Программа производственной практики. Написание отчета по практике — план и правила написания

План прохождения практики в общем виде формируется на кафедре вуза и подлежит редактированию научным руководителем для каждого студента в зависимости от цели практики, места ее прохождения и длительности.

Прохождение практики

Как правило, производственная практика продолжается 14 дней, распределение которых обозначается следующим образом:

  • 1 день - ознакомление с индивидуальным заданием на практику, планирование порядка работы совместно с научным руководителем на кафедре учебного заведения;
  • 2 день - составление предварительного индивидуального плана работы на предприятии и утверждение его на кафедре; подготовка к предстоящей работе, повторение изученного материала по профилю деятельности;
  • 3-4 день - знакомство с коллективом и работой в организации, изучение устава и основных принципов работы, утверждение индивидуального плана работы с руководителем практики на предприятии;
  • 5-9 день - выполнение порученных заданий, анализ информации соответственно поставленным целям и задачам, выяснение возможных недостатков в организации работы или собственных знаниях;
  • 10-11 день - сбор необходимой информации для отчета, подготовка всех материалов и прочих данных, подведение итогов своей деятельности;
  • 12-13 день - подготовка отчета по практике, оформление необходимой документации на предприятии;
  • 14 день - сдача отчета на кафедру.

Очевидно, что представленная структура имеет обобщенный вид и требует серьезной корректировки. Так, основной период работы непосредственно на предприятии (5-9 день) разбивается еще на несколько этапов относительно поставленных задач перед студентом. В дальнейшем этот план соответствует содержанию работы (названию глав), а также частично совпадает с данными из дневника практики. Поэтому очень важно составить план совместно с научным руководителем как можно подробнее, чтобы при формировании отчета и непосредственно самой работе не возникало лишних вопросов. Как правило, календарный план прохождения практики включает конкретные задания, сроки их выполнения и место (структурное подразделение фирмы или кафедра в вузе). Предполагается, что студент составляет этот план заранее, до начала практики, заверяет его в вузе и на предприятии подписями всех ответственных лиц и печатями, однако на деле всё происходит несколько иначе. Студент совместно с руководителем из вуза составляет примерный план, а на предприятии его подписывают непосредственно во время практики или даже по ее завершению. Но, конечно, бывают и исключения.

Так как план имеет индивидуальный характер и создается для каждого студента, частично его менять можно даже в процессе работы. Например, когда студент только пришел на практику и познакомился со своим руководителем на предприятии, документ может быть изменен из-за особенностей дел в организации. Однако чаще всего на производстве не придают особого значения плану прохождения практики и просто загружают студента работой, а решить поставленные цели и задачи он должен самостоятельно, оперативно взявшись за порученные дела.

Правильное составление плана на практику

Чтобы грамотно составить календарный план, необходимо заранее ознакомиться с самим предприятием, его деятельность и особенностями работы, а также четко понимать цель практики и задачи, которые необходимо будет выполнить. Чаще всего в соответствии с поставленными задачами студент уже имеет представление о том, какие документы ему нужно будет изучить, какую информацию проанализировать и в каком подразделении работать, поэтому все предполагаемые действия могут быть описаны без особого труда. При возникновении каких-либо вопросов всегда можно обратиться за помощью в интернет или архив вуза и ознакомиться с примерами календарных планов прохождения практики, скорректировать их в соответствии с собственной специальностью, и план готов! Также нельзя забывать о научном руководителе, который обязательно скорректирует действия плана при возможных ошибочных представлениях студента.

Практика – важнейшее звено этап подготовки студента. Это способ изнутри ознакомиться с производственным процессом, закрепить и применить получение в ходе обучения знания. Производственное обучение позволяет ближе познакомиться с особенностями функционирования предприятия, сформировать навыки практической работы, которые во многом отличаются от теоретических познаний. Для предприятий – это шанс пополнить свои ряды молодыми, компетентными специалистами.

Как проходит производственная практика

Прохождение производственной практике обязательно как для учащихся высших, так и профессионально-технических учебных заведений.

Не стоит рассматривать ее, как очередное не интересное задание. Мероприятие может стать началом успешной карьеры , возможностью получить рабочее место сразу после окончания учебного заведения.

Это не формальность, а уникальная возможность сориентироваться в профессии, оценить свои возможности еще на этапе окончания учебы. Поэтому из практических мероприятий нужно постараться извлечь максимальную пользу и показать себя с наилучшей стороны.

Прохождение производственной практики на предприятии предоставляет дипломнику следующие возможности:

Обычно учащиеся направляются для прохождения практики в организации, с которыми у учебного заведения существует договоренность. Основные виды деятельности компании должны соответствовать специализации студента.

Учащимся не запрещено самостоятельно выбирать базу, для осуществления практической деятельности . При согласии руководителя предприятия необходимо заручится одобрением со стороны учебного заведения.

Все организационные моменты по практике лежат на администрации ВУЗа. Кафедра должна разработать методические пособия и план ее прохождения.

На учащегося, в момент получения практического опыта, возлагаются следующие обязанности:

  1. Иметь при себе дневник и все сопроводительные материалы.
  2. Четко следовать всем указаниям закрепленного наставника.
  3. Ознакомится с внутренними инструкциями предприятия по охране труда и внутреннему распорядку. Строго их соблюдать.
  4. Следовать установленному на предприятии рабочему графику, выполнять возложенные на него обязанности и отвечать за их качественное исполнение.
  5. Отчитываться о проделанной работе.

Практикант следует индивидуальному плану с учетом особенностей каждой специальности . За период практической деятельности программа должна быть полностью выполнена. Все действия отражаются в дневнике и отчете , который необходимо защитить у руководителя. Полученные навыки оцениваются, о чем ставиться отметка в зачетной книжке.

С чего начать написание отчета

В независимости от вида практики, ее окончание закрепляется отчетом . Этот документ отражает профессиональную подготовку будущего специалиста, его деловые качества, приобретенные знания.

Качественное выполнение задания очень важно для учащегося, так как место практики подбирается в соответствии с будующей профессией. То есть студент помещается в атмосферу, соответствующую его специальности.

Отношение учащегося к поставленным задачам, его ответственность и хватка, указывают на то, как он будет себя вести при дальнейшем трудоустройстве.

Прежде чем приступать к написанию отчета, необходимо изучить все документы, касающиеся деятельности организации, нормативные акты, структуру компании . Учащийся описывает свою деятельность, не только пользуясь должностными инструкциями, а непосредственно исходя из рабочего процесса.

Молодой, качественно обученный специалист, может внести рекомендации в рабочий процесс. О своих достижениях и взглядах на работу предприятия нужно обязательно написать в отчете .

Вся информация излагается в соответствии с установленными стандартами оформления отчета. Поэтому написания документа начинается с изучения методического пособия, полученного в учебном заведении.

Методичка – это пошаговая инструкция, помогающая студенту структурно составить документ.

Выдается пособие на кафедре. Оно содержит всю информацию о целях практики и правилах оформления отчета.

На основании методички составляется план мероприятия, именно с него и начинается написание документа. Пункты плана – это цели практики. Основываясь на них, студент отбирает ключевую информацию о предприятии, анализирует рабочий процесс и вносит свои рекомендации.

Невозможно написать грамотный отчет без реального включения в рабочую деятельность. Поэтому начинать нужно с практической части, тогда написание документа не составит ни какой сложности.

Любой непонятный вопрос можно выяснить непосредственно у наставника или других сотрудников организации. За любыми разъяснениями можно обратиться к кураторам. Это закрепленный наставник на месте практики и непосредственный руководитель от учебного заведения.

Не стоит пытаться изменить структуру отчета. Она общепринята и не усложняет, а облегчает написание документа.

Структура документа

Следуя методическим указаниям, студент обязан ежедневно вести дневник. В нем отражаются ежедневные действия учащегося:

  • по сбору информации;
  • деятельности на рабочем месте;
  • о типе выполняемой работы;
  • о достижениях, полученном опыте.

Наставник от организации должен завизировать дневник после окончания прохождения производственной практики. Если это предусмотрено программой, руководитель может давать студенту практические задания и по результатам их выполнения выставлять в дневнике оценки и свои замечания.

Дневник – это неотъемлемая часть отчета по практике. Без него задание не принимается на проверку.

Структура документа формируется исходя из методического пособия.

Для высших учебных заведений не запрещена разработка индивидуальной программы отчета по практике. Если ВУЗ использует общепринятую систему, то структура отчета по производственной практике выглядит следующим образом:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Введение.
  4. Основная часть.
  5. Заключение.
  6. Приложения.

В зависимости от вида практики могут наблюдаться незначительные различия в структуре.

Каждое учебное заведение имеет стандартное оформление титульного листа. В него в определенном порядке вноситься следующая обязательная информация:

  • наименование вуза;
  • кафедра, специальность, курс, группа и тому подобное;
  • тема отчета и его вид;
  • ссылка на руководителя практики;
  • фамилия, имя отчество студента;
  • место расположения учебного заведения;
  • год сдачи документа.

Изменение названий пунктов плана или перенос их на другие страницы не соответствующие содержанию, запрещен.

Введение формируется из методического пособия. В нем излагаются практические цели и задачи, которые должен был выполнить студент. Описывается место осуществления практической деятельности.

Основная часть содержит два подраздела:

  • теоретический;
  • практический.

Практическая часть начинается с описания технико-экономических показателей предприятия, на котором находился учащийся. Описывается его структура, нормативная документация. Далее следует раздел с расчетами, описанием выполняемых вузовцем функциональных задач.

Заключение – самый важный раздел отчета. В нем учащийся может сделать выводы о проделанной работе, подвести итоговый анализ деятельности организации , описать свои достижения на месте и внести рекомендации для улучшения работы организации в целом или на отдельном участке.

Приложение. Это завершающий раздел документа. При написании основного текста, учащийся мог ссылаться на различные приложения. Они оформляются списком. Начальное по порядку то, на которое идет первая ссылка.

Полноценный отчет по практике должен содержать следующие документы:

  1. Направление на практику (Это документ выдается вузов и заверяется подписью и печатью организации, принявшей студента на практику).
  2. Дневник прохождения практики. (Без подписи и печати предприятия считается недействительным).
  3. Договор на прохождение производственной практики.
  4. План производственной практики (четко разбивается по дням и тематике).
  5. Характеристика или отзыв, написанный наставником от предприятия. Обязательно заверяется подписью и печатью организации.
  6. Отчет о прохождении производственной практики, оформленный в соответствии требованиями учебного заведения.

Данный перечень распространяется на все виды практики и стандартно применяется во всех учебных заведениях.

Виды практики и особенности отчетов после них

В высших учебных заведениях предусмотрено трехразовое прохождение практики. Первые задания появляются уже на первом курсе. Необходимыми для вузовца являются следующие виды практической деятельности:

  1. Учебная.
  2. Производственная.
  3. Преддипломная.

Перед мероприятием руководитель обязан донести до студентов основные моменты обучающего процесса, объяснить смысл и сформулировать ключевые задачи. Каждый вид практики имеет свои определенные особенности и график выполнения.

Учебная

Получить опыт учебной практики студенты могут уже после первого или второго семестра обучения. Программа практических заданий разрабатывается каждым ВУЗом индивидуально. При этом учащиеся не обязательно направляются на какое-нибудь предприятие. Занятия могут проводиться на территории обучающего заведения, в его мастерских или лабораториях.

Учебная практика имеет несколько форм:

  • экскурсия. Будущие специалисты посещают предприятие, наблюдают за процессом производства;
  • самостоятельное ознакомление. Учащимся разрешается индивидуальное посещение организации, общение с персоналом;
  • практические занятия. Могут проводиться как в учебном заведении, так и на предприятии.

Ее основная цель – выработать практический опыт и закрепить изученный теоретический материал.

Производственная

Она организуется на третьем, четвертом курсе . Основная цель задания – позволить студенту изучить особенности, выбранной им профессии на реальном рабочем месте . Там учащийся прикрепляется к наставнику, который контролирует его деятельность, помогает изучить рабочий процесс изнутри.

Вузовец должен стать помощником ведущего специалиста, например ассистентом товароведа или менеджера по персоналу.

Преддипломная

Этот вид практики предусмотрен перед защитой дипломного проекта . Он завершает этап обучения студента.

Цель – получить информацию для написания дипломного проекта, зарекомендовать себя как молодого специалиста и получить навыки трудового общения.

Между учебной и производственной практикой существуют существенные методические отличия. В первом случае студент знакомится с общим процессом, во втором – непосредственно принимает в нем участие . Следовательно, отчет по учебной практике не будет содержать практического раздела.

Разница между дипломной и производственной практикой не настолько существенна. Преддипломная практика – подведение итога, толчок в успешную профессиональную деятельность.

Защита

Когда практика завершена и полностью описана в отчете, необходимо подготовиться к его защите. Студенту, который самостоятельно готовил документ и действительно находился на практике, это сделать будет совершенно не сложно .

Ему даже не придется ничего учить или запоминать. Полученный практический опыт, сбор и обработка полученной информации надолго сохранятся в памяти . Вузовцу необходимо хорошо ориентироваться в собственном отчете, чтобы в случае необходимости посмотреть нужную информацию.

Перед защитой стоит подготовить выступление. Сформулировать грамотный доклад устное изложение, которого не займет более 15 минут . Он должен содержать ключевые моменты отчета, изложенные в деловом стиле.

Полное и конкретное изложение информации позволит свести к минимуму вопросы, задаваемые комиссией.

Часто для защиты документа требуется подготовить небольшую презентацию . Она состоит из нескольких слайдов, которые составит совершенно не сложно. Можно подготовить другую наглядную информацию. Таблицы, графики, списки и формулы в наглядном изображении помогают лучше воспринимать информацию.

Хорошо написанный отчет не является гарантий получения отличной оценки . Внешний вид, поставленная речь, интересная презентация и грамотный доклад являются залогом успешной защиты отчета.

Учебные заведения предъявляют к студентам серьезные требования. Но если к работе подойти внимательно и ответственно, изучить и выполнить все методические рекомендации, составление отчета по практике не покажется очень сложным заданием.

В данном видео наглядно о правилах оформления отчета по производственной практике.

Цель практики – преобразовать приобретённые в условиях теоретического обучения знания в навыки профессиональной деятельности в реальных условиях социально-культурной среды.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Ознакомиться с современным состоянием социально-культурной деятельности, с повседневной деятельностью учреждения;

Закрепить и расширить общепрофессиональные и специальные знания;

Сформировать умения и навыки использования полученных знаний при решении конкретных профессиональных задач;

Выработать креативно-творческий подход к социально-культурной деятельности.

Перечень тем, знание которых студент должен закрепить, и материалов для работы

Перечень видов работ, которые студент должен выполнить

Владение и использование профессионального словаря работника социокультурной сферы.

Организация общения в рамках рабочего процесса

Взаимодействие с коллегами. Организация работы исполнителей. Обеспечение посредничества между людьми в рамках межличностного и делового взаимодействия.

Организация репетиционного процесса

Назначение репетиций к театрализованной игровой программе «Здравствуй, школа!». Проведение различных видов репетиций (разводная, техническая, сводная, прогонная, генеральная).

Работа с документами

Сбор, хранение и обработка информации. Ведение отчётной документации. Ознакомление с финансовыми документами отчётного мероприятия «Здравствуй, школа!».

Проведение мероприятия

Организация и проведение отчётного мероприятия «Театрализованная игровая программа «Здравствуй, школа!».

Дневник производственной практики Первая неделя

Дата

План

Выполнение

Примечание

Ознакомление с базой практики

Прохождение инструктажа по пожарной безопасности. Ознакомление с документацией, планом работы учреждения.

Игровая программа «Приходи играть»

Конкурс рисунков на асфальте «Наше лето разного цвета»

Проведение. Подведение итогов. Вручение призов участникам.

Подготовить оценочные листы для жюри.

Игровая программа «Рыбаки и рыбки»

Замечания.

Быть активнее при проведении мероприятий. Хорошо.

Руководитель практики _______________ М. В. Давидчук

Вторая неделя

Дата

План

Выполнение

Примечание

Праздник «Наши руки не для скуки»

Организация и контроль за проведением мастер-классов: «Страна оригами», «Чудо в перьях», «Игрушки-зверюшки», «Подарок для души», «Краски лета», «Флаг своими руками»

Разместить мастеров, предоставить им всё необходимое

Работа с литературой

Сбор информации к игровой программе «Здравствуй, школа!»

Написание литературного сценария

Написание сценария к игровой программе «Здравствуй, школа!»

Напомнить артистам о репетиции

Репетиционный процесс

Разводная репетиция к игровой программе «Здравствуй, школа!»

Подготовить монтажный лист

Замечания.

Оценка руководителя практики.

Внимательнее относится к поручениям.

Руководитель практики _______________ М. В. Давидчук

Производственная практика является частью учебного плана. Цели и задачи практики могут различаться в зависимости от специальности обучающего, и, обычно, фиксируются в программе, разработанной ВУЗом. В статье мы привели общие цели и задачи производственной практики, которые актуальны для каждой специальности.

Цели производственной практики

Студент направляется на практику с определенной целью, которая способствует получению дополнительных знаний.

Цель практики – повышение качества подготовки выпускников за счет ознакомления с профессией, закрепления навыков, полученных на лекциях. Студент знакомится с реальной практической деятельностью организации, что позволяет ему лучше ориентироваться в профессии. Производственная практики является отличной основой для будущей работы по специальности.

По окончанию практики студент оформляет отчет , в котором излагает информацию о деятельности организации, анализирует ее. На основе этой информации в дальнейшем пишется дипломная работа.

Задачи производственной практики

Задачи практики – это ряд вопросов, с которыми студент сталкивается на производстве.

Достижению основной цели практики способствуют следующие задачи:

  • изучение специфики деятельности организации;
  • знакомство с графиком работы организации, ее структурными подразделениями;
  • знакомство с инструкцией по технике безопасности;
  • формирование профессиональных навыков в конкретной профессиональной области;
  • приобретение опыта работы по специальности;
  • приобретение опыта работы в коллективе;
  • выполнение требований и действий, предусмотренных программой производственной практики и заданий руководителя;
  • выявление недостатков в работе организации и перспектив ее функционирования;
  • разработка предложений по устранению недостатков и совершенствованию деятельности организации.

Что достигается благодаря прохождению производственной практики

В результате производственной практики студент определяет уровень собственной подготовки к профессиональной деятельности. Цели и задачи практики студент указывает в своем отчете. Отчет о практике отражает уровень знаний студента и его способность справляться с профессиональной деятельностью.

Следует помнить, что составлять отчет необходимо во время практики. Далее отчет сдается руководителю практики от предприятия, который, в свою очередь, делает замечания или дает рекомендации, и подписывает отчет. Преподаватели кафедры знакомятся с представленным на проверку отчетом и с отзывом руководителя по практике со стороны предприятия. Студенту отводится время для защиты отчета, где он рассказывает о сроках прохождения практики, о видах выполняемых на предприятии работ и собранных материалах. На основе отчета и его защиты выставляется оценка за производственную практику.

Таким образом, производственная практика, имея своей целью углубление знаний студентов, является важнейшим этапом процесса обучения. Прохождение практики позволяет получить полноценное и качественное высшее образование с перспективой дальнейшего трудоустройства по специальности.

Цели и задачи производственной практики на предприятии обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру