Евтушенко анализ. Художественный анализ поэзии евтушенко

Непревзойденный мастер афоризма, обладатель яркого, подчеркнуто индивидуального литературного стиля, Евгений Александрович Евтушенко навсегда останется в нашей памяти как символ и воплощение светлого идеализма эпохи «шестидесятников».

Стремление к совершенству было неотъемлемой чертой его характера и творчества:

«Сами себе велите

Славу свою добыть.

Стыдно не быть великими.

Каждый им должен быть»

В свои двадцать Евтушенко уже был членом Союза писателей СССР, однако первые литературные опыты казались молодому поэту недостаточно зрелыми. Подлинным дебютом его таланта станут, по собственному признанию, более поздние произведения - «Шоссе энтузиастов», «Обещание» и «Станция Зима», в которых Евтушенко в полной мере ощутит себя частью нового, рождающего на глазах литературного поколения.

На протяжении 1960-х Евгений Евтушенко вместе с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским и своей первой женой - Беллой Ахмадулиной неоднократно декламировал свои стихи на многолюдных поэтических вечерах в Политехническом музее или выступал прямо с подножья знаменитого памятника Маяковскому на нынешней Триумфальной площади. Его броские художественные акции, а затем и прямые выступления в поддержку советских диссидентов - Бродского, Солженицына и Даниэля - сформировали запомнившийся многим образ поэта-идеалиста, непримиримого борца за свободу.

В 1962 году на всю страну прозвучало резонансное стихотворение Евтушенко «Наследники Сталина», приуроченное к выносу тела диктатора из Мавзолея:

«Нет, Сталин не умер.

Считает он смерть поправимостью.

Мы вынесли из мавзолея его.

Но как из наследников Сталина Сталина вынести?»

Вскоре из-под его хлесткого пера канонадой прогремят новые, поразительно точные и емкие стихотворения - «Бабий яр», «Письмо Есенину» и, наконец, знаменитое «Танки идут по Праге»:

«Танки идут по соблазнам

жить не во власти штампов.

Танки идут по солдатам,

сидящим внутри этих танков»

«Мы не были врагами Советской власти. Нас хотели сделать врагами своей страны, но не получилось» - позднее скажет Евтушенко об этом периоде своего творчества.

В 1963 году поэт был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Его талант получил широкое признание во всем мире. В разные годы с Евгением Евтушенко общались и дружили американский политик Роберт Кеннеди, президент Чили Сальвадор Альенде, лидер кубинской революции Фидель Кастро.

Евгений Александрович Евтушенко скончался в минувшую субботу на 85-м году жизни. Российское историческое общество с глубоким прискорбием встретило известие о смерти поэта и выражает самые искренние соболезнования родным, близким и друзьям покойного.

Фото Валентина Мастюкова /Фотохроника ТАСС/

Текст: Владимир Беклямишев

"В творчестве поэтов "военного поколения" можно наблюдать некоторые особенности поэтических поисков послевоенного времени - это, прежде всего страстное утверждение красоты завоеванного мира и готовность к новым испытаниям" .

Среди поэтов, вступивших в литературу в годы войны и первые послевоенные годы, уже к концу 50-х годов завоевали широкую известность В. Федоров, В. Солоухин, С. Орлов, М. Дудин, Ю. Друнина и другие.

В 50-80-е годы в литературу вошло несколько поколений молодых поэтов. Они начинали свой путь по-разному, одни - шумно и энергично, другие - спокойно, несуетно. Среди них в 60-е годы приобрели известность такие поэты, как В. Соколов, В. Цыбин, Р. Рождественский, Р. Казакова, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и поэты 70-х годов, которые внесли в поэзию новые темы и новые поэтические краски.

"В 60-е годы поиски молодой поэзии протекали как бы в двух, довольно резко отличающихся направлениях. Одни поэты продолжали традиции русской классики (включая советскую), другие - резко, остро полемично заявляли о своем новаторстве. Наиболее типичными представителями первой "линии" можно считать В. Соколова и Н. Рубцова, второй - Е. Евтушенко и Р. Рождественского. Первая тяготела к лирике, вторая к публицистике" .

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1933 года на станции Зима Иркутской области. Окончил среднюю школу. До восьми лет жил в Москве, в годы войны - снова в Сибири. Здесь малая Родина поэта, к ней нередко он обращается в своем творчестве.

Отец поэта был геологом и всю жизнь писал стихи и, как казалось, Евгению Александровичу "талантливые:

Отстреливаясь от тоски,

Я убежать хотел куда-то,

Но звезды слишком высоки,

И высока за звезды плата…

Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчеркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно нравившимся ему…

В военные годы на станции Зима я был представлен попечению бабушки, которая не знала поэзию так хорошо, как мой отец, зато любила Шевченко и часто вспоминала его стихи, читая их по-украински.

Человеком любящим и народные песни, и стихи современных поэтов оказался и мой отчим, аккордеонист. Из его уст я впервые услышал "Сергею Есенину" Маяковского….

"…я благодарен отцу за то, что он привил мне с детства любовь к книгам, а матери - за то, что она привила мне любовь к земле и труду. Наверно, до конца моей жизни я буду ощущать себя полуинтеллигентом-полукрестьянином".

Вернувшись в Москву, я жадно набросился на стихи. Страницы выходивших тогда поэтических сборников были, казалось, пересыпаны пеплом пожарищ Великой Отечественной. "Сын" Антокольского, "Зоя" Алигер, "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…" Симонова…- все это входило в меня, наполняло радостью сопереживания, хотя я ещё был мальчишкой. Но во время войны и мальчишки чувствовали себя частью великого борющегося народа…

В сорок седьмом я занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района.

Однажды к нам приехали в гости поэты-студенты Литинститута Винокуров, Ваншенкин, Солоухин, Ганабин, Кафанов, ещё совсем молодые, но уже прошедшие фронтовую школу. Нечего и говорить, как я был горд выступать со своими стихами вместе с настоящими поэтами.

Второе военное поколение, которое они представляли, внесло много нового в нашу поэзию и отстояло лиризм, от которого некоторые более старшие поэты начали уходить в сторону риторики. Написанные впоследствии негромкие лирические стихи "Мальчишка" Ваншенкина и "Гамлет" Винокурова произвели на меня впечатление разорвавшейся бомбы.

"Багрицкого любишь?" - спросил меня после выступления в Доме пионеров Винокуров. Я ему сразу стал читать: "Мы ржавые листья на ржавых дубах…" Левая бровь юного мэтра удивленно полезла вверх. Мы подружились, несмотря на заметную тогда разницу в возрасте и опыте.…В Литературном институте моя студенческая жизнь также дала мне многое для понимания поэзии. На семинарах и в коридорах суждения о стихах друг друга были иногда безжалостны, но всегда искренни" .

Евтушенко начал печататься в шестнадцать лет в 1949 году, с 1951 по 1954 годы учился в московском Литературном институте имени Горького. Во время учебы он познакомился со многими выдающимися прозаиками и поэтами, которые оказали на него большое влияние. Первый сборник поэта "Разведчики грядущего", вышедший в 1952 году, был ученическим. Он не сыграл заметной роли в его творчестве, хотя девятнадцатилетний поэт продемонстрировал в ней незаурядное, порой блестящее владение стихом. Материал для него дала работа автора в "изыскательских геологических партиях в Казахстане и на Алтае. В нем чувствуется стремление передать повседневный героизм труда советских людей ("Геологи", "Обыкновенный подвиг"). И несмотря на отдельные выразительные зарисовки, удачные образы, рифмы, в стихах преобладал описательный и риторически декларативный тон" . Тогда Евтушенко учился форме у Маяковского и его последователей, что и сказалось на стихотворениях этого сборника. "Лирический герой этой книги еще не стал тем самым лирическим героем Евтушенко, который вызвал огромный интерес через 2-3 года. Стихи Евтушенко неоднократно вызывали споры, как зачастую происходит с любым незаурядным явлением" .

"Но уже в следующих книгах ("Третий снег", 1955; "Шоссе энтузиастов", 1956) лирический голос поэта звучит увереннее. Чутко улавливая в самой жизни многообразные темы и конфликты, волнующие людей, автор находит им талантливое воплощение в свежих образах, ритмах, красках своих стихов. Шире становится их тематика: здесь и воспоминания о военных годах ("Родина", "Свадьбы"), и рассказ о делах современников ("В Кулундинской степи"), и раздумья о юношеской любви ("Море"). Поэт спешил высказаться о самом важном в жизни, он стремился глубже осмыслить историю ("История не только войны…"), писал на моральные темы ("У трусов малые возможности", "Рыцари инерции") .

В 60-м году Евтушенко побывал в Болгарии, Франции, Англии и ряде африканских государств. Кроме этого были и поездки на Кубу, во Вьетнам, Испанию, Америку, Чили, а стихи о этих странах с полным правом входят в сборники его избранных произведений.

Творчество поэта привлекает внимание композиторов, произведения Евгения Александровича Евтушенко переведены на многие иностранные языки. Дело здесь заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном неподдельном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он не только поэт, но и публицист, прозаик, критик, киноактер, кинорежиссер, фотохудожник. Именно Евтушенко принадлежат слова: "Поэт в России больше, чем поэт" .

Период с 1954 по 1964 годы в истории СССР условно называется периодом «оттепели». Он ознаменовался такими событиями, как ХХ (1956г.) и XXII (1961г.) съезды КПСС, на которых подверглись критике и осуждение, во-первых, сам культ личности Сталина, во-вторых, репрессивная политика Сталина, а также частичный отказ от сталинской тоталитарной политики и смягчение ограничений как цензурных, так и идеологических. Последнее значительно способствовало подъему литературы:
; разрешается публикация ранее запрещённых авторов,
; возникают новые литературные объединения,
; появляются новые поэтические школы,
; в некотором смысле появляется свобода творчества,
; происходит гуманизация литературы: интерес поэтов и писателей от «ОНИ» и «МЫ» возвращается к личности человека; для литературы периода «оттепели» характерен интерес к внутреннему миру человека, а также обращение к вечным вопросам и проблемам человеческого бытия,
; наблюдается развитие и драматургии, и поэзии («тихая», «громкая»), и прозы («деревенская», «городская»);
; возникает поколение «шестидесятников» и «эстрадная поэзия» (лирика становится своеобразным голосов всей эпохи).
Ярким явлением периода «оттепели» являются поэты «шестидесятники» и их «эстрадная» («громкая») поэзия. К их числу принадлежат Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, Б.Ш. Окуджава, Р.И. Рождественский, Е.А. Евтушенко, которые выступали в Политехническом музее и Лужниках с чтением стихов, собирая немалые стадионы, благодаря чему их поэзию назвали «эстрадной». «Шестидесятники», хоть и подчеркивали независимость и неофициальность своего творчества, стремление вырвать личность человека из паутины тоталитаризма, по утверждению Булата Окуджава, своей основной целью они видели «очеловечить» коммунистический режим. Именно в этом и заключается историческая заслуга «эстрадной поэзии»: именно «шестидесятники» впервые в советской истории заговорили о личности человека и о ценностях ее свободы, о праве на то, чтобы быть искренним, быть собой, и о праве личности на себя.
Пожалуй, самым «громким» лириком плеяды «шестидесятников» считается Евгений Александрович Евтушенко. Поэт родился 18.07.1932г. в Сибири. Отец, Александр Рудольфович Гангнус, увлекался поэзией, а мать, Зинаида Ермолаевна Евтушенко, по профессии была геологом, но нашла себя как актриса, была удостоена звания Заслуженного деятеля культуры РСФСР. Именно она и сменила «неудачную» фамилию сына на свою девичью.
Евгений Александрович сравнительно рано начал свой поэтический путь: первое стихотворение "Два спорта" было опубликовано в газете «Советский спорт» в 1949 г., а в 1952г. вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего», который поэт позже назвал «незрелым». Учеба в Литературном институте не заладилась, так как Евтушенко к тому времени начал открыто выражать свои политические взгляды, которые, впрочем, шли в разрез с советской идеологией, и в 1957г. его отчислили, указав официальной причиной отчисления «дисциплинарные взыскания». Не секрет, что он был в числе тех немногих, кто публично заступился за опальных диссидентов Бродского, Даниэля, Солженицына.
Пик популярности творчества поэта пришелся на 50-80-е годы. В тот период Евтушенко активно гастролировал по Советскому Союзу, собирая полные стадионы и концертные залы. Именно в эти годы у поэта выходят несколько сборников, которые были тепло приняты публикой: «Третий снег», «Обещание», «Нежность», «Взмах руки».
Стоит отметить, что Евтушенко – довольно противоречивая и загадочная личность, вокруг которой прогремело не мало громких скандалов. Многие современники отзывались о нем далеко не лестно, даже тот же Иосиф Александрович Бродский, за которого Евтушенко в своё время заступался, однажды назвал поэта «стукачом». Впрочем, это нисколько не меняет тот факт, что поэзия Евтушенко, как утверждал критик Е. Сидоров, - «кардиограмма времени», и она всегда искренняя, честная».
Поэзия Евтушенко – синтез простоты, доступности, богатства образных деталей, широчайшей гаммы настроений и разнообразия тем. В его поэзии нашли отражение и любовь к женщине, и человеколюбие, и патриотический пафос, и протест против войн, и размышления об исторической судьбе России, и философские размышления о смысле бытия и т.д.
Одной из жемчужин его творчества является стихотворение «Людей неинтересных в мире нет...». Стихотворение написано в 1961 году и посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому, советскому журналисту, публицисту и ответственному редактору известного литературно-художественного журнала «Юность». Собственно, благодаря ему в 1965г. и вышла в печать заменимая поэма Евтушенко «Братская ГЭС».
«Людей неинтересных в мире нет…» - яркий образец философской лирики поэта. Евтушенко выдвигает на передний план размышления о жизни и о смерти, об уникальности, неповторимости каждого человека и о смысле его пребывании на земле. Язык поэта и прост, и понятен, но в тоже самое время насыщен риторическими вопросами и восклицаниями, лексическими повторами, анафорами, антитезами, окказионализмами, рядами однородных членов, которые придут речи выразительность и убедительность, а пятистопный ямб и смежная рифмовка делают стихотворение динамичным. В основу стихотворения положено сравнение человека и его жизни с планетами и их историями. Это сравнение задается уже в первой строфе:
«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее».

Поэт смело заявляет, что каждый человек – это целая планета, огромный мир, вселенная, похожих на которых не было, нет и не будет, потому что у каждого «особенное, свое». Обилие местоимений «свое», «свой», «кто-то», «он», «мы», «мне» и др. делает стихотворение очень личным, позволяя позиционировать под «кто-то», «он» себя, своих знакомых, друзей, родных, и, таким образом, позволяет поэту быть ближе к своему читателю.
Провозглашая факт неповторимости каждого человека, даже самого типичного, заурядного, непримечательного, путем обыгрывания однокоренных слов «незаметно» - «незаметностью»; «интересен» - «неинтересностью», Евтушенко заявляет, что даже своей «неинтересностью» человек уже уникален: такой заурядности более не будет на земле:
«…он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей».

По мнению поэта, у каждого человека есть свой «личный мир», в котором есть и минуты радости, и минуты страшной тоски, но никому этот мир не ведом: никто не способен узнать человека настолько хорошо, насколько он сам себя знает. А анафора, которая используется поэтом во второй строфе:

«Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час…»

Вместе с антитезами (антонимами) «лучший» - «страшный», «миг» - «час», еще раз подчеркивает, что «внутренний» мир человека остается в нем, и никто не способен так же прочувствовать и обиды, и радости, испытываемые человеком.
Для поэта смерть человека эквивалентна погибели целой планеты: ведь вместе с собой он забирает свой «первый снег», свой «первый поцелуй», свой «первый бой». Поэт не может смериться с этой трагедий, он не хочет принимать то, что умирает целая планета.
Ему трудно смириться с тем, что их, людей, «не возвратить», их «тайные миры» не возродить. От этой несправедливости лирическому герою «хочется кричать». Он отмечает, что от людей что-то да останется, а затем с грустью добавляет, что «что-то» все равно безвозвратно уходит:
«Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!»

Из этого поэт выводит «закон безжалостной игры» - «Не люди умирают, а миры!» И печальнее всего Евтушенко находит то, что о них мы «зная все, не знаем ничего»: ни «про братьев», ни «про друзей», ни «о единственной своей», ни «про отца родного своего». Они все уходят и «их не возвратить» …
Трудно не согласиться с Евтушенко: действительно, каждый человек – это целая планета со своими привычками, увлечениями, талантами, достоинствами, недостатками, мечтами, радостями и печалями…Бог создал каждого человека уникальным как внешне, так и внутренне. Пускай, все мы имеем глаза, нос, губы, руки, ноги, но ведь нет на свете других таких глаз, никто другой не умеет улыбаться так, такого носа тоже нет, пусть он и с горбинкой, пусть он и сломан, пусть он и большой, да какая разница, если нет на свете такого другого? К сожалению, XXI веке, в веке, когда человек сам пытается покончить своей уникальностью, когда откуда-то появился целый перечень норм, к которым человек пытается соответствовать, следовало бы обернуться назад и услышать то, о чем хотелось «кричать» Евтушенко.
Трагичнее всего, что подражанию подвергается не только внешность, но и внутреннее содержание человека. Обязательно требуется походить на других людей. Ведь это так «страшно»: быть собой, а не играть кого-то. Человечество придумывает себе ложные идеалы, стремясь достичь которые теряет самое главное – себя.
Пожалуй, подражание и копирование окружающих - трагедия XXI века. И ведь как получается: когда-то поэты и писатели пытались вернуть человеку личность и индивидуальность, а сегодня сам человек пытается всеми способами избавиться от своей уникальности.
Таким образом, действительно, лирика Евтушенко – удивительное явление в русской литературе: она способна проникнуть в сердце практически любого человека и, пожалуй, никогда не потеряет своей актуальности.

ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1933), русский советский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на ст. Зима Иркутской области в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с 1949 начал печатать стихи. В 1951–1957 учился в Литературном институте им. А.М.Горького (исключен за поддержку романа В.Д.Дудинцева Не хлебом единым ), в 1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

Относится к эстрадным поэтам(гражданственная поэзия)

Реализм некрасовского типа - аналитика, декларация гражданской позиции.

Дидактичность. Некоторые сопоставляют с Пастернаком, но они несопоставимы.

Лирический герой

Образ самого лирического героя в поэзии «шестидесятников» давался в подчеркнуто обыденном воплощении («В пальто незимнем, в кепчонке рыжей», «Я шатаюсь в толкучке столичной»), его биография была очень узнаваема: «Откуда родом я? Я с не­кой / сибирской станции Зима»; «войны дитё», что запомнило на всю жизнь эвакуацию, «сорок трудный год», голодные очереди за хлебной пайкой, что «мальчишкой паромы тянул, как боль­шой». Но присутствовал здесь и совершенно новый, острейший драматизм - он, воспитанный с младенчества в том утопически-оптимистическом духе, который не допускал сомнений в правиль­ности пути, по которому идет страна, переживал мучительный процесс освобождения от неправды, от «газированного восторга». Однако правду о времени они открывали через постижение правды о человеке в собственно лирическом преломлении, а именно через открытие драматизма внутренней, душевной жизни своего лирического героя. Отношения с любимыми, размолвки с друзьями, случайные обиды - все это выговаривается лирическим героем.

В первую очередь он подвергает взыскательному анализу самого себя. И оказывается, что жизнь его души очень нелегка прежде всего потому, что он не в ладах с самим собою. Читаем в одном из ранних стихотворений Евтушенко: « Я что-то часто замечаю , / к чьему-то, видно, торжеству, / что я рассыпанно мечтаю, / что я растрепанно живу». Этот же мотив «неупоения собой» звучит и позже - в стихотворениях « Со мною вот что происходит », « Всегда найдется женская рука » и др. Подобное самобичевание героя тоже было непривычно для лирики соцреалистического толка.

В самом акте исповедования герой Евтушенко испытывает особую радость - облегчение откро­венностью, возможность излить свою душу перед Другим. И вот здесь существенна следующая принципиальная особенность евтушенковской исповедальности: его герой требует внимания к своей душевной жизни, он жаждет чуткости к себе, он взыскует отклика от Других.

Тревожьтесь обо мне

пристрастно и глубоко.

Не стойте в стороне,

когда мне одиноко...

В усердии пустом

на мелком не ловите.

За все мое «потом»

мое «сейчас» любите.

Таким парадоксальным и даже шокирующим, но в высшей степени адекватным лирическому сознанию способом Евтушенко утверждает самоценность любого человека и требует чуткости, отзывчивости к его душевной жизни. Сам «Жаден до людей», «люблей неинтересных в мире нет». Это те самые простые советские люди, к повседневной жизни которых обратилось искусство в пору «оттепели». Герой Евтушенко сострадает им и - любуется ими: каж­дый из них самоценен, и в каждом из них - Россия. Это двуединство образов «простых людей» и России своеобразно озвучено стихом: простенькие ритмы, ломкая рифма и - песенная мелоди­ка, щемящая интонация (лучшее стихотворение из этого ряда -« Идут белые снеги »).

Евтушенко несравнимо расширил диапазон гражданского переживания. В его стихах читатель без труда уловит нервную рефлексию на практически все сколько-нибудь значительные события в стране и мире, имевшие место быть в 1950-1990-е годы. А некоторые его стихотворения стано­вились значительными фактами общественной жизни, вызывая бурную реакцию представителей всего политического спектра. Такова была судьба стихотворений «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Танки идут по Праге» (написано 23 августа 1968 года, на третий день после события).

Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии В.В.Маяковского (сборники Разведчики грядущего , 1952; Третий снег , 1955), в дальнейшем выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и сюжетность, ритмическую гибкость.

Сборники : Шоссе энтузиастов ; Обещание ; Яблоко ; Взмах руки , Нежность ; Идут белые снеги ; Интимная лирика ; Утренний народ ; Граждане, послушайте меня .

Едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20 в., Евтушенко, в сплетении традиций русской лирики «золотого» и «серебряного» веков с достижениями русского «авангарда», стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества.

Один из вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с А.А.Вознесенским, А.А.Ахмадулиной, Р.И.Рождественским и др. толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели», эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина (стихотворения И другие , Лучшим из поколения ; Наследники Сталина ), в противостоянии которым он, однако, не доходил до отрицания ценностей российского революционного движения, леворадикального сознания и комсомольского энтузиазма современных ему «строителей коммунизма».

В своем многоаспектном и многожанровом творчестве Евтушенко, всегда умело балансирующий на грани лояльности и оппозиционности, наряду с расхожими официозными (и тем не менее облагороженными силой художественного выражения) темами борьбы за мир (поэмы Мама и нейтронная бомба ) и мирового коммунистического движения.

Свежо и сильно звучат темы повседневной жизни рядового труженика, народных воспоминаний о недавних боях с фашистами, собственного военного детства и «малой родины», бережного отношения к природе, исторического прошлого России. поэмы Станция «Зима »; Ивановские ситцы »; Северная надбавка .

«Особый пласт – протестная лирика Евтушенко, идущая в одном русле с его смелыми, особенно для в целом весьма благополучного во все советские времена литератора, гражданскими поступками: выступления в защиту «диссидентов» – А.Д.Синявского, Ю.М. Даниэля, А.И.Солженицына, И.А.Бродского, В.Н.Войновича и др., возмущение преследованиями творческого «инакомыслия».

Гуманистическая позиция Евтушенко, неизменно ориентирующая на взаимопонимание людей всех национальностей и рас, породила в его творчестве мотив «гражданина мира», отождествляющего себя с каждым сыном Земли, страдания которого будят его совесть («Я мыслю: я сегодня иудей...»). постоянно сопоставляющего судьбу своего народа с судьбами Планеты, на всех континентах приветствующего освобождение от догм и предрассудков априорной отвагой творческого дара (поэма Снег в Токио , 1974), решительно при этом отвергая кровь и насилие (поэмы Коррида , 1967; Под кожей статуи Свободы , 1970).

Поэтическая речь Евтушенко легко переходит от эпического повествования к диалогу, от насмешки к нежности, от самобичевания к исповедальности. Многие афористические строки Евтушенко стали хрестоматийными («Поэт в России – больше, чем поэт...», «Несчастье иностранным быть не может» ).

Один из провозвестников и трибунов «перестройки», во второй половины 1980-х годов Евтушенко много выступал с публицистическими статьями (Притерпелость , призывающая к освобождению от порока терпеливого повиновения) и стихами (Пик позора , Страх гласности , Так дальше жить нельзя ) .

Многие стихотворные тексты Евтушенко стали основой музыкальных произведений, в т.ч. популярных песен Хотят ли русские войны , Вальс о вальсе , Бежит река, в тумане тает... Шаржи, эпиграммы и пародии поэта вошли в литературный обиход второй половины 20 в., Евтушенко осуществил также многочисленные переводы из поэзии разных народов (сб. Лук и лира. Стихи о Грузии. Переводы грузинских поэтов , 1959, и др.).

Ранее стихотворение - "Велосипед" – хорошее, там радость молодости, желание жить на полной скорости и выражать жизнь в стихах.

Хорошее стихотворение "Окно выходит в белые деревья" . Стихотворение о смерти - среди белых деревьев его не различить. Не разжевал главную идею. Здесь есть подлинная мелодия. Трагедия человека, от которого ушла жена.

«Граждане, послушайте меня» - хороший лейтмотив, песенность. Страх невысказанного слова.

«Братская ГЭС» , поэма. Хорошие стилизации под других поэтов. Вступление «Молитва перед поэмой».

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней - образ века своего

и будущего призрачный прообраз.

Поэт подводит, не впадая в робость,

итог всему, что было до него.

Сумею ли? Культуры не хватает...

Нахватанность пророчеств не сулит...

Но дух России надо мной витает

и дерзновенно пробовать велит.

Не додумывает художественную мысль.

"Эстрада" - не самое плохое стихотворение. Опасение, что в эстрадном творчестве он потеряет индивидуальность. Автор не является лирическим героем - слишком однозначность, поверхностность.

Проклятие мое, души моей растрата - эстрада.

Какой я Северянин, дураки!

Слабы, конечно, были мои кости,

но на лице моем сквозь желваки

прорезывался грозно Маяковский.

И, золотая вся от удальства,

дыша пшеничной ширью полевою,

Есенина шальная голова

В поэзию Евгений Александрович Евтушенко приходит на волне «оттепели шестидесятников». Яркий, самобытный талант сразу обратил на себя внимание читателей и критики. Около сорока лет Евтушенко является голосом правды и совести России.
Стихотворение «Идут белые снеги» одно из ранних в лирике поэта, но его можно считать программным в творчестве Евгения Александровича. Молодой еще, в сущности, парень рассуждает о вопросах вечных: жизни и смерти, творчества и бессмертия, незыблемости родной земли.
Идут белые снеги,
Как по нитке скользя-
Жить и жить бы на свете,
да, наверно, нельзя.
Чем-то души, бесследно
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Чем внимательнее вчитываешься в стихотворение, тем больший философский смысл открывается за этими, казалось бы, нехитрыми строками. Здесь и связь поколений, и понимание того, что обрести бессмертие можно только в истинном творчестве, и великая, всепобеждающая любовь к Родине.
А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом.
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.
Не противоречием, а едва намечающейся, робкой надеждой звучат слова о народной памяти, возможности оставить свое имя в истории этой великой страны.
И надеждою маюсь
(полный тайных тревог),
что хоть самую малость
я России помог.
Пусть она позабудет
про меня без труда,
только пусть она будет
навсегда, навсегда.
Вслед за своими великими предшественниками: Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым - Евтушенко высказывает пожелание-надежду в бессмертие России, а значит, и свое.
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня...
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
В стихотворении поэт использует любимый прием - кольцевую композицию. Рефреном звучит фраза «идут белые снеги». Это счастливая находка мастера, помогающая ему показать незыблемость в веках природы и России, и связь времен, и быстротечность времени.
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои и чужие
заметая следы...
Это одно из лучших стихотворений и в зрелом творчестве Евгения Александровича Евтушенко - одаренного, яркого, самобытного поэта.