Конспект занятия на тему «Путешествие в фотогалерею «Геометрические фигуры». план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Разделы: Технология

Цели урока:

  • закрепить знания о геометрических телах, умения и навыки по построению чертежей многогранников;
  • развивать пространственные представления и пространственное мышление;
  • формировать графическую культуру.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока: интерактивная доска MIMIO, мультимедийный проектор, компьютеры, проект mimo для интерактивной доски, мультимедийная презентация, программа «Компас-3D LT».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие;

2. Проверка явки учащихся;

3. Проверка готовности к уроку;

4. Заполнение классного журнала (и электронного)

II. Повторение раннее изученного материала

На интерактивной доске открыт проект mimo

Лист 1. На уроках математики вы изучали геометрические тела. Несколько тел вы видите на экране. Давайте вспомним их названия. Учащиеся дают названия геометрическим телам, если есть затруднения – помогаю. (Рис. 1).

1 – четырехугольная призма
2 – усеченный конус
3 – треугольная призма
4 – цилиндр
5 – шестиугольная призма
6 – конус
7 – куб
8 – усеченная шестиугольная пирамида

Лист 4 . Задание 2. Даны геометрические тела и названия геометрических тел. Вызываем ученика к доске и вместе с ним перетаскиваем многогранники и тела вращения под названия, а затем перетаскиваем названия геометрических тел (рис. 2).

Делаем вывод, что все тела делятся на многогранники и тела вращения.

Включаем презентацию «Геометрические тела» (Приложение ). Презентация содержит 17 слайдов. Можно использовать презентацию на нескольких уроках, она содержит дополнительный материал (слайды 14-17). Со слайда 8 есть гиперссылка на Презентацию 2 (развертки куба). Презентация 2 содержит 1 слайд, на котором изображены 11 разверток куба (они являются ссылками на видеоролики). На уроке использована интерактивная доска MIMIO, а также учащиеся работают на компьютерах (выполнение практической работы).

Слайд 2. Все геометрические тела делятся на многогранники и тела вращения. Многогранники: призма и пирамида. Тела вращения: цилиндр, конус, шар, тор. Схему учащиеся перечерчивают в рабочую тетрадь.

III. Объяснение нового материала

Слайд 3. Рассмотрим пирамиду. Записываем определение пирамиды. Вершина пирамиды – общая вершина всех граней, обозначается буквой S. Высота пирамиды – перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды (Рис. 3).

Слайд 4. Правильная пирамида. Если основание пирамиды - правильный многоугольник, а высота опускается в центр основания, то - пирамида правильная.
В правильной пирамиде все боковые ребра равны, все боковые грани равные равнобедренные треугольники.
Высота треугольника боковой грани правильной пирамиды называется - апофема правильной пирамиды .

Слайд 5. Анимация построения правильной шестиугольной пирамиды с обозначением ее основных элементов (Рис. 4).

Слайд 6 . Записываем в тетрадь определение призмы. Призма – многогранник, у которого два основания (равные, параллельно расположенные многоугольники), а боковые грани параллелограммы. Призма может быть четырехугольной, пятиугольной, шестиугольной и т.д. Призма называется по фигуре, лежащей в основании. Анимация построения правильной шестиугольной призмы с обозначением ее основных элементов (Рис. 5).

Слайд 7. Правильная призма – это прямая призма, в основании которой лежит правильный многоугольник. Параллелепипед – правильная четырехугольная призма (Рис. 6).

Слайд 8. Куб – параллелепипед, все грани которого квадраты (Рис. 7).

(Дополнительный материал: на слайде есть гиперссылка на презентацию с развертками куба, всего 11 разных разверток).
Слайд 9. Записываем определение цилиндра.Тело вращения – цилиндр, образованное вращением прямоугольника вокруг оси, проходящей через одну из его сторон. Анимация получения цилиндра (Рис. 8).

Слайд 10. Конус – тело вращения, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг оси, проходящей через один из его катетов (Рис.9).

Слайд 11. Усеченный конус – тело вращения, образованное вращением прямоугольной трапеции вокруг оси, проходящей через ее высоту (Рис. 10).

Слайд 12. Шар – тело вращения, образованное вращением круга вокруг оси, проходящей через его диаметр (Рис. 11).

Слайд 13. Тор – тело вращения, образованное вращением круга вокруг оси, параллельной диаметру круга (Рис. 12).

Учащиеся записывают определения геометрических тел в тетрадь.

IV. Практическая работа«Построение чертежа правильной призмы»

Переключаемся на проект mimio

Лист 7 . Дана треугольная правильная призма. В основании лежит правильный треугольник. Высота призмы = 70 мм, а сторона основания = 40 мм. Рассматриваем призму (направление главного вида показано стрелкой), определяем плоские фигуры, который мы увидим на виде спереди, сверху и слева. Вытаскиваем изображения видов и расставляем на поле чертежа (Рис. 13).

Учащиеся самостоятельно выполняют чертеж правильной шестиугольной призмы в программе «Компас – 3D». Размеры призмы: высота – 60 мм, диаметр описанной окружности вокруг основания – 50 мм.
Построение чертежа с вида сверху (Рис. 14).

Затем строится вид спереди (Рис. 15).

Затем строится вид слева и наносятся размеры (Рис. 16).

Работы проверяются и сохраняются на компьютерах учащимися.

V. Дополнительный материал по теме

Слайд 14 . Правильная усеченная пирамида (Рис. 17).

Слайд 15. Пирамида, усеченная наклонной плоскостью (Рис. 18).

Слайд 16. Развертка правильной треугольной пирамиды (Рис. 19).

Слайд 17. Развертка параллелепипеда (Рис. 20).

Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего возраста Тема: «Геометрические фигуры» Воспитатель: Ловикова О.А.
Используемые технологии:
*Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; *Технология деятельностного подхода; *Игровые технологии; *Здоровьесберегающие технологии; Санкт-Петербург 2015 год 1

Название:
«Зимняя сказка»
Цель:
формирование представлений детей о геометрических фигурах, умение распознавать их в окружающей обстановке.
Задачи:

1.Образовательные:
- Актуализировать представления детей об изученных геометрических телах в новой проблемной ситуации; - Продолжать упражнять в счете в пределах 5; - Учить находить недостающую цифру; - Продолжать учить определять линейную последовательность предметов; - Закреплять понятия «узкий – широкий», «длинный – короткий». - Упражнять детей соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами;
2. Развивающие:
- Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ. - Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук. - Развивать коммуникативные способности. - Развивать умение отгадывать загадки.
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике; - Воспитывать умение работать в коллективе, с раздаточным материалом. - Воспитывать любознательность, самостоятельность; - Воспитывать умение выслушивать вопросы взрослого и ответы других детей до конца.
Материалы к совместной непрерывной образовательной

деятельности:
игрушечная белка, «паспорта» геометрических тел, конус, куб, шар, цилиндр, цифры от 1 до 5, широкие и узкие полоски белого цвета, разноцветные прищепки, карточки с нарисованными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), «осколки волшебного зеркала», 6 конвертов.
Организация детей:
групповая
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО Художественно-эстетическое развитие». 2

Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей
Воспитатель контролирует самостоятельную деятельность детей.
Часть 1. Сюрпризный момент,

мотивация:
В группе раздаётся громкий телефонный звонок. Воспитатель громко разговаривает: - Как!?... С Дедом Морозом случилась беда!?... Так… Так… Понятно. Выключает телефон. - Ребята! Деда Мороза заколдовала злая Баба Яга. Жители сказочного леса просят помочь им расколдовать Деда Мороза. Ну, что? Поможем им? - Для этого надо преодолеть трудности и выполнить задания. Задания будут трудные, но интересные. А поможет нам в этом наша дружба. Готовы? - Тогда отправляемся в сказочный лес. Вокруг себя повернись и в сказочном лесу окажись.
Часть 2. Игровые упражнения:
Вот мы и в сказочном лесу. - Посмотрите, ребята, кто-то спрятался под елочкой? Загадка: По веткам скачет, Да не птица, Рыжая, Дети заняты самостоятельной деятельностью. Дети заинтересованно начинают прислушиваться к разговору воспитателя, подходят ближе. Ответы детей. Желание помочь Деду Морозу. Ответы детей. Дети поворачиваются вокруг себя, и «оказываются в сказочном лесу». Дети оглядываются, находят ёлочку, внимательно слушают загадку. Отгадывают загадку. 3
Да не лисица. - Здравствуй, Белочка! - Белочка, нам позвонили, и сказали, что Дед Мороз попал в беду, и нам нужно срочно спасти его. Белочка. Поиграйте со мной! - Ребята, поиграем?
Игра «Где я спряталась»
Воспитатель прячет белку в разные места. Белка соглашается помочь. - Вам предстоит выполнить задания и собрать осколки волшебного зеркала. Чтобы выполнить первое задание, надо пройти по длинной дорожке, и вы попадете на полянку «Геометрическая». Готовы?
Полянка «Геометрическая»
На полянке Белочка объясняет детям задание: - в мешочке спрятаны геометрические тела. Вам надо назвать их, да еще и паспорт их найти. Справитесь с этим заданием – получите осколок волшебного зеркала. Воспитатель: Сможем? Ответы детей. (Лиса, лисичка, заяц, белка и т.п.) Дети здороваются с белочкой, разглядывают ее. Ответы детей. Дети ищут белку. Ответы детей. Дети проходят по длинной дорожке. Ответы детей. Один ребенок достает из мешочка геометрическое тело и называет его, а другой – находит его паспорт. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание. 4
Белочка: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам осколок волшебного зеркала! Воспитатель: - Теперь пора идти дальше. Для выполнения второго задания вам надо пройти по дорожке вот такого цвета (синего).
Полянка «Помощники»
На полянке Белочка предлагает детям задание: - Помогите мне разложить витаминки для бельчат. Воспитатель: - Ребята, а чем отличаются витаминки? - Витаминки какой формы должны лежать в коробочке? - Каким цветом должны быть витаминки? - А витаминки какого цвета и какой формы не хватает на нижней полке? Что нужно сделать, как вы думаете? - Хорошо, положите недостающую витаминку. Дети проходят по дорожке синего цвета и попадают на полянку «Помощники». Дети замечают, что витаминки разные. Ответы детей. (Они круглые, синие, цветом, формой). Ответы детей. (Желтые, гладкие, круглой, квадратной и треугольной формы). Ответы детей. (1 синяя, 1 желтая, 1 зеленая) Неожиданно, некоторые дети замечают, что не хватает витаминки. Сообщают об этом воспитателю. Ответы детей. (Нужно положить недостающую витаминку). Дети кладут на нижнюю полку недостающую 5
Белочка: - Молодцы! Справились с заданием! Воспитатель:-Давайте, погреемся!
Физкультминутка
Здравствуй зимушка – зима, Что в подарок принесла? Белый снег пушистый, Иней серебристый. Лыжи, санки и коньки, И на ёлке огоньки! -Пойдемте дальше! Белочка: - Для выполнения третьего задания вам надо пройти по дорожке, сделанной из таких фигур. Что это за фигуры?
Полянка «Веселые цифры»
Белочка предлагает выполнить задание: - На этой полянке живут веселые цифры. Они очень любят бегать, прыгать и часто забывают свое место. Как думаете, что нам надо сделать? Воспитатель: - Ребята, посмотрите на карточки и скажите, какую цифру надо поставить на свободное место? (Предлагаются карточки по числу детей; на каждой карточке нет одной из цифр). Белочка: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам осколок волшебного зеркала. Для выполнения четвертого задания дети проходят по дорожке, сделанной из цифры. - Что это за цифра? витаминку. Дети кланяются Руки в стороны Приседают, проводят по руке вверх Поднимают руки вверх Имитируют движения Делают фонарики Ответы детей. (Треугольники) Ответы детей. (Надо расставить цифры на свои места). Ответы детей. Ответы детей. (4) 6
И попадают на полянку «Сказочная улица».
«Сказочная улица»
Воспитатель:
-
Ребята, возьмите каждый по полоске так, чтобы красная точка была справа. Полоска – это улица. - Скажите, все улицы одинаковые? Правильно, одни улицы узкие, а другие – широкие. - А на этих улицах мы построим дома из прищепок. Дома на нашей улице будут разноцветными. Первый дом – красный. Следующий дом – синий. Дальше идут желтый, зеленый и сиреневый. Мы с вами дошли до конца улицы. А теперь скажите мне, синий дом на каком месте? - А красный? - Желтый? - Сиреневый? - Зеленый? Белочка: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам осколок волшебного зеркала. - Идём дальше.
Полянка «Забавные фигуры»
Белочка объясняет детям задание: нарисуйте в каждой фигуре то, что показано на картинке. Воспитатель: - Посмотрите на фигуры, которые нарисованы на картинке. Какие это фигуры? - Правильно! Нарисуйте в каждой фигуре то, что нарисовано на Дети берут полоски. Сравнивают их различными способами. Накладывают, прикладывают. Ответы детей. Дети строят дома из прищепок. Ответы детей. (На втором). (На первом). (На третьем). (На пятом). (На четвертом). Рассматривают фигуры на картинке. Ответы детей. (Треугольник, круг, квадрат). 7
картинке. Белочка: - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Вот вам последний осколок волшебного зеркала. Вы собрали все осколки. Теперь их надо собрать. (Осколки пронумерованы от 1 до 5). - Ребята, посмотрите, что получилось! Воспитатель показывает детям изображение Деда Мороза. Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы помогли Деду Морозу. Теперь пора возвращаться в детский сад. «Вокруг себя повернись и в детском саду окажись».
Рефлексия:
Где мы сегодня побывали? Что делали? Легко вам было выполнять задания? Какие задания понравились больше? До свидания! Дети рисуют. Дети радуются. Дети собирают осколки вместе, разглядывают что же получилось. Дед Мороз! Дети поворачиваются вокруг себя. Ответы детей. До свидания! 8

оксана Терро
Геометрические тела

Конспект итогового занятия по развитию математических представлений детей средней группы.

Тема : «Геометрические тела »

Цель : Способствовать формированию представлений о геометрических телах , умение распознавать предметы знакомых геометрических форм в окружающей обстановке; закрепить счёт до 5 представление о числах и цифрах в пределах 5.

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «коммуникация» .

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Задачи :

Тренировать умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами , развивать мыслительные процессы. Тренировать умение находить геометрические формы в окружающих предметах.

Закреплять порядковый счёт до 5, развивать коммуникативные способности.

Продолжать учить классифицировать предметы, развивать мыслительные операции : сравнение, анализ, обобщение.

Планируемые результаты : имеет элементарное представление о геометрических фигурах ; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течении 15-20 минут.

Оборудование : игры «Четвёртый лишний» , «Калейдоскоп» , «Сравни предметы» , нарисованные машины с полосками разных размеров, блоки Дьенеша, кукла Фея, «паспорта» геометрических тел : квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, и волшебный мешочек, свисток, мяч.

Подготовка к занятию- Написание конспекта, подготовка материала, изучение литературы.

Структура занятия :

1. Коммуникативная игра «Здравствуй друг»

2.. Д\И «Калейдоскоп»

3. Д\И «Спрячь зайчика»

4. Д\И «Собери грибы в корзину»

5. Д\И «Волшебный мешочек»

6. Д\И «Сравни предметы»

7. Итог занятия :

Ход НОД:

Коммуникативная игра «Здравствуй друг»

Дети стоят врассыпную свободно.

Воспитатель :

Поздоровайтесь с гостями. Скажите, ребята вы сегодня все друг с другом утром поздоровались? Давайте ещё раз поздороваемся, но не словами, а носиками. (Ушками, плечиками, животиками, коленками) . А теперь давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг. Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло, а теперь подарим это тепло друг другу. (Сомкнутые лодочкой ладони опустить перед собой, подуть на них) .

Воспитатель ребята посмотрите к нам пришло письмо, давайте прочтем его. В стране геометрических фигур беда . Жители геометрической страны просят помочь им спастись от злой феи Призмы. Для этого надо преодолеть трудности выполнить много заданий. Поможем жителям страны геометрических фигур ?

Справимся? Путь далёкий, и по этому мы поедем на поезде. Д\И «Калейдоскоп» Вот билеты (каждому ребенку на шею вешается карточка с геометрической фигурой , и разных цветов)., посмотрите внимательно какая геометрическая фигура , и какого цвета нарисована у вас на карточке, такую же надо найти на стульчике, это и будет номером места в нашем поезде. Свисток, поезд отправляется.

Станция первая «Помогайка»

Игра «Спрячь зайчика»

Воспитатель : Первая станция, выходите. Нам ребята нужно помочь зайцу. Заяц спрятался от волка в домике, надо закрыть дверь в домике, но двери похожи на геометрические фигуры . Вам нужно подобрать дверь к домику. С этим заданием вы справились! Молодцы!

Станция вторая «Соберайка»

Игра «Собери грибы в корзину»

Воспитатель : Вторая станция, выходите. Ежик шел по лесу, и нашел грибы, давайте поможем ему собрать грибы в корзину.

И с этим заданием справились! Молодцы! Посмотрим какие успехи будут у вас дальше. Поезд отправляется. (Свисток) .

Станция третья «Геометрическая »

Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель : Что же приготовила нам на этот раз злая фея. Посмотрите это волшебный мешочек. Нужно на ощупь не глядя узнать геометрическую фигуру , и паспорт его найти –. Не сможете,узнать что ж – сидеть им в мешке всегда.

Воспитатель :

Сможем? Давайте парами. Один попробует на ощупь узнать, кто там сидит, другой найдёт его паспорт. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.

Воспитатель : Молодцы, и с этим заданием справились! Вот еще одно задание. Здесь у меня мои волшебные домики-коробки, а в них живут геометрические фигуры . Посмотрим, как хорошо вы с ними знакомы.

Учтите, работать надо в паре и дружно, тогда со всеми моими задачками справитесь.

Выложите на столе 4 синих треугольника.

Хорошо. Добавьте к ним 3 жёлтых кругов.

Молодцы! Ниже положите 5 красных квадратов.

Отлично. Ещё ниже расположите 1 прямоугольников.

А теперь положите 1 синий круг.

Молодцы! Справились со всеми заданиями так хорошо.

Станция четвертая «Автомобильная»

Игра «Сравни предметы»

Воспитатель : Скажите ребята что возит грузовая машина? Ответы детей (камни, песок, бревна) Правильно. Посмотрите и скажите каких они размеров? Ответы детей (широкая, узкая, длинная короткая) .Ребята посмотрите на столе стоят 4 грузовые машины, и еще бревна разных размеров.. Вам нужно разложить правильно бревна по машинам. В желтую машину- широкие бревна, синюю машину- короткие бревна, фиолетовую машину- узкие бревна, зеленую машину- длинные бревна. Если мы с вами не справимся с заданием то, не сможем спасти жителей геометрической страны .

Молодцы! Справились со всеми заданиями так хорошо, что я стала не злой, а доброй феей. Доброй быть так приятно. Вы всех жителей спасли. Спасибо вам ребята. Вам пора ехать поезд отправляется. Ждём вас снова в гости. До свидания. Возвращаемся в детский сад.

Итог занятия :

Где мы сегодня побывали?

Что вам больше всего понравилось?

Что у вас получилось лучше всего?

В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?

Марина Головина
Паспорт проекта «Мир геометрических фигур»

Паспорт проекта

Тема: «Мир геометрических фигур»

Участники: Воспитатель, дети, родители.

Срок реализации: апрель 2016г.

База реализации: МБДОУ «Детский сад № 16 «Искорка»

Актуальность проблемы:

В процессе изучения с детьми 2 младшей группы программы по формированию элементарных математических представлений мною было отмечено, что дети затрудняются в различении предметов по форме и нахождении геометрических форм в окружающей среде. Поэтому мною был разработан проект «Мир геометрических фигур» с целью формирование геометрических представлений, т. к. является важным разделом умственного воспитания, имеет широкое значение во всей познавательной деятельности ребенка.

Характеристика проекта

Вид проекта: Комплексный

Тип: Познавательно-игровой

Длительность: Краткосрочный

Проблема.

В силу возрастных особенностей у детей недостаточно сформированы математические представления, а именно знания геометрических фигур и умение находить их в окружающей обстановке.

Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста знания о геометрических фигурах.

Задачи.

Образовательные:

Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме, подбирать по фигуре.

Формировать умение распознавать геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановке.

Закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Развивающие:

Логическое мышление и связную речь, внимание, память;

Ориентация в пространстве, навык счета, моторика;

Наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;

Умение обобщать, классифицировать, выделять главное.

Воспитательные:

Воспитывать чувства сотрудничества, аккуратности, самостоятельности.

Предполагаемые результаты

У детей должно быть сформировано умение узнавать и называть геометрические фигуры в окружающей обстановке, на рисунке, правильно находить заданную фигуру в наборе геометрических фигур. Находить сходство и различие геометрических фигур.

Продукты проекта

Альбом геометрических фигур.

Выставки рисунков, аппликаций.

Механизмы деятельности проекта

1. Инновационность.

2. Педагогическая помощь и поддержка в организации совместной деятельности детей и родителей.

3. Совместная творческая деятельность с родителями.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Осуществляется через совершенствование совместной деятельности всех участников проекта; воспитателя, детей, родителей.

2. Использование разнообразных форм работы с информационным материалом.

3. Обновление развивающей среды.

План мероприятия

1. Взаимодействие с детьми.

Познавательное развитие

Знакомство с геометрическими фигурами, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Обследование фигуры осязательно-двигательным путем. Знакомство с фигурами разного размера. Классификация предметов по признаку формы, создание образов на основе характерных признаков. Нахождение нужных фигур методом зрительного соотнесения. Выработка у детей умения воспроизводить взаимное расположение фигур в пространстве, развитие способностей составлять изображение из отдельных геометрических фигур. Формирование умения находить геометрическую фигуру определенного цвета, размера.

Развитие речи

Формирование умения внимательно слушать, наблюдать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, обогащать словарный запас, учить различать и называть знакомые им геометрические формы в разнообразной обстановке, по слову воспитателя.

Дидактическая игра «Чудесная корзинка»: знакомство детей с овощами их формой, цветом.

Выкладывание елочки из треугольников, рассматривание елки и ее украшений (закрепить форму елки и ее украшений).

Вызвать желание рассказывать вместе с воспитателем р. н. с. «Репка», «Колобок», «Теремок», активизировать глаголы.

Знакомство с потешкой, проведение игры на основе текста «Огуречик, огуречик».

Обогащать и активизировать речь детей Н. Пикулева «Надувала кошка шар».

Развитие интонационной речи, памяти русская народная закличка «Солнышко-ведрышко».

Совершенствование умения слушать поэтические произведения, предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы. Стихи А. Барто «Грузовик», «Кораблик».

Совершенствование умения слушать рассказ без наглядного сопровождения. Рассказ Я. Тайца «Поезд».

Развитие словарного запаса, кругозора, умение называть цвет, величину предметов, способствование развитию речи, как средства общения. Составление рассказа «Шофер ведет грузовую машину».

Художественно-эстетическое развитие.

Формирование интереса эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении в знакомстве с геометрическими фигурами, через развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация).

Рисование.

Формирование интереса к рисованию, умение рисовать круглые, овальные формы. «Мой веселый, звонкий мяч», «Яблоко с листочком», «Овощи», «Цветные клубочки».

Развитие умения рисовать горизонтальные и вертикальные линии соединяя их. «Праздничная елочка», «Грузовик», «Скворечник».

Лепка.

Закрепление умения лепить предметы круглой формы, развитие у детей интереса к результату своей работы. «Яблоки», «Колобок», «Неваляшки», «Бусы».

Формирование умения лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. «Большие и маленькие морковки».

Умение катать прямыми и круговыми движениями рук, умение пальцами оттягивать, округлять концы, сглаживать поверхность. «Огурец и свекла».

Аппликация.

Формирование умения выбирать большие и маленькие предметы круглой формы, закрепление представления о различии предметов по величине, различие предметов по форме. «Большие и маленькие мячи», «Шарики катятся по дорожке», «Консервируем фрукты».

Умение сравнивать круг и квадрат. «Шарики и кубики».

Умение передавать образ игрушки похожей на треугольник, располагая детали в порядке уменьшающейся величины. «Пирамидка».

Формирование умения изображать предмет, состоящий из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность. Закрепление знания о форме и величине. «Грузовик», «Флажок», «Скворечник», «Домик».

Социально-коммуникативное развитие

Освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему отношений. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Сюжетно-ролевые игры

Способствовать сюжетно-игровым коллективным играм. Знакомство детей с атрибутами к играм (классификация посуды, ее форма, знание мебели и ее формы, шкаф - прямоугольный, стол - квадратный). «У куклы Веры новый шкаф», «Куклы обедают», «День рождение куклы Кати», «Сервирует стол».

Строительные игры

Закрепление умения объединять единым сюжетом игры со строительным материалом. Формирование навыков совместной игры и обогащение игрового сюжета. Развитие переносить знакомые действия со строительным материалом в игровые ситуации. «Построим забор», «Дом для матрешки», «Грузовик везет грузы», «Устроим кукле комнату», «Башня для принцессы».

Дидактические игры

Знакомство с геометрическими фигурами, закрепление знаний о форме. Формирование умения детей собирать картину из отдельных частей, закрепление знаний цветов. «Собери картинку», «Выкладываем елочку из треугольников», «Геометрические кубики», «Мозаика из геометрических фигур», «Одень на столбик геометрическую фигуру». «Увлекательная геометрия», «Математическое лото».

Театрализованные игры

Вовлечение детей в игру-импровизацию, развитие интонационно-речевого умения, побуждение к выразительному звукоподражанию, развитие умения исполнять роли в коллективной импровизации. Настольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок». Кукольный театр «Три медведя», «Заюшкина избушка».

Труд

Развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Игровая ситуация; «Накроем на стол для кукол».

Выполнение поручений: принеси игрушку (треугольной формы, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной, посади куклу на стул, положи книгу на стол.

Уход за комнатными растениями (вытираем пыль с листочков, листья имеют форму круглую, овальную).

Наблюдение за трудом дворника, орудия труда (тачка, лопата, за трудом шофера (части машины: кабина - прямоугольная, колеса, руль - круглые).

Физическое развитие.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, координации). Накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение основными движениями.

Формирование у детей потребности в двигательной активности:

1. «Репка» - катание мячика двумя руками.

2. «Мой веселый звонкий мяч» - бросание мяча через ленту.

3. «Солнышко» - размыкание и смыкание круга.

Подвижные игры

Развитие двигательной активности, формирование умения ориентироваться в пространстве. «Найди свой домик», «Беги к тому, что назову», «Солнышко и дождик».

Хороводные игры

Закрепление умения водить хоровод, умение действовать по сигналу. «Мыши водят хоровод», «Карусели», «Каравай», «Раздувайся пузырь», «Ровным кругом», «Круг-кружочек».

2. Взаимодействие с родителями.

Изготовление геометрических фигур из различного материала.

Создание альбома.

3. Совместная деятельность родителей и детей.

Подбор иллюстраций и стихотворного материала о геометрических фигурах.

4. Совместная деятельность с детьми и родителями.

Беседы, консультации по оформлению альбома.

1 этап – подготовительный

Цель: Создание условий обеспечивающих реализацию проекта.

Разработка НОД, связанная с основной темой проекта.

Знакомство родителей с проектной деятельностью, определение круга вопросов, где родители могут оказать помощь в ходе проекта.

Сотрудничество с музыкальным руководителем.

Сотрудничество с инструктором по физической культуре.

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры, строительные игры, хороводные игры.

Наглядные пособия с геометрическими фигурами.

2 этап – основной

Работа с тремя вопросами.

Подготовка и проведение НОД по теме.

Диагностика на начало проекта.

С музыкальным руководителем танцы в кругу, хороводы, знакомство с музыкальными инструментами их формой (балалайка, треугольник, коробочка, тарелочки, барабан).

С инструктором по физической культуре – катание мячика двумя руками «Репка». Бросание мяча через ленту – «Мой веселый звонкий мяч». Размыкание и смыкание круга – «Солнышко».

Дидактические игры: «Выкладываем елочку из треугольников», «Геометрические кубики», «Увлекательная геометрия», «Математическое лото».

Сюжетно-ролевые игры: «У куклы Веры новый шкаф», «Сервируем стол», «День рождение куклы Кати».

Строительные игры: «Дом для матрешки», «Устроим кукле комнату», «Грузовик везет грузы», «Построим забор».

Выставка рисунков, аппликаций.

3 этап – заключительный

Подведение итогов освоения детьми проекта.

Диагностика детей на окончание проекта.

Оформление альбома детских работ.

Оформление альбома «Парад геометрических фигур».

Используемая литература:

1. Н. М. Крылова «Детский сад – дом радости»,

2. В. П. Новикова «Математика в детском саду»,

3. Е. В. Колесникова «Математика для дошкольников 3 – 4 лет»,

4. Л. С. Метлина «Математика в детском саду»,

5. Е. В. Сербина «Математика для малышей»,

6. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Геометрия для малышей»,

7. Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова «244 упражнения для маленьких гениев».

Управление образования администрации городского округа Коломна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 « Светлячок»

Конспект занятия на тему

«Путешествие в фотогалерею «Геометрические фигуры».

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Мурашова Елена Анатольевна

г.о. Коломна 2015 г.

Задачи:

  1. сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объемные) фигуры, и о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под
    руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить
    способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  3. повторить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, тренировать счетные умения, умение решать простейшие задачи на сложение и вычитание;
  4. тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Демонстрационный материал:

  1. Геометрические фигуры прямоугольный параллелепипед, куб, шар, призма, пирамида, конус, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, настольная лампа, .
  1. «Паспорта» объемных фигур.

Раздаточный:

  1. Карточки с изображением предметов, имеющих форму шара, куба, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса (по одной на каждого) к заданию 2.2.
  2. Куб, шар, круг, квадрат, цилиндр, конус.
  3. Куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар. Карточки (черно-белые «фотографии») с изображением круга, треугольника, прямоугольника, квадрата. Карточки (черно-белые «фотографии») с изображением куба, прямоугольного параллелепипеда, цилиндра, конуса, пирамиды, шара.
  4. По одной карточке к заданию 2.1.на каждого ребёнка.
  1. Лист к заданию 5.2.
  1. Карточки с числами от 1 до 10, знаки +, -, =.
  2. Карточки к заданию 5.3.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Введение в игровую ситуацию.

  • Ребята, вы часто с родителями ходите в галереи и в музеи?
  • Что вам больше всего нравиться в галерее?

Воспитатель предлагает детям отправиться в фотогалерею, которая находится в стране Геометрических фигур, и посмотреть, какие фотографии в ней выставлены.

Хотите отправиться в Геометрическую страну?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Билеты на автобус»

На чем можно добраться до страны?

Дети перечисляют виды транспорта. Решаем ехать на автобусе. В автобус пускают по билетам.

Воспитатель показывает детям один из билетов - карточку со значками.

Что обозначено этим значком (воспитатель показывает на цифру 2)? (Количество.)

Какое свойство обозначено таким значком (воспитатель поочередно показывает на символы размера, цвета и формы)? (Размер, цвет, форма.)

Каждый ребенок получает билет. На стульях лежат объёмные геометрические фигуры. Ребенку нужно найти свое место, то есть найти геометрические фигуры, которые символами-значками записаны в его билете. Кондуктор проверяет билеты и собирает геометрические фигуры в мешочек.

Поехали. Музыкальная физминутка.

2.2. Игра «На что похоже?».

Воспитатель рассказывает, что в фотогалерее страны Геометрических фигур есть охрана. В нее пускают только по пропуску.

Воспитатель ставит на один стол цилиндр и куб, на другой - конус и шар, на третий - призму и пирамиду.

Каждый ребенок получает карточку с изображением предмета, похожего на какую-либо фигуру, находит ее и кладет карточку рядом с этой фигурой.

Проверка осуществляется всеми детьми, которые переходят от стола к столу.

Воспитатель задает вопрос:

Как называется эта фигура? (Например, куб.) Какая она?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет: куб, шар, призма, пирамида, цилиндр, конус - фигуры объемные. И дети вспоминают, какие фигуры называются плоскими.

Охрана пропускает детей в фотогалерею.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Фотографы».

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что директор фотогалерее организовал выставку фотографий жителей – геометрических фигур. Но кто-то не закрыл окно в галерее, и все фотографии ветер унёс в неизвестном направлении. Теперь директор не знает, что ему делать и просит нас ему помочь.

Как мы можем ему помочь?

Воспитатель выслушивает варианты и подводит их к мысли, что надо заново всех сфотографировать.

Поможете фигурам сфотографироваться?

Воспитатель ставит лампу и направляет свет сначала на куб, потом на шар.

Какая фотография получилась? (Квадрат, круг.)

Воспитатель направляет свет на цилиндр и параллелепипед. Ширина параллелепипеда равна диаметру цилиндра. Высота у фигур одинаковая.

Какая фотография получилась? (Прямоугольник.)
Воспитатель направляет свет на конус и пирамиду.

Какая фотография получилась? (Треугольник.)

Воспитатель говорит, что в фотоателье напечатали фотографии, но они перепутались (фотографии черно-белые).

Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и ставит на стол куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, шар.

Возникает затруднение, так как, например, прямоугольник может быть фотографией и цилиндра, и параллелепипеда.

Смогли вы подобрать фотографии? (Нет, не смогли.)

Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам.)

Значит, чему нам надо научиться? (Нам надо научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определить, какая фигура фотографировалась.)

4. Открытие нового знания.

Как мы можем это узнать? (Попробовать придумать ответ самим, а потом проверить себя по учебнику.)

Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель подводит их к пониманию того, что у фигур есть отличия, которые надо показать на фотографии. Например, можно спросить детей:

Чем отличаются цилиндр и параллелепипед?

В завершение обсуждения воспитатель делает вывод: объемные фигуры надо фотографировать с разных сторон, чтобы показать все их особенности.

Воспитатель показывает детям цилиндр.

Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (воспитатель показывает торец цилиндра с одной и другой стороны)? (Получатся 2 круга.)

Воспитатель показывает детям рисунок - паспорт цилиндра - и говорит, что эта фотография рассказывает о цилиндре почти все, как о человеке почти все рассказывает паспорт. Значит, это - паспорт цилиндра.

Аналогично разбираются конус, куб, треугольная призма, треугольная пирамида и шар.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «По паспорту найди фигуру»

Ребята, директору необходимо по паспортам найти этих жителей геометрической страны и заново сфотографировать. Иначе фотогалерею могут закрыть.

Детям раздаётся паспорт одной геометрической фигуры, и ребёнок по этому паспорту ищет геометрическую фигуру.

Воспитатель говорит, что в фотоателье напечатали теперь уже правильные фотографии, но они опять перепутались (фотографии черно-белые). Дети ищут фото той фигуры, которую они нашли.

Помогли мы директору фотогалерее? Давайте развесим фото в галерее.

5.2.Игра «Составь и реши задачи по рисункам».

Дети садятся за столы. Воспитатель раздает им листы к заданию 5.2.

Воспитатель предлагает рассмотреть первую картинку-паспорт фотографию.

  • Какие объемные фигуры могут быть здесь сфотографированы? (Это могут быть 2 шара и 5 кубов.)
  • Придумайте задачу по картинке.

Задача может быть, например, такой: «В фотоателье была сделана групповая фотография 2 шаров и 5 кубов. Сколько всего объемных фигур на этой фотографии?».

  • Что нужно в задаче найти? (Целое.)
  • Как найти целое? (Чтобы найти целое, надо части сложить, то есть к 2 прибавить 5.)
  • Что вам может помочь получить правильный ответ? (Можно пересчитать все фигуры на фотографии - это целое, можно воспользоваться счетными палочками, пальцами.)

Дети выполняют вычисления и дают ответ: сфотографировалось 7 объёмных фигур.

Выложите решение задачи с помощью цифр.

Дети в течение 1 минуты выкладывают равенства из карточек, лежащих на столе. Возможны два варианта решения: 2 + 5 = 7и5 + 2 = 7.

Через минуту воспитатель записывает на доске верные решения, а дети сверяют их со своей работой и при необходимости исправляют ошибки.

  • Рассмотрите вторую картинку.
  • Фотография каких объемных фигур была сделана? (Это могут быть,
    например, конусы.)
  • Придумайте задачу по картинке. (В фотоателье сделали 8 фотографий
    конусов. Две фотографии забрали. Сколько осталось?)

Задача анализируется аналогично первой.

5.3. Игра «Зал скульптур»

В фотогалерее есть ещё зал скульптур, там стоят скульптуры из геометрических фигур. Хотите стать скульпторами?

Вам сейчас раздам карточки, на них изображены паспорта нескольких геометрических фигур. Вам необходимо по этим паспортам найти все фигуры и из них построить скульптуру.

Детям раздаются карточки с паспортами. И они, найдя все фигуры, за столами строят скульптуры из геометрических фигур.

Ну, вот наше путешествие закончилось, пора собираться домой.

Сели на автобус и поехали домой.

6. Итог занятия. (Рефлексия)

Воспитатель собирает детей около себя.

  • Где вы сегодня побывали?
  • Что интересного сделали?
  • С кем познакомились?
  • Чему научились?