Оценки политики екатерины 2 в исторической науке. Современные историки о Екатерине II

Введение.

Немка по происхождению, Екатерина II старалась чувствовать себя русской. "Я хотела быть русской, чтобы русские меня любили" – этот принцип Екатерина стала исповедовать по приезде в Россию. Став императрицей, она действует в интересах Российской державы.

Во внутренней политике Екатерина II (1762-1796), намечая большие преобразования, собрала в 1767 г. в Москве Комиссию для составления нового Уложения. Для этой Комиссии Екатерина выработала Наказ, в основу которого положила идеи Монтескье, Беккариа и других просветителей. Но в России XVIII в. эти идеи провести в жизнь было невозможно. Начавшаяся вскоре война с Турцией положила конец работам Комиссии.

Так же ее политика была направлена на расширение дворянских привилегий (Жалованная грамота дворянству 1785 г.) и укрепление крепостного права (раздача 800 тыс. казенных крестьян в крепостную зависимость), хотя сама императрица разделяла принципы Просвещения: взгляд на крепостничество как антигуманное и вредное с экономической точки зрения явление. Но ставить вопрос об отмене крепостного права, на котором держалось все помещичье хозяйство, она и не хотела, и не могла. Екатерина была убеждена, что взаимоотношения между крестьянами и их хозяевами в целом вполне удовлетворительны.

Под впечатлением погромов, произведенных восставшими во время пугачевщины, Екатерина провела административные реформы, учредив вместо прежних 20 губерний 51 с разделением их на уезды. В новых учреждениях первенствующее административное значение получило сословно организованное дворянство.

В данном реферате рассматривается законодательная деятельность Екатерины II: преобразование Сената, разработка «Наказа» и организация Уложенной комиссии, реформы в экономической и социальной сферах, изменение административного устройства.

Задача и цель исследования – установить достоинства и недостатки реформ, проведенных императрицей. Выяснить причины, способствующие реформаторской деятельности и мешающие реализации их в жизнь.

В качестве материала привлечены такие источники информации, как статьи журнала «Преподавание истории в школе», характеризующие реформы в отношении города (автор А. Белов) и Уложенную комиссию (Н. Павленко). Так же монография «История Екатерины Второй» (автор А. Брикнер) и учебные издания Л. Милова, под редакцией А. Сахарова. В качестве интернет-ресурсов использованы материалы, взятые в онлаин- библиотеке «Библиотекарь.Ру» и на сайте, посвященном российской истории.

1. Оценка деятельности Екатерины в отечественной историографии.

«Золотой век» Екатерины Второй – один из интереснейших этапов российской империи – в последние десятилетия оказался в фокусе внимания общества. Объяснение этому видится в том, что личность Екатерины II, ее идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь европейского Просвещения. Если «век Петра был веком не света, а рассвета», много сделавшим «во внешнем, материальном отношении преимущественно», то в свершениях второй половины XVIII в., по определению С.М. Соловьева, «ясно видны признаки возмужалости народа, развития сознания, обращения от внешнего к внутреннему, обращения внимания на самих себя, на свое».

Екатерина II еще при жизни делами своими снискала титул «Великая». Осуществленные почти во всех сферах жизни огромного государства преобразования не несли в себе ни грана «революционного» начала и в своей основе были направлены на всемирное укрепление абсолютистского государства, дальнейшее упрочнение господствующего положения дворянства, законодательное закрепление неравноправного сословного деления общества, когда «правовой статус всех других сословий был подчинен интересам государства и сохранению господства дворянства». В.О. Ключевский имел все основания утверждать, что императрица «не трогала исторически сложившихся основ государственного строя». Как доказывает современный исследователь О.А. Омельченко, реальный смысл реформ в России века «просвещенного абсолютизма» состоял в прочном утверждении «законной монархии», которая единственно способна реализовать общественные потребности «в блаженстве и благополучии каждого». Истинное содержание приведенной формулы заключено в известной екатерининской Жалованной грамоте дворянству 1785 г., которая удовлетворила практически все ранее высказываемые притязания этого сословия, поставив точку в длительном процессе законодательного оформления его прав и привилегий. Этот законодательный акт окончательно возвысил дворян над другими сословиями и слоями общества. Екатерининская эпоха поистине стала «золотым веком» для них, временем наивысшего торжества крепостничества.

2. Законодательная деятельность Екатерины Великой.

Цель у Петра и у Екатерины была одна: цивилизовать Россию по образцу, представляемому западными европейскими государствами, но разность в деятельности этих двух знаменитейших государей XVIII века состояла в том, что Петр, находя то, что-либо нехорошим в России, видя лучше на западе Европы, прямо переносил это лучшее, по его мнению, на русскую почву. Екатерина же II в своей преобразовательной деятельности руководилась преимущественно началами, добытыми в ее время европейскою наукою, причем постоянно справлялась, что возможно для России по ее особенным условиям. Наиболее влиятельными людьми в царствование Екатерины II были: в начале царствования – братья Орловы, князь Григорий Григорьевич и граф Алексей Григорьевич Чесменский. Внешними сношениями заведовал граф Никита Иванович Панин; но кроме внешних сношений ни один из важных внутренних вопросов не решался без Панина; он же был воспитателем наследника престола великого князя Павла Петровича. В это время усиливается значение князя Григория Александровича Потемкина-Таврического, который обращал внимание преимущественно на юг. В конце царствования самым влиятельным лицом был князь Зубов, а внешними делами заведовали Безбородко и Марков. Из генерал-прокуроров екатерининского времени всех замечательнее был князь Вяземский; из лиц духовных – московский митрополит Платон.

Вступив на на российский престол, Екатерина II начала свое царствование с того, что сформулировала первостепенные задачи для своей деятельности:

нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

2.1. Преобразование Сената.

Вначале мало сведущая в государственных делах императрица нуждалась в квалифицированной помощи опытных советников. Одновременно ее не устраивало место, которое занимал высший правительственный орган – Правительствующий сенат – в системе управления времен Елизаветы и Петра III. Екатерину явно не удовлетворял характер власти этого учреждения. В письме А. Вяземскому – новому генерал-прокурору Сената – императрица с ревностью писала, что Сенат «вышел из границ», что он присвоил не принадлежащее ему право издавать указы, раздавать чины, одним словом, делает «почти все». Нужный императрице результат – усиление императорской власти при ослаблении Сената – достигался, по мнению Екатерины, во-первых, созданием специального совета доверенных сановников-порученцев, во-вторых, реформой собственно Сената. Составить проект о Совете Екатерина поручила графу Н. И. Панину, занявшему в начале ее царствования видное место при дворе.

Проект Панина получился совершенно не таким, каким хотела его видеть Екатерина. Панин, разделяя идеи И. И. Шувалова о необходимости введения в России неких «фундаментальных», непременных законов, не выступал открытым противником самодержавия. Он лишь искал правовые гарантии от неизбежного в системе самодержавия произвола, господства, в ущерб государству и подданным, фаворитов, когда «в производстве дел действовала более сила персон, нежели власть мест государственных». Это была, действительно, серьезная политическая проблема. Вереница всевластных фаворитов прошла у современников перед глазами, да и у новой государыни сразу же появился свой фаворит Григорий Орлов с братьями. Но предложение Панина создать Императорский совет не понравилось императрице. Панин предлагал для улучшения системы управления «разумно» разделить власть государыни «между некоторым малым числом избранных к тому единственно персон», что позволило бы «оградить самодержавную власть от скрытых иногда похитителей оныя». Здесь-то Екатерина, по-видимому, и усмотрела угрозу самодержавной власти. Кажется, что это опасение имело под собой основания. Императорский совет в редакции Панина приобретал огромное значение в законодательстве. Одно из положений проекта учреждения Совета позволяло толковать его так, что императрица имела право подписывать указы только после одобрения их Советом. Были и другие положения проекта, которые можно было толковать двояко.

В 1763 г. был преобразован Сенат. Он был разделен на шесть департаментов: первый возглавлял генерал-прокурор, который ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй - судебными в Санкт-Петербурге, третий - транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвёртый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой - московский судебный департамент.

2.2. «Наказ». Уложенная комиссия.

Система взглядов Екатерины II нашла отражение в главном ее политическом сочинении – «Наказе», написанном для Уложенной комиссии 1767 г. как программа действий. В нем императрица изложила принципы построения государства и роль государственных институтов, основы законотворчества и правовой политики судопроизводство.

Главной чертой, основной мыслью ее воззрений было желание содействовать счастью и благосостоянию народа. Екатерина была убеждена в необходимости заменить деспотический произвол законностью. Мысли об ответственности государей перед подданными выдвинулись на первый план. Брикнер указал, что главной чертой, основной мыслью ее воззрений было желание содействовать счастью и благосостоянию народа. Екатерина была убеждена в необходимости заменить деспотический произвол законностью. Мысли об ответственности государей перед подданными выдвинулись на первый план. Несколько раз до «Большой Комиссии» 1767 года являлась мысль о пересмотре и составлении законов путем созыва больших собраний.

С самого первого времени своего царствования она старалась применять на практике идею о благосостоянии народа, законности, свободе; не щадя ни труда, не времени она изучала весьма тщательно вопросы законодательства и администрации, причем обращала особое внимание на общие правила человеколюбия и либерализма. Вольтер заметил однажды, в 1764, что девизом императрицы должны служить пчела; ей понравилось это сравнение; она любила называть свою империю ульем.

Екатерина II, по ее собственным словам, "в первые три года своего царствования узнала, что великое помешательство в суде и расправе, следовательно, и в правосудии, составляет недостаток во многих случаях узаконении, в других же – великое число оных, по разным временам выданных, также несовершенное различение между непременными и временными законами и паче всего, что чрез долгое время и частые перемены разум, в котором прежние гражданские узаконения составлены были, ныне многим совсем неизвестен сделался; притом же и странные толки (пристрастные толкования) часто затмевали прямой разум многих законов; сверх того, еще умножала затруднения разница тогдашних времен и обычаев, не сходных вовсе с нынешними". Чтоб устранить этот недостаток, Екатерина со второго года своего царствования начала готовить Наказ.

В декабре 1766 года было объявлено манифестом о намерении императрицы учредить в следующем году в Москве комиссию для сочинения этого проекта. Депутатов в комиссии ведено было выслать из Сената, Синода, всех коллегий и канцелярий по одному; от каждого уезда, где есть дворянство, – по одному; от жителей каждого города – по одному; от однодворцев каждой провинции – по одному; от пехотных солдат и разных служб служилых людей и прочих, ландмилицию содержавших, от каждой провинции – по одному депутату; от государственных крестьян из каждой провинции – по одному; от некочующих народов, какого бы они закона ни были, крещеных или некрещеных, от каждого народа с каждой провинции – по одному депутату; определение числа депутатов казацких войск возложено на высших командиров их. Каждый депутат получал от своих избирателей полномочие и наказ о нуждах и требованиях их общества, сочиненный по выбору пятью избирателями. Всего в 1767-1768 гг. в работе комиссии приняло участие 724 депутата, более 33% – дворянство, 36% – городское, около 20% – сельское население. Депутаты через Наказ должны были дать императрице возможность «лучше узнать нужды и чувственные недостатки как «каждого места так и всего народа в целом».

«Наказ» включал 20 глав, поделенных на 526 статей и, как указано Николаем Павленко в статье «Екатерина Великая. Глава II. Просвещенная монархия п.2. Уложенная комиссия» – №6 – 1996, «конкретизировал понятие неограниченной власти: монарх является источником всякой государственной власти, только ему принадлежит право издания законов и их толкование».

Павленко обращает внимание на то, что слабее всего в «Наказе» разработан крестьянский вопрос. Судьбы закрепощенного населения остались за рамками екатерининского сочинения. О крепостном праве сказано очень глухо, и можно лишь догадываться, что речь идет о нем – в статье 260 императрица высказывает мысль: «Не должно вдруг и чрез узаконение общее делать великого числа освобожденных».

Открытие Уложенной комиссии состоялось 30 июля 1767 г. богослужением в Успенском соборе в Кремле. Председателем Комиссии избран костромской депутат генерал-аншеф А.Б. Бибиков. Потом депутатам был зачитан «Наказ». Поскольку, после прочтения «Наказа», депутатам ничего продуктивного в головы не пришло, они решили преподнести императрице, по примеру с Петром I, титул «Великой, Премудрой Матери Отечества». Екатерина «скромно» приняла лишь титул «Матери Отечества». Таким образом, решился самый неприятный для Екатерины вопрос о незаконности ее восшествия на престол. Отныне ее положение на троне, после такого подарка, представительного собрания, стало куда более прочным.

С избранием 18 частных комиссий для сочинения законов начались рабочие будни депутатов, окончательно отрезвивших Екатерину: вместо ожидаемого спокойного делового обмена мнениями – бурные дебаты вокруг наказов избирателей, когда ни одна из сторон не хотела ни в чем уступать. Об упорство дворян, отстаивавших свое единоличное право на владение крестьянами, разбивались все доводы депутатов от горожан и государственных крестьян. В свою очередь, купечество отстаивало монополию на занятие торговлей и промышленностью и ставило вопрос о возвращении отнятого в 1762 г. права покупать крестьян к заводам. Не было единства и в самом господствующем сословии – противоречия открылись между дворянством центральных губерний и национальных окраин. Представители последних либо желали уравняться в правах с первыми (Сибирь, Украина), либо отстоять приобретенные ранее привилегии (Прибалтика).

Росло число и антидворянских выступлений – в 1768 г. их было около шести десятков. В них все более острой критике подвергались недоступные для других сословий привилегии дворян. Это не могло не обеспокоить руководство Комиссии. Придумали выход: по распоряжению Бибикова депутатам на заседаниях медленно и внятно читают все законы об имущественных правах с 1740 по 1766 г., читают Соборное Уложение 1649, трижды зачитывают «Наказ» и еще около шестисот указов. Работа Комиссии фактически парализована, искали только благозвучного повода для ее прекращения. Повод нашелся с началом русско-турецкой войны в 1768 г. Комиссия «временно» распущена. Причина роспуска не только и не столько в росте антидворянских выступлений, а в разочаровании императрицы. Как замечает современный историк А.Б. Каменский, «она явно переоценила своих подданных. , «она явно переоценила своих подданных. Не имевшие опята законодательной парламентской работы, в большинстве плохо образованные, они… в целом отражали общий низкий уровень политической культуры народа и не в состоянии были подняться над узкосословными интересами ради интересов общего – государственных».

Но все же работу Комиссии нельзя назвать бесполезной. Императрица дала заключение: «Комиссия Уложения, быв в собрании, подала мне свет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и о ком пещися должно». И именно на заседаниях Комиссии впервые в России гласно встал вопрос о необходимости реформирования существующей системы.

2.3. Экономика.

Ко второй половине XVIII в. в феодальной экономике России произошли серьезные изменения. Создание всероссийского рынка, активное участие страны в международной торговле привели к усилению товарно-денежных отношений.

Придя к власти, Екатерина Великая начала со знакомства с состоянием государственных дел и прежде всего финансов: «Казна истощена, излишних расходов преумножено, от чего неисчеслимые приключаются в государстве неполезности…».

Хозяйственное освоение новых территорий стимулировало рост предпринимательства. Хотя основным поставщиком товаров по-прежнему выступали помещичьи хозяйства, расширился рынок промышленных изделий. Этому процессу способствовала окончательная ликвидация в 1754 г. всех внутренних таможен.

Укрепление государственной власти императрицы началось с секуляризации церковных земель в 1764 г. Доходы от этого процесса поступали в государственный бюджет, крестьяне же были переведены в разряд экономических, а позднее присоединены к государственным крестьянам.

В середине XVIII века происходит образование банковской системы. В 1754 году открывается Государственный заемный банк, состоявший из Дворянского заемного банка с уставным капиталом в 700 тыс. руб. и Купеческого банка. В 1769 г. были созданы Ассигнационные банки, занимавшиеся главным образом введением в обращение бумажных денег. Первые бумажные деньги появились в 1769 году, и их введение преследовало цель, с одной стороны, вытеснить из обращения медную монету, а с другой – обеспечить пополнение финансовых резервов в связи с началом Русско-турецкой войны. Введенные ранее векселя лишь отчасти спасали положение, и учреждение бумажных денег стало радикальным выходом из положения. Несмотря на контроль, сосредоточенный в руках губернаторов и городничих, деятельность всех этих контор оказалась неуспешной, и они постепенно стали закрываться. В 1786 г. Ассигнационные банки были переименованы в один Государственный Ассигнационный Банк. В 1796 г. был основан Государственный Заемный Банк, занимавшийся выдачей ссуд землевладельцам из дворян для улучшения их хозяйства. Он выдавал ссуду под имения, дома и фабрики сроком на 20 лет под 8% годовых дворянам и на 22 года под 7% городам.

В политике «просвещенного абсолютизма» 60-х гг. XVIII столетия так же важно отметить организацию Вольного экономического общества. Заинтересованный в производстве хлеба и других культур на продажу, помещик уже не хотел мириться с постоянным неурожаем и общей низкой урожайностью. И единственный путь борьбы с этим недугом он видел в расширении посевных площадей, т.е. увеличение эксплуатации крепостных крестьян. Правительство пыталось этого не допустить. Это и служило главной целью Вольного экономического общества, образованного в 1765 г. Его учредителями были сановники Г.Г. Орлов, Р.И. Воронцов и д.р. Общество стало издавать свои «труды», которые регулярно выходили с 1766 по 1855 г. (около 30 томов), где печатались разнообразные работы по экономике, агрономии, селекции сельскохозяйственных культур, по животноводству и другим отраслям сельского хозяйства.

2.4. Губернская реформа.

Крестьянская война выявила наиболее уязвимое звено в государственной системе управления – местные органы власти. Как оказалось, они собственными силами не были способны обеспечить «тишину и спокойствие». И в конце 1775 г. императрица пишет Вольтеру: «Я только что дала моей империи «Учреждение о губерниях», которое содержит в себе 215 печатных страниц… и, как говорят, ни в чем не уступает «Наказу»…». Ею были использованы положения 19 проектов, составленных крупными сановниками, и наказы депутатам в Уложенную комиссию.

По проекту Россия теперь делилась на 50 губерний вместо прежних 23. Критерием деления стала не этническая общность населения, а его численность: 300-400 тыс. жителей составляли губернию, 20-30 тыс. – уезд. В каждой губернии было в среднем 10-15 уездов. Привычных провинций не стало.

Во главе губернии стоял губернатор, в руках которого постепенно сосредоточились все ветви губернской администрации. Он имел в своем ведении всю правительственную часть в губернии, надзор за присутственными местами, полицию, большую часть финансового управления, а также активно вмешивался в действия уголовного суда, под его пристальным наблюдением находилось гражданское судопроизводство. Разумеется, о разделении властей речи не шло.

Две-три губернии возглавлял генерал-губернатор или наместник – нововведенная должность. Ему подчинялись даже расположенные в пределах наместничества полевые подразделения регулярной армии.

В ходе, растянувшейся на целое десятилетие (1775-1785), реформы основательной перестройке подвергались границы, как губерний, так и уездов, порой без учета экономических особенностей регионов. Трудности создались и с определением уездных центров, которые отвечали бы своему назначению. Выход был найден в объявлении 215 населенных пунктов городом, большинство из которых больше походили на деревню.

Доходами и расходами губернии, промышленностью и торговлей ведала Казенная палата. В результате реформы появился и ряд других новых учреждений, отсутствовавших в прежней структуре. Наиболее значимым среди них был Приказ общественного призрения, в ведении которого находились школы, больницы, богадельни, сиротские дома. Другим новым административным образованием явился Совестный суд, позаимственный из административной системы Англии. Шесть заседателей из дворян, горожан и незакрепощенных крестьян, по идеи, должны были смягчить неоправданную жестокость закона или восполнять не регламентированные последним положения. Главная задача суда состояла в примирении конфликтующих сторон. Современники характеризовали работу Совестного суда в условиях России той поры «кукольной игрой» и больше полагались на другие судебные органы.

Н. Д. Чечулин указывает, что губернская реформа привела к значительному увеличению расходов на содержание бюрократического аппарата. Даже по предварительным расчетам Сената, её осуществление должно было привести к увеличению общих расходов госбюджета на 12-15 %, однако к этому отнеслись «со странным легкомыслием». Вскоре после завершения реформы начались хронические дефициты бюджета, которые так и не удалось ликвидировать до конца царствования.

2.5. Жалованные грамоты городам и дворянству 1785 г.

В 2013 г. исполнилось 228 лет со дня создания двух самых знаменитых законодательных актов Екатерины Великой – жалованных грамот дворянству и городам. По мнению многих современных историков, именно в этих документах в наибольшей степени нашла свое воплощение политическая программа императрицы, которую она последовательно проводила в жизнь на протяжении всего времени пребывания у власти.

Екатерина II рассматривала развитие города, городской жизни и общества, городского хозяйства как возможность усовершенствовать и активизировать жизнь всего государства с помощью активной предпринимательской деятельности. На базе городов предполагалось развитие свободного (незакрепощенного) населения.

А.В. Белов, автор статьи «Реформы Екатерины II и русский город: население и городовые обыватели» считает, что «грамота стала главным нормативным актом, определявшим структуру городского общества, его права и систему самоуправления вплоть до Великих реформ Александра II». Она выделила из населения группу лиц, которые объявлялись горожанами официально и получали особые права (по происхождению) на ремесло, торговлю, самоуправление. Другим, например крестьянам, наоборот запрещалось участвовать в данной деятельности.

Задача, стоявшая перед Екатериной II, заключалась в осуществлении внутренней стратификации, законодательном отделении городских обывателей и определение их состава, права и статуса. «Городские обыватели» делились на занимавшихся преимущественно торговлей, преимущественно ремеслами и на интеллигенцию и «участников городского самоуправления», так же мелких собственников, не имевших значительных средств и занимавшихся любым родом деятельности.

Наиболее привилегированными жителями городов являлись купцы. В зависимости от размера капиталов купечество делилось на гильдии. Отсутствие приписки к гильдии автоматически лишало купеческого звания и привилегий. По роду занятий близко к купцам стояли иногородние и иностранные гости, а так же именитые граждане. Они представляли собой группу очень разных городских жителей, объединенных привилегиями: имели право владеть фабриками, заводами и любыми судами.

Цеха и ремесленные управы состояли из «городовых обывателей», пожелавших «ремесло и рукоделие производить». Их члены имели право «производить всякие работы по их мастерству», но только с целью «доставлять себе пропитание», т.е. не выходить на уровень купечества 3-й гильдии. Управа или цех не могли состоять менее чем из пяти мастеров. Во главе стоял избираемый «управой старшина». Все управы избирали на один год ремесленного голову, который имел один голос в городской думе. В отличие от купцов и «посадских», число которых непрерывно росло, количество «цеховых», напротив, непрерывно снижалось. Одна из причин – несоответствие привносимых западных схем российским реалиям.

Помимо «городовых обывателей» в городе постоянно проживало немалое число лиц, не отнесенных Грамотой к городским сословиям. Это государственные и военные служащие, дворяне, крестьяне, духовенство и представители промежуточных социальных групп, например, ямщики.

Согласно Грамоте живущие в городе дворяне были освобождены от личных податей и служб. Но, имея в городе недвижимость, обязаны были за них «в городском ведомстве нести гражданские тягости равно прочим мещанам». Чиновники и военные освобождались от всех городских повинностей при условии, что они не занимаются «мещанским промыслом». Крестьяне, не относясь к городам по «преписке», являлись при этом зачастую наиболее активными участниками ремесленной и торговой деятельности, что составляло важную особенность развития России. Грамота разрешала сельским жителям свободно приезжать в города, но торговать они могли только в своем уездном городе и исключительно лично произведенной ими продукцией. Им дозволялось иметь промыслы мещан.

Грамота на права и выгоды городам Российской империи или, как ее называют в научной литературе, Жалованная грамота городам завершила устройство городского общества. Она уравняла все группы в вопросах городского самоуправления, но заметно различила их по дарованным хозяйственным возможностям и социальным привилегиям.

Жалованная грамота дворянству – систематический свод всех прав и привилегий, которые в течение десятилетий одну за другой получали дворяне в XVIII столетии. В ней подтверждалась вольность дворянства от обязательной государственной службы, свобода от уплаты податей, постоя в дворянских домах войск, от нанесения дворянам телесных наказаний за какие-либо преступления. Вместе с тем в Грамоте подтверждалось исключительное преимущество во владении населенными имениями, т.е. землей и крестьянами. Имения дворян не подлежали конфискации, даже если владелец оказался преступником, – они передавались наследникам. Жалованная грамота закрепляла за дворянами право заниматься торговлей, иметь в городах дома, строить промышленные заведения и т.д.

Важным моментом в Грамоте была кодификация дворянского самоуправления. У дворян, имеющих обер-офицерский чин, было право организации дворянских обществ в уездах и губерниях. Право быть избранными на выборные должности в губернии или уезде имели теперь лишь дворяне, обладавшие доходом не менее чем в 100 рублей. Сословное самоуправление дворянской корпорации было ограничено и поставлено под контроль государственной власти.

Заключение.

А. Брикнер утверждает, что нельзя сказать, чтобы императрица занималась тщательно юриспруденцией. Она любила обобщения, размышляла об общем характере политики, социологии, философии права, разве только в виде исключения входя в подробности юридических вопросов. Но все же она смогла добиться некоторых успехов в законодательной деятельности. Во- первых, Екатерина закончила начатое Петром дело, она провела Губернскую реформу, по которой страна разделилась на губернии (не по территориям, а по населению). Но мы знаем, что люди, окружавшие императрицу во время ее путешествий, умели показывать ей всю страну в чрезвычайно выгодном свете. Поэтому она едва ли имела возможность составить себе точное понятие о настоящем положении России; видя многое, так сказать, в праздничном виде, в искусственной обстановке, при необычайном освещении, а к тому же увлекаясь свойственным ее характеру оптимизмом, Екатерина легло могла составить себе ложное представление о мнимых успехах своей административной и законодательной деятельности. Благодаря Екатерине к концу XVIII века увеличили свою внешнюю торговлю в 4 раза! Появились первые банки, а так же бумажные деньги – ассигнации. Более свободной стала и внутренняя торговля, разрешили открывать свои мануфактуры без специального разрешения правительства.

По мнению А. Сахарова «последовательная, без резких колебаний политика императрицы более всего импонировала дворянству и городским состояниям». Как уже говорилось ранее, это связано с дарованием городам жалованной грамоты и учреждением сословного управления.

В целом вся жизнь и деятельность Екатерины II были подчинены формуле: «последовательность в поступках». Главной чертой ее 34-летнего царствования была стабильность, хотя, как писал В.О. Ключевский, из них 17 лет борьбы «внешней и внутренней» приходилось «на 17 лет отдыха».

Источники информации.

1.Белов, А.В. Реформы Екатерины II и русский город: население и городовые обыватели//Преподавание истории в школе – №4 – 2010 – С.15-20.

2. Брикнер, А.Г. История Екатерины Второй/ А.Г.Брикнер. -М.:OOO «Издательство АСТ», 2004.-843,c.-(Классическая мысль).

3. Милов, Л.В. История России XVIII-XIX веков/Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008. – 784 с.

4. Павленко, Н. Екатерина Великая. Глава II. Просвещенная монархия п.2. Уложенная комиссия//Преподавание истории в школе – №6 – 1996. – С.32-36.

5. Сахаров, А.Н., Морозова, Л.Е., Рахматуллин и др./История России: В 2 т. Т.1: С древнейших времен до конца XVIII в. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2005. – 943 с.: ил.

6. Соловьев, С. Русская история. XLIX. Внутренняя деятельность Екатерины II.

: [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://www.bibliotekar.ru/istoria-soloviev/49.htm (Дата обращения: 25.11.13).

7. [Электронный ресурс] // История Российской империи. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. URL: http://www.rosimperija.info/post/1552. (Дата обращения: 25.11.13).

В. Ю. Мишенина, студентка Белгородского государственного университета, участница конкурса «Наследие предков – молодым. 2008».

Работа публикуется в журнальном варианте

Во времена советской власти Россию XVIII века изучали так, как будто Екатерины II вовсе не было. К её личности обращались лишь для того, чтобы метнуть очередную критическую стрелу: очернить императрицу как убеждённую крепостницу, защитницу интересов дворянства и развратницу. Из историографии исчезли сама личность Екатерины II, её творчество, факты политической истории России.

С 1990 годов интерес к царствованию Екатерины II резко возрос. Современные историки стремятся донести до нас образ иной Екатерины: просветительницы и законодательницы, блестящего политика и дипломата. Вот лишь беглый очерк ряда интересных работ в этой области.

Историк Н. И. Павленко в работе «Екатерина Великая» описал основные претензии, предъявляемые к Екатерине Алексеевне не только в советское время, но ещё и при жизни государыни. Во-первых, ей вменялось в вину немецкое происхождение: национальная гордость не позволяла объективно оценить царствование чистокровной немки. Во-вторых, её осуждали за узурпацию короны у собственного супруга. В-третьих, Екатерину считали ответственной за смерть не только императора Петра III, но и свергнутого ранее императора Иоанна Антоновича. Наконец, нравственность императрицы не вызвала восторгов ни у современников, ни у потомков.

Тем не менее Павленко поставил Екатерину II в один ряд с Петром Великим и привел аргументы в защиту своей точки зрения. И Пётр, и Екатерина были государственниками. Пётр I создал великую державу, Екатерина II закрепила за Россией этот статус. Пётр Великий «прорубил окно в Европу» и создал Балтийский флот, Екатерина утвердилась на берегах Чёрного моря, построила мощный Черноморский флот, присоединила Крым. За продолжительное царствование Екатерины Россия трижды побеждала в войнах. Внешнеполитическими успехами Россия обязана рассудительности, осторожности и вместе с тем отваге Екатерины.

Характеристику внутренней политики Екатерины Павленко начал с сельского хозяйства. Хотя успехи в этой сфере были скромными, всё же положительные сдвиги имелись. В её царствование началось возделывание подсолнечника, картофеля и кукурузы. Широко распространилось отходничество, повысилась товарность сельского хозяйства. Историк отметил и негативные факты. В связи с приростом населения обострилась проблема малоземелья. Углубилось и укоренилось крепостничество. Вопиющее бесправие крепостных отразилось в их купле-продаже семьями и поодиночке. Газеты того времени пестрили объявлениями об обмене крестьян на породистых псов и лошадей.

При Екатерине дворянство как никогда было осыпано множеством привилегий. Она пыталась уберечь аристократию от проникновения рыночных отношений в дворянскую усадьбу, законсервировать старую модель хозяйствования помещика.

Историк поставил вопрос: как в деятельности императрицы совмещались просветительская идеология и ужесточение крепостнического режима? Ключ к разгадке этого противоречия – страх за судьбу своей короны, опасение сменить покои роскошного дворца на келью какого-нибудь отдалённого монастыря.

По сравнению с сельским хозяйством успехи в развитии промышленности были более ощутимы. Принципиально новым стала отмена монополий и привилегий, распространённых ещё с петровского времени.

В. К. Калугин в своей работе «Романовы. Триста лет на российском престоле» обратился к внутренней политике Екатерины II. Государыня была убеждена, что все несчастья России происходили от беспорядка, в котором пребывала страна. Она верила, что сможет исправить эту ситуацию: русские в большинстве сообразительны и обучаемы и просто не знают, что и как надо делать.

Крестьянский вопрос стал одной из сложнейших проблем для императрицы: «Начитавшись книг деятелей Просвещения, Екатерина поставила перед собой задачу облегчить участь тех, кто жил на земле – пахал, сеял и кормил страну. И здесь императрица выступила в роли первопроходца – она стала ездить по стране, приговаривая: «Глаз хозяина коня кормит». Она хотела знать, как и чем живёт её страна. Так она совершила своё знаменитое путешествие по Волге, а её поездка в Крым и вовсе вошла в анналы русской истории как событие не просто значительное, а крайне полезное».

Началось всё с инспекции в Прибалтику в 1764 году. Екатерина ездила по всей Лифляндии и принимала жалобы от населения. В Прибалтике она могла проявить свою решительность и жестокость, не опасаясь, что в ответ поднимется один из гвардейских полков, чтобы заменить её на ещё жившего в то время Иоанна Антоновича либо на её собственного сына Павла. «Остзейские бароны» были более зависимы от императорской власти, чем русское дворянство. Здесь Екатерина могла вступиться за крестьян, поставить вопросы об их собственности, их повинностях и о жёстком обращении с ними.

Каждое слово екатерининского «Наказа» свидетельствовало о стремлении осчастливить подданных разумным и справедливым законом. Императрица требовала отмены наказаний, уродующих человеческое тело, а также выступала за отмену пыток: «Слабый телом и духом человек не вынесет пытки и примет на себя какую угодно вину, лишь бы избавиться от мучений. А крепкий и здоровый – перенесёт пытку и всё равно не сознается в преступлении, а следовательно, не понесёт заслуженного наказания». Исследователь отметил, что екатерининский «Наказ» являл собой не свод новых российских законов, а лишь наставление о том, какими, по мнению императрицы, они должны быть. Проекты новых законов должны были выработать свободно избранные депутаты – невероятная затея для самодержавного государства. В этот труд Екатерина вложила всю свою образованность и ум, горячность и практическую хватку. Это была отчасти попытка возродить сословное представительство, существовавшее в период земских соборов XVI–XVII веков.

В монографии «Вознесены на пьедестал» М. Ш. Фанштейн положительно оценил губернскую реформу Екатерины II: «Учреждение для управления губернией... значительно увеличило состав и силы местного управления, прежде крайне слабого, и более или менее надлежащим образом распределило ведомства между органами управления».

В начале царствования императрица стремилась улучшить положение крестьян и предполагала постепенно освободить их от крепостной зависимости, но встретилась с сильным противодействием придворного окружения и всего дворянства. В результате крепостное право лишь усилилось. Однако именно в царствование Екатерины высшая власть впервые задумалась о состоянии крестьян.

Екатерина прекрасно понимала, в чём разница между трудом крепостного крестьянина и трудом свободного землепашца и как это сказывается на экономическом состоянии страны. Желая обустроить многочисленные земли Российской империи, доселе пустовавшие, а также обучить «российских своих верноподданных» методам европейского земледелия, 4 декабря 1762 года Екатерина издала манифест, призывавший желающих из Европы селиться в степных владениях России. Манифест этот не содержал никаких гарантий в пользу гражданского положения будущих поселенцев, но при всех недостатках колонизационной политики немцы-переселенцы принесли в Россию передовые по тем временам методы ведения хозяйства. Однако главного достигнуть не удалось: колонисты не оказали хозяйственного влияния на русское население, которому ещё целый век оставалось жить в крепостной зависимости.

Н. Васнецкий в статье «Я хотела быть русской» отметил, что Екатерина II «проводила строго национальную, смело патриотическую внешнюю политику; следовала благодушно-либеральным приёмам правления с опорой на местное управление и три главных сословия страны; занималась салонной, литературно-педагогической пропагандой просветительных идей и осторожно, но последовательно воплощала консервативное законодательство, охраняющее интересы дворянства». Екатерина ставила перед русским народом только такие задачи, какие он был в состоянии решить и претворить на практике. В этом, по мнению историка, секрет её небывалой популярности.

Во внутренней политике учёный выделил ряд положительных моментов: «Верхом дворянской апологетики Екатерины явилось обнародование в 1785 году Жалованной грамоты дворянству. Указом 1775 года купечеству разрешили заводить станки и производить на них всевозможные изделия. Так был открыт путь стремительному росту промышленности. К концу царствования Екатерины II произошло значительное увеличение материальных средств империи. Она достигла своих естественных границ на юге и западе. На три четверти возросло население страны. Усилились государственные финансы. Если в 1762 году государственные доходы исчислялись 16 миллионов рублей, то в 1796 году – 68,5 миллионов рублей». Историк отметил и негативные итоги царствования. Во-первых, «Екатерина раздала примерно 850 тысяч душ крепостных. По её инициативе крепостное право ввели на Украине. Ликвидировали монастырское землевладение». Во-вторых, «страсть Екатерины к законодательству превратилась в болезнь».

Историк П. П. Черкасов в монографии «История имперской России. От Петра Великого до Николая II» отмечал: «Екатерина постоянно подчёркивала, что намерена проводить традиционную национальную политику в духе Петра Великого и Елизаветы Петровны. У неё были несомненные дипломатические способности, сочетавшиеся с природным женским притворством, в котором Екатерина достигла совершенства – дипломатия была её любимым занятием». Во внешней политике Черкасов отметил ряд отрицательных сторон: курс императрицы давал основания обвинять Россию «в агрессивности и аннексионистских притязаниях». Императрица, узурпировавшая престол, была заинтересована во внешнеполитических успехах, чтобы укрепить и свою власть и сделать её легитимной.

Интересен ряд работ российских учёных, освещающих отдельные проблемы царствования Екатерины. В работе «Екатерина II и образование независимого крымского ханства» С. В. Королёв раскрыл крымский вопрос в восточной политике российской империи XVIII века. В годы, предшествовавшие Русско-турецкой войне 1769–1774 годов, Россия сумела заинтересовать в сотрудничестве не только видных представителей крымско-татарской аристократии, но и сераскеров – предводителей большинства ногайских орд, кочевавших в те годы в Северном Причерноморье. В годы войны главная цель русской политики состояла в скорейшем подписании выгодного мира с Оттоманской Портой, и крымский вопрос был отнесён на второй план. Тем не менее Карасу-Базарское соглашение 1772 года сыграло немаловажную роль в утверждении России в Крыму. Договорённости Екатерины с татарским мирзой Шахин-Гиреем, прибывшим в Петербург в составе представительной делегации, инициировали создание «буферного государства в Крыму».

Освобождение исторической науки от идеологических рамок социалистических канонов позволило учёным свободно взглянуть на многие стороны великого Екатерининского царствования. Их наблюдения о деятельности императрицы основаны на рациональных суждениях.

Оценка деятельности Екатерины II вызывала острые споры среди историков, как русских, так и нерусских. После Петра I только Екатерина II вызывала такие противоречивые мнения. Среди современников Екатерины Второй были как ее сторонники, так и противники.

Наиболее резкое и полное выражение взглядов порицателей Екатерины Второй находим в известной записке "О повреждении нравов в России" князя Щербатова , служившего при дворе Екатерины II, историографа и публициста, человека образованного и патриота с твердыми убеждениями. Автор писал записку про себя, не для публики, и собрал в этом труде свои воспоминания, наблюдения и размышления о нравственной жизни высшего русского общества XVIII в., закончив нарисованную им мрачную картину словами:

«...плачевное состояние, о коем токмо должно просить бога, чтоб лучшим царствованием сие зло истреблено было».

Радищев , как человек другого поколения и образа мыслей, ультралиберал, проникнутый самыми передовыми идеями века и любивший отечество не меньше князя Щербатова, понимавший и признававший величие Петра I, сошелся во взгляде на переживаемое ими время со старым доморощенным ультраконсерватором, все сочувствия которого тяготели к допетровской старине (Радищев и Щербатов). Его «Путешествие из Петербурга в Москву» появилось в конце царствования Екатерины II, в то время, когда основные административные реформы были завершены. Одинокий голос Радищева не был услышан и не мог быть услышан, ибо выражал взгляды ничтожного меньшинства. Радищев выражает свое уважение к Петру как великому государственному деятелю, хотя он не скрывает того, что самое звание монарха ему нимало не импонирует. Далее Радищев оговаривает, что он пишет это не ради лести самодержцу; признавая величие Петра, тут же осуждает его за то, что царь «истребил последние признаки дикой вольности своего отечества». Он включил в текст книги несколько мест, не подвластных цензуре, что послужило потом одним из добавочных и отягчающих его «вину» обстоятельств во время процесса. Слух о крамольной книге дошел до Екатерины, и книга была ей доставлена. Она принялась читать ее и пришла в неописуемый гнев.

Она приказала рассмотреть его в Государственном совете, намекнув при этом на то, что Радищев, помимо всего прочего, оскорбил своей книгой ее лично, за что был отправлен в ссылку.

Отличительной чертой царствования Екатерины Второй по мимо ее постепенных не насильственных преобразований было то как писал Н. М. Карамзин , что следствием очищения самодержавия от «примесей тиранства» были спокойствие сердец, успехи приятностей светских, знаний, разума.

Луи-Филипп Сегюр – потомок аристократического рода, сын военного министра при французском короле Людовике XIV, который в течение 5 лет был представителем Франции при дворе, видит в императрице выдающегося государственного деятеля, реформы которой сравнимы с деятельностью величайших королей Европы, и незаурядную личность с редкостным доброжелательным характером присущим ей обаянием красивой и умной женщины. Его привлекает и деятельность императрицы как просветительницы общества, женщине покровительствующей науками приводящей Россию от состояния варварского, азиатского к просвещенному, европейскому.


Все историки согласны, что, взойдя на трон, императрица встретила многочисленные трудности. Прежде всего, чрезвычайно сомнительными были права Екатерины на престол. Супруга свергнутого императора и мать наследника имела, в лучшем случае, основание быть регентшей до совершеннолетия Павла, которому в год переворота было 12 лет. Не говоря о том, что споры об отце наследника (в числе нескольких кандидатов никогда не было Петра III) продолжаются историками по сей день, Екатерина была чужестранкой.

Поэт и министр Гаврила Державин , хорошо знавший императрицу, и в целом оценивавший ее деятельность положительно, писал: «Она управляла государством и самим правосудием более по политике или своим видам, нежели по святой правде» . Поэт и государственный деятель знал, конечно, что в истории было немного правителей, действовавших «по святой правде». Державин подчеркивал обдуманность поведения Екатерины. Постоянно напоминая о своем «праве» на престол, она знала, что бесконечные повторения убедят верноподданных в законности ее пребывания на троне.

По мнению русского ученого Ключевского , Екатерина твердо верила в свою удачу. Прежде всего, она знала, чего хочет. В отличие от всех своих предшественников, кроме Петра I, она долго и старательно готовилась к должности, о которой мечтала со дня своего приезда в Россию. В отличие от Петра, который учился быть царем, строя корабли, обучаясь военному делу и путешествуя по заграницам, Екатерина готовилась стать императрицей, читая книги и оттачивая свое умение воздействовать на людей.

Современники, знавшие Екатерину лично или по письмам, принимавшиеся разбирать ее характер, начинали обычно с ума. Василий Ключевский, отмечая этот факт, полагает, что «Екатерина была просто умна и ничего более, если только это малость. У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим. Екатерина умела быть умна кстати и в меру. Но личные интересы имелись, совершенно очевидно, у Екатерины. Ей нужна была слава, «нужны были громкие дела, крупные, для всех очевидные успехи, чтобы оправдать свое воцарение и заслужить любовь подданных, для приобретения которой она, по ее признанию, ничем не пренебрегала».

Один из лучших знатоков царствования Екатерины II - С.Д. Барсков считал главным оружием царицы ложь. «Всю жизнь, с раннего детства до глубокой старости, она пользовалась этим оружием, владела им, как виртуоз, и обманывала родителей, гувернантку, мужа, любовников, подданных, иностранцев, современников и потомков».

По-разному оценивая царствование Екатерины II, историки единодушно согласны с тем,

что она была «дворянской императрицей», что при ней завершился «основной процесс XVIII в. - создание дворянской привилегии, утвержденной на порабощение народа». Соглашаясь с тем, что одним из важнейших итогов деятельности Екатерины было упрочение дворянства как правящего слоя России, историки расходятся, нередко в противоположные стороны, при оценке характера русского дворянства.

Дворянин конца XVIII в., которому, как пишет Василий Ключевский , предстояло вести русское общество по пути прогресса, был странным существом.

«Его общественное положение покоилось на политической несправедливости и венчалось жизненным бездельем. С рук сельского дьячка-учителя он переходил в руки француза-гувернера, завершал образование в итальянском театре или французском ресторане и доканчивал дни свои в московском или деревенском кабинете с книжкой Вольтера в руках... Все усвоенные им манеры, привычки, вкусы, симпатии, самый язык - все было чужое, привозное, а дома у него не было никаких живых органических связей с окружающим, никакого серьезного житейского дела».

Сергей Соловьев , автор «Истории России с древнейших времен» в 29 томах, писал о совпадении личных интересов государя и государства, оправдывая таким образом статус Екатерины как единоличной правительницы. Русский царь не может не быть самодержцем, поскольку размеры государства навязывают этот образ правления. Проникновение идей свободы в западноевропейском смысле в русское общество сделало необходимым, по мнению историка, определить понятие свободы в самодержавном государстве. Сергей Соловьев рассуждает логично: цель и объект самодержавного государства - слава граждан, государства и государя; национальная гордость создает у народа, управляемого самодержавно, ощущение свободы, побуждающее к великим делам и благу подданных не меньше, чем сама свобода.

Историки, по разному оценивая результаты деятельности Екатерины II, единодушно признают, что она занималась вопросами законотворчества, административными проблемами, большое внимание уделяла внешней политике и многими другими. «Внешняя политика, - резюмирует Василий Ключевский , - самая блестящая сторона политической деятельности Екатерины. Когда хотят сказать самое лучшее, что можно сказать о ее царствовании, то говорят о ее внешних деяниях...»

Однако, уже в советский период деятельность этой императрицы пытались представить лишь как попытку повторения петровских преобразований, а саму Екатерину - личностью несамостоятельную, подверженную влиянию мошенников и фаворитов. При изучении истории XVIII века предпочтение отдавалось Петру и его реформам, Екатерина представала в роли последовательницы императора, а её деятельность – бледной тенью петровских реформ. Видимо, этим объясняется незначительное число монографий о правлении этой женщины, изданных в советское время. Хотя конец 80 – начало 90 годов характеризуется оживлением интереса к личности императрицы: переиздаются воспоминания о Екатерине её современников, появляется ряд интересных работ и монографий.

В деятельности Екатерины Второй есть много моментов, в отношении которых историки придерживаются одного мнения, но есть и моменты, вызывающие горячие споры. В целом историки и российские и зарубежные относятся достаточно критически к эпохе Екатерины, выделяя как минусы в ее политике, так и достижения.

Оценка царствования Екатерины II.

(По В.О. Ключевскому)

Каждый историк дает свою трактовку исторических событий. Рассмотрим взгляды В.О. Ключевского на правление Екатерины II.

Главный аспект, по которому В.О. Ключевский дает оценку царствования политика, - насколько увеличились или уменьшились материальные и нравственные средства Русского государства за годы его правления.

1. Материальные средства.

Материальные средства увеличились в громадной пропорции. В царствование Екатерины государственная территория почти достигла своих естественных границ как на юге, так и на западе. Из приобретений, сделанных на юге, было образовано три губернии - Таврическая, Херсонская и Екатеринославская, не считая возникшей тогда же земли Войска Черноморского. Из приобретений сделанных на западе, со стороны Польши, было сделано 8 губерний - Витебская, Курляндская, Могилевская, Виленская, Минская, Гродненская, Волынская и Брацлавская (сейчас Подольская). Итак, из 50 губерний, на которые была разделена Россия, 11 были приобретены в царствование Екатерины.

Эти материальные успехи становятся еще более осязательными, если сравнить населенность страны в начале и в конце царствования Екатерины.

По III ревизии 1762-63гг. считалось, что население составляет 19-20 млн. душ обоего пола и всех состояний. В 1796г. по V ревизии, проведенной по тому же расчету, жителей в империи считалось не менее 34 млн.

Следовательно, население государства в продолжении царствования почти удвоилось, сумма государственных доходов учетверилась. Значит, не только увеличилось число плательщиков, но и увеличились государственные платежи, увеличение которых обычно принимается за знак усиления производительности народного труда.

Итак, материальные средства чрезвычайно усилились.

2. Социальная рознь.

Напротив, средства нравственные стали слабее. Нравственные средства, которыми располагает государство, сводятся к двум порядкам отношений: во-первых, они состоят в единстве интересов, связывающих различные племенные и социальные составные части государства друг с другом; во-вторых, в способности руководящего класса руководить обществом. В свою очередь эта способность зависит от юридической постановки руководящего класса в обществе, от степени понимания им положения общества и от степени политической подготовки руководить им. Эти нравственные средства государства в правление Екатерины сильно упали. Прежде всего усилилась рознь интересов племенных, составных частей государства. Разлад вносило польское население завоеванных провинций Речи Посполитой. Этот элемент стал силой, благодаря тому, что в состав Русского государства, кроме юго-западных областей, были введены и некоторые части настоящей Польши. Зато одна из важных областей Юго-Западной Руси, связанная органически с остальными, - Галиция очутилась за пределами Русского государства, усиливая разлад, внесенный в наши западные международные отношения.

Далее, усилилась рознь между социальными составными элементами коренного русского общества; это усиление было следствием тех отношений, в какие поставлены были законодательством Екатерины два основных класса русского общества - дворянство и крепостное крестьянство. Дворянство укрепилось во власти благодаря ряду дворцовых переворотов. Точно таким же путем думало раскрепиться и крепостное крестьянское население: вслед за дворянством и оно хотело достигнуть свободы рядом незаконных восстаний. Таков смысл многочисленных крестьянских мятежей, которые начались в царствование Екатерины II и которые, постепенно распространяясь слились в громадный пугачевский бунт. Этого не следовало допускать. Положение этих сословий нужно было устроить законным путем, посредством правомерного определения отношений к земле. Этого правомерного определения не сделало правительство Екатерины. Напротив, Екатерина издает ряд законов, увеличивающих роль и права дворянства: 18.02.1762г. - закон о вольности дворянства, 1775г. - губернские учреждения, 1785г - жалованная грамота дворянству.

В это же время Екатерина принимает законодательные акты, позволяющие сказать, что крепостное право достигло своего пика. По указу 1763г. крестьяне должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений (если они признавались зачинщиками волнений). 1765г. - указ, позволяющий помещикам ссылать своих крестьян без суда и последствий в Сибирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов. 1767г. - указ, запрещавший крестьянам подавать императрице жалобы на своих помещиков.

Таким образом, общественное разъединение стало еще резче. Следовательно, в царствование Екатерины усилилась рознь как в племенном, так и социальном составе государства.

За правление Екатерины II увеличился экономический потенциал России, росли города, а следовательно развивалась промышленность, начали складываться капиталистические промышленные отношения. В сельском хозяйстве расширялась связь помещичьих и крестьянских хозяйств с рынком. Вырос международный авторитет России. Но при этом, пытаясь удержать власть в руках дворянства, Екатерина способствовала усилению сословных противоречий, которые впоследствии вылились в крестьянскую войну 1773-1775г.

Используемая литература.

1. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах, том V. - М. 1989.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. - М.1999.

Екатерина II – Всероссийская императрица , правившая государством с 1762 по 1796 год. Эпоха её правления – это усиление тенденций крепостничества, всесторонние расширение привилегий дворянства, активная преобразовательная деятельность и активная же внешняя политика, направленная на реализацию и завершение некоторых планов .

Вконтакте

Цели внешней политики Екатерины II

Императрица преследовала две основные внешнеполитические цели :

  • усиление влияния государства на международной арене;
  • расширение территории.

Эти цели были вполне достижимы в геополитических условиях второй половины XIX века. Главными соперниками России в это время были: Великобритания, Франция, Пруссия на Западе и Османская империя на Востоке. Государыня придерживалась политики «вооружённого нейтралитета и альянсов», заключая выгодные союзы и расторгая их при первой необходимости. Императрица никогда не следовала в фарватере чьей-то внешней политики, стараясь всегда придерживаться самостоятельного курса.

Основные направления внешней политики Екатерины II

Задачи внешней политики Екатерины II (кратко)

Основными внешнеполитическими задачами, требовавшими решения, были:

  • заключение окончательного мира с Пруссией (после Семилетней войны)
  • сохранение позиций Российской империи на Балтике;
  • решение польского вопроса (сохранение или раздел Речи Посполитой);
  • расширение территорий Российской империи на Юге (присоединение Крыма, территорий Причерноморья и Северного Кавказа);
  • выход и полное закрепление российского морского флота на Чёрном море;
  • создание Северной системы, союза против Австрии и Франции.

Основные направления внешней политики Екатерины 2

Таким образом, основными направлениями внешней политики были:

  • западное направление (Западная Европа);
  • восточное направление (Османская Империя, Грузия, Персия)

Некоторые историки также выделяют

  • северо-западное направление внешней политики, то есть отношения со Швецией и положение на Балтике;
  • балканское направление, имея в виду знаменитый Греческий проект.

Реализация внешнеполитических целей и задач

Реализация внешнеполитических целей и задач может быть представлена в виде следующих таблиц.

Таблица. «Западное направление внешней политики Екатерины II»

Внешнеполитическое событие Хронология Итоги
Прусско-русский союз 1764 Начало формирования Северной системы (союзнические отношения с Англией, Пруссией, Швецией)
Первое разделение Речи Посполитой 1772 Присоединение восточной части Белоруссии и части латвийских земель (часть Ливонии)
Австро-прусский конфликт 1778-1779 Россия заняла позицию арбитра и фактически настояла на заключении воюющими державами Тешенского мира; Екатерина выставила свои условия, приняв которые, воюющие страны восстанавливали нейтральные отношения в Европе
«Вооружённый нейтралитет» относительно вновь образовавшегося США 1780 Россия не поддерживала ни одну из сторон в англо-американском конфликте
Антифранцузская коалиция 1790 Начало формирование Екатериной второй Антифранцузской коалиции; разрыв дипотношений с революционной Францией
Второе разделение Речи Посполитой 1793 Империи отошла часть Центральной Белоруссии с Минском и Новороссия (восточная часть современной Украины)
Третье Раздел Речи Посполитой 1795 Присоединение Литвы, Курляндии, Волыни и Западной Белоруссии

Внимание! Историки предполагают, что формирование Антифранцузской коалиции было предпринято императрицей, что называется, «для отвода глаз». Она не хотела, чтобы Австрия и Пруссия внимательно отнеслись к польскому вопросу.

Вторая антифранцузская коалиция

Таблица. «Северо-западное направление внешней политики»

Таблица. «Балканское направление внешней политики»

Балканы становятся объектом пристального внимания русских правителей начиная именно с Екатерины II. Екатерина, как и её союзники в Австрии, стремились ограничить влияние Османской империи в Европе. Для этого необходимо было лишить её стратегических территорий в районе Валахии, Молдавии и Бессарабии.

Внимания! Императрица планировала Греческий проект ещё до рождения второго внука, Константина (отсюда и выбор имени).

Он не был реализован из-за:

  • изменения планов Австрии;
  • самостоятельного завоевания Российской империей большой части турецких владений на Балканах.

Греческий проект Екатерины II

Таблица. «Восточное направление внешней политики Екатерины II»

Восточное направление внешней политики Екатерины 2 было приоритетным. Она понимала необходимость закрепления России на Чёрном море, а также понимала, что нужно ослабить позиции Османской империи в этом регионе.

Внешнеполитическое событие Хронология Итоги
Русско-турецкая война (объявлена Турцией России) 1768-1774 Ряд знаменательных побед вывел Россию в ряд самых сильных в военном плане европейских держав (Козлуджи, Ларга, Кагул, Рябая Могила, Чесмен). Подписанный в 1774 году Кучюк-Кайнарджийский мирный договор оформил присоединения к России Приазовья, Причерноморья, Прикубанья и Кабарды. Крымское ханство становилось автономным от Турции. Россия получала право держать военный флот на Чёрном море.
Присоединение территории современного Крыма 1783 Крымским ханом стал ставленник Империи Шахин Гирей, территория современного Крымского полуострова вошла в состав России.
«Шефство» над Грузией 1783 После заключения Георгиевского трактата, Грузия официально получила защиту и покровительство Российской империи. Ей это было необходимо для укреплении обороны (нападения со стороны Турции или Персии)
Русско-турецкая война (развязана Турцией) 1787-1791 После ряда значительных побед (Фокшаны, Рымник, Кинбурн, Очаков, Измаил), Россия вынудила Турцию подписать Ясский мир, по которому последняя признавала переход Крыма России, признавала Георгиевский трактат. Также России переходили территории в междуречье Буга и Днестра.
Русско-персидская война 1795-1796 Россия значительно укрепила позиции в Закавказье. Получила контроль над Дербентом, Баку, Шемахой и Ганджей.
Персидский поход (продолжение Греческого проекта) 1796 Планам масштабного похода на Персию и Балканы не суждено было осуществиться. В 1796 году императрица Екатерина II умерла. Но, нужно отметить, что начала похода было вполне удачным. Полководец Валериан Зубов сумел захватить ряд персидских территорий.

Внимание! Успехи государства на Востоке были связаны, прежде всего, с деятельностью выдающихся полководцев и флотоводцев, «екатериниских орлов»: Румянцева, Орлова, Ушакова, Потёмкина и Суворова. Эти генералы и адмиралы подняли престиж русской армии и русского оружия на недосягаемую высоту.

Необходимо отметить, что ряд современников Екатерины, в том числе и прославленный полководец Фридрих Прусский, считали, что успехи её генералов на Востоке следствие, всего лишь, ослабления Османской империи, разложения её армии и флота. Но, даже если это и так, ни одна держава, кроме России, не могла похвастаться подобными достижениями.

Русско-персидская война

Итоги внешней политики Екатерины II второй половины XVIII века

Все внешнеполитические цели и задачи Екатериной были с блеском выполнены:

  • Российская империя закрепилась на Чёрном и Азовском море;
  • подтвердила и обезопасила северо-западную границу, укрепилась на Балтике;
  • расширила территориальные владения на Западе после трёх разделов Польши, вернув все земли Чёрной Руси;
  • расширила владения на юге, присоединив Крымский полуостров;
  • ослабила Османскую империю;
  • закрепилась на Северном Кавказе, расширив своё влияние в этом регионе (традиционно британском);
  • создав Северную систему, укрепила свое положение на международном дипломатическом поприще.

Внимание! При нахождении на троне Екатерины Алексеевны началась постепенная колонизация северных территорий: Алеутских островов и Аляски (геополитическая карта того периода времени менялась очень быстро).

Итоги внешней политики

Оценка правления императрицы

Современники и историки по-разному оценивали итоги внешней политики Екатерины II. Так, раздел Польши воспринимался некоторыми историками, как «варварская акция», идущая в разрез с принципами гуманизма и просвещения, которые проповедовала императрица. Историк В. О. Ключевский говорил о том, что Екатерина создала предпосылки к усилению Пруссии и Австрии. В дальнейшем с этими большими странами, напрямую граничившими с Российской империей, стране пришлось воевать.

Приемники императрицы, и , критиковали политику своей матери и бабушки. Единственным неизменным направлением на протяжении нескольких последующих десятилетий оставалась антифранцузское. Хотя тот же Павел, проведя несколько успешных военных кампаний в Европе против Наполеона, стремился к союзу с Францией против Англии.

Внешняя политика Екатерины II

Внешняя политика Екатерины II

Вывод

Внешняя политика Екатерины II соответствовала духу Эпохи. Практически все её современники, включая Марию-Терезу, Фридриха Прусского, Людовика XVI старались за счёт дипломатических интриг и сговоров усилить влияния своих государств и расширить их территории.