Как море вешнее в разливе. Фёдор Иванович Тютчев

Фёдор Иванович Тютчев

Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной,-
И в звучных листьях замер он.

Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день,-
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.

Тема природных зарисовок, преобладающая в лирике Тютчева, приобретает особую трактовку: она неотделима от философских размышлений автора. Пейзажные картины, служащие источником мыслей и впечатлений, представлены в динамике, противоборстве, трансформации.

«Вечер», создание которого относят к 1825—1829 гг., начинается с «фирменной» лексической анафоры «Как». Функция стилистической фигуры, задействованной в разных эпизодах поэтического текста, изменчива: в первой строке она передает авторскую заинтересованность, в последующих — организует сравнение.

«Колокольный звон» — центральный образ «Вечера». Звуковая доминанта отличается мелодичностью и приглушенностью: источник звона находится далеко, и до лирического «я» доходят лишь его отголоски. Интересно, что звуковая волна подобна дуновению ветра: она «веет» над открытым пространством «долины» и угасает, замирая в листве деревьев. Последняя наделяется оригинальным эпитетом, который также ассоциируется с фонетическим эффектом.

Первое из сравнений уподобляет далекий звон «шуму от стаи журавлиной». Показателен выбор лексемы «шум»: в авторской версии она получает дополнительное значение, связанное с приятным, гармоничным характером звука. «Шум» является средством выражения основного акустического образа.

Во втором катрене на смену фонетическим приемам приходят изобразительные. Начальное двустишие сообщает о неподвижности окружающей природы. Спокойствие погожего дня сравнивается с разливом весенних вод. Финальные строки посвящены наступающему вечеру: появление теней знаменует приход сумерек. Антитеза между дневным и вечерним пейзажами организуется по признаку пассивности и активности. В отличие от неизменной, будто застывшей картины дня, грядущая ночь несет череду трансформаций. Для ее характеристики применяются два наречия в сравнительной степени: «торопливей» и «молчаливей».

Умиротворенное настроение лирического субъекта отражают формальные особенности стихотворения: классический размер четырехстопного ямба, звукопись с опорой на гласные «о», «э», «и».

В тот же период появилось другое произведение со сходной тематикой — «Летний вечер». Художественное пространство этого творения содержит ночную картину звездного неба. Темнота и прохлада приносят долгожданное «освобождение от зноя» и таинственный «сладкий трепет», охватывающий природу.

Вечер - это слово, которое вызывает различные ассоциации. Для одних - это приятный отдых, возможность пообщаться с близкими; для других - полное уединение, возможность остаться со своими мыслями. Кто-то ждёт вечера, для того чтобы сходить на свидание, а кому-то нужно вечером успеть сделать много дел. В любом случае - это полумрачное время суток самое таинственное. А само выражение: «До встречи вечером!» - звучит громко и обещает многое.

Если говорить о натуральной природе, то вечер, такое время суток, когда большинство растений погружается в сон, а вокруг происходят неуловимые изменения, иногда вовсе не понятные человеку. Не удивительно, что поэтов и прозаиков влечёт загадочное время суток.

Творчество Фёдора Ивановича Тютчева не обделено произведениями, которые посвящаются именно этому времени суток. Их можно насчитать десятки. Это и «Осенний Вечер», и «Летний Вечер»... Творчество Тютчева велико и многообразно, а природные стихотворные этюды переплелись с философской мыслью. Эти произведения требуют неспешного прочтения и изучения.

Вечер

Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной, –
И в звучных листьях замер он.

Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день, –
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.

Фёдор Иванович Тютчев

Родился автор произведения «Вечер» в 1803 году. Все свое раннее детство он провел в доме отца, который располагался в Орловской губернии. Он не ходил в специализированные школы, а проходил курс обучения на дому. Ему хорошо была известна латынь и древнегреческие особенности языка.

Практически с самого младенчества, Фёдор Иванович полюбил природу. В дальнейшем, в своих произведениях, он часто напоминал читателям об этом. Первый его учитель был весьма известным на то время человеком, который писал стихи. Звали его Семён Раич. Учитель очень сильно привязался к ученику, так как Федор был достойным и умным мальчиком. Именно Раич пробудил в поэте любовь к природе и лирике.

Тютчев учился на дому до 15 лет, после чего поступил в университет в Москве. Закончив его, он служил в русском посольстве и отправился в Германию, где провел 22 года. На протяжении всего этого времени он писал незабываемые и изысканные стихотворения.

Анализ произведения «Вечер»

Изначально необходимо отметить, что в небольшом стихотворении нет никаких эпитетов. Создано произведение в далеком 26-м году девятнадцатого столетия. Именно в это творческое время молодой дипломат Фёдор Иванович Тютчев только поступил в специализированную коллегию по иностранным делам государственного плана. В этом же году его направили на временное проживание и несение службы в Мюнхен.

В представленной читателю лирической миниатюре вмещен практически весь мир звуков, когда-либо издаваемый натуральной природой. Здесь совершенно не важно, природу какой именно страны старается описать поэт.

Качественные произведения с лирикой пейзажного направления считаются основными в творчестве многих поэтов, в том числе и Фёдора Ивановича. Каждый созданный шедевр данного автора оставляет после прочтения произведения длительное и своеобразное послевкусие. Читатель после прочтения произведения еще на протяжении длительного промежутка времени представляет в своем воображении представленную ему картину, которая описывает величие настоящей и могучей природы. Такие ощущения практически невозможно получить после увиденного воочию. Стихотворение показывает читателю живое полотно, позволяющее понять и представить природу с мельчайшими подробностями, с мельчайшими деталями.

Особенное отличие стихотворения «Вечер» - это не сам пейзаж, а множество издаваемых натуральной природой звуков. Здесь слышен далекий колокольный звон, но он не грохочет, а тихо веет по простору долины. В воображении у читателя сразу же возникает вся ширина пространства, которую старается донести до человека лирический герой. Данный звук представлен настолько тихим, что его едва можно различить. Он скорее напоминает шорох пролетающей стаи журавлей, который замирает в легко слышимом шуршании листвы.

Фёдору Ивановичу не нужно подчеркивать в своих строках время года, которое описано в произведении. Множество отдельных компонентов (это и журавли, и листья) дают повод читателю предположить, что в стихотворении речь идет именно об осенней поре года. Присутствует здесь и противоположность, а именно, при описании вешнего моря, расположенного в разливе. Здесь появляется ассоциация именно с весенней порой года.

Представленные противоречия специально созданы, чтобы подчеркнуть внутреннее состояние лирического героя в произведении. Автор представил читателю именно те ощущения, которые расположены глубоко в душе и зависят именно от настроения и определенной жизненной ситуации. Такая лирика иначе именуется, как философское направление, основанное на рассуждениях о жизненном пути.

Во второй строфе произведения перед читателем представлена уже наблюдательная, зрительная картина происходящего. Здесь описывается чистое и свободное небо, которое сравнивается в творении с вешним морем именно потому, что оно такое же голубое и беззаботное. Следует отметить, что такое пространство может появиться только над большим и просторным участком. Именно поэтому можно со смелостью учитывать версию, что натуральная природа в Германии, именно там, где временно проживал поэт, практически ничем не отличается от природы в России.

Если посмотреть на представленное небо с иной стороны, оно может ассоциироваться с большим расстоянием, которое отделяет автора от родины. Именно эта перспектива рождает мысль в воображении о просторах Руси, которые отличаются своей бескрайностью. Во время написания произведения Тютчев, по мнению многих критиков, испытывал сильную ностальгию по родным местам. Таким образом, молодой поэт придавал своему лирическому герою чувство постоянной безграничности, которое в определенный жизненный момент мог испытывать сам Тютчев во время проживании в губернии Орлова, где он провел свои детские годы.

Особенно интересны последние строки стихотворения «Вечер», которые раскрывают торопливую, молчаливую тень, которая ложится на природу. Именно так автор старается преподнести читателю наступление вечернего времени – тихого и спокойного, когда все окружающее засыпает.

Следует также отметить, что наступление времени покоя не меняет присутствующее настроение, которое отслеживалось на протяжении всего произведения. Лирический герой по-прежнему спокоен и испытывает безмятежность. Читателю во время прочтения совершенно неважно, с чем именно связано спокойствие и умиротворенность.

Произведение «Вечер» написано в виде четырехстопного ямба. Такой способ позволяет не спеша наслаждаться описываемым звучанием. Которое присутствует в стихотворении.

В произведении присутствует чередование женских и мужских рифм. Это создает в воображении своеобразный эффект прилива и отвода специфических (описываемых в произведении) волн от вешнего моря.

Следует отметить, что во все времена многие ведущие критики упрекали Фёдора Ивановича в том, что его произведения относятся к «чистой» искусственной деятельности. Призывы писать о Родине, о России постоянно будоражили общество. Этому способствовала политическая ситуация в мире и Европе. Тютчев же есть представитель «чистого» искусства, который вместо разнообразных социальных потрясений в обществе, все равно продолжает писать про красоту природы. Фёдор Иванович продолжает продвигать основную свою тематику и не дает оценку действиям политиков. Он предпочитает излагать красоту природного ландшафта, описывать все прелести ночной луны и придерживается романтического стиля.

Такие предпочтения говорят о том, что автор не хочет плыть по течению и подрожать революционным обязательствам. Как дипломат, Тютчев, вообще, всегда высказывался против любых революций. И все его произведения, включая стихотворение «Вечер», желание приобщить читателя к спокойствию и безмятежности. Это та поэзия, которая способна окунуть в мир, где присутствует лишь красота.

Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься свидетелем всего происходящего, будто сам видишь все эти невероятные картины и восхищаешься живописными пейзажами.

В своем стихотворении автор описывает прекрасную осеннюю пору. Несмотря на то, что в этот период природа увядает, она необычайно красива и хороша. Словно умелый художник, Тютчев говорит о том, какие изменения происходят в природе, как засыпает природа перед зимой. При этом он не описывает все это в мрачных и грубых тонах, он видит в этом какую-то необъяснимую прелесть и красоту.

Также Тютчев проводит какую-то незримую нить между человеческим миром и миром природы. Он говорит о том, что есть нечто общее между человеческими чувствами и природными. Природа предстает перед читателями живым существо, которому также свойственны перемены, чувства, мысли и желания.

Размер данного стихотворения – четырехстопный ямб, благодаря такому выбору стихотворение, словно протяжная песня, течет и переливается.

Стихотворение Тютчева состоит из множества художественных приемов. Это и олицетворения, и эпитеты и даже аллитерация. Благодаря их грамотному использованию у читателя создается впечатление, что он сам наблюдает за всеми этими переменами, настолько талантливо и изумительно написано стихотворение.

Тютчев – удивительный поэт и трудно поспорить с этим утверждением. Насколько точно ему удается передать все природные тонкости и чудеса, происходящие в эту пору. Насколько ярко и красочно он описывает каждое природное явление, будь то смена времен года или дуновение ветерка. При этом, несмотря на приближение зимы, он намекает на то, что в скором времени скоро наступит тепло, ведь природа под воздействием времени находится в постоянном цикличном движении. Одна пора сменяет другую, возможно поэтому в каждой строчке прослеживается некая тихая радость.

Анализ стихотворения Вечер (Как тихо веет над долиной…) Тютчева

Многим писателям-поэтам очень близка тема окружающей их природы. Практически у каждого есть хотя бы одно произведение, посвященное данной теме. Тютчев Федор Иванович не является исключением среди всех остальных поэтов. Этому знаменитому и любимому многими писателю так же присуща и очень близка тема природы. Только стоит заметить, что именно у данного писателя тема различных природных зарисовок смогла приобрести особую, не совсем обычную трактовку, что позволило сделать каждое его стихотворение особым и неповторимым.

Стихотворение "Вечер" так же является не обычным и уникальным. Годами его создания считают года с 1825 по 1829 годы. Да, да и не стоит удивляться иногда одно стихотворение писатели писали десятки лет, так как считали что не полностью раскрыли главную тему стихотворения, а следовательно оно нуждается в доработке.

Данное произведение начинается так сказать, с фирменного слога данного писателя "Как". Причем стоит заметить, что в данном стихотворение этот предлог используется несколько раз, и каждый абсолютно в разном смысловом контексте.
Так же нельзя не сказать, что данное стихотворение наполнено некой мелодичностью, которая сохраняется на протяжение всего произведения. Если говорить более подробно, то речь идет конечно же о "Колокольном звоне". Большинство специалистов и критиков в области литературы утверждают, что читая стихотворение можно как бы услышать данный звук, который конечно же навевает определенные мысли.

Во второй части стихотворения появляются изобразительные периоды, то есть вместе со звуком музыки и её мелодичностью читатель может изучить природу, которая конечно же есть в данном стихотворении.

Вообще прочтение данного стихотворения создаете некое умиротворенное настроение, которое позволяет подумать о чем-то высоком, помечтать и окунуться в некую несуществующую реальность, а как известно это очень и очень полезное занятие, так как во время данного процесса отдыхает и расслабляется наш внутренний мир.

Федор Иванович создав это стихотворение смог наполнить его жизнью и яркими красками, не смотря на вечернее время.

Анализ стихотворения Вечер (Как тихо веет над долиной…) по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора Бунина

    Основной темой произведения является размышления поэта о разлуке с родной землей в эмиграции. Повествование стихотворения ведется от имени лирического героя

  • Анализ стихотворения Весенние мысли Фета

    Весна в лирике Афанасия Фета является олицетворением возрождения и новым смыслом жизни. Благодаря этом автор находит силы жить заново и находить новые цели. Множество своих стихотворений Афанасий посвящает весне

  • Анализ стихотворения Пускай мечтатели осмеяны давно Некрасова

    Основная часть любовной лирики Некрасова приходится на период середины его творчества и, конечно, жемчужиной среди всей этой лирики остается так называемый панаевский цикл, который представляет собой рассказ об амурных отношениях с Авдотьей Панаевой

  • Анализ стихотворения Маяковского Ночь

    Русская литература начало 20 века отличалась появлением разного рода тенденций, футуризм одно из актуальных движений времени. Не столь публичный юный лирик Маяковский относил себя к представителям этого направления

  • Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»

    Фет – это поэт девятнадцатого века. Афанасий Фет написал произведение, которое называлось и называется по сей час «Это утро, радость эта…» в 1881 году. Поэт был человеком

Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной,-
И в звучных листьях замер он.

Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день,-
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.

Анализ стихотворения «Вечер» Тютчева

Тютчев — поэт-лирик, который обращается влюблённым взором к человеческому естеству. Почти все свои чувства он обличает в природные явления, и в этом можно увидеть неразрывную связь человека и его первостихийного начала.

Стихотворение «Вечер» было написано Фёдором Ивановичем в промежуток с 1925 по 1929 год. Тогда поэт, которому ещё не было и тридцати, поступив на службу в Государственную Коллегию Иностранных дел, был выслан как посол в Мюнхен. Оторванный от своей Родины, Тютчев тосковал. В этот период появились такие стихотворения как «Летний вечер» и «Весенняя гроза» (1928), «Полдень» и «Весенние воды» (1929). И, если присмотреться, в этих произведениях нет ни южнонемецкой мюнхенской природы, ни узкой реки Изар с зелёными набережными. В стихотворениях Тютчева перед читателем расстилаются картины полей, лугов и широких полноводных рек — чего-то необъятного и необъяснимо родного.

Начинается стихотворение как раз с долины, но образ её пока неясен, окружён туманом. Лирический герой будто сидит с закрытыми глазами, представляя раздолье рядом, но более его привлекает звук. Переливы колоколов практически не слышны, они долетают до героя затихающим шумом. А шум у Тютчева — это нечто спокойное и переливчатое. «Шум от стаи журавлиной» носит значение неторопливости и полного погружения в природу, ведь только в таком состоянии можно уловить этот еле слышимый звук.

Можно сказать, что в первом катрене лирический герой вслушивается, и только во втором смеет открыть глаза. И тут же всё увиденное перерастает в его внутренние ощущения. Не просто вечер наступает, укрывая долину — на застывший день ложится тень, торопливая, молчаливая. День угасает, унося с собой всё, что было в нём. У Зинаиды Гиппус есть похожий мотив в её стихотворении , написанном спустя почти сто лет:

День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел, как птица.
Он был обыкновенным днем,
А все-таки — не повторится.

С помощью стихотворного размера (классический четырёхстопный ямб), различных метафор и сравнений («звучные листья»; день «как море вешнее в разливе»; «молчаливая» и «торопливая» тень — предзнаменователь ночи) создаётся размеренный и неторопливый ритм этюда. Но, в то же самое время, видно, что герой, лирическое «я» автора, неспокоен. Он меланхолично тоскует, не зная, что может принести ему следующий день. Так или иначе, в стихотворении отражаются внутренние переживания Тютчева, находящегося заграницей и страстно желающего попасть обратно на Родину.