Что же вас гонит судьбы ли лишения. М.Ю

Туча
По небу
Плыла,
Вёдра полные
Несла.
Туча брякнула
Ведром —
Прокатился
В небе
Гром.
По-над лесом,
По-над кручей
Повстречалась
Туча
С тучей.
Засверкали
Злые молнии!
Расплескались
Вёдра полные!
Туча
С тучею
Ругаются,
Вёдра по небу
Катаются!..
В небе
Коромысло —
Радуга
Повисла.

Сапгир Г.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Михаил Лермонтов

Туча белая несмело
Напилась воды из речки,
Стала туча пышнотелой
И кудрявой, как овечка.
Ветерок по небу мчался,
Как мальчишка за мячами,
С хмурой тучей повстречался
И толкнул её плечами.
От обиды туча плачет,
Окропила мир слезами,
Пусть поплачет, это значит,
Что и тучи есть с глазами.

Зеленкина Г.

Тучи небо заслонили,
Тучи дождик уронили
Не случайно, а нарочно,
Чтобы было невозможно
Нам под этим дождепадом
Проглядеть в них дырку взглядом!
Там – небесный синий воздух,
Им, наверно, дышат звёзды –
В нём прохладно и просторно.
Жаль, что нет трубы подзорной,
Чтоб за звёздочками всеми
Подсмотреть в ночное время.
Как назло – досадный случай:
Замутили небо тучи…
Я возьму метлу большую,
Тучи в сторону смету я,
И почищу небо быстро
Мягкой тряпочкою чистой!
Чтобы звёзды рассмотреть,
Нужно небо ПРОТЕРЕТЬ!

Корнеева М.

Туча чёрная приплыла,
Наше солнышко закрыла,
Позвала своих подружек.
Ветер их по небу кружит.
К туче главной их несёт,
Ветки на деревьях гнёт,
Завывает,налетает,
Настроенье угнетает.
То ли день,а то ли ночь
С улицы пошёл я прочь.
Только к дому прибежал,
Дождь из тучи побежал.

Василиса

Туча ходит вдалеке,
Держит дождик в кулаке,
Что нам туча дождевая –
Мы купаемся в реке!

Леонтьев В.

Туча, туча, дай водички
Для меня и для сестрички!
Для берёзки и осинки,
И для тоненькой рябинки.

Семенова С.



Им неведомы чувства прочные,
А удел один - одиночество.



Пожалейте их на мгновение.



Хотий Н.

Туча-туча-налетуча,
До чего же ты растуча!
Ты грозой сверкуча, туча,
И ужасно громыхуча,
И дождями поливуча,
Стань скорее улетучей!

Лило Т.

Тучки небо затянули,
В реку тучки заглянули.
А как только заглянули,
Так тихонечко вздохнули:
— Ах, какая там водица!
Нам бы сереньким умыться!
Освежить свои бока,
Мы ж, по сути, облака.
И нырнули, опустились,
Частым дождиком пролились,
Серость в речке оттирали,
Как снежок пока не стали.
Ну, а дальше, что же было?
Солнце тучки подсушило!
Эти тучки подсушило,
Да на небо воротило!
И поплыли, как река,
Перьевые облака…

Маршалова Т.

Туча стала и стоит.
Тучной крышей двор накрыт.
Пес поежился: — Пора!
Конура пуста с утра.
Всполошился шустрый кот:
— И меня чердак мой ждет.
Утка вслед им:
— Кря-кря-кря!
Со двора идете зря!
Лучше вместе примем душ.
Очень скучно жить без луж.

Аксельрод Е.

Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.

Берестов В.

Тучи – летучи!
Тучи — толкучи!
Тучи – рычаще-гремяще-деручи!
Видно, у туч по пятьсот кулаков
И незаметно совсем синяков!

Сон Светлана

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Александр Пушкин

Туча грозовая –
Грозная такая.
Небо все заволокла,
Тенью нА землю легла,
Засопела, заворчала,
Всех в округе распугала,
Вдруг чихнула –
Грянул гром!!!
И… расплакалась
дождем!

Османова Г.

Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
От первой до третьей – люди,
Четвертая была верблюдик.

К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая,
От нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.

И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
Солнце погналось – желтый жираф.

Владимир Маяковский

Туча по небу летела —
Всё толстела и толстела.
А потом на радость нам
Громко лопнула по швам.
«Ба-ба-бах!» — ударил ГРОМ,
И разлился дождь ведром.

Олексяк С.

Лежит на небе туча,
Вздыхает и ворчит,
А маленькая тучка
Копытцами стучит.
По луже,
По дорожке,
По зонтику груздя
Стучит, как оленёнок,
Копытцами
Дождя!

Белозёров Т.

Грозовая туча плачет —
Не возможно ей иначе!
Как же туче не рыдать?
Надо землю поливать!
Что б расцвёл цветочек,
Зеленел лесочек.
Чтобы речка вдаль бежала,
Просто дождика ей мало!
Чтобы речку напоить,
Должен сильный ливень лить!

Янушкевич М.

— Здравствуй, маленькая тучка!
Наверху одной не скучно?
Хочешь, вместе поиграем?
Хочешь, сказки почитаем?
Или попинаем мяч?
Только, будь добра, не плачь!

Шемякина Н.

Я домой
На всякий случай
Поспешил,
Увидев Тучу.
Гром ударил
За спиной,
Туча бросилась
За мной!
С ней до дома
От реки
Мчались
Наперегонки!
Я теперь
Сушу бейсболку,
Кеды, шорты
И футболку.
Кто быстрей
Из нас бежал,
Ты,конечно,
Отгадал…

Гетте Т.

Ух и туча чёрная,
Брюхо закопчёное!
Прямо к нам ползет
За собой хвостище
Проливной дождище
По земле везёт.
Брюхо треснуло
Пополам!

А оттуда молния:
Трах-ба-бам!
А потом,
А потом
Гррр-р-ром!
Только нам нипочем —
У нас дом
С окном!
Мы-то дома сидим,
Мы в окошко глядим!

Лебедева Г.

Гремели тучи
В ГРОМкоговорители:
«Поберегитесь, дети
и родители!
Быстрее прячьтесь,
граждане, от нас!
Предупреждаем вас
в последний раз:
Еще минуты три мы подождем
И всех накроем проливным дождем.»

Волкова Н.

У реки поближе к броду,
Облака лакают воду.
— Эй, смотрите, облака,
Чтоб не лопнули бока!

Орлов В.

Ветер гонит облака,
В тучу собирает.
Туча смотрит свысока,
Дождиком пугает.
Набрала она воды
Целое корыто,
Ждать нам от нее беды,
Пока солнце скрыто.
Потемнело все вокруг,
Будто ночь над нами,
Разрыдалась туча вдруг,
Горькими слезами.

Сидаш Н.

Смотрит Оля в окошко:
«Скоро дождик пойдет!
Я на тучку подую,
Пусть она уплывет».
Дует, вытянув губки,
Дует, машет рукой…
Крикнул папа из сада:
«Что, дочурка, с тобой?»
Скрылось милое солнце…
Слышен плач у окна:
«Ах, я тучу раздула,
Стала больше она!»

Пожарова М.

Серенькие тучки —
Вредины и злючки!
Солнышко закрыли,
Дождик притащили,
Льют теперь из лейки
В парке на скамейки,
Страшно громыхают,
Малышей пугают,
Чтоб сидели по домам
Возле бабушек и мам!

Ефимова Т.

Отчего-то, почему-то
Туча темная раздута.
Загремел ужасно кто-то,
Гром свалился на болото,

Что-то страшно засверкало,
Капля первая упала.
Туча вылилась дождем,
Лужи мерить мы идем!

Гурина И.

Гряды холмов отусклил марный иней.
Громады туч по сводам синих дней
Ввысь громоздят (всё выше, всё тесней)
Клубы свинца, седые крылья пиний,

Столбы снегов, и гроздьями глициний
Свисают вниз… Зной глуше и тусклей.
А по степям несётся бег коней,
Как тёмный лёт разгневанных Эринний.

И сбросил Гнев тяжёлый гром с плеча,
И, ярость вод на долы расточа,
Отходит прочь. Равнины медно-буры.

В морях зари чернеет кровь богов.
И дымные встают меж облаков
Сыны огня и сумрака - Ассуры.

Максимилиан Волошин

Вместо шляпы тучка
Солнце нахлобучила,
Будет ей за это от мамы
Взбучка.
Над зеркальным озером
Модница вертится:
«Ах, какая шляпа –
Греет и светится!»

Липатова Е.

В сумраке трескучем,
Как парад планет, –
Тучи, тучи, тучи,
А из трещин – свет.
Словно салит рощу
Сверху кто-нибудь.
Долго дождь полощет,
Долго не уснуть.
Мокнет за оградой
Улицы пятно.
Дождик, падай, падай,
Но не к нам в окно.

Бородинский Г.

В чистом небе бродит туча.
Ты откуда в гости к нам?
Ты, наверно, нагрубила
Где-то братцам облакам?
Ты, наверно, от обиды
Почернела вся потом?
Ты, наверно, от досады
Пролилась на нас дождем?

Шевчук И.

Серая туча промолвила хмуро:
— Какая я тучная… Что за фигура?
Расстроилась, хлынули слезы ручьем,
Наплакала лужи большие кругом.
Тут в зеркальце — лужу она поглядела:
— Ура! Я за время дождя похудела!
А платье какое в оборочку!
Теперь я не туча, а облачко!

Ашто О.

Ливень с градом к нам несла,
Но добраться не смогла:
Так летела, торопилась,
Что за гору зацепилась…
И повисла над скалой
Проявлять характер свой:
В камни молнии метать,
Дождь потоком выливать.
Мы скале спасибо скажем,
Словом ласковым уважим:
«Благодарны тебе, круча,
Что застряла злая туча.»

Володя Д.

Летом туча темная
Дождиком слезилась
И зимой, огромная,
Снова появилась.
Но идти дождю зимой
Как-то не пристало,
Потому то с тучи той
Сыпятся кристаллы!

Шаповалова Р.

В кружевах, в оборках краля –
Туча по небу гуляла.
Зацепилась за сучок,
Порвала воротничок.
Плачет, плачет, слёзы льет.
Потому и дождь идет…

Менжинская Е.

Друг уехал самый лучший.
Я хожу мрачнее тучи.
А в окне моём видна
туча серая одна.
И подумал я, пока
сочинял стихотворенье:
тучи - тоже облака.
Но в неважном настроеньи.
Может быть, у этой тучи
тоже друг уехал лучший?

Супрунюк М.

Началось с того, что ветер
ей невежливо ответил.
Змей играть не захотел —
деловой такой летел.
Плюс о ней, как ей казалось,
ива с липою шепталась
и при помощи листка
покрутила у виска…
Туча щеки раздувала,
раздувала, раздувала,
раздувала, раздувала…
А потом её прорвало:
Разревелась в три ручья,
бестолково грохоча.
Я решил не быть, как туча,
не копить обиды кучей.
…Вот немножко прояснится,
И пойду к друзьям — мириться!

Нэля Д.

Тучи в темную стаю сгрудились.
Про их боль если знали люди бы!
Им неведомы чувства прочные,
А удел один - одиночество.
Всхлипы - гром, объятия - молнии.
Им тепла не хватает может быть?
Плачут тучи лишь об утерянном,
Пожалейте их на мгновение.
Улыбаться надо, не прятаться -
Превратятся в дождь слезы радости.
Тучам в край другой лететь надобно,
За добро наградят нас радугой.

Хотий Н.

Ветер по небу гулял,
Тучи серые гонял,
Собирал в корзину тучи,
И набрал большую кучу.
Он корзину положил,
И у солнышка спросил:
«Что мне делать с этой кучей
Облаков больших летучих?»
Солнышко ему в ответ:
«Дам тебе я свой совет,
Ты на свет их выпускай
И за ними наблюдай.»
Ветер по небу помчался,
Разлетелся, разигрался,
Начал дуть что было сил,
И корзину уронил.
Только вывалилась куча,
Сразу превратилась в тучу,
Пролилась дождем в садах,
И исчезла без следа.

Кулаковская Е.

Читать стих «Тучи» Лермонтова Михаила Юрьевича невозможно без ощущения тоски и безнадежности, которым наполнено произведение. Эту работу поэт написал в 1840 году, пребывая в очередной ссылке. Тогда автор ощущал отсутствие взаимопонимания как в отношениях со внешней средой, так и в собственном внутреннем мире. Он чувствовал себя чужим. Поэт понимал, что не имеет возможности поступать так, как ему заблагорассудится. Он ощущал тот факт, что люди не всегда вольны управлять своей жизнью по своему усмотрению. Лермонтова терзали мысли о том, что иногда приходится подчиняться чужой воле и отрекаться от собственных правил. Именно эти размышления помогли этим стихам появиться на свет.

Текст стихотворения Лермонтова «Тучи» полон глубоких тропов. Именно с тучами автор сравнивает самого себя. Он придает им исключительно человеческие качества. Бедные тучи вынуждены двигаться «с милого севера в сторону южную» вопреки своим собственным желаниям. Это событие Михаил Юрьевич сравнивает со своей ссылкой, спрашивая себя, является ли это правительственным решением или происками судьбы? Своим главным персонажам поэт завидует. У них нет дома, нет рамок и законов. Они лишь движутся в неизвестном направлении, не думая ни о чем. Для них нет понятий времени и правил. В то время, как мир, который окружал Лермонтова приносил ему лишь тягостные ощущения. Вскоре после написания данного произведения, поэт был убит на дуэли.

Многие находят в работе скрытый подтекст. Они считают, что одной из ключевых мыслей стихотворения является отсутствие взаимопонимания между людьми и природными явлениями. Невозможно объединиться с невероятными стихиями. Ими можно лишь любоваться, как сторонний зритель. Автор обвиняет мир в том, что он не способен возвыситься, словно туча, над этой рутиной, сказав уверенное «нет» всем страхам, обидам и злобе. Произведение вызывает особый настрой, полный философских размышлений. Каждый находит в нем что-то свое, личное. Ведь все люди - индивидуальности, имеющие собственные пороки. Стихотворение рекомендуют учить на уроках литературы в старших классах. А прочесть стихи полностью или скачать его онлайн можно на нашем сайте.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания.
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» - произведение, которое построено на очень тонкой аллегории . Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», - утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой . Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

Лермонтов понимает, что его поколение – особое . На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.

Ираклий Андроников писал: «Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешивается чувство сожаления и горечи».

Печалью, отчаянием, одиночеством, предчувствием будущей разлуки с родной землей проникнуто и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи». Что побудило поэта обратить свой взор к вечным небесным странникам - тучам?

Стихотворение написано в день отъезда в ссылку на Кавказ, на квартире у Карамзиных, где собрались друзья, чтобы проститься с поэтом. По свидетельству В.А. Соллогуба, Лермонтов слагал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Невою и Летним садом…

«Тучами» Лермонтов заключил сборник своих стихотворений и поставил дату: апрель 1840, тем самым обозначив и дату своего изгнания.

Этому стихотворению и посвящён наш урок.

Продолжаем знакомиться творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова (рис. 1), проанализируем стихотворение «Тучи».

Рис. 1. П. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1837 г. ()

В 1840 году М.Ю. Лермонтов за дуэль снова был сослан на Кавказ (рис. 2). (Первый раз, в 1837 году, он был отправлен туда за стихотворение «Смерть поэта» - отклик на смерть А.С. Пушкина). На Кавказе шла война, царь распорядился назначить М.Ю. Лермонтова в полк, который находился на самом опасном участке войны и нес тяжелые потери.

Рис. 2. М.Ю. Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март - апрель 1838. ()

Поэт понимал, что его отправляют на верную смерть. К этому времени он уже был знаменит: о нем писали критики, спорили читатели. М.Ю. Лермонтов хотел подать в отставку, чтобы целиком посвятить себя литературе, но этому не суждено было осуществиться.

Один из современников вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!». Несколько человек гостьей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез...» (по воспоминаниям В.А. Соллогуба).

Обратимся к стихотворению.

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В начале первой строфы поэт обращается к тучам с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он сам. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет родины, они всю жизнь путешествуют по небу. Небо поэт называет «степью лазурною», потому что бескрайняя степь словно отражается в небесном зеркале, а отражаясь, приобретает голубоватый оттенок. Так поэт будто бы расширяет пространство, делая его бесконечным.

Прием инверсии помогает выразить настроение устремленности, неуспокоенности, тревоги.

ИНВЕРСИЯ - необычный порядок слов в предложении.

Первое употребление инверсии «степью лазурною» привлекает внимание к прилагательному.

Эпитет «жемчужною» говорит о том, что тучи не грозовые, тяжёлые и тёмные, они лёгкие, белые и маленькие, словно жемчуг.

СТРОФА - группа стихов, объединенных повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией и т. п.

ЭПИТЕТ - образное определение.

Эти средства языка помогают Лермонтову, талантливому художнику, нарисовать картину словесную.

Выражение «…цепью жемчужною» следует называть метафорой .

МЕТАФОРА - употребление выражения в переносном значении на основании сходства предметов.

Тучи цвета жемчуга плывут одна за другой, словно жемчужины, нанизанные на нитку. Этим поэт словно подчёркивает связь природы и человека.

Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться и к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова «будто» сравнивает судьбу тучек со своей.

СРАВНЕНИЕ - изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных.

Смысл этого сравнения заключается в том, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться в поисках любви. Однако поэт испытывает чувство, не доступное тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от чужой зависти, злобы и клеветы. «Или друзей клевета ядовитая?» - горько звучит риторический вопрос в третьей строфе, ещё более усиленный анафорой (повторением союза «или» в начале строки). Не врагов, а друзей - что может быть страшнее?

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - выразительное средство языка: утверждение в форме вопроса, не предполагающего ответа.

АНАФОРА - выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.

В последней строфе герой отрицает свою первоначальную мысль о том, что тучи - изгнанники: ведь у них нет родины, а значит, им нечего терять.

Им чужды и страсти, и страдания. Не случаен повтор слова «чужды». Тем самым автор подчеркивает, что у них разная судьба: тучки и лирический герой «чужды» друг другу. Тучи не способны страдать, так, как страдает и чувствует лирический герой, у туч нет родины - значит, они вовсе не изгнанники. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно холодные, вечно свободные». Тучи не могут страдать, они свободны от чувства долга, любви к родине. Только тот, кто глубоко любит родину, может переживать горечь изгнания так, как её переживает поэт.

Таким образом, можно сказать, что стихотворение построено на приеме антитезы (противопоставления): свободному странничеству туч противопоставлено невольное изгнанничество героя. Однако именно благодаря изгнанию герой познает свое истинное предназначение.

АНТИТЕЗА - композиционный приём, в основе которого лежит противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов.

Список литературы

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - художник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  2. Михаил Юрьевич Лермонтов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Государственный музей-заповедник «Тарханы». Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучки небесные, вечные странники!»
  2. Учимся анализировать лирическое произведение.

    Проиллюстрируйте примерами из стихотворения следующие предложения:

    1. Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к покинутому краю. Лирический герой грустит о безвозвратно потерянном мире. Например: …
    2. Использование риторических вопросов позволяет поэту показать кульминацию в настроении лирического героя. Например: …
    3. Автор использует повторы, что создает грустное настроение. Автор покидает родину, отправляясь в изгнание. Например: …

У двух величайших русских поэтов – Пушкина и Лермонтова – есть стихотворения с практически одинаковыми названиями. А 1835 году Пушкин пишет стихотворение «Туча», а в 1840 Лермонтов создает свои знаменитые «Тучи».
Стихотворения Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» совершенно различны по настроению и идейному содержанию, однако в обоих произведениях описание туч – это возможность поговорить о мире человека, его души, отношений с окружающими.

Лермонтов М. Ю. - «Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно-холодные, вечно-свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Рубен Николаевич Симонов (20 марта 1899, Москва - 5 декабря 1968, там же) - российский актер и режиссер; народный артист СССР (1946), лауреат Ленинской и Государственных премий СССР; один из самых ярких талантов отечественной сцены.

В течение тридцати лет Рубен Симонов был главным режиссером Вахтанговского театра (1938-1968) - именно ему вахтанговцы обязаны всеми своими успехами 1940-1960-х гг. На его счету более пятидесяти постановок, множество комедийных, драматических и героических ролей; он создал целый ряд театральных студий и как режиссер и профессор Высшего театрального училища им. Щукина воспитал не одно поколение актеров.