Пентегов Дмитрий Алексеевич. Технические сказки мартина содомка

Ни для кого не секрет, что я нежно люблю детские книжки о мышках. Стараюсь пополнять свою небольшую коллекцию самыми выдающимися экземплярами. И вот сразу две новинки от МИФ! Причем главный герой здесь – не простой мышонок, а мышонок-механик, на все лапы мастер.

Вместе со своими друзьями мышонок Арни собирает то автомобиль, то самолет. Так что эти книжки интересны не только мне, любительнице мышей, но и моему сыну, любителю науки и техники. Ведь какие тут иллюстрации! Какая терминология! Схемы, чертежи, карбюраторы, фюзеляжи! Для мальчика, который бережно хранит инструкции от старой мясорубки и магнитофона и может часами рассматривать в них картинки, «Технические сказки» – просто находка!

Когда я в первый раз открыла и пролистала эти книги, мне показалось, что сын их не осилит. Ему еще нет пяти лет, а маркировка – от шести. Но мы начали читать – и прочли обе книжки без пауз и остановок. Только иногда при чтении я немного сокращала описания механизмов. Подрастет ребенок – будет сам себе читать про ось коромысел, которая приводит в движение рулевую сошку, и прочие загадочно звучащие процессы и детали.

А пока мы изучаем устройство самолета и автомобиля в общих чертах. И это очень интересно.

Так как мой запас знаний по теме равен нулю (а может, и вовсе величина отрицательная), то я наравне с Семеном читаю и удивляюсь. Удивляюсь тому, какие же умные бывают на свете люди, такие сложные устройства изобрели!

Когда читаешь технические сказки, начинаешь понимать, как нам повезло: живем в мире, где уже придумано столько всего технического, хитроумного, отлично действующего. Я бы сама и электрическую лампочку не изобрела бы, да что там, до чайника со свистком не додумалась бы. А тут – целый самолет и целый автомобиль!

Знаете ли вы, что в устройстве автомобиля очень важен червяк? И что без коромысла и поплавка не будет работать двигатель, а внутри тормозного устройства есть барабан? И почему сцепление называется сцепление, а не расцепление? И зачем подвеске – пружина и рычаг?

Никогда бы не подумала, что буду с таким любопытством изучать чертежи и схемы, демонстрирующие устройство автомобиля . И так подробно нарисовано каждое устройство, что, например, принцип работы тормоза даже я поняла, хотя во всем, что касается механики и физики, я сама – «тормоз» знатный.

Никогда в жизни мне не понять, как работает четырехтактный двигатель, для чего нужны свечи зажигания, что такое коленвал и дроссельная заслонка… Тайный язык, понятный лишь избранным! И вроде бы выхватываешь из текста отдельные понятные слова – пыльник, кожух, цилиндр, чулок, подвески, но все это не из мира моды и бижутерии, а из мира техники! Да, это вам не сказки про принцесс…

А вот мой Семен схватывает на лету. С большим аппетитом смотрит на схемы, будто сейчас сам примется конструировать машину. Зажигание, cцепление, коробка передач, радиатор, все ему понятно и знакомо. Мы прочли книжку уже три или четыре раза, и при очередном перечитывании я заметила, что Семен повторяет за мной окончания многих фраз. Как будто в его памяти все записывается и потом воспроизводится.

Как я уже упоминала, главный герой этой книжки – мышонок Арни. Вместе с друзьями, воробьем Биллом и лягушонком Кристианом, мышонок собирает автомобиль. Воробей досконально разбирается в схемах и чертежах, лягушонок поставляет запчасти (ведь у него свой склад), а у Арни – золотые руки, точнее, лапы, которые могут собрать и разобрать что угодно.

Отдельный плюс – введение в историю отрицательного персонажа Длинного Джека. Это оживляет сюжет. Семен с интересом рассматривает все детали и запчасти и даже время от времени мне что-то авторитетно объясняет (он же мальчик, он же разбирается!), но стоит в повествовании появиться долговязой фигуре Джека, как мой сын оживляется и посмеивается, в который уже раз предвкушая, как Арни и его друзья смогут перехитрить Джека и спрятать от него свой автомобиль.

Скажу больше, Семен выучил все фразочки этого Джека и теперь в него играет. Этот Джек, в общем-то, безобидный, но очень колоритный персонаж.

И почему всем мальчишкам всегда так нравятся герои-хулиганы? И почему всем мальчишкам так нравится разбирать по винтику и болтику разные механизмы? Нам, девчонкам, этого никогда не понять!

Если вам суждено было родиться обычной мышью, а вовсе не летучей, не стоит унывать. Ведь можно собрать самолет и улететь на полгода в теплые края. Именно так и решил поступить мышонок Арни, узнав, что воробьи не улетают зимовать на юг. Как это не улетают? Непорядок! Давайте-ка все вместе улетим!

И ведь улетели же! И даже лягушонка Кристиана с собой прихватили, хотя он и отказывался поначалу. Но когда за тобой гонится аист с весьма прозаическими гастрономическими намерениями, выбирать не приходится, жизнь дороже!

Устройство самолета описано в этой технической сказке не менее детально, чем устройство автомобиля – в предыдущей. Чего только мы не узнаем здесь: и какие бывают самолеты, и как ими управлять, и что такое бочка, штопор, мертвая петля. Здесь много новой лексики: лонжероны, нервюра, фюзеляж, элерон. И много шутливых разговоров между друзьями, что отлично разбавляет научно-технический тон повествования и напоминает нам, что это все-таки детская книжка, а не учебник по авиамоделированию.

Впрочем, мне кажется, что по этой книжке и в самом деле можно построить самолет, который полетит. Хотя бы игрушечный. Очень уж убедительно и всерьез сделаны все иллюстрации.

И Длинный Джек здесь тоже присутствует, к большой радости моего сына. А еще, как и в первой книжке, тут есть красивая девушка-мышка Люси. К которой очень неравнодушен мышонок Арни. И тут мне очень нравится отсутствие надуманной романтики и очень реалистично выписанный характер Арни: как бы ни нравилась ему Люси, но цвет для автомобиля ей разрешается выбрать только голубой, и в путешествие на полгода Арни тоже улетает без нее.

У мальчишек пытливый и изобретательный ум. Они любят автомобили и строительную технику, игры с папиными инструментами, строительство домов из кубиков и проектирование собственных машин. А еще им нравятся детективные истории и приключенческие рассказы. Таковы и мои сыновья, поэтому в нашей домашней библиотеке появилась тетралогия технических сказок Мартина Содомки, выпущенная издательством "МИФ".



Книги созданы чешским иллюстратором и дизайнером с инженерным образованием, и привлекают в первую очередь своими рисунками. Герои незамысловатых историй дружные и трудолюбивые мышата Арни, Люси, Фред и Карл, а также воробей Билл и лягушонок Кристиан собирают автомобиль, самолет мотоцикл, строят дом. Они выручают друг друга из беды, сообща трудятся, вместе противостоят отрицательному персонажу – хулигану и забияке по прозвищу Длинный Джек.

Если вашим детям шесть, семь или даже восемь лет, будьте готовы к тому, что в процессе чтения вам, как и мне, постоянно придется что-то объяснять, упрощать, а порой и опускать многие технические подробности. Зато это одни из немногих прочитанных за последний год детских книг, которые не только не усыпили нашего папу, привлеченного к чтению, но и привели к тому, что папа с сыновьями провели вместе не один час в беседах.


История первая "Как собрать автомобиль"

По сюжету книги механик и мастер на все лапы мышонок Арни, прирожденный инженер воробей Билл и хозяин лавочки запчастей лягушонок Кристиан, способный достать любую нужную деталь, решают собрать автомобиль для совместных поездок. Длинный Джек из зависти похищает машину друзей, но члены его компании, которым не нравится поступок Джека, рассказывают Арни, где спрятан автомобиль, и помогают не только вернуть, но и дособирать его.

Книга изобилует техническими терминами и описаниями работы основных автомобильных узлов. Это, пожалуй, самая насыщенная техническими характеристиками и самая незамысловатая с художественной точки зрения история из всех четырех.

"Я ничего не понимаю, но ты читай, читай!", – воскликнул мой шестилетний сын, вглядываясь в страницы. И это неудивительно, иллюстрации притягивают к себе, а вот понять устройство механизмов автомобиля при прочтении книги шестилетнему ребенку не под силу.


В книге много сложных технических терминов, принципы работы и строение механизмов описаны без скидки на возраст – так, как если бы вы читали учебник или руководство по эксплуатации транспортного средства. Скажу честно, нам понадобилась помощь папы и справочник по эксплуатации семейного авто. А еще очень помогла недавняя история с капитальным ремонтом двигателя, когда сыновья несколько раз побывали с папой в автомастерской. Иначе, боюсь, мы бы ограничились лишь чтением отдельных отрывков из книги и разглядыванием иллюстраций.

История вторая "Как построить самолет"

Эта история начинается осенью, когда мышонок Арни, задумчиво глядя на стаи перелетных птиц, улетающих в теплые края, предлагает своему другу воробью Биллу сконструировать самолет и улететь на зимовку в жаркие страны.

Сказано – сделано: друзья при помощи лягушонка Кристиана, помогающего им, но наотрез отказавшегося лететь вместе с ними, приступают к сборке самолета.

Благодаря этой книге, мои дети впервые узнали, как сконструированы фюзеляж, крылья, хвостовое оперение и обшивка самолета, выяснили, какие основные приборы расположены на его борту, узнали, почему для пилотирования так важна метеорология, навигация и радиолокация.


Как же переживали дети, когда во время испытательного полета самолета лягушонок Кристиан, ожидавший своих друзей на земле, чуть не стал обедом для голодного аиста, посчитавшего его отличным лакомством. И как радовались они, когда Арни и Билл, рискуя своими жизнями, ринулись с высоты на помощь другу. Пришлось лягушонку, преодолев свой страх перед полетом, забраться в кабину и спасаться от аиста в самолете. История заканчивается исполнением мечты: друзья улетают на собственнолапно собранном самолете в долгое путешествие.

Сыновья, построив себе самолетики, разыгрывают сюжет книги. А я, закрывая книгу, думаю, что если вы – мама, которая, как и я, не понимает, почему самолеты летают и не падают, то есть не разбираетесь ни в основах самолетостроения, ни в основных принципах аэродинамики, прочтение этой книги для вас обязательно! И себя просветите и ребенку объясните.


История третья "Как собрать мотоцикл"

Пожалуй, сюжет этой книги наиболее проработан с художественной точки зрения. Мышонок Арни со своими друзьями собирает мотоцикл. Длинный Джек бросает вызов друзьям, утверждая, что его мотоцикл лучше и быстрее, и предлагает устроить соревнования.



В погоне за победой Арни, Билл и Кристиан ранят чувства своего друга мышонка Карла, который вызвался управлять мотоциклом на гонках и долго тренировался, решив посадить за руль Фреда, мышонка, который показал более быстрые результаты.

Каково же было удивление моих сыновей, когда на старт гонки выехал Карл на мотоцикле Длинного Джека, решивший принять участие в соревновании на стороне противника. Дети волнуются, опасаясь, что Длинный Джек устроит какую-нибудь западню, и они правы! На крутом повороте мотоцикл Фреда заносит из-за рассыпанного Длинным Джеком песка, он падает.
Вместо того чтобы финишировать первым, Карл, забыв про обиду, бросается на помощь.

"Вот это настоящий друг!", – радуются дети. Как и в других, в этой книге много технических подробностей устройства мотоцикла, но нас этим уже не испугаешь.


Здесь также упоминается много категорий из школьного курса физики: центробежная сила и трение; средняя скорость движения, скорость света и звука. Их изложение довольно кратко, но недоступно для шестилетки. Читая, я ловлю себя на мысли, что сама уже плохо помню школьный курс физики. Тем не менее, эти части книги становятся для меня поводом поговорить о физических явлениях более простым для дошкольника языком.


История четвертая "Как построить дом"

Если ваши дети увлечены строительством домов, эта книга обязательна к прочтению и рассматриванию.

Мой старший сын строит дом вместе с папой с младенчества на протяжении уже шести лет, проводя каждое лето на стройплощадке под названием "дача". Поэтому для нас эта книга из тетралогии технических сказок особенная. И вот уж здесь, будучи практически специалистом в строительстве дома (о, наконец, я чувствую себя уверенно!), могу сказать, технология строительства описана грамотно.


В сюжете четвертой части, как и в предыдущих, не обошлось без происков Длинного Джека. Дело в том, что Арни пришлось взять ипотеку для того, чтобы построить дом. По условиям банка, выдавшего кредит, дом должен быть построен в соответствии с предписаниями, выданными строительной комиссией.

Длинный Джек, притворившись работником строительной комиссии, хитростью заставляет Арни и других зверушек, его соседей, нарушить предписания, после чего начинает вымогать у них деньги.

Друзьям предстоит разобраться в настоящей детективной загадке, не разгадав которую, они рискуют остаться дез дома, который с такой любовью и старанием строили.

Подводя итог, скажу, технические сказки Мартина Содомки точно не подходят для спокойного чтения на ночь. Редкая девочка сумеет прослушать их от начала и до конца. Книги эти для мальчишек, чей пытливый ум с возрастом становится все требовательнее.

Здравствуйте, друзья. Продолжаем обзор интересных детских книг издательства «МИФ. Детство» и сегодня представляю вашему вниманию две книги: «Как собрать автомобиль» и «Как построить дом» из серии «Технические сказки» Мартина Содомка.

Почему же эти сказки называются техническими? Потому что в них автор – а он окончил инженерный факультет и факультет управления промышленного дизайна вплетает в сюжет сказки описание самого процесса сбора автомобиля, мотоцикла, самолета или дома (всего в серии 4 книги). Технические моменты описаны понятным языком, рассчитанным на детей. Но, думаю, эти сказки лучше читать вместе с попой, потому что даже маме бывает сложно понять, о чем говорит автор. А папа всегда сможет лучше объяснить технические моменты ребенку. Книги предназначены для детей от 5 до 8 лет. Но, на мой взгляд, они будут интересны детям и более старшего возраста, может быть уже не по сюжету сказки, а с технической точки зрения.

Оформление книг очень интересное. Обложки всей серии, как будто состарены, на обложке книги об автомобиле даже есть пятна от моторного масла и отпечатки пальцев.

Технические сказки Мартина Содомка

Давайте подробнее посмотрим каждую из них.
«Как собрать автомобиль » — самая в серии. Мартин Содомка написал ее в 2012 году. Главный герой книги хромой мышонок Арни вместе со своим другом воробьем Биллом, как понятно из названия книги, будут собирать автомобиль. Причем собрать автомобиль была идея Билла, после того, как Арни из-за его хромоты вновь не взяли с собой приятели. Билл любил наблюдать за работой в автомастерской, и у него был приятель – лягушонок Кристиан, которого все зовут Ворчун. У Ворчуна есть склад запчастей и лавка, где можно купить любую деталь. И мышонок Арни под чутким руководством воробья Билла собирает самый настоящий автомобиль.


Сам процесс сборки автомобиля вплетен в сюжет сказки, а объяснения даются в виде диалогов героев. Все основные узлы и детали автомобиля изображены на иллюстрациях или виде схем. Поэтому ребенок сможет разобраться, какие основные узлы есть в автомобиле и для чего они нужны.

Книга однозначно будет интересна мальчишкам и увлекающимся девчонкам

«Как построить дом » — четвертая книга в серии технических сказок. И эта сказка начинается со свадьбы мышонка Арни на Люси. Кстати, в первой книге Люси очень нравится Арни и к концу книги она, наконец, обращает внимание на мышонка. Как развивались события в следующих двух книгах, я не могу сказать, но вот в четвертой – они женятся, и встает вопрос, а где же будут жить молодожены. И опять на выручку к мышонку приходят его друзья, с которыми они вместе строят двухэтажный дом!

Но прежде чем строить дом, его надо спроектировать, поэтому герои создают архитектурный проект, и приступают к строительству. В книге подробно описаны все коммуникации дома и даны понятные чертежи. Герои сказки не только построят дом, но и распутают настоящую детективную историю.

После прочтения книги ребенок будет точно знать из чего построен дом! Для чего нужны те или иные коммуникации и т.д.


Почему я выбрала именно эти книги? Потому что Вероника с самых ранних лет и до сих пор любит играть машинками, а тут мы еще меняли свой автомобиль на другой и тема для нас просто актуальна. Дочь с любопытством смотрела вместе с нами обзоры автомобилей на Ютубе и выбирала будущий семейный автомобиль.

А вторую книгу я выбрала потому, что тема постройки дома для нас тоже актуальна. Муж мечтает построить дом за городом, а Вероника мечтает, как мы туда переедем жить и каких животных заведем J Поэтому история мышонка Арни пришлась, как нельзя кстати.

Наверное, вы хотите спросить «Интересно ли девочке слушать технические сказки»? Если девочке эти темы интересны, то конечно, да! Правда, если книги читаю я, то некоторые технические детали я опускаю, потому что мне самой сложно их объяснить. Зато у дочки с папой появилась еще одна тема для разговоров.

Купить технические сказки можно в интернет-магазине «Лабиринт» или на сайте издательства «МИФ. Детство» .


Настя и Никита сидели в автомобиле: они ехали с папой на выходные в деревню, в гости к бабушке и дедушке.

- Пап, а почему мы не взяли с собой маму? - спросила Настя.

- Потому что у мамы завал на работе. Она приедет только завтра к обеду на поезде, вместе с Володей и Олей. А мы их будем ждать: кушать бабушкины пироги и слушать дедушкины истории.

Влажная от дождя дорога вела их через придорожные городки, через речки и горки, через поля и леса, плавно поворачивала то влево, то вправо, взбиралась вверх и скатывалась вниз. Мелькали за окнами попутные и встречные машины…

- Ну-ка, машинка, давай здесь потише… Так… молодец… - забормотал папа.

Настя прыснула:

- Па! Ты с машиной разговариваешь! Смешно!

- А почему нет? - махнул рукой папа. - Сколько лет на ней езжу, вдоль и поперёк знаю: как она себя ведет, как слушается, где капризничает…

- Капризничает! Это просто железка!

- А вот и не железка! - обиделся за машину Никита. - Нечего ругать нашу машину, она классная!

Дорога поднималась всё круче вверх. Колёса утопали в лужах, скользили по глинистой колее, цеплялись за мокрую траву обочин…

- Ну когда же асфальт тут наконец-то проложат! - сказал папа фразу, которую почти всегда говорил примерно за километр до деревни.

- Нет, сегодня мы здесь не проедем, - засомневалась Настя. - Не для нашей старушки.

Они осторожно продвигались по краю очередной ямы, стараясь объехать её слева, но вдруг движение замедлилось, колёса забуксовали, и машина остановилась.

- Похоже, завязли, - вздохнул папа.

- Я же говорила! - Настя ударила кулачком по сиденью. - Что теперь делать?

Папа попробовал потихоньку выехать - сначала вперёд, потом назад, но ничего не получилось, машина только ещё глубже зарывалась в грязь.

- О-хо-хо, - вздохнул папа. - Позвоню дедушке, пускай выручает нас… А пока давайте расскажу вам что-нибудь… Для начала хотя бы про трактор - вот он бы нам сейчас не помешал…

Сказка об одном тракторе

Жил-был трактор. И так получилось, что в своём городе трактором был он один, а кругом жили только машины.

И большие машины говорили ему:

Мы такие большие, такие сильные. У нас есть кузов, в который мы можем погрузить много полезных вещей и быстро отвезти их на большие расстояния. А у тебя никакого кузова нет.

А маленькие говорили так:

Мы такие лёгкие, такие красивые. Мы ездим очень быстро и совсем не гремим. А ты такой шумный и неуклюжий!

Трактор отвечал им на это:

Зато я могу проехать после дождя по самой-самой глубокой луже, а вы этого не сможете!

А мы вовсе и не хотим ездить по лужам, - смеялись в ответ машины. - Мы ездим по ровным асфальтированным дорогам, а в лужах пусть лежат поросята!

Вот так они его всегда дразнили.

А потом наступила зима…

И вот однажды вечером с неба повалил густой-густой снег и подул сильный-сильный ветер. Снега становилось всё больше и больше, и вскоре все машины, которые были в это время в пути, не смогли ехать дальше, потому что их колёса стали буксовать.

Всю ночь простояли они на дороге, дрожа от холода, и только под утро снег и ветер прекратились. Выглянуло солнышко, и машины увидели, что вокруг, насколько хватало глаз, лежало сплошное снежное поле.

Что же нам делать? - сказали тогда машины. - Неужели нам придётся стоять здесь до самой весны, пока не растает снег? Ведь до этого времени мы все заболеем и заржавеем.

И они заплакали.

Но вдруг вдалеке послышался звук: «Тыр-тыр-тыр!..»

Это ехал трактор! Впереди себя он прицепил большой железный ковш, а сзади - большую круглую щётку, которая быстро вращалась. Ковшом он сгребал снег с дороги, а щёткой - подметал её так чисто, что казалось, будто никакого снега на ней никогда и не было.

Он освободил из снежного плена все машины, и все они сказали ему:

Большое спасибо тебе, трактор! Извини, пожалуйста, что мы над тобой смеялись.

Сказка о маленьком самолётике

Жил-был в одной деревне маленький самолёт. Моторчик у него тоже был маленький, поэтому летал он невысоко - почти над самой землёй. Он возил из города почту, разбрасывал на поля удобрения, а бывало, срочно доставлял врача к тяжело заболевшему человеку.

А вверху, гораздо выше, чем он мог залететь, проносились большие белые самолёты и кричали ему с высоты:

Привет, малыш!

И маленький самолётик очень-очень им завидовал.

Но однажды далеко на севере, там, где море холодное даже летом, столкнулся со льдиной и затонул большой теплоход. Он затонул так быстро, что люди, плывшие на нём, едва смогли выскочить на лёд, но никто из них не успел взять с собой ни еды, ни тёплых одеял, ни прочных палаток.

Они остались совсем одни на маленькой льдине посреди холодного океана.

Долго летали над морем большие сильные самолёты, пытаясь найти терпящих бедствие людей, а когда наконец нашли, то поняли, что ничем не могут им помочь: льдина была такая маленькая, что на неё не смог бы приземлиться ни один самолёт в мире.

И тут кто-то вспомнил: «Вы знаете, в одной деревне живёт маленький-маленький, совсем крохотный самолётик. Может быть, он сможет сесть на эту льдину?»

И они позвонили ему по телефону и попросили помочь.

Долго летел над северным океаном маленький самолётик, ведь он не мог быстро лететь, а большие самолёты показывали ему дорогу. Наконец он увидел внизу белую льдину. На ней стояли люди и радостно махали ему руками.

Самолётик сделал в небе круг, покачал людям крыльями, чтобы они отошли немного в сторону, и аккуратно приземлился. Он не мог увезти всех людей сразу. Пришлось летать на берег моря и обратно несколько раз.

И вот уже на льдине остался только один человек.

Но когда самолётик взлетал, то с тревогой заметил, что на льдине появилась тоненькая трещина, потому что на севере в это время было лето и льдина начала таять. Самолётик никому ничего не сказал, а изо всех сил поспешил отвезти людей и вернуться.

Когда он прилетел обратно, то увидел, что льдина стала ещё меньше, чем была, а трещина, наоборот, сильно увеличилась. Это значило, что льдина могла в любую секунду развалиться на куски.

Не надо, самолётик, не садись! - крикнул оставшийся внизу человек. - Льдина треснет, и ты утонешь!

Но самолётик не послушался и сел на тающий лёд. Человек запрыгнул к нему в кабину, самолётик развернулся и стал изо всех сил разбегаться. И едва его колёса оторвались от льдины, как она раскололась с оглушительным треском и развалилась на мелкие куски.

А когда они прилетели на берег, то все - и люди, и большие самолёты - долго благодарили малыша и восхищались его отвагой.

С тех пор маленький самолётик уже никому и никогда не завидовал.

Сказка о маленьком грузовичке

Жил-был в одном посёлке маленький грузовичок.

Каждый день мимо этого посёлка по толстым железным рельсам проходили поезда. А там, где железная дорога пересекалась с обычной асфальтированной, стоял специальный железнодорожный светофор.

У этого светофора не было ни жёлтого, ни зелёного огней, но зато были два больших стеклянных глаза и громкий электрический звонок. Когда железная дорога была пуста, светофор незаметно стоял у края дороги. Если же его глаза загорались, а звонок начинал громко звенеть, это значило: приближается поезд, ехать через переезд сейчас нельзя. И все машины останавливались и спокойно ждали, пока он пройдёт.

Но маленький грузовичок в таких случаях сердился и говорил:

Ну почему я должен стоять и ждать, если поезд ещё далеко? Не хочу я этого делать! Если поезд будет близко, то я его увижу и остановлюсь сам, без всякого светофора.

А старые опытные машины отвечали ему:

Грузовичок! Ты ещё совсем молодой! Вот доживёшь до наших лет, тогда поймёшь, что шутить с железной дорогой - нельзя!

Но маленький грузовичок не верил им и всегда останавливался перед светофором только потому, что останавливались машины, которые были впереди него.

Но однажды, когда он подъехал к железнодорожному переезду, на дороге рядом с ним никого не было. И как раз в это время звонок светофора зазвенел, а глаза загорелись мигающим красным светом. Грузовичок огляделся по сторонам, увидел, что поезда ещё не видно, и смело поехал через рельсы.

И вдруг, когда он был прямо на середине железнодорожного пути, его мотор чихнул и заглох (такое случается время от времени со всеми машинами, потому что ведь могут же они, как и люди, иногда заболеть).

Фыр-фыр-фыр! Фыр-фыр-фыр! - изо всех сил запыхтел маленький грузовик, пытаясь завести заглохший мотор, но мотор только слегка вздрогнул: «Чих! Пых!» - и не завёлся…

В это время вдалеке показался поезд.

Ту-туууууу! - загудел тепловоз, который увидел, что кто-то стоит на его рельсах. - Уйдите с дороги!

Би-би-и-и! - в отчаянии закричал грузовичок. Он понял, что если не сможет сейчас завести мотор, то так и останется стоять на рельсах. - Би-и-и-и! Вытащите меня кто-нибудь отсюда!

Но, как назло, на переезде в это время не было ни одной машины.

Тепловоз понял, что с грузовичком случилась беда, и включил все свои тормоза. От этого из-под его стальных колёс полетели искры, в вагонах с полок упали все чемоданы, а пассажиры, которые не успели за что-нибудь ухватиться, набили себе синяки и большие шишки.

И всё равно поезд не успевал остановиться. Ещё немного, и он бы врезался в грузовичок! Произошло бы крушение, погибли бы ни в чём не повинные люди!

К счастью, мимо проезжал большой самосвал. Увидев, что случилось с грузовичком, он быстро подъехал к нему и носом оттолкнул прочь от рельсов. И едва он успел съехать с них сам, как мимо с грохотом пронёсся длинный пассажирский поезд.

Как же это ты, грузовичок? - ласково спросил самосвал.

А грузовичку вдруг стало так стыдно, так стыдно…

Как вы думаете, ребята, почему?

Сказка о двух тракторах

Жили-были в одной деревне два трактора: колёсный и гусеничный.

И колёсный трактор всегда говорил гусеничному:

Ну почему ты всегда ездишь так медленно и при этом так гремишь?

Однажды позвал их к себе большой деревенский начальник и сказал:

Дорогие тракторы! Далеко от нас, за лесом, речкой и болотом, живут геологи. Пожалуйста, отвезите им еду, потому что скоро пойдут дожди и туда будет совсем невозможно проехать.

Хорошо, - ответили ему тракторы и стали готовиться к походу.

Утром каждый взял себе тележку, нагрузил её продуктами, и они вместе поехали к геологам. И пока дорога шла лесом, колёсный трактор говорил гусеничному:

И зачем только я с тобой связался! Ты едешь так медленно! Если бы я поехал один, то давно бы уже привёз геологам еду и возвращался бы обратно.

А гусеничный трактор ничего ему на это не отвечал.

Но вот лес кончился, началось болото. Дорога становилась всё хуже и хуже и вскоре стала едва видна. А когда она исчезла совсем, колёсный трактор застрял в грязи и не смог дальше ехать.

Тогда гусеничный трактор проехал вперёд, бросил колёсному трос и вытащил его на сухое место.

А когда болото кончилось, перед ними появилась речка. Через неё был переброшен деревянный мостик. Первым по нему поехал колёсный трактор. Он был лёгкий, и поэтому мост его выдержал. Зато когда поехал тяжёлый гусеничный трактор, то мост под ним провалился. Бедный трактор упал в воду и погрузился по самую кабину. Вода попала ему в мотор, мотор заглох, и он не смог дальше ехать.

И тогда уже колёсный трактор выехал на берег, бросил трос и вытащил своего товарища из реки.

Вот так, помогая друг другу, они привезли геологам продукты. И геологи сказали:

Большое спасибо вам, дорогие тракторы! Просто не знаем, что бы мы без вас делали!

А тракторы ответили:

Пожалуйста! - и весело поехали домой.

Сказка о подводной лодке

Много лет назад, во время войны с фашистами, на одной военно-морской базе жила подводная лодка. Размерами она была меньше, чем другие лодки, и поэтому все звали её «Малютка».

Была у нашей подлодки своя команда - тридцать два моряка. Самым главным среди них был Командир: именно он решал, куда «Малютке» плыть, чтобы выполнить боевое задание. Моряки любили свою лодку, заботились о ней и следили, чтобы все её механизмы работали как часы. И «Малютка» тоже любила свою команду.

Ещё подводной лодке «Малютке» нравилось море. Когда она ныряла под воду («погружалась» - говорят подводники), то плыла среди рыб, медуз и весёлых дельфинов, которые, наверное, принимали её за кита или за очень большую акулу. А когда плыла на поверхности, пенистые волны лизали её бока, солнце ласково грело спину, а чайки летали вокруг и что-то кричали ей вслед.

Но если на горизонте показывался дым из труб вражеских кораблей, приходилось забывать обо всём. «Боевая тревога! Срочное погружение!» - громко приказывал Командир. И каждый моряк в команде «Малютки» знал, что ему делать. Мотористы останавливали дизель - этот мощный двигатель не может, к сожалению, работать под водой. Торпедисты готовили к стрельбе грозные торпеды. Электрики включали электромоторы, и лодка быстро уходила под воду, оставляя наверху только специальную трубу с зеркалами внутри - перископ. Через него «Малютка» и Командир видели всё, что происходит на поверхности моря.

Долгие часы подкрадывалась лодка к вражеской эскадре, выбирая цель для торпедной атаки, пока не оказывалась совсем близко от какого-нибудь большого вражеского корабля. Она открывала крышки торпедных аппаратов, Командир просил её немного повернуться вправо или влево, а потом громко командовал матросам-торпедистам: «Пли!»

«Малютке» всегда нравился этот момент. Из отверстий в её носовой части, словно громадные блестящие рыбины, стремительно вылетали грозные торпеды. Сжатый воздух с огромной скоростью вращал их гребные винты, и торпеды неслись прямо к фашистскому кораблю, оставляя за собой пузырящийся пенный след.

Ну и суета поднималась тогда во вражеской эскадре! На всех кораблях выли сирены, бежали по палубам и трапам перепуганные матросы. Корабль, к которому летели торпеды, начинал разворачиваться, стараясь увернуться. Но это ему никогда не удавалось, потому что «Малютка» и её команда умели стрелять! И всегда хотя бы одна торпеда врезалась кораблю в борт.

Гремел взрыв, пламя вздымалось до самых кончиков мачт. В пробоину лилась вода. Корабль кренился на борт, и его команде ничего не оставалось, как срочно спускать на воду шлюпки. А это значило, что снаряды, танки и самолёты, которые везли на этом корабле враги, уже никогда не попадут на фронт и не будут убивать наших людей!

А фашистские корабли, обозлённые потерей своего товарища, начинали охотиться на «Малютку». С помощью специальных приборов они слушали, откуда донесётся из-под воды шум её гребных винтов, а потом плыли к этому месту и сбрасывали в воду глубинные бомбы, похожие на железные бочки, наполненные взрывчаткой.

Бомбы взрывались глубоко под водой, и если «Малютка» в это время была рядом, то ей приходилось туго. Весь её стальной корпус сотрясался от взрывов. С треском лопались электрические лампочки. Люди, не успевшие за что-нибудь ухватиться, падали и больно ударялись. Летело на пол всё, что не было закреплено, а откуда-то с потолка начинала сочиться вода.

Но пока гремели взрывы, вражеские корабли не могли услышать движение лодки. Поэтому «Малютка» включала электромоторы на полный ход и старалась уйти как можно дальше, а когда взрывы стихали, снова тихо подкрадывалась к врагу на малом ходу.

Если у «Малютки» ещё оставались торпеды (а их у неё было всего четыре, гораздо меньше, чем у других подводных лодок), она продолжала боевое дежурство, а если торпед уже не было - возвращалась на базу.

Но однажды «Малютке» и её команде удалось потопить такой большой корабль, что фашисты не на шутку разозлились и решили во что бы то ни стало отомстить ей. Несколько дней подряд вражеские корабли гонялись за подводной лодкой, и ей никак не удавалось оторваться от них. Чтобы уйти от глубинных бомб, «Малютке» множество раз приходилось менять глубину погружения и изменять направление. Бомбы рвались то выше неё, то ниже, то впереди по курсу, то за кормой. В последний момент ей удавалось ускользнуть от них, но каждый раз при этом она тратила запасы сжатого воздуха (с помощью которого подводные лодки вытесняют воду из специальных баков - балластных цистерн, когда хотят всплыть), и каждый раз уменьшался у неё заряд электрических батарей. А мощный дизель - свой главный мотор, который легко мог бы эти запасы пополнить, она не могла включить, потому что под водой он работать не может!

Наконец электрические батареи почти совсем разрядились, а сжатый воздух почти закончился, но всплывать наверх было всё ещё нельзя - там на поверхности «Малютку» поджидали фашистские корабли. И тогда Командир велел ей лечь на дно моря («на грунт», как говорят подводники) и затаиться. «Малютка» плавно опустилась на мягкий морской ил и выключила электромоторы и все механизмы. Командир приказал, чтобы никто в лодке не шумел, не стучал, не топал ногами и чтобы все говорили только вполголоса. Так враги перестали слышать лодку и окончательно потеряли её.

И всё же фашисты знали, что она находится где-то недалеко, совсем рядом. Поэтому они никуда не ушли, а остались ждать, когда в «Малютке» закончится воздух для дыхания и ей придётся всплыть. Но только наши подводники сдаваться в плен фашистам не собирались, хотя им очень нужны были свежий воздух и солнце!

Тянулись долгие часы ожидания. Из-за того что были отключены все приборы и механизмы, в «Малютке» стало холодно и темно. Горело несколько тусклых лампочек, а пар от дыхания людей влагой оседал на стенках. И с каждым часом всё труднее становилось дышать - ведь кислород для дыхания тоже заканчивался.

Но случилось так, что в это же время наши войска атаковали военно-морскую базу противника. И те корабли, которые охотились за «Малюткой», вынуждены были поспешить на помощь своему фашистскому флоту.

Лодка услышала, как высоко над ней закрутились вражеские винты. Вскоре их шум затих вдали и наступила тишина.

Командир подождал ещё немного и приказал «Малютке» всплывать. Зашипел сжатый воздух, из балластных цистерн с журчанием стала уходить вода. Лодка слегка качнулась на мягком иле… и вдруг шипение воздуха прекратилось!!! «Малютка» так долго уходила от погони, столько раз то поднималась почти до самой поверхности, то ныряла на глубину, что у неё кончились все запасы сжатого воздуха!

Лодка, как могла, попыталась рвануться вверх, но ей это не удалось. И все подводники поняли, что сама она подняться на поверхность не сможет, а помощи во вражеском море им ждать неоткуда. Как обидно было избежать стольких опасностей и погибнуть теперь, когда враги ушли!

Но подводники - сильные люди. Поэтому никто из команды не стонал и не плакал. Моряки гордились, что жизнь свою они отдают за Родину и что немало потоплено ими вражеских кораблей, а значит, победа над фашистами станет ближе.

А суровый опытный Командир положил руку на стенку «Малютки» и сказал:

Прощай, «Малютка»! Мы славно воевали с тобой. После войны тебя найдут, поднимут со дна, отремонтируют, и ты снова будешь ходить в походы. Жалко только, что командовать тобой будет уже другой командир, а не я.

И «Малютке» стало очень грустно, потому что она ничем не могла помочь людям, вместе с которыми перенесла столько горя и радости.

И вдруг!..

Торпеды! «Малютка» вспомнила, что у неё остались в запасе ещё две торпеды! А в каждой торпеде есть баллоны со сжатым воздухом!

И она сказала об этом Командиру.

Командир понял её с полуслова. Вместе с теми матросами, которые ещё держались на ногах, он нашёл специальные шланги и подсоединил сжатый воздух из торпед к балластным цистернам. Снова раздалось шипение воздуха и журчание уходящей воды. «Малютка» качнулась… но так и осталась на месте. Неужели воздуха опять не хватило?!

Но нет! Это просто мягкий ил, в котором лежала лодка, не хотел сразу отпускать её. «Малютка» качнулась раз, другой и сперва медленно, а потом всё быстрее и быстрее пошла вверх! И вскоре она закачалась на волнах. Её бока почувствовали тёплый морской ветер, а высоко над собой она увидела чёрное небо и множество ярких звёзд. Над морем лежала ночь, и это было очень хорошо, потому что фашистские самолёты, даже если они сейчас летали где-то рядом, не смогли бы увидеть лодку в такой темноте.

Командир распорядился открыть все люки и запустить дизельный двигатель. И сразу же внутри «Малютки» (но не снаружи, чтобы не привлекать внимание врага!) ярко вспыхнули все лампочки. Из вентиляции пошёл свежий воздух, а повар на кухне (моряки сказали бы: «кок на камбузе») включил электрическую плиту и начал срочно готовить наваристый борщ и макароны по-флотски, потому что все вдруг почувствовали, что очень проголодались.

Но «Малютка» вовсе не торопилась возвращаться домой. Ведь у неё ещё оставались целые две торпеды, и надо было сперва выпустить их во врага, чтобы он больше никогда не мог напасть на нашу любимую Родину!

Папа закончил рассказ и они немножко помолчали.

Наконец из-за горки показался небольшой трактор. Ещё через минуту он лихо остановился прямо перед лужей. Из трактора выскочили тракторист и дедушка. Дедушка в высоких резиновых сапогах зашёл прямо в лужу и заглянул в окошко:

- Что, бедолаги, заждались, намучались?

- Нет, наоборот - даже очень хорошо получилось. Папа нам интересные истории рассказывал, - сказал Никита.

- Здо́рово, что мы застряли! - согласилась Настя.

- Вот как? - развел руками дедушка. - Ну, сейчас будет ещё интереснее: будем вас на буксире тянуть.

Он закрепил трос и махнул трактористу рукой. Трактор заурчал, трос натянулся.

- Ну, поехали! - папа включил первую скорость и нажал педаль газа.

- Давай, давай! - призывал Никита.

- Ну, миленькая! Ну, ещё! - подхватила Настя.

- Вперёд, Россия! - подпрыгивали они на заднем сиденье.

Тракторист вытянул их на горку, отцепил трос и уехал по своим делам.

- Эх, - сказал Никита, - вот жалко, что мамы с нами не было. Ей бы тоже очень понравилось сначала в луже сидеть, а потом на тракторе выбираться…

Ну-ка, машинка, давай здесь потише… Так… молодец… - забормотал папа.
Настя прыснула:
- Па! Ты с машиной разговариваешь! Смешно!
- А почему нет? - махнул рукой папа. - Сколько лет на ней езжу, вдоль и поперёк знаю: как она себя ведет, как слушается, где капризничает…
- Капризничает! Это просто железка!
- А вот и не железка! - обиделся за машину Никита. - Нечего ругать нашу машину, она классная!
Дорога поднималась всё круче вверх. Колёса утопали в лужах, скользили по глинистой колее, цеплялись за мокрую траву обочин…
- Ну когда же асфальт тут наконец-то проложат! - сказал папа фразу, которую почти всегда говорил примерно за километр до деревни.
- Нет, сегодня мы здесь не проедем, - засомневалась Настя. - Не для нашей старушки.
Они осторожно продвигались по краю очередной ямы, стараясь объехать её слева, но вдруг движение замедлилось, колёса забуксовали, и машина остановилась.
- Похоже, завязли, - вздохнул папа.
- Я же говорила! - Настя ударила кулачком по сиденью. - Что теперь делать?
Папа попробовал потихоньку выехать - сначала вперёд, потом назад, но ничего не получилось, машина только ещё глубже зарывалась в грязь.
- О-хо-хо, - вздохнул папа. - Позвоню дедушке, пускай выручает нас… А пока давайте расскажу вам что-нибудь… Для начала хотя бы про трактор - вот он бы нам сейчас не помешал…

Сказка об одном тракторе

Жил-был трактор. И так получилось, что в своём городе трактором был он один, а кругом жили только машины.
И большие машины говорили ему:
- Мы такие большие, такие сильные. У нас есть кузов, в который мы можем погрузить много полезных вещей и быстро отвезти их на большие расстояния. А у тебя никакого кузова нет.
А маленькие говорили так:
- Мы такие лёгкие, такие красивые. Мы ездим очень быстро и совсем не гремим. А ты такой шумный и неуклюжий!
Трактор отвечал им на это:
- Зато я могу проехать после дождя по самой-самой глубокой луже, а вы этого не сможете!
- А мы вовсе и не хотим ездить по лужам, - смеялись в ответ машины. - Мы ездим по ровным асфальтированным дорогам, а в лужах пусть лежат поросята!
Вот так они его всегда дразнили.
А потом наступила зима…
И вот однажды вечером с неба повалил густой-густой снег и подул сильный-сильный ветер. Снега становилось всё больше и больше, и вскоре все машины, которые были в это время в пути, не смогли ехать дальше, потому что их колёса стали буксовать.
Всю ночь простояли они на дороге, дрожа от холода, и только под утро снег и ветер прекратились. Выглянуло солнышко, и машины увидели, что вокруг, насколько хватало глаз, лежало сплошное снежное поле.
- Что же нам делать? - сказали тогда машины. - Неужели нам придётся стоять здесь до самой весны, пока не растает снег? Ведь до этого времени мы все заболеем и заржавеем.
И они заплакали.
Но вдруг вдалеке послышался звук: «Тыр-тыр-тыр!..»
Это ехал трактор! Впереди себя он прицепил большой железный ковш, а сзади - большую круглую щётку, которая быстро вращалась. Ковшом он сгребал снег с дороги, а щёткой - подметал её так чисто, что казалось, будто никакого снега на ней никогда и не было.
Он освободил из снежного плена все машины, и все они сказали ему:
- Большое спасибо тебе, трактор! Извини, пожалуйста, что мы над тобой смеялись.