Санскритология - тайна библейских слов. Аарон

Аарон אהרֹן (+ 1445 до Р.Х.), первый ветхозаветный первосвященник. Сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина, старший брат пророка Моисея, родился в Египте.

Он помогал Моисею в освобождении еврейского народа из египетского рабства, являясь перед фараоном как представитель пророка, говорящий за него (Исх. 4, 14- 17). Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном (в частности, Ааронов жезл превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волшебников) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней.

Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей - коэнов у евреев, и священнический сан стал наследственным в его роде - против чего безуспешно восстали Корей, Дафан и Авирон, представители левитов, со своими сообщниками. Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение. Аарон был также верховным судьёй Израиля и учителем народа.

Аарон участвовал затем в сорокалетнем странствовании евреев по пустыне, где и был, по велению Божию, поставлен первосвященником.
Год рождения Аарона должен быть отнесен к 1578 году до Р. Х.. Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет. Скончался Аарон 123-х лет от роду, в 1445 году до Р.Х. на горе Ор в пустыне (в настоящее время территория государства Иордания), так же как и Моисей, не достигнув земли обетованной, в наказание за ропот на Бога (Чис. 20, 10).

Весь род Аарона был избран Богом для священнического служения в Ветхозаветной Церкви, и звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.

Потомки Аарона в Священном Писании называются "сынами Аарона" и "домом Аарона". По учению апостола Павла (Евр. 5, 4-6), Аарон, как первосвященник Израиля, был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Израиля, Новозаветной Церкви.

Потомком Аарона была Елисавета (мать Иоанна Крестителя) (Лк. 1,5). Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжен закон» (Евр., 7, 11), ему на смену идёт Иисус Христос - священник по чину Мелхиседека. В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец, ряд месяцесловов отмечает его память 20 июля вместе с днём Ильи-пророка и ряда других ветхозаветных пророков. Западная память Аарона - 1 июля, коптская - 28 марта.

У Аарона было от жены его Елисаветы (Элишевы), дочери Аминадава, четверо сыновей, из них двое старших, Надав и Авиуд, погибли при жизни отца (были испепелены огнём), ослушавшись Бога, а первосвященнический сан перешёл к третьему сыну его, Елеазару, младшего звали Ифамар.

Классическая иконография Аарона сложилась в X веке - седовласый, длиннобородый старец, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках. Изображение Аарона его пишут в пророческом ряду иконостаса.

У Моисея было два сына: первый - Гирсам, так он назвал его в честь того, что «я стал пришельцем в чужой земле», и второй - Елиезер – «Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от рук фараона». При прямом переводе этих имён упомянутых значений не обнаружено, а при обратном прочтении и при переводе с санскрита получим следующий смысл. Имя Гирсам – масриг: maskarin [маскарин] «нищенствующий монах», а имя Елиезер – резеиле, как: resa-il [реза-ил] «обрезанный Богом». Если понимать «обрезанный», как «спасённый», то всё сходится, но со вторым сыном произошла странная история.
«И сказал Господь Моисею в (земле) Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую…. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию» (Исх.4:19,20,24,25).
Это довольно странный случай, но попробуем рассуждать логично. Кто-то в темноте подошёл к стоянке семейства Моисея и хотел его убить. Вероятно, Моисей уже спал, если не мог сопротивляться нападающему. Жена почему-то приняла нападающего за Господа, как будто она часто Его видела. Даже Моисей не видел, а только слышал Голос из пылающего огнём терновника или жерла вулкана. Но зачем Господу убивать Моисея, если Он сам его послал в Египет для выполнения важной миссии? А затем женщина совершает обрезание собственного ребёнка, что недопустимо законом, в темноте, с риском травмировать его. И она бросила к ногам кого-то маленький кусочек плоти и тот, вероятно съев его, ушёл. Может быть, это был лев или шакал, которого она приняла за воплощение высшего существа. Но причём здесь «жених», если рядом спит её муж, правда крик ребёнка, даже мёртвого разбудит. Наверняка, вся эта сцена была выдумана, чтобы проиллюстрировать силу обрезания и значение имени второго сына или неправильный перевод.
У Моисея был брат Аарон*, который их встретил около горы Хорив – Синай. В переводе с санскрита имя Аарон означает: a-arati [а-арати], где a «без, не», аrati «слуга прислуживающий при жертвоприношении», т. е. «не слуга, а главный при жертвоприношении». Именно таким он стал впоследствии, когда Моисей назначил его главным среди левитов, прислуживающих у жертвенника Богу. А вначале своей карьеры, он был всего лишь слугой, поэтому звали Арон – Арати. У Аарона было ещё прозвище Абул Фарадж (отец утешения), но если прочитать наоборот – джараф луба, то в переводе с санскрита как: ja ravi luba [джа рави луба], где ja «происходящий», ravi «солнце, бог солнца, учитель», luba «любить», т.е. «человек происходит от любящих учителей».
Так как Моисей был «косноязычен» (сильно заикался), то он попросил брата сопровождать его к фараону, чтобы изложить ему просьбу от имени Израильтян. Они хотели, чтобы фараон отпустил их на неделю в пустыню к горе Хорив, чтобы совершить жертвоприношения своему Богу. Но воспользовавшись этим, они планировали уйти из Египта навсегда и поселиться там, где укажет Господь Иегова.

Справка.
* Ааро;н (ивр. ;;;;;;;, Ахарон; этимология неясна) в Пятикнижии - старший (на три года) брат Моисея и его сподвижник при освобождении евреев из египетского рабства, первый еврейский первосвященник. Сын Амрама и Иохаведы из колена Левия. Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода еврейских священнослужителей - коэнов. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение. Аарон был также верховным судьёй Израиля и учителем народа). Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет, он умер 123 лет от роду, в 40-м году по Исходе евреев из Египта на горе Ор, находящейся на юге от Израиля, вблизи древнего идумейского города Петра. Народ оплакивал Аарона 30 дней. В исламе Аарон почитается под именем Харуна ибн Имрана, брата Мусы. Как и в Библии, отмечаются черты его характера - Аарон имеет прозвище Абул-Фарадж («отец утешения»). Мусульмане почитают могилу Аарона на горе Аарона (на арабском Джебль-неби-Харун, то есть Гора пророка Аарона (из Википедии).

ААРОН

(высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный, и имя общее с именем Гаруна, столь употребительным на Востоке) был первым первосвященником Еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея (Исх 28:1). Сын Абрама и Иохаведы, он происходил из колена Левина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем Египетским Фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх 4:16, 7:1); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия Евреев из Египта в землю Ханаанскую. Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, и имел от нее четырех сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертью за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (Исх 6:23). Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно самим Богом были призваны к священническому служению (Евр 5:4), Но еще прежде посвящения, когда Моисей отошел на г. Синай для получения от Бога закона, Евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон, уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жен и детей, и когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу Египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх 27:4). Увидав сие, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: завтра праздник Господу. На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть (Исх 32:1-6). За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как сие малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после сего не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божией, при той же горе Синайской возвел его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками или жрецами (Лев 8). Впрочем, вскоре после посвящения, двое из сыновей Аарона, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лице Господа огнь чуждый (т.е. взятый не с алтаря, как то повелено было Господом), за что и были умерщвлены огнем, посланным от Господа (Лев 10:1-7). Книга Чисел (3:4) замечает, что это случилось, когда народ был еще в пустыне Синайской. Вслед за их смертно Моисей пошел к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь (Лев 10:3). Незадолго до отбытия Евреев из пустыни Синайской, Аарон, с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с Эфиопкой. Мариам за этот упрек, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказою (Чис 12 гл.). Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощен. Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон подобно ему нередко подвергался упрекам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся Евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авиана с 250 человек наиболее выдающихся Израильтян из других колен. "Все общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня (Чис 16:3). говорили они Моисею и Аарону. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землею, а 250 сообщников их сожжены огнем небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона (Чис 16:41): "вы умертвили народ Господень," вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14,700 человек. По приказанию Моисея, Аарон взял кадильницу, положил в нее курение и огня с жертвенника, стал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис 16:42-49). После сего наказания возмутителей первосвященство подтверждено за Аароном следующим знаменательным чудом: от всех 12-ти колен Моисей положил на ночь в скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; по утру жезл колена Левина, с именем Аарона, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (Чис 17:8). Сей-то расцветший жезл и хранился долгое время после того при Ковчеге Завета, как явное доказательство того, что священство на веки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями. Впрочем Аарон не дожил до вступления Израильтян в землю Обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божие, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (Чис 20:12). В сороковом году по выходе из Египта Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Элеазаром, сыном его, взойти на гору Ор, и в глазах всего общества умереть на вершине оной (Чис 20:28). В кн. Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (10:6), агора Ор и доселе называется у Арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Народ Израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Числ 20:29). Аарон скончался 123 лет от роду, в первый день пятого месяца. В Иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство после него перешло к старшему сыну его, Элеазару. В кн. Псалмов он называется святым Господним (Пс 105:16). Священники в позднейшие времена часто назывались домом Аароновым и сынами Аароновыми, в честь их великого родоначальника. По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г. до Р.Х., призвание в 1491 г., посвящение в 1490 г., и смерть в 1451 г.

Вконтакте

Сын Амрама и Иохаведы из колена Левия.

Аарон в Торе

Библия отводит Аарону второстепенную роль по сравнению с .

Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном (в частности, Ааронов жезл превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волхвов) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней.

Jojojoe , GNU 1.2

После построения скинии Аарон был помазан в с тем, чтобы первосвященническое достоинство в роду его передавалось по наследству от отца к сыну по старшей линии. Все остальные прямые потомки должны были быть священниками (Исх.28, 29, 40, Лев.8 - 10).

Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода еврейских священнослужителей - . Священнический сан стал наследственным в его роде - против чего безуспешно восстал Корей, представитель , со своими сообщниками.

Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение.

unknown, фото: Butko , Public Domain

Аарон был также верховным судиёй Израиля и учителем народа. Во время пребывания Моисея на Аарон, соблазняемый народом, сделал для него золотого тельца и за это народ был поражён Господом (Исх.32:35).


Никола Пуссен , Public Domain

В Библии особенно отмечаются в характере Аарона черты примирительности, кротости и мягкости.

У Аарона было от жены его Елисаветы (Элишевы), дочери Аминадава, четверо сыновей, из них двое старших, Надав и Авиуд (Авиху), погибли при жизни отца (были испепелены огнём), ослушавшись Бога, а первосвященнический сан перешёл к третьему сыну его, Елеазару (Эла́зару); младшего звали Ифамар (Итамар).

Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет, он умер 123 лет от роду, в 40-м году по на горе Ор, находящейся на юге от Израиля, вблизи древнего идумейского города Петра. Народ оплакивал Аарона 30 дней.

Фотогалерея




Полезная информация

Ааро́н
ивр. אַהֲרֹן‎
транслит. Ахарон
этимология неясна

В религиях

В иудаизме

Раввинистическая литература, в частности агада, прославляет Аарона как великого миролюбца и миротворца, в отличие от непреклонного Моисея. Одно из преданий утверждает даже, что по нему Израиль горевал больше, чем по Моисею. Кротостью объясняется и его поведение с золотым тельцом. В пример ставится твёрдость его духа при гибели сыновей.

В христианстве

Потомками Аарона были отец и мать Иоанна Крестителя праведные Захария (т.к. он был священником) и Елизавета (Лк.1:5). Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжён закон» (Евр.7:11), ему на смену идёт Иисус Христос - священник по чину Мелхиседека. В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец, ряд месяцесловов отмечает его память 20 июля вместе с днём Ильи-пророка и ряда других ветхозаветных пророков. Западная память Аарона - 1 июля, коптская - 28 марта.

В исламе

В исламе Аарон почитается под именем Харуна ибн Имрана, брата Мусы. Как и в Библии, отмечаются черты его характера - Аарон имеет прозвище Абул-Фарадж («отец утешения»). Мусульмане почитают могилу Аарона на горе Аарона (на арабском Джебль-неби-Харун, то есть Гора пророка Аарона).

В искусстве

Классическая христианская иконография Аарона сложилась в X веке - седовласый, длиннобородый старец, в священническом облачении, с жезлом (порой расцветшим) и кадилом (или ларцом) в руках, на голове у него своеобразный головной убор - тюрбан или папская тиара, на груди наперсник с драгоценными камнями.

Изображение Аарона есть в алтарной части Киевской Софии, его пишут в пророческом ряду иконостаса.

Распространённые изобразительные сюжеты:

  • Восстание Корея
  • Расцветший жезл

Аарон (высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный и имя, общее с именем Гаруна, столь употребительным на Востоке) был первым первосвященником еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея (). Сын Амрама и Иохаведы, он происходил из колена Левиина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем египетским фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия евреев из Египта в землю Ханаанскую. Аарон взял себе в жены Елисавету, дочь Аминадава, и имел от нее четырех сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (). Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно самим Богом были призваны к священническому служению (). Но еще прежде посвящения, когда Моисей отошел на г. Синай для получения от Бога закона, евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон, уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жен и детей и, когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (). Увидав сие, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: завтра праздник Господу . На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть (). За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как сие малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после сего не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божией, при той же горе Синайской возвел его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками или жрецами (). Впрочем, вскоре после посвящения двое из сыновей Аарона, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лице Господа огнь чуждый (т. е. взятый не с алтаря, как то повелено было Господом), за что и были умерщвлены огнем, посланным от Господа (). Книга Числ () замечает, что это случилось, когда народ был еще в пустыне Синайской. Вслед за их Моисей пошел к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь (). Незадолго до отбытия евреев из пустыни Синайской Аарон, с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с эфиоплянкою. Мариам за этот упрек, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказою (). Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощен. Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон подобно ему нередко подвергался упрекам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авнана с 250 человек наиболее выдающихся израильтян из других колен. Все общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? () – говорили они Моисею и Аарону. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землею, а 250 сообщников их сожжены огнем небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона (): вы умертвили народ Господень, вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14700 человек. По приказанию Моисея Аарон взял кадильницу, положил в нее курение и огня с жертвенника, стал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (). После сего наказания возмутителей первосвященство подтверждено за Аароном следующим знаменательным чудом: от всех 12 колен Моисей положил на ночь в Скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; поутру жезл колена Левиина, с именем Аарона, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (). Сей-то расцветший жезл и хранился долгое время после того при Ковчеге Завета, как явное доказательство того, что священство навеки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями. Впрочем, Аарон не дожил до вступления израильтян в Землю Обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божие, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (). В сороковом году по выходе из Египта Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Элеазаром, сыном его, взойти на гору Ор и в глазах всего общества умереть на вершине оной (). В кн. Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (), а гора Ор и доселе называется у арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Народ израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (). Аарон скончался 123 лет от роду, в первый день пятого месяца. В иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство после него перешло к старшему сыну его, Элеазару. В кн. Псалмов он называется святым Господним (). Священники в позднейшие времена часто назывались домом Аароновым и сынами Аароновыми , в честь их великого родоначальника. По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г. до Р. Х., призвание в 1491 г., посвящение в 1490 г. и в 1451 г.