Учебно-методическое пособие «Тренируем память с детства. Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх

Для того чтобы любой человек мог функционировать в мире, а проще говоря, жить полноценной и качественной жизнью, он должен обладать рядом определённых навыков и качеств таких как умение приспосабливаться к обстоятельствам, стрессоустойчивость, коммуникабельность, целеустремлённость, мотивация, желание расти и развиваться как личность и многими другими. И далеко не последнее место среди них занимает именно память. Ведь, как уже говорилось в нашем тренинге по развитию памяти, она является тем навыком, без которого мы не имели бы возможности общаться, мыслить и выполнять другие важные функции. От того насколько хорошо развита наша память зависит развитие и нашего интеллекта, и способности к восприятию информации, и умение взаимодействовать с другими людьми, и другие ментальные и психические характеристики нашей личности. Но если у одних людей память от природы развита очень хорошо, то у других она может быть на более низком уровне. Может ли человек как-то повлиять на свою память и развить её? Конечно! И одним из лучших средств для этого по праву считаются обучающие материалы, а именно: книги. Для того чтобы познакомить вас с ними мы и подготовили представляемый вашему вниманию материал.

Ниже нами будут рассмотрены одни из самых лучших ныне существующих работ, рассчитанных на тренировку и улучшение изучаемого нами в этом курсе навыка. Те книги, которые мы рассмотрим, представляют собой предельно эффективные, действенные и полезные книги на развитие памяти, т.к. они содержат в себе огромное количество всевозможных приёмов, техник, примеров и упражнений для тренировки способности запоминать информацию. Все они будут полезны тем, кто заинтересован в работе над собой и стремится улучшить показатели своей личной продуктивности.

Данная книга представляет собой уникальный учебник мнемотехники – особого искусства запоминать точную информацию. Результаты научных исследований уже не раз доказали огромные возможности человеческой памяти – при определённых условиях человек может развить свою память до такого уровня, что сможет запомнить информацию, содержащуюся в нескольких библиотеках, а при стимуляции определённых отделов головного мозга он сможет вспомнить абсолютно всё, что когда-либо видел, слышал и знал. Материал этой книги позволит вам научиться запоминать сведения из энциклопедий, тексты самых сложных структур, различные определения, статьи, таблицы, списки, стихи и многое другое. В качестве доказательства этого после прочтения вы будете помнить всю таблицу Менделеева.

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что изучение способности человека к запоминанию информации на сегодняшний день находятся на довольно высоком уровне, а результаты проводимых в данной области исследований представляют собой важнейшую информацию, которую можно успешно применять для развития не только памяти, но и многих других способностей и качеств.

Рассмотренные нами книги по развитию памяти - это, конечно, не все материалы, к которым может обратиться человек, заинтересованный в личностном росте и повышении своей личной продуктивности. Но даже это небольшое количество книг на развитие памяти способно раскрыть скрытые возможности вашего потенциала. Но главное – это не только знание о том, что эти книги есть, а то, что вы сделаете с этим знанием. Даже самая лучшая в мире книга покроется пылью и не даст вам ровным счётом ничего, если вы просто положите её на стол и не будете открывать.

Мы желаем вам всяческих успехов в тренировке памяти и развитию других своих способностей!

Джошуа Фоер, победитель Чемпионата США по памяти, рассказывает о том, как он тренировал свою память в течение целого года. Его книга хороша не только тем, что в ней изложено множество популярных мнемонических методик - от ассоциативных связей до . В ней в доступной, увлекательной форме объясняются принципы работы нашего мозга и выводы передовых научных исследований. Кроме того, есть много интересных исторических отсылок.

2. «Думай как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее», Барбара Оакли

Хотя в первую очередь эта книга о математике и особенностях математического мышления, из неё вы узнаете много секретов эффективного обучения. Суть методики, которую предлагает Оакли, заключается в том, что нужно прийти к пониманию предмета. Если вы что-то сумели понять, то и запомнить это вам не составит труда. С этой книгой вы научите свой мозг осваивать новые, даже самые сложные области знания.

3. «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное», Кристин Лоберг, Майк Байстер

Упражнения из этой книги нацелены на тренировку изобретательности и внимательности, умения быстро принимать решения и производить хорошее впечатление на окружающих. Хорошая - приятное дополнение к этому списку. Отличное руководство для работы над собой и развития умственных способностей.

4. «Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти», Нил Барнард

Барнард предлагает методику, чтобы эффективно использовать возможности своего мозга и избежать проблем с памятью в старости. Она включает три компонента:

  1. , чтобы мозг получал все необходимые полезные вещества.
  2. Упражнения для ума, чтобы укрепить нейронные связи.
  3. Устранение потенциальных физических угроз (нарушений сна, заболеваний, некоторых медицинских препаратов, которые могут оказать негативное воздействие).

5. «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти», Анхельс Наварро

Психолог Анхельс Наварро собрала упражнения, которые улучшают концентрацию и внимательность, учат мыслить более креативно. К тому же, все упражнения разделены по уровням, чтобы вы могли постепенно переходить от простых головоломок к самым сложным. Подача в игровой форме не даёт заскучать и задействует воображение.

6. «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти», Гарри Лорейн, Джерри Лукас

Основной метод для развития памяти, который рекомендуют авторы, - ассоциации. Остальные техники так или иначе связаны с ними. Они научат вас запоминать всё подряд: длинные слова и абстрактные понятия, списки дел и покупок, речи выступлений и тексты лекций, имена и лица людей, номера телефонов, даты, многозначные числа.

7. «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев

Артур Думчев, автор этой книги, помнит число Пи до 22 528 знаков после запятой. В своей книге он делится техниками по развитию памяти, которыми пользуется сам, чтобы быстро запоминать большие объёмы информации, решать в уме сложные задачи и заучивать наизусть длинные ряды цифр.

В этом издании уклон на практическую работу с читателем. Предлагаются конкретные приёмы с понятными примерами, алгоритмами выполнения и пояснениями.

8. «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп

Книга тренера и консультанта по саморазвитию Роджера Сайпа посвящена широкому кругу вопросов, связанных с ускоренным обучением: развитию памяти и интеллекта, и управлению энергией, расстановке приоритетов и тайм-менеджменту.

9. «Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга», Лоренс Кац, Мэннинг Рубин

Психологи Кац и Рубин доказали, что выполнение однотипных, скучных дел день за днём приводит к ухудшению памяти и снижению умственных способностей. Решение проблемы простое и очевидное: нужно добавить разнообразия в привычную рутину.

Вам предстоит научиться выполнять необычным способом обычные действия: делать всё с закрытыми глазами, управляться левой рукой вместо правой, добираться новыми маршрутами. Эти забавные опыты помогают поддерживать жизнедеятельность клеток мозга.

10. «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», Кэрол Дуэк

В основе книги простая идея - ошибаться можно, и это нормально. Гибкий подход, который пропагандирует Дуэк, это установка на рост: планомерно работая над собой, вы сможете развить любые свои качества. В том числе и память.

Книга Дуэк - это заряд мотивации, который поможет вам становиться лучше и прийти к пониманию, что любой недостаток можно превратить в вашу сильную сторону.

Мало кто хоть раз в жизни не жаловался на короткую память. Специалисты под фразой «У меня плохая память» понимают то же самое, что и фитнес-тренер, когда ему говорят: «Я толстый, потому что мне лень заниматься». Все это только из-за того, что человеческая память – это своеобразная мышца. Ее следует прокачивать, развивать и тренировать.

Чтобы помочь вам в этом не всегда простом деле мы подготовили подборку . В большинстве из них представлены не только теоретическая информация и статистика, но и много практических упражнений. Не ленись, занимайтесь и тогда даже в 80 лет будете иметь светлую память юноши!

1. Пугач Ю.К. «Развитие памяти. Система приемов + 126 упражнений по развитию памяти»

Автор предлагает ознакомиться с уникальной системой, которая известна как «Мольто». Она создает все условия для того, чтобы информация быстрее и легче усваивалась и запоминалась. Как ясно из названия, читателям больше придется работать над собой, выполняя эффективные упражнения разной сложности, нежели читать.

2. Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Если вы испытываете сложности с запоминанием, желаете развивать свои умственные способности и хотите научиться общаться, то эта книга для вас. Суть книги в том, что человеческий мозг – это уникальная вещь, он способен быть настолько многозадачным, что превосходит компьютер любой мощности. Однако, это утверждение верно только при условии его регулярных тренировок. Используя в повседневной жизни «помощников» в виде напоминаний, органайзеров и личных секретарей, добиться успеха практически невозможно. Память теряет свои способности.

Вывод один: . Главная специальность, в которой просто не обойтись без прекрасной памяти, это разведчик. Ему нельзя использовать технику, его главное оружие – это разум. Так почему бы не применить методики обучения спецслужб? Это и предлагает автор. Помимо использования разработок разведчиков, книга интересна тем, что содержит много изображений, эффективных упражнений и, изучив ее, вы сможете стать настоящим спецагентом.


3. Рюта Кавашима «Японская система развития интеллекта и памяти».


Программа «60 дней»Рюта Кавашима – известный японский невролог и профессор предлагает специальный двухмесячный курс по развитию памяти и умственной деятельности в целом. Читателю предстоит ежедневно выполнять несколько несложных, но очень эффективных упражнений. Автор обещает, что результат будет виден уже через несколько недель. Книга собрала множество положительных отзывов по всему миру и является бестселлером во многих странах.

4. Станислав Матвеев «Феноменальная память. Методы запоминания информации»

Для начала несколько слов об авторе этой книги Станиславе Матвееве. Он является не только практиком в области развития памяти, тренером и создателем курса по тренировке запоминания, но и рекордсменом России в номинации «Феноменальная память». , Матвеев опубликовал некое пособие, ведь все техники, описанные в нем можно и нужно применять в повседневной жизни. Книга яркая, красивая, ее приятно держать в руках.Автор гарантирует, начав тренировки памяти по его советам, вы легко сможете запомнить номера телефонов, даты, пароли, стихи, иностранные слова и даже объемные доклады и отчеты.

5. Тони Бьюзен «Руководство по развитию памяти и интеллекта»

Если вы задались целью максимально развить свои интеллектуальные способности и натренировать память настолько, чтобы больше не испытывать проблем с подготовкой к экзаменам, докладам и тестам и легко концентрироваться на важных задачах, то Тони Бьюзен создал эту книгу именно для вас. На протяжении многих лет автор занимается изучением методик развития человеческого разума. Он помог огромному количеству детей и взрослых добиться успеха. В этом пособии Бьюзен собрал все свои знания в одну программу, чтобы все желающие смогли изучить новый подход к личностному развитию. 5.Алан Бэддели. «Ваша память. Руководство по тренировке и развитию»Алан Бэддели – классик современной когнитивной психологии. Он занимается исследованиями кратковременной памяти. Помимо советов, автор раскрывает суть понятия «память». Читатель имеет возможность основательно пополнить свой багаж знаний информацией о том, как устроены и функционируют разные виды памяти, какие отличия между ними в детском и взрослом возрасте, а также множеством примеров и статистических данных относительно различных исследований.

6. Джон Богосиан Арден. «Развитие памяти для «чайников»

Благодаря методикам, описанным в книге Ардена, развить память и улучшить умственную работу способны люди всех возрастов, полов, родов занятий и т.д. Она подойдет как студентам, подготавливающимся к экзаменам, так и людям пенсионного возраста. Это своеобразный сборник техник, предназначенных для улучшения способности запоминать. С их помощью каждый сможет заметно улучшить свои показатели.

7. Наталья Грейс. «Как Помочь Себе Самому (КПСС). Приемы развития памяти, внимания и речи»

Эта книга уникальна. Она отличается от обычного учебника, но научить может многому. Нескучные методики эффективные и достаточно просты в применении. Отработав их на практике, вы сможете начать правильно управлять своей речью, памятью, умственной деятельностью. Труд Натальи Грейс поможет стать обладателем такой черты характера, как харизма. Вас начнут слышать, вы станете успешными и счастливыми.

8. Гарри Лорейн. «Развитие памяти и способности концентрироваться»

Согласно исследованиям человек использует свои умственные возможности лишь на 10%. Автор предлагает лично разработанную систему, которая заставит работать на вас оставшиеся 90%. Изучив ее, у вас максимально будут задействована логика, внимание, память, воображение, креативность и многие другие способности.С помощью этой книги вы навсегда попрощаетесь с записными книжками и напоминаниями в телефоне, ваша память будет работать на все 100%. К тому же у вас получится привести в порядок свою жизнь, стать организованными. Если желаете добиться успеха, то труд Гарри Лорейна то, что нужно.

9. Олег Андреев «Техника развития памяти. Самоучитель»

Система, представленная в этой книге, является уникальной, многие моменты запатентованы и даже считаются изобретениями. Еще одним немаловажным преимуществом книги является универсальность. Она подойдет людям любых возрастов. В основе системы лежат легкие, но крайне эффективные упражнения. Они вынуждают мозг работать активнее.Автор – известный тренер, по его программе обучились тысячи слушателей и остались довольны результатом.

10. Николай Хорошевский. «Современные методы развития памяти и мышления»

Сама по себе память – это плохо изведанное явление. Ее возможности нельзя предугадать, однако, при этом она отлично тренируется. Только упорство, огромный труд и сила воли помогут повысить ее показатели, тем самым стать успешнее и интеллектуально развитее.Автор предлагает рассмотреть механизмы работы памяти и мышления, и на их основе разработал комплекс упражнений, направленный на развитие способности запоминать.

11. Артур Думчев «Краткая книга о памяти»

Еще один труд от автора-практика ставшего рекордсменом России по использованию памяти. Нейролингвист, консультант, трейдер Артур Думчев создал пособие, в котором он описал принципы работы памяти, а также самые действенные способы ее развития. Большим плюсом является то, что объем книги совсем небольшой и ее чтение не отнимет много времени.

12. Черемошкина Л. В. «Психология памяти»

Эта книга немного отличается от всех представленных выше. «Психология памяти» – это своего рода пособие, целью которого является объяснить читателю психологические закономерности способностей мозга и работы памяти. Изучив эту работу, вы поймете, как мозг запоминает информацию и почему некоторые вещи запоминаются, а некоторые стираются из памяти навсегда. Интерес книги заключается еще в том, что в ней содержится много экспериментального материала.

13. Хэнкок Джонатан «Как тренировать память»

Хэнкок Джонатан не только писатель, но и человек, которому удалось побить рекорд Гиннеса дважды, показав удивительные способности своей памяти. В своей книге он учит запоминать больше информации и максимально использовать интеллектуальные возможности человека. Руководство содержит много практических занятий, в которых сочетаются методы разных времен. Примените техники Джонатана и сможете развить свои творческие способности, обрести новые навыки и улучшить свою память.

14. Антон Могучий «Супертренинг IQ и памяти, чтобы жить 100 лет»

Уже давно научно доказано, что чем чаще и интенсивнее вы используете свой мозг, тем дольше живете. Автор предлагает заниматься на интеллектуальном тренажере Келли и жить долго и успешно, укрепляя свое здоровье.

15. Станислав Мюллер «Разблокируй свой ум»

Оказывается, стать гением может каждый человек. Именно это утверждает в своей книге Станислав Мюллер. Тренируясь по инновационным техникам автора можно научиться включать сверхспособности.

16. Хеннер Мэрилу «Суперпамять»

Книга известной актрисы и женщины, которая обладает сверхъестественной автобиографической памятью. Она помнит все, даже незначительные события собственной жизни. В своем пособии она предлагает читателям легкие и иногда забавные упражнения, которые помогут заставить мозг работать активнее и по-новому взглянуть на работу человеческого мозга и на его способность создавать и хранить воспоминания.

Мы собрали самые полезные книги по развитию памяти и надеемся, что в скором времени вы начнете менять свою жизнь к лучшему. Поделитесь с нами своими успеха в комментариях.

Джошуа Фоер, победитель Чемпионата США по памяти, рассказывает о том, как он тренировал свою память в течение целого года. Его книга хороша не только тем, что в ней изложено множество популярных мнемонических методик - от ассоциативных связей до . В ней в доступной, увлекательной форме объясняются принципы работы нашего мозга и выводы передовых научных исследований. Кроме того, есть много интересных исторических отсылок.

2. «Думай как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее», Барбара Оакли

Хотя в первую очередь эта книга о математике и особенностях математического мышления, из неё вы узнаете много секретов эффективного обучения. Суть методики, которую предлагает Оакли, заключается в том, что нужно прийти к пониманию предмета. Если вы что-то сумели понять, то и запомнить это вам не составит труда. С этой книгой вы научите свой мозг осваивать новые, даже самые сложные области знания.

3. «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное», Кристин Лоберг, Майк Байстер

Упражнения из этой книги нацелены на тренировку изобретательности и внимательности, умения быстро принимать решения и производить хорошее впечатление на окружающих. Хорошая - приятное дополнение к этому списку. Отличное руководство для работы над собой и развития умственных способностей.

4. «Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти», Нил Барнард

Барнард предлагает методику, чтобы эффективно использовать возможности своего мозга и избежать проблем с памятью в старости. Она включает три компонента:

  1. , чтобы мозг получал все необходимые полезные вещества.
  2. Упражнения для ума, чтобы укрепить нейронные связи.
  3. Устранение потенциальных физических угроз (нарушений сна, заболеваний, некоторых медицинских препаратов, которые могут оказать негативное воздействие).

5. «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти», Анхельс Наварро

Психолог Анхельс Наварро собрала упражнения, которые улучшают концентрацию и внимательность, учат мыслить более креативно. К тому же, все упражнения разделены по уровням, чтобы вы могли постепенно переходить от простых головоломок к самым сложным. Подача в игровой форме не даёт заскучать и задействует воображение.

6. «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти», Гарри Лорейн, Джерри Лукас

Основной метод для развития памяти, который рекомендуют авторы, - ассоциации. Остальные техники так или иначе связаны с ними. Они научат вас запоминать всё подряд: длинные слова и абстрактные понятия, списки дел и покупок, речи выступлений и тексты лекций, имена и лица людей, номера телефонов, даты, многозначные числа.

7. «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев

Артур Думчев, автор этой книги, помнит число Пи до 22 528 знаков после запятой. В своей книге он делится техниками по развитию памяти, которыми пользуется сам, чтобы быстро запоминать большие объёмы информации, решать в уме сложные задачи и заучивать наизусть длинные ряды цифр.

В этом издании уклон на практическую работу с читателем. Предлагаются конкретные приёмы с понятными примерами, алгоритмами выполнения и пояснениями.

8. «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп

Книга тренера и консультанта по саморазвитию Роджера Сайпа посвящена широкому кругу вопросов, связанных с ускоренным обучением: развитию памяти и интеллекта, и управлению энергией, расстановке приоритетов и тайм-менеджменту.

9. «Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга», Лоренс Кац, Мэннинг Рубин

Психологи Кац и Рубин доказали, что выполнение однотипных, скучных дел день за днём приводит к ухудшению памяти и снижению умственных способностей. Решение проблемы простое и очевидное: нужно добавить разнообразия в привычную рутину.

Вам предстоит научиться выполнять необычным способом обычные действия: делать всё с закрытыми глазами, управляться левой рукой вместо правой, добираться новыми маршрутами. Эти забавные опыты помогают поддерживать жизнедеятельность клеток мозга.

10. «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», Кэрол Дуэк

В основе книги простая идея - ошибаться можно, и это нормально. Гибкий подход, который пропагандирует Дуэк, это установка на рост: планомерно работая над собой, вы сможете развить любые свои качества. В том числе и память.

Книга Дуэк - это заряд мотивации, который поможет вам становиться лучше и прийти к пониманию, что любой недостаток можно превратить в вашу сильную сторону.

Основная литература:

    Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

    Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

    Зинченко Т.И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. М., 2002.

    Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2002.

    Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

    Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. - М.: Педагогика, 1974.

    Лурия А.Р. Внимание и память. - М.,1975.

    Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. - М., 1978.

    Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: МГУ, 1976.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2002.

    Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

    Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.

    Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология, вып 4. Научение и память. - М.: Прогресс, 1973.

    Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979.

Дополнительная литература.

    Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М.,1973.

    Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1996.

    Зинченко В.П. Живое знание. Самара, 1998.

    Корсаков С.С. Болезненные расстройства памяти и их диагностика. М., 1980.

    Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., МГУ, 1968.

    Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1977

    Соколов Е.Н. Механизмы памяти. - М.МГУ, 1969.

    Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 1926.

    Хофман И. Активность памяти. - М.: Прогресс, 1986.

    Эббингауз Г.Основы психологии. СПб., 1912.

Вопросы для самостоятельного повторения по теме:

1.Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.

2.Общая характеристика системы памяти.

3. Определение памяти. Основные функции, процессы, содержания и связи памяти.

4. Явление и понятие ассоциации. Законы, условия и виды ассоциаций.

5. Проблема памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Экспериментальное исследование опосредствованного запоминания.

6. Представление о памяти в бихевиоризме.

7. Когнитивный подход к исследованию памяти: основные понятия и положения.

8. Виды, уровни и типы памяти.

9. Характеристика, задачи и установки произвольного запоминания. Понятие и источники мнемической направленности.

10. Характеристика и исследования непроизвольного запоминания.

11. Кратковременная память: основные методы и результаты исследований.

12. Структура долговременной памяти. Феноменальная память. Амнезии.

Практикум по теме

Тема: «Исследование закономерностей процесса памяти »

Задание 1.

Цель задания . Изучение скорости образования и характера появляющихся ассоциаций методом предъявления ряда слов.

Необходимый материал и оборудование . Секундомер, список слов.

Ход выполнения задания . В первой части задания экспериментатор зачитывает испытуемому слова. Испытуемый должен отвечать на каждое предъявленное слово любым другим, пришедшим ему в голову. Протоколист, имея на бланке перечень предлагаемых слов и пользуясь секундомером, фиксирует время, затраченное на ответную реакцию, и ответ испытуемого. Испытуемому предъявляется 20-25 слов.

Во второй части задания испытуемому предлагаются другие слова, на которые он должен отвечать не произвольно, а соблюдая определенные условия. Например, можно предложить отвечать словом-антонимом или синонимом или словом, относящимся к раздражителю как часть к целому, как причина к следствию и т. д.

Вычисляется среднее время образования ассоциаций. При обработке результатов первой части задания полученные ассоциации классифицируются. Могут получиться следующие типы связей (характеры ассоциаций):

вид-род (стол - мебель);

часть-целое (корма - лодка);

ассоциация из той же категории (стол - стул);

предикативные (змея-ядовитая, зима - суровая);

по контрасту (черное- белое);

по элементарному определению слова-раздражителя (пение - хорошее);

по определению функции предмета (топор - рубить);

по отрицанию (щедрый - нещедрый);

по адекватности (пещера - убежище);

речедвигательные, т. е. ответ-штамп (обман - зрения);

по созвучию (топор - мотор);

по установлению причинной зависимости (боль - слезы; резать - больно).

При обработке результатов второй части задания характер ассоциаций не анализируется, поскольку он дан заранее, а основное внимание уделяется изучению связи между скоростью образования ассоциаций и их сложностью.

Задание 2.

Цель задания . Изучение непроизвольного запоминания слов, имеющих эмоциональную окраску, и нейтральных слов.

Необходимый материал . Ряд слов: мрак, мелодия, людный, грусть, страх, творчество, ритм, тревога, гнев, восторг, вопль, игра, боль, зависть, тусклый, фасон, замок, шерсть, пуговица, прическа, плоскость, стекло, пальто, береза, берег, песок, шарф, пятно.

Ход выполнения задания . Испытуемый делит чистый лист бумаги на 2 части по вертикали. Затем он прослушивает слова и записывает их следующим образом: слева пишет слова, которые, по его мнению, имеют эмоциональную окраску, справа - не имеющие эмоциональной окраски. Исписанный листок бумаги откладывается.

После этого на чистом листе, разделив его на 2 части, испытуемый воспроизводит слова, придерживаясь своего разделения на эмоциональные и неэмоциональные.

Подсчитывается записанное количество слов на первом и втором листах (эмоциональные и неэмоциональные слова подсчитываются отдельно). Затем составляется соотношение (для каждой группы слов отдельно) между количеством правильно воспроизведенных слов и общим количеством слов каждой группы. Обычно дробь для эмоциональных слов должна быть больше, чем для нейтральных.

Задание 3.

Цель задания . Исследование опосредствованного запоминания методом свободного графического ассоциирования.

Необходимый материал . Слова и словосочетания: мальчик - трус, сердитая учительница, трудная работа, развитие, ошибка, праздник, дом, ум, город, слепой музыкант, наука, подъем, движение, улица, покой.

Ход выполнения задания . А)Экспериментатор предлагает испытуемому прослушать и запомнить несколько слов и словосочетаний и медленно читает их. Испытуемый должен одновременно с прослушиванием дать графическое изображение услышанного. После окончания чтения под каждой пиктограммой (пиктограмма – образец рисуночного письма), начиная с первой, испытуемый записывает то слово, которое он должен был запомнить, делая это изображение. Б) испытуемому предлагается прослушать и запомнить 15 слов и сочетаний.

Обработка данных выполненного задания : Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в первой и второй серии. Вывод должен содержать определение значения опосредованного запоминания на процесс последующего воспроизведения.

Задание 11

Цель задания . Выявление типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

Необходимый материал . Четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.

Ход выполнения задания . Экспериментатор читает испытуемому вслух I ряд слов (интервал между словами - пять секунд). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут. Затем экспериментатор показывает испытуемому слова II ряда, которые он должен записать по памяти. Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова III ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе, после чего записывает на листке запомнившиеся слова III ряда. Спустя 10 минут экспериментатор показывает испытуемому слова IV ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывая» в воздухе, затем записывает на листке запомнившиеся слова IV ряда.

Обработка данных выполненного задания . После проведения опыта заполняется таблица и делается вывод об эффективности разных видов памяти:

Задание 4.

Цель задания . Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Необходимый материал . Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому 15 пар слов первого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка данных выполненного задания . Результаты опыта записываются в таблицу.

Задание 5.

Цель работы: изучить некоторые рациональные приемы запоминания.

Необходимый материал: набор слов для запоминания.

1. К опыту 1.- шкаф, село, тетрадь, машина, сабля, стекло, ручка, заяц, молоко, буква, шум, лев, лампа, дыня.

К опыту 2 - рыба, автомобиль, мах, стул, небо, туфли, градусник, учебник, лиса, щетка, море, парта.

К опыту 4 - дым - дыра, железо - желудь, карандаш - конь, стол-сено, корень-колокол, чайник - чернила, заяц - зеркало, лупа - лозунг, мыло - мельница, нора--ноль, огурец - очки, вода - ветер.

К опыту 5 - дуб - дерево, луна - планета, толстый - тонкий, взрыв - разрушение., теленок - корова, карандаш-тетрадь, рабовладелец - раб, материализм--идеализм, тучи - дождь, ученик - учитель, зима - лето, сладкое - горькое.

К опыту 6 - стадион, соревнование, выстрел, старт, бровка, соперник, обход, рывок, финиш, аплодисменты,

К опыту 7 - любовь, стипендия, победа, твист, зачет, невеста, декан, звонок, измена, праздник, змея, гол.

2. Набор карточек с изображением предметов и чисел. Всего 12 карточек, на каждой из которых в центре крупно изображен предмет, а в левом углу мелко - двузначное число: чашка, 12; голубь, 44; лыжи, 79; ваза, 16; футбольный мяч, 47; собака, 72; тарелка,18; штанга, 38; медведь, 76; ложка, 81; автомобиль, 53; дерево, 27.

3. Таблицы со схематическим изображением гимнастических упражнений.

4. Секундомер.

5 . Сводный протокол опытов.

Ход выполнения задания . Групповые и демонстрационные опыты, самостоятельный анализ студентами экспериментальных данных, полученных на занятиях.

Длительное и точное сохранение и воспроизведение изучаемого материала требуют рационально организованного запоминания. Оно предполагает: 1) правильную формулировку цели и создание установки па запоминание; 2) глубокое осмысливание; 3) целесообразно построенное повторение.

Соответственно этим моментам на занятии проводится три серии опытов.

В I серии проводятся два опыта: опыт 1, в котором цель запомнить не ставится, и опыт 2, в котором определяется цель запомнить.

Опыт 1 - групповой. Перед началом опыта экспериментаторпроизносит: «Внимание!» - и через 5 сек. диктует первое слово. В данном опыте (и во всех следующих) слова (или числа) .зачитываются однотонным голосом, с интервалами 5 сек. Через 5 сек. после произнесения последнего, двенадцатого, слова (или числа)подается команда: «Пишите». На воспроизведение дается I мин.

Инструкция: «Сейчас вам будут зачитаны слова. Слушайте их внимательно и старайтесь запомнить слова среднего рода. Когда будет сказано: «Пишите», возьмете карандаши и запишите в любом порядке слова среднего рода».

Студентам предлагается записать все прочитанные слова и зачеркнуть слова среднего рода. Оставшиеся слова принимаются за показатель непроизвольного запоминания. Результаты опыта каждый студент вносит в графу «опыт 1, индивидуальные данные». Высчитываются средние показатели группы и заносятся в соответствующую графу сводного протокола.

Опыт 2 - групповой.

Инструкция: «Сейчас вам будут читаны слова. Слушайте их внимательно и старайтесь запомнить. Когда будет сказано: «Пишите», - возьмите карандаши и запишите слова, которые сможете вспомнить, в любом порядке».

Студенты подсчитывают индивидуальные данные, высчитывают средние показатели по группе, вносят их в соответствующие графы сводного протокола, сопоставляют и объясняют результаты, полученные в опытах 1 и 2, знакомятся с данными психологических исследований А. А. Смирнова и Л.В. Занкова формулировки цели для эффективности запоминания.

II серия опытов преследует цель продемонстрировать значение осмысливания для продуктивности запоминания (опыты 3,4,5,6,), а также влияние эмоций на запоминание (опыт 7).

Опыт 3. Исследование продуктивности непроизвольного запоминания, включенного в активную мыслительную деятельность. Опыт демонстрационный. Для него используются 12 карточек, на которых в центре изображены различные предметы, а в правом углу--числа. Испытуемые (два студента) на время покидают аудиторию; оставшимся объясняют существо опыта. Затем в аудиторию приглашают одного из студентов и открывают перед ним 12 карточек.

Инструкция первому студенту : «Перед вами карточки с изображением различных предметов. Сгруппируйте карточки по признакам, определенным вами».

После этого студенту предлагают перечислить предметы и числа(которые стояли в углу каждой карточки). Подсчитывают количество правильно воспроизведенных предметов и чисел. Данные заносятся в соответствующую графу протокола.

И нструкция второму студенту : «Перед вами карточки, в правом углу каждой - цифры. Расположите карточки по числам, от большего к меньшему». После выполнения задания студенту предлагают воспроизвести числа и предметы, изображенные на картинках. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных чисели предметов. Данные вносятся в соответствующую графу протокола.

Студенты сравнивают и объясняют результаты, полученные в опытах 3,1,2.

В опытах4 и 5 исследуется запоминание слов в зависимости от характера связей между ними.

Опыт 4 - групповой. В нем используются слова, имеющие внешнее сходство.

Опыт 5 - групповой . В нем используются слова, имеющие содержательныесвязи.

Инструкция для опытов 4 и 5 : «Сейчас вам зачитают пары слов, старайтесь запомнить первое слово пары, используя второе вспомогательное для запоминания первого». При воспроизведении экспериментатор зачитывает вспомогательное слово, а студенты записывают первое слово пары.

Затем студенты подсчитывают индивидуальные данные, высчитывают средние показатели группы и вносят результаты в соответствующие графы протоколов.

Опыт 6. Логическое запоминание продиктованных слов, дающих возможность, мысленно составив предварительный план, написатьрассказ, состоящий из этих слов. Инструкция та же, что и в опыте 2.

Студенты подсчитывают индивидуальные данные, выводят средние данные по группе. Затем сопоставляют и объясняют результаты 5, 6 и знакомятся с исследованиями (А. А. Смирнова, В. А. Петровского) значения составления плана при заучивании материала.

Опыт 7. Запоминание эмоционально окрашенного материала.

Инструкция та же, что в опыте 2, набор слов для опыта 7. Студенты подсчитывают индивидуальные показатели, выводят средние данные по группе и объясняют результаты опыта.

IIIсерия опытов преследует цель ознакомить студентов правилами повторения материала. В опытах 8 и 9 иллюстрируется одноиз правил повторения. Экспозиция в этих опытах длится 45 сек, на узнавание и воспроизведение дается 90 сек.

Опыт 8. Исследование узнавания

Инструкция: «Сейчас вам будет показана таблица, на которой схематично изображены гимнастические упражнения. Постарайтесь запомнить их, с тем, чтобы потом в другой таблице отыскать эти упражнения и записать номера, которыми они обозначены.

Подсчитываются индивидуальные и средние данные по группе.

Опыт 9. Исследование воспроизведения.

Инструкция: сейчас вам будет показана таблица, на которой схематично изображены гимнастические упражнения. Постарайтесь запомнить их с тем, чтобы потом зарисовать или описать.

Студенты подсчитывают индивидуальные и средние данные по группе.

Правила повторения материала.

1. Повторять материал своевременно, пока он еще не забыт. Забывание происходит интенсивно в первые дни после запоминания, поэтому и повторение имеет особое значение именно первые дни.

Интересны данные М.Н.Шардакова о ходе забываний учебного материала школьниками:

Временные интервалы

Без повторений

После повторения

В первый день ерез 3-4 дня.

Через месяц.... Через 2 месяца. . . Через 6 месяцев. .

Через 3-4 месяца

Через месяц

Через 2 месяца

Через 6 месяцев

    Повторять материал следует разнообразно - вносить изменения в сам процесс повторения: несколько изменять содержание того, что повторяется, привлекать новые, дополнительные сведения; изменять способы повторения, для чего использовать материал при выполнении новых задач, требующих новых мыслительных операций.

    Активно воспроизводить материал в процессе заучивания и сознательно проверять воспроизводимое - устранять пробелы в запоминаемом.

    Правильно распределять повторение во времени. Надо различать два вида повторений: концентрированное (повторений следуют одно за другим до полного заучивания материала) неконцентрированное (повторения разделены определенными промежутками времени). Неконцентрированные повторения более продуктивны, чем концентрированные (см. таблицу).