерами"

Шляхта Беларуси имеет свою давнюю и славную историю. Шляхетское сословие играло огромную роль в истории Белорусско-Литовского государства (Великого Княжества Литовского и Русского) в XIV-XVI вв. и потом до конца XVIII в. в федеративной Речи Посполитой. Она всегда занимала четко патриотическую позицию, которая особенно проявилась во время борьбы за возрождение государства в шляхетских восстаниях 1794, 1831 и 1863 гг. в Беларуси вместе совместно с братьями по оружию - польской шляхтой. В течение большого периода белорусской истории шляхта занимала главенствующее положение во всех областях деятельности своего государства, и особенно в обороне Отечества, так как белорусско-литовское войско состояло преимущественно из шляхты. Веками шляхта имела значительное влияние на развитие белорусской культуры и социально-экономическую жизнь страны. Большую роль она играла в Возрождение ХVIII и конца XIX - начала XX в., становлении христианских и общечеловеческих ценностей. В отличие от других сословий белорусская шляхта никогда не имела комплекса неполноценности, а всегда выступала с достоинством, честью и с независимых патриотических позиций.

В XIV-XVI вв. в Белорусско-Литовском государстве окончательно оформилась со своими правами и привилегиями военно-служилого сословие, у которого был только один долг: выступать в поход, защищать Родину, изгонять врага со своей родной земли туда, откуда пришел (Погоня). Это были потомки родовых старейшин, племенных князей и - в большинстве - удачных воинов посполитого ополчения. Слово "шляхта" происходит от немецкого schlagen - бить, а немецкое слово Schlacht означает "битва". Дословный перевод слова "шляхта" означает: люди сражения, вояки, воины. Есть и второе, научное определение происхождения этого слова. Оно пришло в белорусский язык через польский от старонемецкого slahte, что означает "род, происхождение, порода".

Основную массу белорусских феодалов составляли потомки удельных князей Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств, бояр и дружинников этих княжеств, к которым в XIV в. присоединились литовские (а в XV в. и жамойтские) нобили и дружинники. Некоторая часть последних осела в административных центрах Беларуси и получила здесь имения. Уже до конца XIV в. основная масса феодалов (за исключением князей) в Белорусско-Литовском государстве называлась боярами. Это название сохранилось до XVI в. Смысл белорусского термина "бояре" совершенно отличен от смысла этого же слова в Московском княжестве.

Начиная от Городельского привилея 1413 г., в государственных актах вместе с названием "бояре" все чаще встречается "бояре-шляхта" или "шляхта" (по польскому образцу). В XV-XVI вв. в Брестской земле и на Подляшье феодалов также называли "земяне", опять же по польское терминологии. Это название употребляется в Статуте Великого княжества Литовского 1529 г. для феодалов всего государства, также как и "бояре", и "знать". Но со второй четверти XVI в. название "шляхта" постоянно занимает место в государственных актах для определения феодального сословия.

В XVI в. 80 процентов феодалов в Беларуси были белорусского этнического происхождения, 19 процентов - литовского, 1 процент - другого. Однако каких-либо больших противоречий на этнической основе здесь не было. Вся знать вместе защищала свое государство, выступала как единое сословие, исходя не только из корпоративных, но и из государственных интересов. Единство знати, ее прав и привилегий проявилось в феодальных кодексах Белорусского государства - Статутах Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского 1529, 1566 и 1588 гг.

Дворянские сословные права рода переходили наследникам-мужчинам и их потомкам по мужской линии, а также дочерям (но не их детям, так как это был уже другой род). Когда женщина выходила замуж за нешляхтича, она сохраняла собственное шляхетство, но не передавала его супругу и детям. Женщина простого сословия, выходя замуж за шляхтича, становилось шляхтянка пожизненно, даже если второй или третий раз выходила за нешляхтича. Дворянство можно было получить от великого князя литовского и русского, а также от гетмана на поле боя за мужество. От Люблинской унии 1569 г. шляхетство даровал Сейм Речи Посполитой (нобилитация). Сейм признавал дворянский титул и за иноземными дворянам. Дворянство можно было передать и приёмным детям.

К XVI в. вся знать государства, в том числе великие князья литовские (они же обычно и короли польские), пользовались белорусским языком - и как государственным, и в быту. Даже на территории Жемайтии в судах и городах белорусский язык применялось повсеместно. И только с XVI в. в среду магнатов постепенно входит польский язык, особенно после Люблинской унии 1569 г., когда Польша и Белорусско-Литовское государство образовали федеративную Речь Посполитую. Только в XVII в. знать начинает говорить и на польском языке, но более мелкая знать пользуется всегда белорусским.

С религиозной точки зрения тоже поначалу разницы не было. Белорусские и литовские бояре в Беларуси в XIV в. были православные. После крещения язычников-литовцев в 1387 г. католическая церковь постепенно завоевывает позиции в Беларуси, прежде всего в шляхетском среде. В XVI в. значительная часть белорусского дворянства как из католиков, так и из православных, во время реформации переходит в кальвинизм (во главе с Радзивиллами) и в другие протестантские течения, но в последней четверти ХVIII и нач. XVII в. под влиянием Контрреформации шляхта переходит в католицизм. В конце XVIII в. к присоединению Беларуси к России почти вся знать Беларуси была уже католической, причем преимущественно латинского, а не греко-католического обряда, в отличие от остального населения Беларуси. Но сохранилось и православная шляхта (пинская, давид-городокская, в Слуцке, Могилеве), и кальвинистская. Таким образом, длительное время и в шляхетском среде сохранялась многоконфессиональность и толерантность. Это, кстати, сказалось на разнообразии элементов дворянской культуры. Веротерпимость основывалась на постановлении Сейма Речи Посполитой 1573 г.

Еще в XIV в. в Беларуси существовали гербы князей или родовые знаки у других феодалов. К постоянным шляхетским традициям с нач. XV в. (Городельский привилей 1413 г.) принадлежит использование гербов, одинаковых (либо с модификациями) с гербами польской шляхты. Именно в 1413 г. началось гербовое братство с польскими шляхетскими родами. Всего насчитывается около 5000 гербов польской, белорусской, литовской и украинской шляхты в Речи Посполитой. Многие из них сохранились в Беларуси и в ХХ в.

Одним из достижений дворянской политической культуры Великого Княжества Литовского и Русского, что отразилось на дальнейших событиях, было введение в середине XVI в. закрепленного на века в законах права шляхты на самоуправление, на свободные выборы депутатов (послов) на уездные сеймики и общегосударственные сеймы, в суды всех уровней до Главного трибунала Литовского включительно. При этом до самого включения Екатериной белорусских и литовских земель в состав Российской империи кандидаты на судебные должности должны были знать белорусский язык как государственный, так как на нем записывались акты. В Речи Посполитой вся шляхта могла выбирать короля. В элекционном (избирательном) сейме, на котором пожизненно выбирался король, имел право участвовать каждый шляхтич. Поэтому выборы короля иногда проходили в чистом поле. Знать, которая шла в поход и находилась уже на войне, могла собраться в армии на отдельный, полевой сейм, чтобы принять важное решение государственного характера. Так произошло в 1562 г. на полевом сейме у Витебска - белорусская шляхта решила объединиться с Польшей в федеративное государство для борьбы против армии царя Ивана IV Грозного, который угрожал существованию независимого Белорусско-Литовского государства.

В Речи Посполитой вся шляхта была равной в правах. Титулы князей и графов признавались преимущественно как иностранные (у Радзивиллов, Сапегов и других), так как их обычно даровал император священной Римской империи германской нации. Только для потомков старинных княжеских родов сохранили княжеские титулы. Но все эти титулы не давали владельцам преимуществ над остальными шляхтой. Даже самый бедный шляхтич, который иногда не имел земли и своих крестьян, теоретически был равен магнату, например, Радзивиллу. Отсюда понятно, почему самый богатый человек в Речи Посполитой во второй половине XVIII в. - князь Кароль Радзивилл - называл рядового шляхтича "паном-братом". Теоретически каждый шляхтич мог быть избран королем. Все это свидетельствовует о широте шляхетской демократии.

Шляхтич, по Статуту Великого Княжества Литовского, не мог быть арестован и неверно наказан без действительных доказательств вины, а судить его могли только равные ему, то есть - шляхта. Право личной неприкосновенности было выработанно в законах белорусских земель, а гарантии собственности причастных к созданию и соблюдению традиций шляхетского достоинства - в поколениях белорусской шляхты. Недаром в Речи Посполитой существовало изречение: "Шляхціц на загродзе роўны ваяводзе”. Чувство достоинства воспитывалось и на войне. Владение техникой ближнего боя, владение не только холодным оружием, но и огнестрельным, тактика конного и пешего боя с молодых лет закаляют шляхтича, развивают чувство мужества, ответственности, патриотизма. Шляхетская честь была естественной и неотъемлемой для шляхтича.

Когда надо было решить вопросы корпоративных интересов, в Речи Посполитой право позволяло шляхте объединяться в конфедерации (вооруженные союзы с политическими и социальными целями) и добиваться своей цели вооруженном путем без короля и сейма.

Еще одна отличительная черта белорусской шляхты, присущая также и польской, и литовской, - это множественность. Если в соседних государствах - России, Пруссии, Австрии - в XVII-XIX вв. удельный вес дворянства составлял около 1% населения, то в Беларуси в конце XVIII в. шляхты было 10-12%, что объясняется постоянными войнами и необходимостью иметь широко представленное военное сословие.

Именно эти обстоятельства и привели к скорому конфликту дворянства с царским правительством России после трех разделов Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. и силового, захватнического присоединения Беларуси к России. Хотя царское правительство и расширило на шляхту Беларуси права дворянского сословия Российской империи, но одновременно отменило шляхетское самоуправление, перевело многочисленную мелкую шляхту в купечество, мещанство и крестьянство, начало проверки этого свободолюбивого и беспокойного (с точки зрения правительства) сословия, стараясь вычеркнуть многих из российского дворянского сословия или сразу не допустить в его ряды.

По-прежнему большую роль играла знать в Беларуси и в XIX в., в развитии ее хозяйства как до крестьянской реформы 1861 г., так и после нее. Специализация хозяйств, наем рабочей силы в поместьях, предложение шляхты царскому правительству еще в первой половине XIX в. освободить крестьян, как в соседних Польше, Пруссии, Прибалтике (что, кстати, царское правительство отклонило), - все это создавало условия для перехода на рыночно-капиталистические рельсы развития. Что касается мелкой шляхты, которая жила преимущественно в шляхетских околицах и застенках - шляхетских селах, то ее экономическое положение в XIX в. совсем приблизилось к крестьянству.

Много шляхты в Беларуси пострадало после подавления царскими войсками восстаний 1794, 1831 и особенно 1863 гг. Целые шляхетские деревни были выселены в российские губернии или в Сибирь, а имущество по приказу генерал-губернатора Муравьева (вешальника) было отобрано. Однако знать Беларуси возбудила освободительное движение, дворянский (шляхетский) период которого приходится на 1794-1863 гг. Именно знать начала борьбу за освобождение Беларуси от российского гнета. Из шляхты преимущественно вышли и руководители белорусского национально-освободительного движения и возрождения конца XIX - начала XX в. - братья Луцкевичи, В. Ивановский, Алаиза Пашкевич, Янка Купала и другие.

После буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. российское дворянство имело управленческие позиции в губернских и уездных земствах - органах ограниченного местного самоуправления. Однако царское правительство не вводило земств в белорусских губерниях, не доверяя местному дворянству. Только в 1911 г. в белорусских губерниях и уездах было введено самоуправление, еще более ограниченное чем в русских землях. Также было сделано все, чтобы не дать преимущества в земства местному дворянству католического вероисповедания. Земства не смолгли развернуть здесь широкой деятельности.

Дворянство в Российской империи с последней четверти XVIII в. имело корпоративные структуры в губерниях и уездах. Такая же организация была введена и на Беларуси: дворянами губернии и соответственно уезда выбирались губернское дворянские депутатское собрание и уездное дворянское депутатское собрание, подчиненное губернскому. Во главе собраний стояли губернские и уездные маршалоки ("предводители дворянства"). И маршалоки, и депутаты избирались на собраниях на альтернативной основе закрытым голосованием, складыванием белых (за) и черных (против) пуль в специальные коробки. Дворянские депутатские собрания и решали все сословные вопросы, в том числе родословные. Губернское собрание имело сношения с губернатором, министром внутренних дел и в случае надобности с самим императором, отстаивая свои корпоративные интересы. Такая структура сохранилась до 1917 г.

Февральская революция 1917 г. в России лишила дворянские организации в губерниях и уездах политического влияния. В западной части Беларуси, оккупированной в сентябре - октябре 1915 г. немецкой армией, они тоже не действовали. После поражения заговора генерала Л. Г. Корнилова и провозглашения 1 сентября 1917 г. России демократической республикой наступили перемены и в обстановке дворянских организаций. Министерство внутренних дел России циркуляром от 5 сентября 1917 сообщило о скором уничтожении дворянского сословия и ликвидировании дворянских учреждений (правда, этого сделать не успело). В октябре 1917 г. в Минской губернии был создан "Союз лиц, записанных в родословные книги Минской губернии" с председателем Георгием Чапских, владельцем Станьково (около Дзержинска), Собрание маршалков и депутатов дворянства Минской губернии 16 октября 1917 г., этот союз владел всем имуществом, капиталом, архивами и родословными книгами, а также зданием Минского губернского дворянского собрания и дворянского клуба. Доходы от имущества и капиталов шли на культурно-просветительскую и благотворительную деятельность ради записанных в родословные книги. 11 (24) ноября 1917 г., после октябрьского переворота в Петрограде и установления советской власти, ЦИК и Совет народных комиссаров декретом отменили дворянское сословие и его корпоративные организации во всех губерниях и уездах. В Минске, например, за 100 дней (до начала немецкой оккупации в феврале 1918 г.) местные органы советской власти во главе с большевиками прекратили деятельность дворянских организаций. Но только формально, ибо на большее у них пока что не хватило времени: организации не были ликвидированы, имущество не изъяли.

Поэтому 16 апреля 1918 г. деятельность дворянских учреждений в Минской губернии была воссоздана на собрании маршалоков и депутатов дворянства губернии во главе с исполняющим обязанности предводителя минского дворянства борисовским уездным маршалоком дворянства Н. Н. Бурнашовым. Главнокомандующий Х немецкой армии генерал от инфантерии фон Фалькенган 14 июля 1918 г. позволил возобновить деятельность дворянского собрания в Минской губернии, но только в делах, непосредственно касающихся дворянства. Никакой политической деятельностью дворянскому собранию заниматься не было разрешено. 29 сентября 1918 на заседании Минского губернского дворянского собрания, на котором присутствовало 117 человек, были выбраны новые руководящие лица. Губернским маршалоком дворянства из 3-х кандидатов был избран граф Г. Чапский. Его конкурентами были Эдуард Адамович Войнилович (что построил Красный костел в Минске) и Лев Львович Ванькович. Деятельность дворянской организации была вновь прекращена в декабре 1918 г., после отхода германской армии из Беларуси, прихода красных и восстановления советской власти. Но после занятия в августа 1919 г. большей части территории Беларуси польской армией, дворянские учреждения Минской губернии во главе с графом Г. Чапских снова ожили. Минское губернское дворянское собрание было формально самораспущено после подписания мирного договора в марте 1921 г. в Польше. Туда после окончания русско-польской войны 1919-1920 гг. сумела переехать осенью 1920 г. часть членов собрания. Причинами самороспуска была естественная невозможность дальнейшей деятельности шляхетских учреждений.

Во время революции и гражданской войны белорусское дворянство-шляхта понесло большие потери от террора большевиков. Эти потери были неимоверно сильны в первые десятилетия советской власти, а для западной части Беларуси в 1939-1941 гг. и после войны. Фактически можно говорить о геноциде дворянского сословия и потере генофонда одного из сословий белорусского народа. Те из дворян-помещиков, кто не успел во время гражданской войны переехать в Польшу, были уничтожены, а в последующие годы та же участь постигла и многих других дворян. Однако из-за того, что в Беларуси была и масса бедных дворян-шляхты, которые мало отличались бытом от крестьян или горожан, много людей выжило, работая, как все. В Западной Беларуси они занимались хозяйственной и культурной деятельностью. Шляхта разделила судьбу народа и во время второй мировой войны. История шляхты неотделима от истории всего белорусского народа.

Наконец, после долгого - семидесятилетнего - перерыва, организация и органы самоуправления белорусской шляхты восстанавливают свою деятельность. Организационный Совет Собрания белорусской шляхты созвал Учредительный Сейм объединения. Восстановление организации белорусской шляхты должно сыграть значительную роль в возрождении Беларуси и наших патриотических традиций.

ПОТЕРЯННЫЙ МИЛЛИОН

Сегодня в Беларуси более миллиона человек имеют корни, связывающие их

с историческим благородным сословием – шляхтой и дворянством.

Слово Шляхта происходит от немецких слов S lahta – род и Schlacht сражение . Дословно – люди боя, воины. Это было благородное сословие, строившее и защищавшее Отечество в годы становления государства.

По преданию родоначальниками древних литовских = белорусских шляхетских родов были древние римляне. «Этой легендой литовцы пытались доказать свое древнее происхождение: они шляхта старая, римская, между тем как ляхи-поляки были люди простые, которые гербы свои получили в Чехах» (Э нциклопедия Брокгауза и Эфрона. Санкт-Петербург, 1907).

Шляхтичей в Великом княжестве Литовском часто называли также рыцарями.

Почему шляхты было так много?

Во времена Великого княжества Литовского шляхта составляла 10-15% населения. Эта концентрация элиты, благородного сословия уникальна для Европы. С одной стороны шляхта представляла собой нерегулярное войско, вид ополчения, необходимого для защиты рубежей ВКЛ. С другой стороны шляхта была организационной структурой общества, образованной элитой, умеющей руководить, вести за собой.

Основным богатством шляхты были гонар і годнасць – честь и достоинство. Основными принципами шляхетской демократии были свобода и равенство.

Можно утверждать, что «… единственным носителем национального сознания белорусского народа являлась шляхта. Именно шляхта – образованная, знавшая свою историю и историю своих предков, имевшая духовные и политические идеалы – выражала душу народа» (В.В. Деружинский. Тайны белорусской истории, Минск, ФУАнформ, 2009).

Что значит белорусская шляхта

Речь Посполитая и, соответственно, Великое княжество Литовское никогда не имели официальной Герольдии как института регистрации гербов. Фактически функция регистрации гербов реализована в гербовниках Окольского, Папроцкого, Несецкого, Бонецкого и др., которые издавались начиная с XVI века. Хотя все первоисточники по истории шляхты написаны по-польски, говорить исключительно о польской шляхте неправомерно, поскольку шляхта с одной стороны была многонациональной, а с другой стороны шляхта существовала и вне собственно польских земель.

Шляхтичами были поляки, литвины = белорусы, жемойтийцы = литовцы, украинцы, русские, татары, евреи. Приезжали на службу к польскому королю и великому князю литовскому из Шотландии и Дании, из Франции и Венгрии. Следует иметь в виду, что шляхта была и много конфессиональной: католической, православной, униатской, протестантской. В системе европейского благородного сословия шляхта выделялась прежде всего своей уникальной социально-политической ролью в структуре государства.

Исторически шляхта делилась по воеводствам: виленская шляхта, пинская шляхта, волынская шляхта и т.д. Поэтому белорусская шляхта – это древнее благородное сословие на территории Беларуси .

Как появился потерянный миллион

После раздела Речи Посполитой началась перерегистрация шляхты в российское дворянство. В результате этой перерегистрации более половины шляхтичей были вычеркнуты из благородного сословия и переписаны в мещане и крестьяне. В основном это касалось бедной шляхты, однодворцев.

В России дворян было меньше 1% населения, поэтому российское правительство беспокоила большая концентрация шляхты. Шляхта привыкла к своим правам, требовала к себе уважения, имела свой гонор - ведь в течение более четырех веков шляхта выбирала всю вертикаль власти, включая короля.

Окончательно шляхта была уничтожена после Октябрьской революции 1917 года. Представители многих родов навсегда покинули Беларусь. Физическое уничтожение, ссылки в Сибирь и в северные регионы России заставляли людей уничтожать документы о принадлежности к благородному сословию, изменять свои древние фамилии, чтобы не попасть под карающую руку органов власти «рабочих и крестьян».

Нужно ли искать потерянный миллион

Шляхетские традиции – это важнейшая часть нашей истории, наше национальное достояние. Шляхта на 300–400 лет древнее российского дворянства, имеет уникальные духовные исторические традиции. Наши шляхетские гербы – рыцарские гербы, неразрывно связанны с европейской геральдикой и историей.

К сожалению, сегодня еще не сложилась объективная концепция белорусской истории – героической и трагической. Именно история шляхты помогает по-новому взглянуть на наше прошлое – страну замков, страну рыцарей, страну гордого свободолюбивого народа.

Очень важное замечание сделал на коллегии министерства в январе 2010 года Министр культуры Павел Латушко: «Актыўнае вяртанне да традыцый будзе спрыяць і актыўнай самаідэнтыфікацыі, павышэнню нацыянальнай самасвядомасці беларусаў» .

Можно ли найти потерянный миллион

Увы, зачастую тонкие ниточки связывающие прошлое и настоящее благородного сословия в Беларуси - это семейные предания, иногда только оригинальная редкая вещица – брошь, шкатулка, иногда выцветшая фотография.

Драматичны истории об уничтожении шляхетских грамот. Кто-то помнит, как после смерти бабушки дворянскую грамоту нашли за иконой. Достали… А она рассыпалась в прах – бумаг от сухости истлела. Кто-то помнит, как в течение нескольких лет искали закопанную гильзу от снаряда, в которой была спрятана дворянская грамота. Кто-то помнит, как уже в 70-е годы родители сожгли свой дворянский архив. Уже не расстреливали, не сажали, не высылали за дворянство. Но отец семьи занял номенклатурную должность и боялся за свою карьеру.

Замечательно, что народная память до сих пор сохранила кое-что о шляхетном прошлом. Во многих деревнях помнят о шляхетских околицах, обычаях и нравах, сохранились дразнилки для некоторых шляхетских фамилий.

Как искать подтверждение шляхетности

Шляхетские энциклопедические словари содержат более 20 000 фамилий – «визитных карточек» рода. Эти издания составлены по принципу: фамилия – герб. Каждый желающий может легко найти отправную точку для изучения своего шляхетного рода. Надо только иметь в виду, что практически вся эта литература на польском языке (поэтому в Польше нет своего потерянного миллиона!). Совсем недавно появились украинские гербовники. В 2002 году Национальный исторический архив Беларуси начал издавать «Гербовник белорусской шляхты». Пока изданы тома на букву А (тираж 150 экземпляров) и на букву Б (тираж 300 экземпляров).

Все первоисточники – гербовники, шляхетские энциклопедии изданы на польском языке, и уже перевод фамилий с белорусского и русского языков на польский представляет в ряде случаев большую филологическую сложность.

Если фамилия есть в гербовниках то можно поискать документальное подтверждение дворянских корней в Национальном историческом архиве. Однако по объективным причинам сохранившиеся у нас документы охватывают лишь небольшую часть шляхетских фамилий. Многие документы, связанные с историей белорусской шляхты, оказались в архивах Литвы, Польши, России, Украины.

При этом следует иметь в виду следующее.

Если фамилия есть в шляхетских гербовниках, то вероятность того, что вы наследник благородного сословия большая.

Если найдена натуральная грамота начала XIX века о признании вашего пращура дворянином, то очень велика вероятность того, что Вы – потомок древнего шляхетского рода. Почему вероятность не равна 100%? Дело в том, что как только шляхту в XVIII веке обязали представить документы о введение в благородное сословие, появились «специалисты» по подделке исторических грамот. Официальный документ о признании шляхетского (дворянского) достоинства мог быть выдан на основании такой «липы».

И, наконец, если Ваш предок выслужил дворянство в Российской империи, и Вы располагаете официальным документом, вероятность генетической связи с благородным сословием почти 100%. Почему почти? Увы, передача фамилии не всегда соответствует передаче генов.

Наследники шляхты

Мы живем в Республике Беларусь. У нас республика, а не сословное государство. Поэтому корректно говорить о наследовании шляхетской традиции . Шляхетность – в отношении к своему прошлому. Шляхетность – в соблюдении кодекса шляхетской (рыцарской, дворянской) чести. Шляхетность в – поведении. Шляхетность – в чувстве собственного достоинства.

К наследникам шляхты обращены замечательные слова члена украинского геральдического общества, составителя «Правобеорежного гербовника» Евгена Черницкого:

Н ащадки шляхт и не зобов’язані звертат и ся до жодн и х сучасн и х державн и х ч и громадськ и х установ для формального підтвердження свого походження д и пломом ч и інш и м документом. Наші предки, що походять від стародавніх князів, вже сплат и л и свого часу в битвах “податок крові”, й тому м и отрымуємо право шануват и власний Рід і Герб фактом народження від шляхетн и х батьків. Інш и х доказів та дозволів не потребуємо.

Настоящее и будущее потерянного миллиона

Наследники шляхетских родов сегодня – и во властных структурах и среди руководителей предприятий, и в науке, и в культуре. Генетика шляхетских родов проявляется и в умении руководить, и в стремлении к образованию, и в сохранении своеобразного белорусского фенотипа (обратите внимание как много у нас по-настоящему красивых людей с благородными лицами и деликатными манерами).

В идеале шляхтич – это человек с твердыми моральными принципами, ответственный и деятельный, живущий в соответствии с кодексом шляхетской чести. В давние времена шляхтич мог быть небогатым, но в гражданских правах был равным самому королю, как в поговорке «Шляхцiч на гародзе роўны ваяводзе».

Память о своих предках гарантирует связь времен, превращает историю из сухих страниц учебника в живую часть семьи, рода. Человек проникается ощущением общей истории, общей земли, на которой жили его предки, и будут жить его потомки. Это и есть то, что называется патриотизмом.

Возрастающий интерес белорусов к своей истории – истории государства и конкретно своих предков позволяет надеяться на то, что шляхетские традиции не будут забыты, а органично впишутся в нашу современность, дадут духовный посыл в будущее.

Председатель Минского собрания наследников шляхты и дворянства

Игорь Чекалов - Шидловский

Литература

Адам Мальдзіс. Як жылі нашы продкі ў XVIII стагоддзі. Мінск, Лімарыус, 2001.

В.В. Деружинский. Тайны белорусской истории, Минск, ФУАнформ, 2009

Анатоль Цітоў. Геральдыка Беларусі. Мінская фабрыка каляровага друку. 2007.

Из истории благородного сословия в Беларуси и соседних государствах. Составитель Игорь Чекалов-Шидловский. Второе дополненное издание. Минск. Энциклопедикс. 2009.

Асабліва высока шляхта цаніла сваю “залатую вольнасць”. Яна сапраўды была больш значнаю, чым у дваран суседніх краін. Удзел у сейме, сейміках і трыбуналах дазваляў шляхцічу істотна ўплываць на знешнюю і ўнутранную палітыку краіны. Шляхта падпара дкоўвалася толькі тым законам, якія сама прымала. Практычна яна была незалежнаю ад цэнтральнай улады. Са словаў польскага гісторыка культуры Аляксандра Брукнера, шляхціча звязвалі з каралём толькі падымны падатак ды абавязак удзельнічаць у “паспалітых” войнах. Лагічным вынікам такой “свабоды” было самавольства.

Прафесар Адам Мальдзiс

Шляхецкая культура Беларусі (ХVII-ХІХ стст.)

О слижиках и кулижниках

Старинная белорусская кухня

Сила ВКЛ строилась на равенстве людей, земельной собственности и неизменности правового равенства

У Рэчы Паспалітай уся шляхта была роўнай у правох. Тытулы князёў і графаў прызнаваліся пераважна як замежныя (у Радзівілаў, Сапегаў і іншых), бо іх звычайна надаваў імпэратар Сьвятарнай Рымскай імпэрыі германскай нацыі. Толькі нашчадкам старадаўніх княскіх родаў захавалі княскія тытулы. Але ўсе гэтыя тытулы не давалі ўладальнікам перавагаў над астатняю шляхтай. Нават самы бедны шляхціц, які часам ня меў зямлі й сваіх сялянаў, тэарэтычна быў роўны магнату, напрыклад, Радзівілу. Адсюль зразумела, чаму найбагацейшы чалавек у Рэчы Паспалітай у другой палове ХVІІІ ст. – князь Кароль Радзівіл (па мянушцы Пане-каханку) – называў шараговага шляхціца “панам-братам”. Тэарэтычна кожны шляхціц мог быць абраны каралём. Усё гэта сьведчыла пра шырокую шляхецкую дэмакратыю.

Шляхецкі гонар быў натуральны й неад’емны для шляхціца.

Прафесар Анатоль Грыцкевiч

ЗЕМЛЯ ПОД БЕЛЫМИ КРЫЛЬЯМИ

Беларуская шляхта

lingvo.minsk.by ›skc/asveta/szlachta.htm

Пераслед i ўцiск на засьцянковую шляхту праводзiўся касаваньнем яе шляхэтства, запiсам у aднаасобнiкi i забiраньнем у рэкруты, знявераная i абдзiраная чынавенствам, з памяцьцю ад дзядоv i бацькоў пра свае даўнейшыя свабоды i роўнасьцi грамадзянскiя, калi шляхцiц на нарадзе быў паважаны за роўнага з ваяводам, шляхта засцярожылася ў сабе i старанна захоўвала ў сваiх сэрцах ва ўсiх пакаленьнях любоў да Айчыны i дух пасвячэньня для яе, а ў звычаях хатнiх – народныя традыцыi з даўнiны.

Простая шчырая вера, пабожнасць i гасьцiннасць, любоў да айчыннай зямлi - гэта ва ўсе часы адметныя рысы засьцянковага шляхцiча.

Мiрон Нарбут

Шляхта околичная

… больш істотным за любыя паперы і сведчанні продкаў па мужчынскай лініі (па мячы) было тое, каб шляхецкую годнасць за чалавекам прызнала мясцовая карпарацыя шляхты.

Паводле Даравальнай граматы дваранству1785 г., дастатковым … доказам высакароднага паходжання лічылася пісьмовае сведчанне дванаццаці дваран … на аснове якога дваранскі сход мог прызнаць шляхецтва і выдаць дыплом.

Кадыдат гістарычных навук Віталь Макарэвіч

«Антиразбор » шляхты.

Подделки дворянских документов и нелегальные нобилитации в Белоруссии в XIX в. Виталий МАКАРЕВИЧ (перевод с белорусского).

Шляхта болезненно относилась ко всяким попыткам внешнего размежевания стана. В 1638 г. сейм отказался утвердить предложенный Владиславом IV орден рыцарей Непорочного зачатия девы Марии под тем предлогом, что вся шляхта - равная. Другим внешним признаком шляхетского равенства стало принятое в светских и сеймовых кругах обращение друг к другу - «пане браце», превращение шляхетской усадьбы, дворца, дома в недоступное для власти владение. Тогда ж зародилась и пословица - «шляхтич на загродзе равный воеводе». (Загрода - шляхетский двор за пределами крупного населенного пункта. Загродковая - простая, нередко совсем бедная шляхта)

Историческая судьба белорусского народа сложилась так, что он в громадной мере утратил память о своем прошлом, своей истории. Но в процессе становления белорусской государственности и дальнейшего развития белорусской нации обращение к прошлому, и прежде всего - к периоду Великого княжества Литовского, неизбежно. И здесь белорусы имеют преимущество перед многими народами «постсоветского пространства». Обращение белорусов к ВКЛ - это обращение к такому прошлому, которое значительно больше отвечает современным демократическим нормам и на которое можно значительно больше опираться при построении демократического государства, чем на исторические образцы и примеры прошлого многих других народов. Если гордиться в своей истории не завоевательными войнами и порабощением других, а близостью общественных порядков прошлого к современным нормам и ценностям, белорусам есть чем гордиться.

Профессор Георгий Голенченко

Шляхетская демократия» в Великом княжестве Литовском

XVI-XVIII вв.

Несколько шляхтичей из Польши находились в Париже, когда там разрушали Бастилию. Они были в восторге, что сметена крепость, в которую тиран осмеливался заточать свободных граждан без судебного приговора! Но одновременно мы читаем в шляхетских мемуарах, которые писались в XVIII в., однако публиковались лишь в XIX в., что у крупнейших польских магнатов имелись собственные бастилии. Такой магнат, если шляхтич ему не нравился, а служил при его дворе, мог его туда посадить. И никто по его поводу ничего не требовал, разве что у узника была влиятельная родня. Шляхтичи совершенно не замечали этих малых бастилий.

Профессор Януш Тазбир

После смерти бездетного Сигизмунда II центральная власть в огромном польско-литовском государстве стала ослабевать. На бурном заседании сейма был избран новый король Генрих (Генрик) Валуа (годы правления 1573–1574; позже он стал Генрихом III Французским). При этом его заставили принять принцип «вольной элекции» (выборов короля шляхтой), а также «пакт согласия», которым должен был присягать каждый новый монарх. Право короля выбирать своего наследника передавалось сейму. Королю также запрещалось объявлять войну или увеличивать налоги без согласия парламента. Ему следовало быть нейтральным в религиозных вопросах, он должен был жениться по рекомендации сената. Совет, состоявший из 16 назначенных сеймом сенаторов, постоянно давал ему рекомендации. Если король не исполнял какой-либо из артикулов, народ мог отказать ему в повиновении. Таким образом, Генриковы артикулы изменили статус государства – от ограниченной монархии Польша перешла к аристократической парламентской республике; глава исполнительной власти, избиравшийся пожизненно, не обладал достаточными для управления государством полномочиями.

История Польши

Непосредственно польской спецификой являлось отсутствие каких-либо правовых разграничений в рамках рыцарской группы и внутренней иерархии, разделявшей рыцарей, согласно феодальным принципам, на вассалов и сеньоров. В качестве единственного сеньора многочисленной рыцарской группы выступал правящий князь, и каждый рыцарь чувствовал себя зависимым только от него.

… шляхте удалось отстоять фундаментальный принцип «ничего нового» - «nihil поѵі» (1505). Запрет на введение каких-либо новшеств без согласия представителей шляхты был закреплен в 1506 г. в своде законов, составленном по инициативе коронного канцлера Яна Лаского.

С начала XVI в. шляхта, превращаясь в «шляхетскую нацию», была уже полноправным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой, то есть республики - res publica.

http://www.ruska-pravda.com/index.php/2011082714098/stat-i/ideologija/i.html

Пастаўце сабе мэту: стаць чалавекам шляхетным . Задача не з лёгкіх. Хамам быць нашмат лягчэй. А быць шляхетным, ды яшчэ ў хамскім грамадстве – цяжка. Каб быць шляхетным чалавекам, недастаткова валодаць этыкетам. Шляхетны чалавек яшчэ адукаваны, працавіты, маральны чысты, патрыятычны да свайго народу і яго каштоўнасцяў (мовы, культуры, гісторыі, традыцыяў), высокаадукаваны, самаахвярны, фізічна падрыхтаваны, ведае і шануе свой род, з’яўляецца прыкладам у тым асяродку, дзе ён жыве, не прымае жабрацтва. І толькі тады, калі ў грамадстве узнікне дастатковы стан шляхетнага люду (шляхетная эліта), калі шляхецтва стане “модным”, наступяць кардынальныя змяненні ў краіне. Шляхетная эліта – гэта падмурак для нацыянальна-патрыятычных сілаў.

На этнічнай тэрыторыі беларусаў-літвінаў існавала ВКЛ, дзе рухавіком усяго прагрэсу была шляхта – гэта ёсць гістарычны падмурак для яе адраджэння. Сярод нашага насельніцтва жывуць тысячы грамадзянаў, якія з’яўляюцца нашчадкамі шляхецкіх радоў. І ў кожным родзе ёсць такія асобы, якімі проста нельга не ганарыцца.

Галіна Арцёменка

Во времена Речи Посполитой дворянин мог быть небогатым, но в гражданских правах равным самому королю, как в поговорке «Шляхцiч на гародзе роўны ваяводзе». До войны в быту шляхтича еще можно было «вычислить». По характерному акценту - с обилием искаженных польских слов и выражений. По «гжечному» отношению к соседям. С другой стороны, когда две женщины разных сословий затевали спор, та, что с «гонором», могла оппонентку обозвать «мужичкой» или окинуть пренебрежительным взглядом. Кроме католической Гродненщины, много шляхты жило на Слутчине - здесь властвовали Радзивиллы, активно развивали земледелие и зазывали сюда дворян из всех уголков страны, даруя им наделы и крестьян. А меньше всего аристократии осело на Мозырщине - в традиционно малонаселенном регионе, соседствующем с нашей средневековой «Чечней» - неспокойной украинской «Казаччиной».

Софья Шумская, Виктор Корбут

Интервью с членом МСНШД Жанной Королёнок.

http://gazetaby.com/index.php?&sn_nid=48743&sn_cat=35

Каждый десятый белорус сегодня может причислить себя к наследникам благородного сословия. Такого мнения придерживаются члены Минского собрания наследников шляхты и дворянства. В общественном объединении не ограничиваются устной констатацией факта, но даже выдают специальные грамоты. Насколько достоверны эти сведения? TUT.BY отправился в гости к тем, кто в наши дни не стесняется носить шляхетский кунтуш.

Встречают по одежке

Председатель Минского собрания наследников шляхты и дворянства Игорь Чекалов-Шидловский любит встречать журналистов во всей красе. Забавная шляпа и ярко-красная накидка мигом возвращают нас в прошлое. Именно так, считает наш собеседник, одевались шляхтичи много веков назад.

- Я часто выступаю перед публикой и всегда рассказываю людям, что это наш белорусский национальный костюм. Многие удивляются: как же так? Кунтуш - это элемент шляхетской одежды, а шляхтой у нас были 15-20 процентов населения. Но, к сожалению, по ряду обстоятельств нашими поэтами был создан образ белоруса какого-то совсем бедного, пригнутого, в лаптях и портках.

Изучением образа жизни и привычек шляхты Игорь Чекалов-Шидловский занимается уже более 10 лет. В прошлом он преподавал математику в политехническом институте. Потом жизнь занесла в издательское дело. Неподдельный интерес к истории своей фамилии проснулся в нашем собеседнике после печати одного из гербовников. Выяснилось, что по отцовской линии он происходит от русских дворян - Чекаловых. У матери шляхетская фамилия - Шидловская. По обеим "косам"- благородное происхождение! Как тут не создать общественное объединение?

- Я решил: почему бы не показать этот путь другим людям? Если я смог узнать о своем происхождении больше, нужно подсказать, как это сделать, другим!

Еще один наследник шляхты и по совместительству руководитель музыкальных программ объединения Юрий Шеремет щеголяет по рабочему кабинету в нарядной "барме". Это тоже элемент шляхетского костюма.

- На барму вешают все награды, ее цвет соответствует цвету герба. В такой одежде можно приходить на дипломатические приемы.


Сегодня организация насчитывает около 350 действительных членов и порядка двух тысяч так называемых "кандидатов" - тех, кто хотя бы однажды интересовался своей родословной. В 99 процентах случаях, по словам Игоря Чекалова-Шидловского, эти люди получают подтверждение о принадлежности к благородному сословию.

- Дело в том, что к нам редко приходят случайные люди. Это те, кто уже обладает какой-то информацией от родственников, знает свою семейную историю. Очень редко, только на книжных выставках, пишут заявки все подряд, там процентов 30 приходится отбросить. При этом я подчеркиваю, что мы не выдаем каких-то реальных документов. Все грамоты и гербы - это реконструкция.

"Потерянный миллион"

По оценкам Минского собрания наследников шляхты и дворянства, десятая часть белорусов имеют шляхетское или дворянское происхождение. Здесь говорят так: "потерянный миллион". Но лишь около 5 процентов шляхты, рассказывает
Чекалов-Шидловский, могла позволить себе жить на широкую ногу. Остальные были бедны и сами обрабатывали землю. Ходили за конем, но обязательно с саблей.

- Ношение оружия - привилегия шляхетского сословия. Крестьянам это было недоступно. Кроме того, шляхтичи имели право участвовать в выборах, могли покупать, завещать землю и так далее. Еще одна особенность - фамильность. Шляхта держалась за фамилию как за знамя, в отличие от той же России.


Игорь Чекалов-Шидловский часто сталкивается с тем, что люди не видят разницы между шляхтой и дворянством.

- Шляхта - это древнее благородное сословие, когда никакого дворянства еще и в помине не было в Российской империи. В конце 18 века Екатерина Вторая издала указ, чтобы проверить, что это за шляхтич такой, который сам за конем идет. 100 лет шла проверка, примерно четверть шляхты перевели во дворянство, а всех остальных записали в крестьяне и мещане. Но настоящие шляхтичи всегда помнили о своем благородном происхождении, даже в том случае, если им не давали на это подтверждающих документов. Лишь в начале 20 века, когда начался красный террор, от шляхетского звания стали открещиваться. Многие даже меняли несколько букв в фамилии, чтобы не считаться шляхтичами. Сегодня эти люди восстанавливают свою связь с предками, у нас есть такие примеры.


На шляхетское прошлое, говорят наследники, указывает фамилия. Если она заканчивается на -евич, -ович и -ски (Шидловский, Янцевич, Янукович), существует большая вероятность, что ваши предки принадлежали к благородному сословию. По словам членов Минского собрания, это первая ступень. Далее необходимо сверить свое имя с пофамильным гербовником. Эту услугу для желающих здесь предоставляют бесплатно.

Но чтобы подтвердить шляхетское происхождение, нужно продолжать исследовательскую работу. Существуют редкие гербовники, в которых можно найти подробный рассказ обо всех значимых шляхетских родах. Их подробное изучение на многое может пролить свет. Третий этап - детальная проверка информации в Национальном архиве. На этом уровне составляется история рода, это долгая и кропотливая работа. В зависимости от объема дела интерес к истории своей семьи обойдется в 1000-2000 долларов. Некоторые энтузиасты и на этом не останавливаются. Они заказывают публикацию книги об истории своего рода.

- Насколько достоверна информация, которую вы предоставляете белорусам?

- Все, что написано в архиве, достоверно. Иногда фамилия может совпасть случайно. Мы всегда об этом предупреждаем: это история, а не геометрия. Здесь могут быть пробелы, но они ничтожны в процентном соотношении. Ведь за то, что ты "подмазался" к шляхте, наказывали. Это было не просто: безземельного крестьянина можно было определить с первых шагов.

От автослесаря до кандидата наук

Приобщиться к современным наследникам шляхты может любой желающий, даже потомок крестьянина. Но такие люди, по словам председателя Минского собрания наследников шляхты и дворянства, заявок не оставляют. Видимо, никто не хочет вдаваться в подробности своего неблагородного происхождения. Что же касается наследников высших сословий, то сегодня они занимают самое разное социальное положение. Среди членов собрания есть и автослесари, и кандидаты наук. Тем не менее, потомков благородных сословий, считает Чекалов-Шидловский, видно издалека.

- Когда идут собаки породистые или обычные, вы узнаете? С нами все точно так же. Потомка шляхтича можно узнать по фенотипу и манерам. Наши гены сохранились. Есть белорусская внешность, это ни с чем не перепутаешь. Нам постоянно вдалбливают, что мы скромные, "памяркоўные". На самом деле, потомки шляхтичей очень самодостаточные люди.

Чтобы подтвердить свои слова, председатель собрания показывает нам Кодекс шляхетской годности. Составлен он "на мове" и гласит о том, что наследник шляхты обязан любить Отчизну, интересоваться ее историей и уважать ее культуру.

- Это очень широкая платформа. У нас есть монархисты, республиканцы, белорусская шляхта, русское дворянство. За все время только 2 человека были исключены из организации. Один - за недостойное поведение, второй - за неправильное отношение к спиртным напиткам. Из шляхты тоже исключали по тем же причинам.


Балы в 21 веке

Члены организации ведут чрезвычайно насыщенную жизнь. Они регулярно собираются на салонах, балах и других светских мероприятиях. Юрий Шеремет рассказывает, что он - потомок прусского короля. Сюда он привел всю свою семью: жену и дочку, даже внучка интересуется историей.

- У нас совершенно нет социальной жизни для людей, как в Европе. В советское время были какие-то профсоюзные собрания, люди как-то сплачивались, а куда сейчас выйти паненке? Куда наряжаться? И люди очень ценят наши мероприятия как элемент социальной жизни.


Очаровательная дама в не менее очаровательной шляпке подтверждает эти слова. Как истинная дворянка Светлана Шандалова обожает балы.

- Лет пять тому назад я посещала выставку книг. Я шла в красивой шляпе, на высоком каблуке и с прямой спиной. Мне сказали: у вас явно солидные корни. А я знала, что мой дедушка был сыном помещика. Мне рассказали о моем старинном роде и сделали членом организации.

За время нашего разговора современные шляхтичи не раз упомянули, что главная цель для них - поднятие духа белорусов. "Наследник благородного сословия" - это звучит гордо. Но, может быть, только звучит?

Публикация доклада доктора философских наук Льва Естафьевича Криштаповича в качестве его заочного участия в состоявшейся 20 января 2013 г. конференции «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя» .

В своей борьбе против общерусской природы белорусского народа фальсификаторы отечественной истории сконструировали миф о «белорусской» шляхте. Цель этой фальсификации путем подмены польской шляхты шляхтой «белорусской» противопоставить белорусов и русских по культурно-цивилизационным и ментальным основаниям и представить польские восстания в конце XVIII века и в XIX веке в качестве «белорусского» национального движения.

Зачем фальсифицируется наша история? Затем, чтобы разрушить цивилизационное единство белорусского и русского народов, лишить белорусов своей общерусской корневой основы, навязать белорусам антирусские взгляды на нашу общерусскую историю и тем самым осуществить деисторизацию белорусского национального самосознания с целью перевода его на позицию чуждых исторических, точнее, антиисторических измышлений. Фальсифицируя наше прошлое, преследуется цель лишить нас настоящего и будущего. В результате белорусский народ, лишенный своей истории, которая включает в себя прошлое, настоящее и будущее, становится удобным материалом для реализации антирусских и антибелорусских замыслов в современном мире. Именно подобная фальсификация отечественной истории характерна при оценке польского восстания 1863 года на территории Беларуси, когда польская шляхта и ее лидеры квалифицируются в качестве «белорусских» феноменов.

Но вся закавыка в том, что никакой «белорусской» шляхты ни в XVIII, ни в XIX веках на территории Беларуси не было. Что такое шляхта? Шляхта – это высшее привилегированное сословие, характерное для феодального общества. Шляхта включала в себя помещиков, чиновников, разорившихся землевладельцев, так называемое образованное общество – преподавателей Виленского университета, Полоцкой иезуитской академии и других образовательных учреждений, писателей, музыкантов, католических священнослужителей. По своей национально-культурной идентификации это были поляки, которые ментально были абсолютно чужды коренному населению, т. е. белорусам. Даже если отдельные представители этой шляхты сочувственно относились к белорусским крестьянам, занимались собиранием белорусского фольклора и называли себя литвинами, а не поляками, то сущность данного сословия от этого нисколько не менялась. К примеру, Адам Мицкевич называл себя литвином, а свою отчизну Литвой не по причине якобы своей литвинской самоидентификации, а с точки зрения романтических реминисценций исторического прошлого, что объективно ни у кого из современников Адама Мицкевича не вызывало ни малейших сомнений, что они имеют дело не с какой-то литвинской национальностью, а с глубоко шовинистичным польским шляхтичем. Белорусский историк Михаил Коялович в 1884 году отмечал, что поляки стремятся сойтись с местным народом и привлечь его на свою сторону. Они говорят о своем уважении к белорусской народности и желают, чтобы эта народность развивалась и создала свою письменность, печатала книги на своем языке. Но в то же время они говорят, что только польская народность является творческим народом и должна двигаться на Восток, а белорус, получая образование, должен делаться поляком. Таким образом, за всей этой мнимой заботой польской шляхты о белорусах скрывался все тот же польский шовинизм с его антибелорусской политикой – восстановления Польши в границах 1772 года.

Отсутствие собственно белорусской шляхты как высшего сословия в тогдашнем обществе на территории Беларуси обусловлено своеобразием исторического развития нашей земли. Здесь необходимо сделать следующее пояснение. Дело в том, что на протяжении XIII–XVII веков, когда территория современной Беларуси и Украины входила в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, белорус, точно так же, как и украинец, выступают не столько под своими современными этническими обозначениями, сколько под общим названием древнего русского народа. Понятие «русский» было одновременно и синонимом последующих понятий белоруса и украинца. Все историки того периода, подчеркивая особенность национальности коренного населения на территории современной Беларуси и Украины, именно говорят о древнем русском народе, сохранившем в первозданной чистоте свою русскую веру, полученную от восточных патриархов.

Мысль о русской природе белоруса и украинца постоянно присутствует на страницах исторических источников. В известном смысле она даже приобретает императивную окраску, когда требуется подчеркнуть этническую природу коренного жителя нынешней территории Беларуси и Украины. Например, в послании киевского воеводы, князя Константина Острожского епископу Ипатию Потею от 21 июня 1593 года по поводу замышляемой унии с римской церковью говорится: «Донести князю великому Московскому и московскому духовенству, какое гонение, преследование, поругание и уничижение народ тутошний Русский в порядках, канонах и церемониях церковных терпит и поносит». Эта же мысль звучит и в выступлении на Варшавском сейме в 1620 году депутата и чашника земли Волынской, члена Виленского православного братства Лаврентия Древинского, который, описывая положение своих соотечественников, горестно констатирует: «Кто же явственно не видит, сколь великие притеснения и несносные огорчения сей древний русский народ претерпевает? Уже в больших городах церкви запечатаны, имения церковные расхищены, в монастырях вместо монахов скот запирают. В Могилеве и Орше церкви также запечатаны, священники разогнаны. В Пинске монастырь Лещинского в питейный дом превращен; тела умерших без церковного обряда из городов как падаль вывозятся; народ без исповеди, без приобщения святых тайн умирает».

Сами сенаторы Речи Посполитой, когда речь шла об этнической принадлежности коренного жителя Белой Руси, никогда не отождествляли его ни с поляком, ни с литвином, а всегда именовали русским человеком. Вот описание положения коренных жителей Белой Руси из прошения к польскому сейму в 1623 году от имени всего русского народа Речи Посполитой. «В том же белорусском Полоцке, тот же отступник владыка полоцкий (Иосафат Кунцевич), чтобы досадить тамошним мещанам, приказал вырыть недавно похороненные подле церкви христианские тела умерших и бросить на съедение собакам, как какую падаль! О нечестие! О невыносимая неволя! И подобные беззакония и притеснения, подобную неволю, хуже турецкой неволи, терпим по всем воеводствам и поветам мы, народ русский , не сделавший ничего дурного».

В процессе дальнейшего исторического развития Белой Руси происходит разделение первоначально древнего русского народа, как именовали себя белорусы и украинцы в XIII–XVII веках, на два, хотя и родственных, но отдельных народа. Более или менее завершающим этапом в этом процессе складывания собственно белорусского народа, не растворявшегося уже в едином древнем русском народе, можно считать XVIII век. В этом плане симптоматично высказывание белорусского епископа Георгия Конисского на коронации Екатерины II, где бывший ректор Киевской Академии прямо говорит о православном белорусском народе, ожидающем избавления от национально-религиозных гонений польской шляхты.

Специфика формирования белорусской народности на протяжении длительного исторического развития выразилась в том, что к середине XVII века белорусский народ состоял лишь из низшего сословия – крестьян и мещан – и потерял высшее сословие – шляхту. Именно на рубеже XVI –XVII веков в жизни наших предков произошло важнейшее событие, которое и определило исчезновение этнически своего высшего сословия. Речь идет о насильственном введении в 1596 году церковной унии, которая привела к окончательной денационализации русской (белорусской) шляхты. Она ополячилась и окатоличилась. Уже в челобитной Львовского православного братства русскому царю Федору Иоанновичу от 15 июня 1592 года с печалью говорится о денационализации православной русской шляхты. «Поелику в Польских странах в великих печалях обретаемся, а все благородные в различные иноверия пали ; мы же, как не имеющие пристанища, к тебе благоутробному, тихому и благонадежному притекаем. Да уподобишься, всесветлый царь, Великому Владимиру, просветившему весь род Российский святым крещением». А знаменитый автор «Славянской грамматики» Мелетий Смотрицкий в своем известном «Фриносе», или «Плаче восточной церкви» (1610) окончательно констатирует смерть высшего сословия русского народа, погибшего в полонизме, латинстве и иезуитизме. «Где теперь, – вопрошает Мелетий Смотрицкий, – дом князей Острожских, который превосходил всех ярким блеском своей древней православной веры? Где и другие славные роды русских князей – князья Слуцкие, Заславские, Вишневецкие, Чарторыйские, Соломерецкие, Соколинские, Лукомские и другие без числа?» Высшее (русское) сословие исчезло, оно денационализировалось. Русскими по своей ментальности остались лишь крестьяне и мещане. Осталась лишь этнически чуждая белорусскому народу польская шляхта, которая экономически, административно, идеологически господствовала на Белой Руси вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Статистика свидетельствует, что польские помещики практически полностью владели землями в белорусских губерниях. К примеру, в Виленской и Гродненской губерниях они держали в своих руках 95% земли, в Минской губернии им принадлежало 94% земли. Даже в Киевской губернии у них находилось 82% земли. Такой беспристрастный свидетель, как Александр Цвикевич, который являлся идейным руководителем национального движения в Беларуси в конце XIX – первой четверти XX века, в своей книге «Западно-Руссизм» отмечал, что Польша душила Беларусь своим земельным капиталом с такой силой, что даже Российская империя со всей своей государственной машиной ничего здесь не могла сделать. Польскость – как проявление польской экономической силы в крае – всегда побеждала и низводила на нет все официальные наскоки российской политической власти. «Экономика, культура, администрация, – подчеркивал Александр Цвикевич, – все находилось в руках польской интеллигенции, все управлялось ею». Сами белорусы указывали, что виленский поземельный банк принимает под залог исключительно польские имения, держит в руках все земельные богатства девяти западных губерний и стоит на страже польских интересов в Беларуси.

И здесь возникает закономерный вопрос. На что рассчитывают фальсификаторы отечественной истории, осуществляя замену польской шляхты шляхтой «белорусской»? Наивен был бы тот, кто всерьез поверил бы, что так называемая «национально-сознательная» интеллигенция искренне стремится повысить исторический статус Беларуси и обосновать ее «шляхетность». Фальсификаторы, разбивающие свой лоб перед так называемыми европейскими ценностями, молящиеся на западную витрину, – настоящие фарисеи как в политике, так и в культуре. Они правильно соображают, что при известном стечении обстоятельств власть может оказаться в их руках. Своими историческими фальсификациями они, с одной стороны, еще больше разрушают самосознание нашего народа и тем самым делают его податливее к восприятию антинациональных россказней на тему, что Радзивиллы – это белорусские князья, а с другой, если вдруг окажутся у власти, готовят идеологическую платформу для оправдания антиисторической политики польских шовинистов. Оказывается, польская шляхта и шляхта «белорусская» – это одно и то же, а поэтому белорусское общество должно относиться к России как к неприятельской стране и всячески поддерживать восстановление Польши от моря до моря. Такова идеологическая подоплека создания мифа о существовании «белорусской» шляхты.

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

О россиянах-рабовладельцах, босой белорусской шляхте, мировом феномене политического устройства Беларуси и исламском городе под Минском мы поговорили с настоящими потомками белорусской шляхты, а также в качестве эксперимента узнали, кем были предки нашего корреспондента.

Небольшой кабинет в Доме ветеранов ничем с первого взгляда не примечателен: девушки обрабатывают фотографии в фотошопе, мужчины, окруженные стопками папок и листов, обсуждают новое издание книги, звонят телефоны, слышится стук каблуков из коридора. В этом небольшом кабинете заседают прямые потомки белорусской шляхты.

Собрание существует уже почти десять лет. За это время белорусы тысячи раз открывали дверь этого кабинета в надежде узнать, кем были их предки. Собирать такую информацию и передавать ее общественности - главная миссия Собрания. Кроме того, они организовывают балы, выставки, встречи, поездки. Чтобы наглядно показать, как происходит процесс поиска корней, председатель Собрания Игорь Владимирович Чекалов-Шидловский «протестировал» фамилию корреспондента KYKY.

Точное происхождение фамилии Мелеховец не известно, но по материнской линии журналист - Шоломицкий. Именно эти корни мы и попытались найти. Игорь Чекалов-Шидловский предлагает на примере Шоломицких провести экспресс-анализ фамилии. Первая его ступень, самая простая, подразумевает поиск фамилии в шляхецких энциклопедиях.

Три этапа в тестировании фамилии

Игорь Владимирович: «Все первоисточники по шляхте на польском языке. Они, естественно, переводятся на белорусский, русский, украинский. Так возникает своеобразный конгломерат: Польша, Беларусь, Литва, Украина и часть России, причем, мы говорим про Смоленщину и Брянщину, где на самом деле было много шляхты.

То, что я сейчас скажу, пока ещё не сильно озвучено - Российское дворянство до 18 века наполовину состояло из шляхтичей, которые переходили в Царство Московское служить.

Приходило туда много иностранцев, четвёртая часть - пруссы и немцы, ещё четвёртая часть - татары и „закавказцы“. Почему они туда приходили? Это была огромная и богатая территория, да еще и с рабами в придачу. Сейчас в ходу эвфемизм „крепостные крестьяне“, но до 1861 крестьяне были в положении рабов. Их продавали, меняли на собак, лошадей, их можно было проиграть в карты. Признаки рабов и формировали национальный характер. Мировоззрение двух слоёв людей (шляхты как элиты, и тех, кто под элитой) формируется в условиях рабовладения. На наших территориях немного другая история, потому что у нас было 20% шляхты (в России - 1%), ещё 20% - свободные люди. Это была демократическая республика, которая выбирала власть от местных до короля, и, естественно, народ вырастал с совершенно другими мозгами. Согласитесь, 20% - это не 1%, но они легко растворялись в крестьянской массе, потому что многие шляхтичи были вынуждены сами обрабатывать землю».

Шляхта вырастала с другим менталитетом, поэтому шляхту Речи Посполитой не стоит сравнивать со шляхтой России.

По словам Игоря Владимировича, два одинаковых слоя общества похожи, и сейчас говорят на одном языке, но у нас разная история. Сегодня к нам приезжают россияне, и мы для них, по мнению членов Собрания, - недосягаемая вершина, сияющие высоты. «Они просто плачут, когда видят, как мы живём. Они знают, что тебя здесь не толкнут, не обзовут, в отличие от Москвы, где спокойно пройти нельзя. А если и толкнут, то извинятся», - отмечает Чекалов-Шидловский. Выдают разницу исторического развития и внешние признаки, и здесь речь идет о так называемой «провинциальной чистоте». Игорь Владимирович вспоминает москвича Григория Якутовского, который пишет про Беларусь, его последнее произведение называется «Беларусь - это круто»: «У него джазовый стёб по стилю и оформлению книги, он больший фанат Беларуси, чем многие у нас тут».

Далее Игорь Владимирович открывает огромный, немного потрепанный талмуд, на вскидку - на две тысячи страниц, не меньше, в котором списком написаны фамилии на польском в алфавитном порядке. Игорь Владимирович называет книгу «одним из последних и самых больших польских гербовников, какие привезли из Варшавы». Буквально через 10 секунд он находит нужную страницу - видимо, знает справочник как свои пять пальцев.

Герб Шоломицких

Игорь Чекалов-Шидловский: «Итак, Шоломицкие? Вот открываем. Первый Шоломицкий упоминается в 1600 году. Кем он был - надо разбираться. Пинский герб - под вопросом. (Корреспондент KYKY Дмитрий Мелеховец действительно родом из Пинска - прим . ред . ) Видите, книга составлена таким образом: фамилия - герб, фамилия - герб. В чём смысл таких списков? Дело в том, что шляхтич одновременно получал звание, фамилию и герб, потому что надо было его прописать в войско. Он становился сразу военнообязанным, у него появлялось право носить оружие, которого не было у простолюдина, и право прописаться в списках выборщиков. Выборы у нас проводились от местного повета до выборов короля. Для того времени они были сумасшедшей вещью, ведь повсюду царил абсолютизм. Попробуй скажи в России: «Выборы»! Да, Шуйский был выборным, но только когда род прекратился, это был нонсенс, и ещё после этого целое столетие была смута. Здесь же были стабильные выборы и военнообязанность.

Часто шляхтичи ехали поле навозом удобрять, но с саблей. Это чтобы показать: «Я шляхтич, вот мой гонор».

В разговор вступает Юрий Леонидович Шеремет, координатор музыкально-эстетических программ Собрания.

Юрий Шеремет: Голландский путешественник, который вместе с голландским посольством ехал в Великую Тартарию (это Москва), проезжая по нашим территориям, знал, что первый признак шляхетности - это сабля. Крестьянин не имел возможности носить эту саблю. Он видел босых шляхтичей, но с саблей. Его поразило: ведь шляхта, аристократия! Эти аристократы имели право участвовать во всех выборах, во всех сеймиках, подсеймиках. Могли участвовать в них босиком, без обуви. И даже магнаты Радзивилы могли обращаться к такой бедной шляхте «пани-братья». Не считалось, что такая шляхта ниже, это был один уровень.

Игорь Чекалов-Шидловский: «Вернемся к Шоломицким. Первое, что мы видим - энциклопедии, где содержится более 20 тысяч фамилий. Второй этап - смотрим на гербовники, где по фамилиям будет всего несколько тысяч шляхтичей, но здесь уже номенклатурно расписано, кто занимал какие посты, кто выбирал короля и был делегатом на съезд. Третий уровень - если дело сохранилось в нашем архиве, тогда мы можем построить ваш родовод от 13 или от 14 века, проследить, кто кого родил. Дело в том, что когда Речь Посполита была разделена между Российской империей, Пруссией и Австрией, на территории Российской империи шляхту начали приводить в порядок. Не надо думать, что её начали уничтожать физически. Нет, просто начали подгонять под структуру государства.

Вы вытащите элиту из любого общества, и там останется толпа. Представьте себе армию без офицеров: это же будет сброд!

В России было принято, чтобы даже самая главная аристократия говорила „Мы твои холопы, батюшка-царь“. Любой высокородный аристократ позиционировал себя как холоп царя. Для шляхты это было немыслимо, даже нищие и босые считали себя ровней королю».

Почему российские дворяне обязали шляхту предоставлять документы

По словам Игоря Чекалова-Шидловского, российских дворян удивляло, что у белорусов есть благородное сословие, которое само обрабатывает землю. Бывало, что в древние времена крестьянин жил лучше шляхтича, потому что последнего могли покалечить на войне или убить, и некому было работать, если не было большой семьи. Поэтому вопросы материального благосостояния шляхты - очень деликатные. Российское дворянство при переводе шляхты в дворянское сословие решило поставить рамки: обязать представить документы, что стоило серьёзных денег. «И вот тут начинается самый интересный момент, который отражен на телевидении и в фильмах - у шляхты не было документов, - говорит Игорь Владимирович. - Были какие-то привилегии, но они идут к старшему сыну, а у младших ничего нет. Ну, а как? Все знают, что это шляхта, они воюют, ходят на выборы. Новая власть не понимала принципов старого устройства, когда шляхтич и не шляхтич живут в одной деревне. Все российские чиновники сходили с ума».

Подложные документы шляхтичей

На территории современной Беларуси были созданы специальные комиссии, которым надо было представлять свидетелей своего благородного происхождения. Шляхта на это откликнулась очень своеобразно. Они начали делать подложные документы. Скажем, Дунин-Марцинкевич возглавлял целый картель по производству поддельных печатей. Кроме того, в Украине была еврейская фабрика, которая была рада поставить любую печать. «Это ещё неотражённый в литературе детектив. Некоторые судились по многу лет, чтобы доказать, что они представители шляхты. В результате это привело к восстаниям, потому что людей понизили в социальном статусе. Ясно, что крестьяне были заняты обработкой земли, им некогда было воевать или заниматься ерундой. Это шляхтич мог себе такое позволить. И все вылилось в восстание 1830-го года, и другое, 1860-го», - говорит Игорь Владимирович.

В результате всех этих споров было принято решение 80% белорусской шляхты не давать дворянский титул, а записать в крестьяне и мещане: конечно, не в рабы, а в свободные хлебопашцы. Шляхта была недовольна, и очень многие уехали в Америку, что стало традицией до начала 20 века. «Даже в нашем собрании широко распространена ситуация, когда прадеды ездили в Америку на заработки фактически через одного! Это тоже показатель, потому что малограмотный крестьянин был не в состоянии подняться с места, не зная языка, и попробовать выбить себе паспорт. Но были и такие ситуации», - говорит Игорь Чекалов-Шидловский.

Игорь Чекалов-Шидловский: «Мы очень аккуратны в названиях, ведь мещанин в шляхетстве - это смешно. В русском языке слова „дворянин“ и „шляхта“ должны быть разделены. Шляхетство - это особый кодекс шляхетской чести и особый менталитет. Главный тезис нашего кодекса: „служу Айчыне и адказваю перад Богам“. Другой вопрос, как это было в реальности. Шляхта дралась между собой, дурили друг друга, но был кодекс чести, и за нарушения можно было вылететь из шляхты.

Не всегда титул передавался по наследству - собирались соседи и решали, можно ли юноше даровать титул. Шляхетское ли у него поведение, воспитание?»

Сколько белорусов приходит в Собрание узнать про свои корни

На самом деле, информация по всем трем этапам принадлежности к шляхте собирается очень долго. Игорь Владимирович говорит, что базу в Собрании готовили десятилетиями. «Конечно, не так уж часто к нам обращаются, в неделю, может, человек», - говорит председатель. Юрий Шеремет уточняет, что самый большой наплыв желающих узнать корни происходит после книжных ярмарок, где участвует Собрание: «После такого к нам много идёт людей. Но мы всегда спрашиваем, есть ли интерес. Если вам это не нужно, то не надо тратить ни своё, ни наше время. Иногда человек отсюда выходит со слезами на глазах. Он плачет, потому что столько найдено и раскрыто! Как правило, приходят люди, которые слышали что-то от дедушек, бабушек, мам, пап, видели старые фотографии, бумаги, письма».

Итак, в выяснении шляхетской истории наш корреспондент Мелеховец прошел три этапа. Первый - списки войска, второй - гербовник, третий - архив. «Если дело есть в нашем архиве, значит, ваш предок подал документы, они могли быть как одобрены Петербургским сенатом, так и не одобрены, но дело зафиксировано в архиве. Но факт таков: у вас все три этапа есть», - говорит Игорь Владимирович. В результате такого исследования можно получить реконструкцию грамоты начала 19 века, которая выдавалась Минским дворянским собранием по проверке. Вторым этапом будет перевод из гербовников с польского языка. Третий - выяснение, сколько потомков рода родилось. Есть плодовитые роды, а есть те, которые угасли. Герб нашего корреспондента тоже указан в хрониках - Гипоцентавр. «Это кентавр, который целится в змею, растущую у него вместо хвоста. Значение его тоже известно - избавление от собственных пороков», - говорит председатель Собрания.

Как в герб белорусской шляхты попали символы ислама

На самом деле, у гербов много несистематизированных названий, которые переводят на белорусский кое-как. Одна из задач Игоря Чекалова-Шидловского - навести порядок и ввести систематику. Он готовит книгу о символике приватных гербов, которые часто видоизменялись и путались. Один из хороших примеров, который приводит председатель - герб фамилии Тышкевич, в виде полумесяца и шестиконечной звезды. Поскольку у населения возникал закономерный вопрос, еврейский ли это род, на гербе Логойска (родине Тышкевичей) впоследствие стали рисовать пятиконечную звезду во время войны.

Но правда в том, что полумесяц с пятиконечной звездой - символ пяти столпов ислама, он изображен на многих мечетях. Вот так Логойск, не желая становиться еврейским городом, стал исламским.

Вообще, символика, по словам Игоря Владимировича - вещь деликатная. Скажем, после Холокоста шестиконечную звезду исключили из геральдики. Но в 18–19 веке на гербах часто встречается шестиконечная звезда, на которой делали рисунки и дополнительные символы.


Игорь Владимирович : «Не догадаетесь никогда, что голубь был запрещён. Почему? Это символ Духа Святаго, и в католическом, и в православном храме голубь, падающий сверху - символ божественного нисшествия на землю. Вообще, тема шляхетства долгое время была под запретом. Это же элита, что противоречило марксизму, который долгое время дурил нам голову. Они это цинично понимали, издевались, уничтожали массы людей. Никогда бы шляхтич или даже помещик не отправил своего крестьянина в Сибирь, даже если бы тот украл дерево. Высек бы, но это другие вещи. Элиту надо уважать, точнее, она должна вести себя так, чтобы вызывать уважение к себе. Любая - творческая, научная, политическая, экономическая.

На самом деле, мы щепетильно подходим к нашей работе. Многие не понимают, начинают валять дурака. Но это же кропотливый труд. Для россиян мы не можем вообще ничего сказать: „Да, в дворянстве прописан, но это не говорит о том, что вы принадлежите к этому роду. Давайте документы, артефакты“. Сегодня очень редко люди приходят с какими-либо документами: всё сжигалось, уничтожалось, потому что шли бесконечные войны. В нашем архиве есть далеко не всё, а только примерно 10% фамилий. Но это больше, чем в Варшаве. Очень много наших архивов в Италии и Турции, а почему - не знаем».

Шеремет Юрий Леонидович: Предоставить документ, подтверждающий, что вы шляхтич, - наша работа. Но основная наша цель совсем другая.

Мы хотим показать, что мы не «дурны беларус», мы настолько сильная и мощная нация, и не надо считать нас кем-то глупым и слабым.

Мы пытаемся поднять самосознание белоруса, который пришёл сюда. Да, он шляхтич, да, ему интересно. Но кем были его предки?

Предки нас ведут по жизни, вся эта аура передаётся из поколения в поколение, что доказано психологами. Не зная своей истории, корней, ты, во-первых, Иван, который не помнит родства. Во-вторых, нельзя научиться любить Родину, не зная истории. Надо любить Родину, за которую твои предки проливали свою кровь.

Игорь Владимирович: Сейчас можно оформить свое происхождение официально. Мы тоже выдаем реконструкцию грамоты. Но это стоит денег. Дело может быть одно, но в роду три или четыре фамилии. Это толстые папки, а их надо скопировать, разобрать, что написано. Это недешевое удовольствие, и результат может стоить до трёх тысяч долларов - максимум.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter