Карты обороны ленинграда. Загадки блокады Ленинграда (11 фото)

Окончание .
Здесь - блокадные 1942 и 1943 годы. Точно так же, как и в 1-й части, просьба прочесть и написать, если что-то показалось не так или коряво.
Интересно, наверное, далеко не всем, а в основном любителям и знатокам истории Ленинграда и военной истории. Поэтому целиком прячу под кат.

1942 год.

13. Город Колпино, 16 сентября 1942 г. Фотоплан на базе аэрофотосъёмки.
Сравнение этого изображения со съёмкой ноября 1941 г. позволяет отчётливо представить объём разрушений в городе: в южной части, в районах индивидуальной застройки, осталось уже не более четверти зданий, а рабочий посёлок в районе современных ул. Красных Партизан/Танкистов уничтожен практически полностью. Крупные здания, используемые вражескими бомбардировщиками и артиллеристами для прицеливания, пока сохранились практически все. Значки, нанесённые на снимок немецким топографом, отображают особенности организации обороны города в 1942 г.: треугольники – пулемётные точки (в т. ч. пулемёты были установлены на водонапорных башнях, о чём свидетельтсвуют изображённые там треугольники); отрезки с двумя загибами по краям – позиции батарей. Водонапорные башни подписаны, как ориентиры. Обозначены также окопы, оборонительные препятствия и позиции зенитных орудий (кружок с тремя линиями).

14. Шушары и южное Купчино, 16 сентября 1942 г.
Территория, которая спустя 60 лет превратится в промышленную зону, до войны и в военное время была занята торфоразработками Обуховского торфокомбината (фабрики «Изоплит»): светлые полосы в правой нижней части фото – непосредственно торфоразработки, левее (западнее) – заводоуправление и производственные корпуса комбината. Вдоль железнодорожных линий и шоссейных дорог – плотный пояс оборонительных сооружений: окопы, заграждения, огневые точки. Севернее линии железной дороги – противотанковый ров. «Рваные» края – брустверы, выброшенный наружу грунт. Тёмная линия ответвления от железной дороги к северу на всех современных картах обозначалась, как разобранный участок; по виду на снимке – предполагаемая маскировка какого-то объекта, или ложная цель. По всей территории видны следы взрывов; их наибольшее число располагается вблизи транспортных коммуникаций, оборонительных сооружений и корпусов торфокомбината, который работал в блокаду, снабжая осаждённый город топливом.

15. Рыбацкое и Усть-Славянка, 16 сентября 1942 г.
Застройка Рыбацкого на левом и Новосаратовки на правом берегу Невы – преимущественно малоэтажная, имеют лишь незначительные следы разрушений. Планировка территории сохранится в целом такой же до 1980-х гг.; из значимых послевоенных изменений – перенос трамвайной линии в районе р. Мурзинки (северо-западная часть снимка) со спрямлением. Моста по старому Шлиссельбургскому тракту вдоль Невы на дату съёмки уже нет. В годы блокады через Рыбацкое прошла линия второго пояса оборонительных сооружений. На этом снимке она прослеживается по следу противотанкового рва на обоих берегах Невы и понтонному мосту через реку. На южном берегу Невы читаются свежие брустверы. Между ними – много окопов, которые идут по диагонали через участки внизу снимка. На правом берегу Невы – также многочисленные окопы и ходы сообщения. Трассировка дорог прочерчена по эмульсии при обработке снимка топографом; Каляевская улица ошибочно дешифрирована дорогой, хотя представляла собой только насыпь для трамвайной линии.

16. Пулково и Киевское шоссе, 16 сентября 1942 г.
Одна из самых «горячих» точек военных лет, место ожесточённых боёв в сентябре 1941-го и летом 1942-го. Рубеж на пути к Ленинграду, который гитлеровская армия не смогла преодолеть. Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот. Читаются контуры планировки района аэропорта «Шоссейная», однако вся территория испещрена взрывами, а от застройки остались только наиболее крупные здания, используемые в качестве ориентиров гитлеровцами и прикрытия – защитниками Ленинграда. Построек населённых пунктов Пески, Толмачи, Галлерово, расположенных на склонах Пулковской гряды, уже практически нет. По всей территории видны окопы, которые выделяются брустверами; в северной части – противотанковый ров второго оборонительного пояса (здесь он был ближайшим к фронту) и орудийные позиции.

17. Урицк, 16 сентября 1942 г.
Территория города Урицк, деревень Ивановка, Старо-Паново и посёлка Лигово Красносельского района Ленинградской области. Планировка района – такая. Какой она выглядит на снимке, - сложилась в 1930-е гг., однако здесь застройка всех населённых пунктов отображена уже или со значительными разрушениями, или полностью уничтоженной. После войны восстановлены были только отдельные здания вблизи станции Лигово, от планировки северной части Урицка не сохранилось ничего. Урицк был занят немецкими войсками 19 сентября 1941 г. После упорных боёв линия фронта стабилизировалась вдоль восточной окраины Урицка, по р. Дудергофке. Вдоль рек Ивановка и Дудергофка, за пределами строений Урицка, немцы устроили узел обороны со множеством трашей и огневых точек. В июле-августе 1942 года Урицкий участок фронта стал театром боевых действий Старо-Пановской операции, в результате которой немецким инженерным сооружениям был нанесён значительный ущерб.

18. Петро-Славянка, 16 сентября 1942 г. (изображение перевернуто на 180 град.; текстовое описание дано по истинной ориентировке)
Через Петро-Славянку, вдоль рек Славянка и Кузьминка, проходила одна из линий обороны Ленинграда на юго-восточном направлении. На этом снимке отображён этап процесса строительства оборонительных сооружений: ров (слева внизу) строится параллельно линии фронта, новое строительство идентифицируется по брустверам – где-то они уже выкинуты и выделяются светлыми пятнами на тёмной траве, где-то пока нет. Западнее (левее) рав – множество окопов и ходов сообщения между ними.

19. Северная часть Невского района. Финляндский ж/д мост, 16 сентября 1942 г.
Планы 1930-х предполагали значительные изменения в планировке этой части города, однако в довоенные годы их удалось реализовать в минимальном объёме. Со стороны Малой Охты появились отдельные новые дома; по трассе будущего Дальневосточного проспекта под путями Финляндской соединительной ж/д линии уже устроен путепровод, но далее дорога обрывается, и два трамвайных кольца по оси проспекта соединения не имеют (или соединены служебной линией). Левобережная часть района в целом сохраняет планировку петербургских предместий начала ХХ века, с вкраплением отдельных предвоенных новостроек – Палевского жилмассива и жилмассива на улице Ткачей. Агафоновская улица – будущая улица Седова – в конце 1930-х гг. была объединена с Васильевской и Екатерининской улицами, и на этом снимке уже читается магистралью. Отдельные зенитно-артиллерийские комплексы угадываются около отдельных предприятий и на их территориях. Вдоль полотна железной дороги на правом берегу Невы сооружается противотанковый ров.

20. Володарский мост и Весёлый посёлок, 16 сентября 1942 г.
Относительно не пострадавшая от обстрелов и бомбёжек часть города. Количество оборонительных сооружений – незначительно по сравнению с другими участками. На правом берегу Невы – большое количество огородов. В целях ликвидации последствий голодной зимы и увеличения запасов продовольствия в марте 1942 г. Исполком Ленгорсовета принял постановление «О развитии индивидуального огородничества»; на учет взяли все пустующие земли в пригорода и внутри самого города. Всего было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, состоявших более чем из 170 тыс. человек. Ещё более 100 тыс. ленинградцев имели свои индивидуальные огороды.
Примечательна трассировка насыпей, отходящих к западу от ж/д станции Нева (правый край изображения). Отчётливо прослеживается смычка одной из них, проходящей через деревню Сосновка, с насыпью трамвайной линии через Володарский мост. В годы войны он использовался как дублёр Финляндского железнодорожного, с пропуском железнодорожных составов по трамвайным путям. Установить место левобережной смычки с ж/д сетью не удалось. По официальной версии, в 1980-х гг. причиной необходимости полной реконструкии моста стало столкновение плавучего дока с его разводным пролётом в 1985 г., однако нельзя исключать, что свою лепту в износ конструкций переправы внесло движение по ней тяжёлого транспорта в годы войны.

21. Кировский район и порт, сентябрь-октябрь 1942 г.
На фото осени 1942 г. хорошо виден объём разрушений юго-западной части города. Разрушены полностью или носят следы сильных разрушений все здания вдоль проспекта Стачек южнее будущей Комсомолской площади, часть домов разрушена до основания, некоторые рухнули на проспект. Много повреждений на промышленных территориях. Относительно уцелела застройка только в окрестностях площади Стачек. Судов у стенок порта практически нет, в бассейнах порта вблизи причалов наблюдаются отдельные фрагменты бонов. В Екатерингофке севернее Барочного бассейна – скопление бонов или большое количество сплавного леса. Участок Екатерингофки между Гладким островом и территорией Кировского завода полностью заполнен сплавным лесом или замаскирован под сушу. Рядом с железнодорожным виадуком у Кировского завода на проспекте Стачек читается баррикада – здесь был один из контрольно-пропускных пунктов из города в сторону линии фронта.

Морской Порт - Кировский завод - Автово, большое фото по клику (2115*2190)

1943 год.

22. Невдубстрой, 24 января 1943 г.
Территория ГРЭС (Государственной районной электростанции, с 1943 г. – ГРЭС им. С. М. Кирова) и 2-го Городка посёлка Невдубстрой при предприятии. Строительство объекта было начато в 1931 году по проекту отечественных проектных институтов, впервые без технической помощи и участия иностранных специалистов. Во время боёв за Ленинград оборудование и все сооружения станции были полностью разрушены. Снимок сделан во время проведения операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда (12-30 января 1943 г.) на южном участке наступательных действий. По обеим берегам Невы – множество оборонительно-наступательных сооружений, окопы обеих сторон. В день съёмки Красная Армия уже перешла Неву, прорвав оборону гитлеровцев, и бои шли восточнее. На льду реки видны беспорядочные следы разрывов немецких снарядов (обстрел вёлся со стороны севера); результаты «работы» наших артиллеристов – только на левом берегу. Снимок иллюстрирует высокое качество и контрбатарейной борьбы наших войск: немецкие разрывы, в основном, миномётные.

23. Шлиссельбург, 24 января 1943 г.
Территория города Шлиссельбурга, оккупированного и практически полностью разрушенного в годы войны. Северный участок операции по прорыву блокады Ленинграда. В нижней части снимка – уже строящаяся низководная железнодорожная переправа через Неву. Пробный поезд по этой трассе, названной «Дорогой Победы», прошёл уже 2 февраяля 1943 г.

24. Кронштадт, 29 сентября 1943 г.
Город и военно-морская база наиболее сильно пострадали от налёта люфтваффе 23 сентября 1941 г. Часть кораблей, различимых на снимке, - потопленные или подтопленные; отличить их от действующих на снимке такого разрешения сложно из-за малости глубин. У юго-восточного торца канала Петровского дока – повреждённый линкор «Петропавловск» (до 31.05.1943 – «Марат»), кормой к западу, носом к востоку. Петровский док и доковый бассейн заполнены водой. Повреждения сооружений фортов не различимы, все форты видны в их исходных контурах. Севернее форта Пётр I – большой пороховой склад. Хорошо читаются (возможно, выделены при дешифрировании) нити системы узкоколейных железных дорог по всему острову, от складов и Морского завода к фортам.

25. Шлиссельбург, 29 сентября 1943 г.
Территория Шлиссельбурга, освобождённого в январе 1943 г., уже полностью или в значительной мере очищена от разрушенных зданий. Русла Староладожского и Малоневского каналов – сухие, перекрыты шлюзами. Через Неву устроено несколько железнодорожных мостов и автомобильных переправ – в случае повреждения одного от бомбёжек или обстрелов, другие продолжали работать. Выше по течению находятся автотранспортные, ниже – железнодорожные низководный и высоководный мосты. Автотранспортный мост устроен также и из самого Шлиссельбурга. Светлая вытянутая полоса на левом берегу Невы юго-восточнее Шлиссельбурга – железнодорожная станция. На правом берегу – торфоразработки и карьеры, заполеннные водой после добычи торфа. Некоторые из них просуществовали до 1980-х.

изм. от 25.07.2013 г - ()

Скорее всего, к людям наконец-то начала просачиваться ранее тщательно скрывавшаяся информация, которая способна открыть нам подлинных организаторов той страшной войны, подлинные цели, которые они ставили перед собой, и подлинные события, происходившие в то страшное и жестокое время.

Нам кажется, что мы знаем практически всё о Великой Отечественной Войне, ведь о ней написаны тысячи книг, созданы сотни документальных и художественных фильмов, написано множество картин и стихов. Но в действительности мы знаем только то, что давно выхолощено и выставлено на всеобщее обозрение. Там тоже может быть какая-то часть правды, но далеко не вся.

Мы с вами сейчас убедимся в том, что знаем очень мало даже о самых главных, как нам внушили, событиях той Войны. Я хочу обратить ваше внимание на статью Алексея Кунгурова из Челябинска под названием «О математике и исторической реальности», которую в своё время незаслуженно проигнорировали все мировые СМИ.

В этой небольшой статье он привёл несколько фактов, которые вдребезги разбивают существующую легенду о блокаде Ленинграда. Нет, он не отрицает, что там шли затяжные и тяжёлые бои, и было огромное число жертв среди мирного населения.

Но он утверждает, что блокады Ленинграда (полного окружения города) не было, и приводит убедительные доказательства этому своему утверждению.

Он делает свои выводы, анализируя общедоступную, широко известную информацию с помощью логики и арифметики. Более подробно об этом можно посмотреть и послушать в записи его Интернет-Конференции «Управление историей, как системой знаний»…

В Ленинграде того времени было немало странностей и непонятностей, которые мы сейчас и озвучим, используя множество фрагментов из названной статьи Алексея Кунгурова.

К сожалению, разумных и обоснованных объяснений тому, что происходило в то время в Ленинграде, пока не найдено. Поэтому приходится надеяться на то, что правильно сформулированные вопросы помогут нам с вами найти или вычислить правильные ответы.

В своих дополнениях к материалам Алексея Кунгурова мы тоже будем пользоваться только общедоступной и широко известной информацией, многократно озвученной и подтверждённой фотоматериалами, картами и прочими документами.

Итак, пойдём по порядку.

ЗАГАДКА ПЕРВАЯ

Откуда взялся этот термин?

Блокады именно города Ленинграда в действительности не было . Этот звучный термин, скорее всего, был придуман для переноса на немцев вины за массовые жертвы среди городского населения. Но окружения именно города Ленинграда в той Войне не было!

Летом 1941 года, согласно имеющейся общедоступной информации , определённая, довольно большая территория в несколько тысяч квадратных километров, на которой находился и сейчас находится город Ленинград, была отрезана немецкими войсками от остальной территории страны. Это случилось в конце августа 1941 года:

«После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перерезанной…»

ЗАГАДКА ВТОРАЯ

Почему было так мало снарядов?

Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного утверждения о том, что на город за время блокады упало 148.478 снарядов. Историки описывают эти события следующим образом:

«Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября - 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов…»

Кунгуров, путём несложных арифметических вычислений показывает, что эта цифра взята с потолка и может отличаться от реальности на несколько порядков! Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232.000 выстрелов!

Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили .

С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией.

Однако, если судить по картам, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым.

ЗАГАДКА ТРЕТЬЯ

Почему не было приказа?

У немцев не было приказа занимать Ленинград . Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом:

«Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле.

Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамваи. Фронт был прорван, и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город , давали приказ отойти с выгодных позиций…»

Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше (мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в кино, серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе), захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда , якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему.

А с учётом того, что контратак со стороны обороняющихся, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а самый настоящий санаторий! Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде.

ЗАГАДКА ЧЕТВЕРТАЯ

Почему работал Кировский завод?

«Известно, что Кировский завод работал всё время блокады . Факт тоже известный - он находился в 3 (трёх!!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу).

Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов)…»

Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день!


Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию , пока нам неведомую…

Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, найдите военные фото Сталинграда, который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени…

Таким образом, причины загадки блокады Ленинграда может стоит поискать в несколько иной плоскости, чем мы привыкли это делать?


Нам кажется, что мы знаем практически всё о Великой Отечественной Войне, ведь о ней написаны тысячи книг, созданы сотни документальных и художественных фильмов, написано множество картин и стихов. Но в действительности мы знаем только то, что давно выхолощено и выставлено на всеобщее обозрение. Там тоже может быть какая-то часть правды, но далеко не вся. Мы с вами сейчас убедимся в том, что знаем очень мало даже о самых главных, как нам внушили, событиях той Войны.

Я хочу обратить ваше внимание на статью Алексея Кунгурова из Челябинска под названием «О математике и исторической реальности» , которую в своё время незаслуженно проигнорировали все мировые СМИ. В этой небольшой статье он привёл несколько фактов , которые вдребезги разбивают существующую легенду о блокаде Ленинграда. Нет, он не отрицает, что там шли затяжные и тяжёлые бои, и было огромное число жертв среди мирного населения. Но он утверждает, что блокады Ленинграда (полного окружения города) не было , и приводит убедительные доказательства этому своему утверждению.

Он делает свои выводы, анализируя общедоступную , широко известную информацию с помощью логики и арифметики. Более подробно об этом можно посмотреть и послушать в записи его Интернет-Конференции «Управление историей, как системой знаний» …

В Ленинграде того времени было немало странностей и непонятностей, которые мы сейчас и озвучим, используя множество фрагментов из названной Алексея Кунгурова. К сожалению, разумных и обоснованных объяснений тому, что происходило в то время в Ленинграде, пока не найдено . Поэтому приходится надеяться на то, что правильно сформулированные вопросы помогут нам с вами найти или вычислить правильные ответы.

В своих дополнениях к материалам Алексея Кунгурова мы тоже будем пользоваться только общедоступной и широко известной информацией, многократно озвученной и подтверждённой фотоматериалами, картами и прочими документами. Итак, пойдём по порядку.

Загадка первая

Откуда взялся этот термин?

Блокады именно города Ленинграда в действительности не было . Этот звучный термин, скорее всего, был придуман для переноса на немцев вины за массовые жертвы среди городского населения. Но окружения именно города Ленинграда в той Войне не было ! Летом 1941 года, согласно имеющейся общедоступной информации , определённая, довольно большая территория в несколько тысяч квадратных километров, на которой находился и сейчас находится город Ленинград, была отрезана немецкими войсками от остальной территории страны. Это случилось в конце августа 1941 года:

«После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перерезанной…» (http://lenbat.narod.ru/mga.htm).

На этих картах хорошо показан окружённый район, в котором находился г. Ленинград:

Загадка вторая

Почему было так мало снарядов?

Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного утверждения о том, что на город за время блокады упало 148 478 снарядов . Историки описывают эти события следующим образом:

«Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября - 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов…»

Алексей Кунгуров путём несложных арифметических вычислений показывает, что эта цифра взята с потолка и может отличаться от реальности на несколько порядков! Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232 000 выстрелов !

Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили .

С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными ! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией. Однако, если судить по картам, ссылки на которые приведены выше, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым .

Загадка третья

Почему не было приказа?

У немцев не было приказа занимать Ленинград. Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом:

«Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле.

Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван , и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город , давали приказ отойти с выгодных позиций…»

Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше (мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в кино, серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе), захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда, якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему. А с учётом того, что контратак со стороны обороняющихся, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а самый настоящий санаторий ! Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде.

Загадка четвёртая

Почему работал Кировский завод?

«Известно, что Кировский завод работал всё время блокады . Факт тоже известный - он находился в 3 (трёх !!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу). Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов)…»

Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день !

Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию , пока нам неведомую…

Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, можно фото Сталинграда , который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени…

Продолжение к посту .
Спасибо всем знатокам, принявшим участие. А теперь - выжимка того, что получается как текст к снимкам (часть военно-фортификационных комментариев не включена, но осталась описательная и картографическая часть). Ленинградцев и любителей истории Ленинграда (военные и предвоенные годы) прошу посмотреть/прочитать наше крео и указать в комментах, если мы где-то ошиблись или что-то не так истолковано. Или есть что добавить к каким-то снимкам.
В этом посте - снимки 1939 и 1941, а следующая, вторая часть, будет посвящена 1942-43 гг.


1939 год.

1. Кировский район. 15 августа 1939 г.
Изображение повёрнуто относительно оси «север-юг» на ~ 330 градусов.
Застройка формирующегося района Автово к западу от пр. Стачек носит преимущественно коттеджный характер. Перспективная планировка микрорайона к востоку от пр. Стачек, застраиваемого многоэтажными зданиями, сохранилась и в послевоенный период. Из 7 трамвайных «колец», попавших на этот снимок, до конца ХХ века в неизменных местах останутся только 2: «Турухтанные острова» и «Площадь Стачек».

2. Северная часть Приморского района. Кировские острова. 15 августа 1939 г.
В жилых кварталах севернее Большой Невки, в Новой и Старой деревнях сохраняется премущественно малоэтажная индивидуальная и барачная застройка в пределах планировки, сложившейся к началу ХХ века. На Крестовском острове полностью сформирован Крестовский жилмассив, ведётся сооружение квартала к востоку от р. Чухонки (севернее Батарейной дороги) – на планах конца 1930-х гг. не отображался. Ещё одно несоответствие фиксационных планов 1939-1940 гг. и ситуации на снимке – расположение трамвайного кольца, которое явно читается петлёй на площади у смыкания Константиновского и Белосельского проспектов. Из планов следовало, что трамваи якобы оборачивались по более длинному периметру вокруг примыкающего квартала. Холм и сооружения стадиона им. С. М. Кирова (начат в 1932 г.) выглядят практически законченными.

3. Парковая зона г. Пушкина. София, Царскосельский аэродром. 15 августа 1939 г.
Очевидно, самолёт-шпион прошёл над Пушкиным в районе полудня: сооружения и растительность практически не отбрасывают теней, благодаря чему очень чётко читается планировка не только застройки, но и дорожек в парках. Хорошо видны Баболовский парк и дворец, сооружения Александровского и Фермского парков, сильно пострадавшие в годы войны и впоследствии не до конца восстановленные. Территория самого Пушкина на исходный снимок вошла не полностью; объектом интереса фотографа здесь был явно не город, а пушкинский аэродром (левый нижний угол снимка). Царскосельский аэродром был построен в 1911 г. в рамках мероприятий авиационной недели Царскосельской юбилейной выставки. Судя по содержащемуся в архиве этой аэрофотосессии отчёту, Пушкин был самой южной точкой полётного задания.

4. Петергоф. Александрия, Александрийский парк. 15 августа 1939 г. Изображение повёрнуто относительно оси «север-юг» на ~ 330 градусов.
К юго-западу от Ленинграда заданием были предположительно съёмки подходов к городу. Несмотря на близость к трассе полёта, Ораниенбаум не попал ни на один из досупных кадров, Петергоф попал только частично. На этом снимке – кварталы, прилегающие к станции «Новый Петегроф», и восточные предместья города. В прибрежной зоне парка Александрия виден сильно пострадавший в годы войны комплекс сооружений Нижней дачи с пирсом. В районе дворца «Коттедж» в 1929 году были установлены музеефицированные вагоны поезда Николая II, бывшего его последней «резиденцией». В одном из них последний русский царь подписал отречение от престола. Этот поезд-музей упоминался во всех предвоенных путеводителях и, видимо, был полностью уничтожен в войну. Вдоль южной обочины шоссе, ведущего в Ленинград, читается полоса отчуждения насыпи так и не достроенной демонтированной ветки Оранэла.

5. Стрельна. 15 августа 1939 г.
Один из немногих крупных населённых пунктов вокруг Ленинграда, который попал в зону съёмки практически полностью. Константиновский дворец и парк после революции не музеефицировался, здесь размещались детские учреждения. Очевидно, в связи с этим территория изначально пейзажного парка выглядит с воздуха более запущенной, чем ландшафтная Александрия в Петегрофе. Хорошо различима насыпь Оранэла (без мостов), соединяющая действующую трамвайную линию с линией Балтийской железной дороги – при том, что действующий участок идёт далее на запад вдоль южной кромки шоссе и заканчивается у бывшего дворца князя А. Д. Львова.

6. Кронштадт. 15 августа 1939 г.
Съемка острова Котлин производилась в 2 захода, утром и после полудня, и охватила всю территорию острова без крайней восточной оконечности. Снимок – одно из немногих, зато наглядное документальное свидетельство наличия на острове развитой железнодорожной сети. В самом Кронштадте станция находилась к западу от ул. Зосимова, в месте примыкания к ней Андреевской ул.

1941 год.

7. Авиагородок и аэропорт «Шоссейная». 26 июня 1941 г.
Строительство аэропорта и жилого городка началось в 1931 году. Кроме самого аэродрома и аэровокзала, к началу 1940-х были построены несколько жилых домов и социально-культурные объекты. В годы войны практически все сооружения довоенного Авиагородка были разрушены. Местоположение лётного поля обозначают «ёлочки» - стоянки самолётов в левом нижнем углу снимка. Взлётно-посадочная полоса находится чуть выше.

Аэрофотосъёмка Ленинграда и пригородов 1941-1943 гг.
В отличие от трофейных съёмок 1939 г. и первых дней войны июня 1941-го, эти изображения – уже не совсем фотографии. Почти на каждом из них видны следы работы топографов-дешифровщиков. Даже на снимках, не превращённых в фотокарты, дополнительно прочерчены (соскоблена эмульсия или, наоборот, нанесён аккуратный слой ретуши) многие дороги, военно-инженерные сооружения, береговая линия рек и водоёмов. Из-за этого выглядят «наезженными» даже те пути вблизи линии фронта, даже предположить функционирование которых в 1941-1943 гг. – невозможно. Тем не менее, эти снимки не теряют ни капли своего уникального документализма. По сути, это – единственные подлинные свидетельства максимального развития предвоенного Ленинграда и, конечно же, бесценный материал для военных историков.

8. Участок Петергофского шоссе от ж/д станции Автово до поворота на Красное Село. 16 ноября 1941 г.
Изображение повёрнуто относительно оси «север-юг» на ~ 45 градусов.
Группы каменных домов пока ещё не носят заметных следов разрушений, хотя наверняка что-то оказалось скрытым снегом. Сохранились дома и различима планировка созданных в 1930-х гг. и полностью уничтоженный в войну рабочих посёлков при станции Автово, совхоза Предпортовый и Дачное (пос. III Интернационала). В послевоенные годы из различимых на снимке зданий были отстроены в пределах прежних фундаментов только часть корпусов трамвайного парка в Княжево и здания бывшей психиатрической лечебницы им. Огюста Анри Фореля (с 1931 г.; ранее – больница Всех Скорбящих, ещё ранее – усадьба Г. А. Потёмкина, дача К. Е. Сиверса; совр. «Кировский городок», пр. Стачек №№ 144-160 – читаются по центру снимка). Станция Дачное в 1931 г. также была переименована в Форель; это название не прижилось, хотя в предвоенное время среди местных жителей бытовал топоним местности - Форель.
Отчётливо читается расчищенным подъездной путь к трамвайному парку, хотя сама Стрельнинская линия, регулярное движение по которой прекратилось ещё в сентябре, выглядит безжизненной. Севернее (правее) трамвайного парка расположилась оборонительная артиллерийская батарея; читаются ходы сообщения и проволочные препятствия. По всему полю снимков читается расположение артиллерйских (одиночные «цепочки» из тёмных пятен) и зенитно-артиллерийских (парные «цепочки» или фигуры, напоминающие олимпийские кольца) батарей. Рваные тёмные пятна – воронки от артиллерийского обстрела, на снегу видны следы выброса грунта неровной формы. Перед воронками читаются фрагменты окопов.

9. Московское шоссе от линии Окружной ж/д до Дома Советов с прилегающими районами, 16 ноября 1941 г.
Всё, что успели построить вдоль Московского шоссе, современного Московского проспекта, до начала войны – включая Дом Советов. Наибольший размах строительство успело получить в кварталах, прилегающих к заводу «Электросила». След Лиговского канала (водная преграда) поднят дешифровщиком, отмечающим акценты на местности. Железные дороги бездействуют, насыпи занесены снегом. Трамвайные пути на конечной «Благодатная улица», самой Благодатной ул. и севернее по шоссе и Международному пр. – расчищены, угадываются контуры вагонов. Следы относительно интенсивного движения автотранспорта – только на Московском шоссе.
Ломаные линии на снегу – ходы сообщения между оборонительными валами, наиболее вероятно – окопы для пехоты (одна точка с расходящимися тропинками – окоп на одно отделение). Интенсивный тёмный цвет отдельных линий может быть как устройством ложных ходов сообщения с отсыпкой сажей, так и результатом работы дешифровщика. Большое количество оборонительных сооружений на территории, прилегающей к станции «Корпусное шоссе» с запада (бывший аэродром, эксплуатация прекращеная после ввода в строй «Шоссейной», на дату снимка - заброшен), обусловлено её равнинным и сухим характером, потенциально удобным для ведения наступательных действий. Чётко виден противотанковый ров по незастроенной местности и не менее 3 групп заграждений на Московском шоссе. С южной стороны от виадука Окружной железной дороги, вплотную к линии – баррикада с контрольно-пропускным пунктом и проездом только по оси проспекта (по линии трамвайных путей).

10. Район к югу от Волково между линиями Витебской и московской железных дорог, 16 ноября 1941 г.

Относительно малозастроенная территория южных промышленно-хозяйственных предместий Ленинграда, сразу с несколькими крупными железнодорожными товарными станциями (Витебская-Сортировочная, Волково, Витебская-Товарная, Сортировочная Московская). Многие из их путей заняты стоящими поездами. Большая часть рельсов занесена, однако отдельные участки выглядят расчищенными. Разрушения построек пока не носят массового характера; сохранилось множество деревянных зданий. Здесь проходила самая ближняя к городу линия его обороны. Через весь снимок проходит изогнутая для ведения флангового и косоприцельного огня линия противотанкового рва. Южнее условных линий окраинных кварталов расположились позиции полевой и зенитной артиллерии, многие ходы сообщения замаскированы вписыванием в местность: идут вдоль огородов, дорог и т.д. Вблизи батарей – наибольшее число воронок разрывов от вражеских обстрелов и бомбёжек.

Большое фото по клику (2142*2133)

11. Устье реки Ижора, п. Усть-Ижора, 16 ноября 1941 г.
Изображение повёрнуто относительно оси «север-юг» на ~ 30 градусов.
Устье реки Ижоры стало перевалочным пунктом по сплаву леса в Петербург ещё в начале XVIII века, вдоль неё и в излучине рек Ижоры, Большой и Поповой Ижорок находились обширные и хорошо читаемые на снимке склады промышленной древесины. Вдоль Невы читается транспортным путём старый Шлиссельбургский тракт с мостом, который был разушен в войну и восстановлен много лет спустя в качестве только пешеходного.
Вдоль берегов Ижоры проходил один из ближайших к линии фронта рубеж обороны Ленинграда, здесь было устроено множество оборонительных сооружений – в связи с чем, очевидно, результаты работы немецкого дешифровщика видны здесь в значительно большем объёме, нежели на иных снимках. Во многих местах «поднят рельеф» - выделены характерные элементы местности, прорисованы безрельсовые дороги и берега рек. Многочисленные чёрные точки на снегу – подпалины от взрывов.

12. Город Колпино, 16 ноября 1941 г.
Изображение повёрнуто относительно оси «север-юг» на ~ 15 градусов.
К 1944 году из 2183 домов предвоенной застройки города сохранилось только 327. Из различимых на этом снимке крупных зданий в послевоенной планировке Колпина были восстановлены лишь отдельные вдоль пр. Ленина и ул. Труда. Наряду с Ленинградом, город оказался ещё одним крупным населённым пунктом на левобережье Невы, не занятом гитлеровцами. Линия фронта проходила отсюда не более, чем в 5 километрах. По южным окраинам Колпина прошла передовая линия обороны Ленинграда; на снимке хорошо видна линия противотанкового рва, окопы и позиции орудий. Разрушения в самом городе ещё не очень заметны, множество следов от взрывов читаются вблизи железнодорожной станции и на льду Ижорского пруда.

К 66-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, вышла карта событий Ленинграда 1941-1945 годов, наиболее выразительно говорящих о том времени.

Каменноостровский проспект, 26-28 (дом Бенуа). Рождение музыки времени.

Знаменитая Седьмая симфония Шостаковича, названная впоследствии "Ленинградской", сочинялась в 1941-1942 годах. Первые три части были написаны в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. Работу над ними Шостакович закончил в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда.
«С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка», - сказал Шостакович позднее.

Финал симфонии композитор дописывал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года. Блокадный Ленинград услышал культовое произведение 9 августа 1942 года. Вместе с медикаментами и другим ценным грузом партитуру доставил спецсамолет из Куйбышева, прорвавший блокадное кольцо.

Исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, в котором после тяжелой первой блокадной зимы осталось лишь 15 выживших ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра недостающие музыканты были присланы с фронта.

Несмотря на бомбежку и авиаудары, в Ленинградской филармонии во время исполнения симфонии были зажжены все люстры. Все 80 минут, пока играли музыканты, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ: во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже двое туристов из ГДР, разыскавшие дирижера Карла Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

«Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый», - вспоминала флейтистка Галина Лелюхина.


Итальянская улица, 19. Единственный в мире театр, открытый в осажденном городе.

18 октября 1942 года в осажденном Ленинграде - беспрецедентный случай в мировой истории! – открылся новый, «Городской», театр, труппу которого составили артисты Радиокомитета и Театра драмы им. Пушкина. Позже труппа пополнилась актерами Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии.
Театр открылся спектаклем по пьесе К. Симонова «Русские люди». «Поднялся занавес. На сцене – русские люди. Они же – в переполненном зрительном зале – в шинелях, матросских бушлатах, в рабочих спецовках и ватниках. Ленинградцы воспринимают пьесу «Русские люди» К. Симонова как живую быль, как повесть об их собственных мыслях и чувствах», - писала газета «Известия».

Спектакли в Городском театре начинались в 17 часов, чтобы зрители успели вернуться домой до комендантского часа. Если начинался артобстрел, все спускались в бомбоубежище, потом возвращались на свои места, и спектакль продолжался. Если гас свет, зрители направляли свои фонарики на сцену – и под этим освещением шел спектакль.

Во время блокады здесь шли спектакли «Русские люди»и «Жди меня» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Женитьба Белугина» А. Островского, «Олеко Дундич» А. Ржешевского и М. Кац.

Осенью 1944 года театр стал называться Ленинградским драматическим, а с 1959-го - это Театр имени Веры Федоровны Комиссаржевской - в память об актрисе, которая открыла свой театр в этом же здании на Итальянской и руководила им в 1904-1906 годах.

Проспект Динамо, 44. «Город мертвых» играет в футбол.

На стадионе «Динамо» в последний день весны 1942 года состоялся матч между командами "Динамо" и "Н-ского завода" (так в то время был "зашифрован" Ленинградский металлический завод). Он длился всего полчаса, но самим фактом игры опроверг содержание немецких листовок, которые разбрасывались тогда с самолетов: "Ленинград - город мертвых. Мы не берем его пока потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли».
Для проведения этого матча с передовой были отозваны бывшие игроки. Команда «Динамо» почти полностью состояла из футболистов, выступавших до войны за этот клуб, в то время как команда ЛМЗ была разнородной. Многие игроки профсоюзных клубов были эвакуированы из города со своими предприятиями. С огромным трудом смог играть выписавшийся из госпиталя после тяжелой стадии дистрофии полузащитник «Зенита» А. Мишук. Первый же мяч, принятый им в игре на голову, сбил его с ног.

Футболисты «Динамо», благодаря несколько увеличенному блокадному пайку («Динамо» - милицейская команда), были физически крепче и выиграли матч со счетом 6:0. Но победу праздновали общую - над смертью, горем, врагом.

На фронтоне у входа на стадион «Динамо» была установлена мемориальная доска. На ней изображены силуэты футболистов и высечены слова: «Здесь, на стадионе «Динамо», в самые тяжелые дни блокады 31 мая 1942 года ленинградские динамовцы провели исторический блокадный матч с командой Металлического завода».


Эрмитаж. Эвакуация вечного.

Из главного музея Петербурга во время войны эвакуировали 1 миллион 118 тысяч экспонатов. Они были отправлены на Урал, в Свердловск, в составе двух эшелонов. Продолжалась работа по упаковке третьего эшелона, когда вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. В Свердловск первый эшелон прибыл 6 июля 1941 года, второй - 30 июля. Во время эвакуации не пропал ни один экспонат.
"22 июня 1941 года все работники Эрмитажа были вызваны в музей, - вспоминал директор Эрмитажа в годы Великой Отечественной войны Иосиф Орбели. - Научные сотрудники Эрмитажа, работники его охраны, технические служащие - все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к нам пришли на помощь сотни людей, которые любили Эрмитаж... К еде и отдыху этих людей приходилось принуждать приказом. Им Эрмитаж был дороже своих сил и здоровья"

"Все мы находились на казарменном положении. Работы велись круглосуточно... Ящики, в которые укладывались вещи, стояли на полу, и все время приходилось работать внаклонку. Вскоре у многих из нас появилось носовое кровотечение», - вспоминала Алиса Банк, специалист в области искусства и истории Византии и Ближнего Востока.

Для защиты от воздушных налетов и обстрелов в Эрмитаже были сформированы подразделения гражданской обороны, а в надежных подвалах зданий оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых до начала 1942 года постоянно жили около двух тысяч человек.

Рассказывают, что даже по блокадному Эрмитажу проводились экскурсии - не массового характера, конечно. Один из сотрудников водил людей перед пустыми рамами и витринами, рассказывая об экспонатах, которые в них уже не было...


Кировская площадь. Первые трофеи для ленинградцев.

В августе 1941 года здесь открылась выставка первых трофеев с фронта - немецких танков, самолетов и другой техники. Таким образом в ленинградцев вселяли оптимизм и веру в скорое завершение войны победой Советского Союза.


Угол Загородного проспекта и Бородинской улицы. Замерший трамвай.

Это одно из мест, где 8 декабря 1941 года, когда Ленинград остался без электричества, прямо на маршруте встал трамвай. Он замер здесь больше чем на год.
За все 103 года - а именно столько времени существуют трамваи в Петербурге - их движение прерывалось лишь однажды, в блокаду Ленинграда. Причем во время войны трамваи являлись основным видом транспорта в городе: все автобусы мобилизовали для фронта, а троллейбусов было еще очень мало. В декабре 1941 года трамвайное сообщение в Ленинграде из-за перебоев в электроснабжения было прервано. Но уже 8 марта пошел первый грузовой поезд для очистки города от снега и нечистот, чтобы предотвратить эпидемии заболеваний. А 15 апреля 1942-го возобновилось регулярное пассажирское трамвайное движение.

После перерыва было восстановлено пять трамвайных маршрутов. Говорят, немцы долго не могли поверить в то, что в городе ходят трамваи. Всеми силами они старались разбомбить трамвайные остановки и парки. Профессия вагоновожатого стала одной из самых опасных.


Винокурцевский проезд. Одна спасенная маленькая жизнь.

Маленький проезд возле Витебского вокзала назван в честь Павла Дмитриевича Винокурца, участкового 13 отделения милиции в Ленинском районе. Он погиб, спасая девочку во время артобстрела 8 ноября 1941 года.
Сколько всего человек погибло в осажденном городе, никто никогда точно не скажет. В документах советской стороны на Нюрнбергском процессе фигурировала цифра в 650 тысяч умерших, основанная на данных о числе захороненных. В некоторых современных исследованиях эта цифра возрастает почти в два раза.

Известно только одно - когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей, а во время эвакуации по дороге в тыл от истощения и болезней умирал каждый четвертый.


Невский проспект, 39. Спасти и сохранить.

Во дворах Аничкова дворца были закопаны фигуры коней Клодта с Аничкого моста. Так многие петербургские памятники спасали от обстрелов.

На гранитных постаментах вместо скульптур были выставлены ящики с засеянной травой. Конные статуи были возвращены на место накануне 1 мая 1945 года.
Во время блокады Ленинграда сам мост значительно пострадал от артналетов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.


Суворовская площадь. Нерушимый памятник смелости.

Во время войны памятник Суворову, так же как памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, не был закамуфлирован. Люди верили, что, пока изваяния великих полководцев целы, врагу не бывать в городе. Войска, уходившие на фронт, салютовали памятнику Суворову.
Существует легенда, согласно которой памятник генералиссимусу все же хотели спрятать в подвале одного из домов, находящихся неподалеку от Суворовской площади. Однако ночью одному из тех, кто отвечал за перенос памятника, явился во сне сам Суворов: он грозил пальцем и напоминал, что при жизни никогда не был трусом и не хотел бы им быть после смерти. Он гневно сказал, что именно трусы умирают на войне первыми. Приказ о переносе памятника был отменен, а через несколько дней вражеский снаряд, пролетев мимо бронзовой головы памятника, угодил прямо в тот самый подвал, в котором хотели спрятать монумент.

За все военное время памятник Суворову не пострадал.

Улица Профессора Попова, 10. Искусство не горит.

Дом Матюшина, а ныне Музей петербургского авангарда - практически единственное деревянное здание, которое во время блокады Ленинграда не было разобрано на дрова.
Дом был построен в 1840–1850-е годы на территории сада, перешедшего во второй половине ХIХ века во владение «Общества пособия нуждающимся литераторам и ученым». В 1912 году в квартире № 12 поселился один из зачинателей русского авангарда – художник, автор теории «расширенного смотрения», музыкант, педагог, издатель Михаил Васильевич Матюшин с женой Еленой Генриховной Гуро.

На протяжении нескольких десятилетий дом Матюшина был одним из центров культурной жизни Петербурга–Петрограда–Ленинграда, объединявшим художников, музыкантов, литераторов. В 1910–1920-е годы здесь часто бывали Малевич, Крученых, Маяковский, Хлебников и другие люди искусства. В годы Великой Отечественной войны в этом доме часто собирались писатели Фадеев, Тихонов, Инбер, Дудин, Крон. В квартире вдовы Матюшина Ольги Константиновны с августа 1942 по ноябрь 1944 года жил писатель Всеволод Вишневский.

Во время блокады практически все деревянные дома в городе были разобраны на дрова. Такая же судьба, по всей видимости, ждала и дом Матюшина. Однако по инициативе Вишневского писатели обратились в горком Ленинграда с просьбой сохранить дом. Просьба была удовлетворена.

В апреле 2004 года было принято решение об открытии в доме Матюшина Музея петербургского авангарда.


Угол Невского проспекта и Малой Морской улицы. «Генеральский» магазин.

Во время блокады здесь находился магазин, который в народе называли "Генеральский". Это был закрытый распределитель, в котором отоваривали спецкарточки высшему офицерскому и генеральскому составу. Простых людей туда не пускали - о количестве и ассортименте предлагавшихся в магазине товаров им можно было только догадываться.
Между тем, нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введенным в городе еще в июле 41-го года, ввиду блокады снижались и достигли минимума в период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года.

Размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим - 250 граммов хлеба в сутки,

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет - по 125 граммов,

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии - 300 граммов,

Войскам первой линии - 500 граммов.

При этом до 50% хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться: уже 23 сентября 1941 года прекратилось производство пива, а все запасы солода, ячменя, соевых бобов и отрубей были переданы хлебозаводам, для того чтобы уменьшить расход муки. На 24 сентября хлеб на 40% состоял из солода, овса и шелухи, а позже - еще и из целлюлозы (в разное время от 20 до 50 %)


Угол улиц Пестеля и Моховой. «Висит над бездной зеркало стенное...»

Во время обстрела одна стена дома на углу улиц Пестеля и Моховой обрушилась, но на уровне 6 этажа осталось висеть уцелевшее зеркало. Это впечатлило поэта Вадима Шефнера, написавшего стихотворение "Зеркало":
Как бы ударом страшного тарана

Здесь половина дома снесена,

И в облаках морозного тумана

Обугленная высится стена.

Еще обои порванные помнят

О прежней жизни, мирной и простой,

Но двери всех обрушившихся комнат,

Раскрытые, висят над пустотой.

И пусть я все забуду остальное -

Мне не забыть, как, на ветру дрожа,

Висит над бездной зеркало стенное

На высоте шестого этажа.

Оно каким-то чудом не разбилось.

Убиты люди, стены сметены,-

Оно висит, судьбы слепая милость,

Над пропастью печали и войны.

Свидетель довоенного уюта,

На сыростью изъеденной стене

Тепло дыханья и улыбку чью-то

Оно хранит в стеклянной глубине.

Куда ж она, неведомая, делась

Иль по дорогам странствует каким,

Та девушка, что в глубь его гляделась

И косы заплетала перед ним?..

Быть может, это зеркало видало

Ее последний миг, когда ее

Хаос обломков камня и металла,

Обрушась вниз, швырнул в небытие.

Теперь в него и день и ночь глядится

Лицо ожесточенное войны.

В нем орудийных выстрелов зарницы

И зарева тревожные видны.

Его теперь ночная душит сырость,

Слепят пожары дымом и огнем,

Но все пройдет. И, что бы ни случилось,-

Враг никогда не отразится в нем!

Позже, когда война закончилась, архитекторы восстановили этот дом, а на уровне 6 этажа сделали небольшое углубление, в котором теперь находится единственное во всем доме овальное окно - в форме зеркала.


Угол Английского проспекта и улицы Декабристов. Разрушенная сказка.

В 1909 году зодчий Бернардацци по заказу золотопромышленника Кольцова построил на углу Офицерской улицы (ныне улица Декабристов) и Английского проспекта доходный дом, сразу же за свой внешний вид получивший у петербуржцев прозвище "Дом-сказка".
Причудливое смешение различных романтических стилей - черт "северного модерна" и "национального стиля", окна и балконы замысловатой формы, угловая башня, облицовка стен природным камнем и красочные майоликовые панно позволили создать на фоне рядовой застройки старой Коломны волшебное зрелище, напоминающее ослепительную театральную декорацию. На фасаде скульптор К. К. Рауш фон Траубенберг высек из камня птицу Феникс, которая словно поддерживала на своих крыльях угловой эркер "Дома-сказки" .

Близость Мариинского театра в значительной степени определила состав первых жильцов этого дома. В основном это были театральные работники и актеры. Здесь репетировала великая русская балерина Анна Павлова, и потому среди петербуржцев этот дом также был известен как "Дом Анны Павловой".

В 1942 году "сказка" была полностью разрушена. Так как уцелел только фундамент дома, было решено построить на нем новое здание.


Набережная реки Фонтанки, 21. Холодный источник жизни.

Мало кто знает, что в Санкт-Петербурге есть памятник ленинградской проруби. Он был установлен в 2001 году на подступе к воде у дома №21 по набережной Фонтанки. На мемориале изображена женщина, в левой руке держащая ребенка, а в правой - ведро.

В конце 1941 года в Ленинграде прекратил работать водопровод, и горожане черпали воду либо из колодцев, либо из прорубей. Памятник блокадному колодцу в Петербурге тоже есть. В 1979 году на стене дома №6 по проспекту Непокоренных появилась мемориальная композиция. Над чашей с водой на стене дома изображена женщина с ребенком на руках.

Невский проспект, 66. Жизнь после смерти.

В 1930-е годы одна американская компания предлагала снести главный универмаг города, а на его месте построить первый в СССР небоскреб. Планам помешала война.
Гостиный двор постоянно подвергался немецким бомбардировкам. Огромный ущерб зданию был нанесен во время авианалета 22 сентября 1941 года, когда фугасная бомба разрушила девять секторов дворового корпуса. Такая же бомба попала в здание и 24 сентября. Один из снарядов разрушил четырехэтажный дворовой корпус. Во время всех этих событий гибло множество служащих арендаторов Гостиного двора.

Большой ущерб зданию Гостиного двора нанес пожар в марте 1942 года от немецкой зажигательной бомбы. Водопровод не работал, тушить здание было нечем. Пожар продолжался более недели.

Несмотря на все эти события, конкурс на лучший проект реставрации здания Гостиного двора был проведен уже зимой 1942/43 года. Предлагалось возвести над ним купол, перестроить в Дом молодежи либо превратить в универмаг советского стиля. К счастью, в итоге было решено вернуть зданию первозданный вид.