От чего умирает дарья мелехова. Трагедия жизни дарьи мелеховой

Литература

Студенческий

Вариант III
1. Перечислите известные Вам произведения М.Шолохова.
2. В каком году М.Шолохов начал работу над книгой «Тихий Дон»?
3. Назовите жанр произведения М.Шолохова «Тихого Дона».
4. Найдите соответствия между книгами романа «Тихий Дон» и описываемыми в них событиями:
1-я книга
2-я книга
3-я книга
4-я книга
А) события революций 1917 г., неудачная попытка установления Советской власти Дону, экспедиция Подтелкова
Б) рассказ о мирной жизни казачества, начало Первой мировой войны
В) разгром Верхнедонского восстания, служба Григория Мелехова в коннице Буденного, демобилизация, возвращение на хутор, бегство в банду Фомина, распад семьи Мелеховых, окончательное возвращение Григория в родной дом
Г) изображение событий Верхнедонского восстания казаков против власти большевиков.
5. Как назывался хутор, на котором жила семья Мелеховых?
6. Какое уличное прозвище было у Мелеховых?
7. Почему Прокофий Мелехов (дед Григория) после русско-турецкой войны поселился на краю хутора?
8. Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?
А) “Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли в нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…”
Б) «Ее порочная, вызывающая красота неумолимо притягивала его. Красота эта свободная, отрицает серость равенства»
В) “…вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей”.
9. Назовите девичью фамилию жены Григория Мелехова Натальи.
10. Как звали брата и сестру Григория?
11. Как называлось имение генерала Листницкого, где жили Григорий и Аксинья?
12. Как звали мужа Аксиньи?
13. Что стало причиной возвращения Григория в семью, к Наталье после ранения и госпиталя.
14. Почему Михаил Кошевой хотел арестовать Петра и Григория Мелеховых?
15. Какое событие стало причиной жестоких расправ Григория над большевиками?
16.Кому из персонажей романа принадлежат эти слова?
А) «Моим рукам работать надо, а не воевать».
Б) «Нынче вы нас расстреливаете, а завтра уж будет вам черёд. Советская власть устанавливается во всей России. Вот попомните мои слова»?
17. Сколько было детей у Натальи с Григорием? Назовите их имена.
18. За что Дарья Мелехова получила медаль от правительства Дона?
19. Почему Наталья хотела избавиться от ребенка?
20. Что подарила Аксинья Дарье за вызов Григория?
21. От чего умерла Аксинья?
22. Василиса Ильинична не хотела, чтобы Дуняшка выходила замуж за Мишку Кошевого. Почему?
23. Как заканчиваются последние страницы романа?
24. Что означают слова, встречающиеся в произведении:
Гутарить –
Курень –
Зараз –
Жалмерка –
Стряпать -
25. Дайте развернутый ответ на вопрос: «В чем трагизм любви Аксиньи к Григорию?»

Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» эта трагичная история нескольких человеческих судеб на фоне исторических событий и потрясений. Особая роль отведена автором одной из второстепенных героинь Дарье Матвеевне Мелеховой, супруге Петро. Именно этот женский образ в романе добавляет рельефности в описания характеров Аксиньи и Натальи.

Дарья красивая женщина — высокая, стройная, моложавая и всегда разодетая. Даже получив Георгиевскую награду за смерть мужа, она долго подбирает к ней подходящий наряд. Но красива эта женщина лишь внешне. В характере её нет ни чувственной страстности, ни человеколюбия, свойственных многим другим героиням романа. Если говорить об основных характеризующих её чертах, то порочность напрашивается в первую очередь. Дарье ничего не стоила измена мужу, затем она открыто сожительствовала со Степаном Астаховым, заигрывала с Григорием и потешалась над Натальей, когда та не разделила её желания поразвлечься в гуляниях, пока законных мужей нет дома. В домашних и хозяйственных делах жена Петро ленива и нерасторопна. По жизни Дарья пытается идти без особых усилий или раздумий, но её участи вряд ли кто позавидует.

У Дарьи и Петро был ребёнок, но он умер ещё в младенчестве. Больше детей героиня не родила. Замужество Дарью не сгубило, не измотало. Несмотря на то, что она изменяла супругу где и когда того желала, а потом могла спокойно смотреть на него «честными» глазами, Петро был ей не чужим человеком. Его гибель стала реальной потерей для Дарьи. Но убивалась по мужу она не долго, с его смертью женщину словно «подхлестнуло» — ей захотелось ещё больше «жить» во всех смыслах этого слова. Любовь к разгульной жизни отдалит Дарью от семьи, она станет циничнее, безразличнее, равнодушнее. Даже во внешней красоте её теперь отчётливо видится читателю что-то недоброе и угрожающее — злая улыбка, прищуренные глаза и своевольный изгиб бровей. Пантелей Прокофьевич ругает сноху за беспутность и угрожает ей поркой. Наталья относится к пристрастию Дарьи «погулять» с брезгливостью и жалостью. Но мнение близких людей молодую женщину не волнует.

Она без тени сомнения за отданное колечко вызывает Григория из семьи на свидание с Аксиньей, нанеся тем самым большую обиду Наталье. Растрата нравственной чистоты и душевная опустошённость приводят Дарью к жестокому поступку, который Мелеховы не смогут ей простить. Она убивает избитого до полусмерти и беззащитного Ивана Котлярова, желая отомстить за смерть Петро. Из жизни Дарья уходит по собственной воле, бросившись в реку. Многочисленные любовные похождения заканчиваются для неё сифилисом в крови. Испугавшись медленной, болезненной и позорной смерти, женщина решает свою судьбу. Она осудит себя сама и по всей строгости.

Вступление

В «Тихом Доне» Дарья, жена Петра Мелехова, конечно, не является центральным персонажем. Однако ей отводится в романе особая роль. Прежде всего, благодаря Дарье, более рельефно вырисовываются характеры других героинь произведения – Натальи и Аксиньи.

Внешность Дарьи

Внешний облик Дарьи складывается из мелких деталей. У неё «злые губы», «мелкие частые зубы», «тонкие дуги бровей». Именно на бровях героини Шолохов часто заостряет внимание. Она «играет» бровями, когда встречает Аксинью, слушает непристойности дяди Ильи на свадьбе Григория и Натальи, оглядывает Григория, собирающегося на сватовство.

Дарья красива. «Высокая, тонкая, как красноталая хворостинка, была она похожа на девушку». Осознавая свою внешнюю привлекательность, женщина любит принарядиться. Часто читатель видит её «одетой богато и видно», «разнаряженной, словно на праздник». То на ней появляется малиновая шерстяная юбка, то бледно-голубая с расшитым подолом, то новая шерстяная юбка. Даже получив Георгиевскую медаль, она долго выбирает кофту, на которой награда будет лучше всего смотреться.

Характер Дарьи

В отличие от других героинь «Тихого Дона», Натальи, Аксиньи, Ильиничны, Дуняши, Дарья не отличается страстной натурой или человеколюбием. Скорее, можно сказать, что основной чертой её характера является порочность. Дарья легко изменяет мужу, отправляясь на фронт, открыто живёт со Степаном Астаховым, даже с Григорием пытается заигрывать. Она смеётся над Натальей, не понимающей её желания поразвлечься на игрищах в отсутствие Петра.

Дарья ленива. «От работы хоронится как собака от мух», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Когда погибает Пётр, она даже отказывается принять участие в сенокосе, сказавшись больной.

В то же время она способна и на решительные, порой страшные поступки. Так, Дарья расстреливает своего кума Котлярова, принимавшего участие в поимке Петра, находит в себе силы покончить с собой, заразившись «дурной болезнью».

Судьба Дарьи Мелеховой

Дарью Мелехову в романе «Тихий Дон» Шолохов рисует как женщину, идущую по жизни легко. У неё нет сомнений и душевных переживаний, как у других героинь. «Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила её». Но даже Дарью превратности судьбы не обошли стороной. Она лишается мужа, убитого в овраге Мишкой Кошевым. Эта смерть, действительно, была потерей для женщины: «опухшая выскочила на крыльцо, рухнула в сани».

Но Дарья горевала недолго. «Смерть Петра словно подхлестнула её, и, чуть оправившись от перенесённого горя, она стала ещё жаднее к жизни, ещё внимательнее к своей наружности». Автор отмечает, что «никакое горе не было в силах не только сломать её, но даже пригнуть к земле». Оказывается, что это не так.

Заразившись на фронте сифилисом, Дарья начинает задумываться о своей жизни. Она даже завидует Наталье, над скромностью которой всегда посмеивалась. «Мне бы теперь сызнова жизню начать – может, и я бы другой стала?

» – говорит она.

Жизнь Дарьи, как и большинства героев романа, заканчивается трагично. Понимая, что она будет медленно умирать, теряя здоровье и красоту, Дарья решается наложить на себя руки и топится в Доне.

Заключение

Образ Дарьи в «Тихом Доне» представляется противоречивым. Долгое время он вызывает мало симпатии у читателя, особенно в контрасте с другими героинями. Постепенно мы проникаемся к Дарье жалостью. Конечно, можно сказать, что за свои поступки нужно платить. Но цена, которую платит героиня, возможно, слишком высока.

Тест по произведению

Вступление Внешность Дарьи Характер Дарьи Судьба Дарьи Мелеховой Заключение

Вступление

В “Тихом Доне” Дарья, жена Петра Мелехова, конечно, не является центральным персонажем. Однако ей отводится в романе особая роль. Прежде всего, благодаря Дарье, более рельефно вырисовываются характеры других героинь произведения – Натальи и Аксиньи.

Внешность Дарьи

Внешний облик Дарьи складывается из мелких деталей. У нее “злые губы”, “мелкие частые зубы”, “тонкие дуги бровей”. Именно на бровях героини

Шолохов часто заостряет внимание. Она “играет” бровями, когда встречает Аксинью, слушает непристойности дяди Ильи на свадьбе Григория и Натальи, оглядывает Григория, собирающегося на сватовство.

Дарья красива. “Высокая, тонкая, как красноталая хворостинка, была она похожа на девушку”. Осознавая свою внешнюю привлекательность, женщина любит принарядиться. Часто читатель видит ее “одетой богато и видно”, “разнаряженной, словно на праздник”. То на ней появляется малиновая шерстяная юбка, то бледно-голубая с расшитым подолом, то новая шерстяная юбка. Даже получив Георгиевскую медаль, она долго

выбирает кофту, на которой награда будет лучше всего смотреться.

Характер Дарьи

В отличие от других героинь “Тихого Дона”, Натальи, Аксиньи, Ильиничны, Дуняши, Дарья не отличается страстной натурой или человеколюбием. Скорее, можно сказать, что основной чертой ее характера является порочность. Дарья легко изменяет мужу, отправляясь на фронт, открыто живет со Степаном Астаховым, даже с Григорием пытается заигрывать. Она смеется над Натальей, не понимающей ее желания поразвлечься на игрищах в отсутствие Петра.

Дарья ленива. “От работы хоронится как собака от мух”, – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Когда погибает Петр, она даже отказывается принять участие в сенокосе, сказавшись больной.

В то же время она способна и на решительные, порой страшные поступки. Так, Дарья расстреливает своего кума Котлярова, принимавшего участие в поимке Петра, находит в себе силы покончить с собой, заразившись “дурной болезнью”.

Судьба Дарьи Мелеховой

Дарью Мелехову в романе ” Тихий Дон ” Шолохов рисует как женщину, идущую по жизни легко. У нее нет сомнений и душевных переживаний, как у других героинь. “Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее”. Но даже Дарью превратности судьбы не обошли стороной. Она лишается мужа, убитого в овраге Мишкой Кошевым. Эта смерть, действительно, была потерей для женщины: “опухшая выскочила на крыльцо, рухнула в сани”.

Но Дарья горевала недолго. “Смерть Петра словно подхлестнула ее, и, чуть оправившись от перенесенного горя, она стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности”. Автор отмечает, что “никакое горе не было в силах не только сломать ее, но даже пригнуть к земле”. Оказывается, что это не так.

Заразившись на фронте сифилисом, Дарья начинает задумываться о своей жизни.
Она даже завидует Наталье, над скромностью которой всегда посмеивалась. “Мне бы теперь сызнова жизню начать – может, и я бы другой стала?” – говорит она.

Жизнь Дарьи, как и большинства героев романа, заканчивается трагично. Понимая, что она будет медленно умирать, теряя здоровье и красоту, Дарья решается наложить на себя руки и топится в Доне.

Заключение

Образ Дарьи в “Тихом Доне” представляется противоречивым. Долгое время он вызывает мало симпатии у читателя, особенно в контрасте с другими героинями. Постепенно мы проникаемся к Дарье жалостью. Конечно, можно сказать, что за свои поступки нужно платить. Но цена, которую платит героиня, возможно, слишком высока.


Другие работы по этой теме:

  1. План Противоречивость характера героя Молодость и отчаянность Гражданский долг и ответственность Идейные искания Осознание главных ценностей Бессмертное произведение М. А. Шолохова ” Тихий Дон ”...
  2. Дарья Мелехова является женой старшего брата Григория Мелехова – Петра. Эта женщина ленива и цинична женщина, но в то же время довольно обаятельна. Ильинична все...
  3. План Вступление Описание Григория Мелехова Характеристика Григория Судьба Григория Мелехова и его путь исканий Отношения Григория с Аксиньей и Натальей Заключение Вступление Судьба Григория Мелехова...
  4. Главный герой романа “Тихий Дон” казак Григорий Мелехов проходит в перипетиях революции и гражданской войны слож­ный путь, трагический, но незавершенный. Существуют две наи­более распространенные точки...
LVI Пленных пригнали в Татарский часов в пять дня. Уже близки были быстротечные весенние сумерки, уже сходило к закату солнце, касаясь пылающим диском края распростертой на западе лохматой сизой тучи. На улице, в тени огромного общественного амбара сидела и стояла пешая сотня татарцев. Их перебросили на правую сторону Дона на помощь еланским сотням, с трудом удерживавшим натиск красной конницы, и татарцы по пути на позиции всею сотнею зашли в хутор, чтобы проведать родных и подживиться харчишками. Им в этот день надо было выходить, но они прослышали о том, что в Вешенскую гонят пленных коммунистов, среди которых находятся и Мишка Кошевой с Иваном Алексеевичем, что пленные вот-вот должны прибыть в Татарский, а поэтому и решили подождать. Особенно настаивали на встрече с Кошевым и Иваном Алексеевичем казаки, доводившиеся роднею убитым в первом бою вместе с Петром Мелеховым. Татарцы, вяло переговариваясь, прислонив к стене амбара винтовки, сидели и стояли, курили, лузгали семечки; их окружали бабы, старики и детвора. Весь хутор высыпал на улицу, а с крыш куреней ребятишки неустанно наблюдали - не гонят ли? И вот ребячий голос заверещал! - Показалися! Гонют! Торопливо поднялись служивые, затомашился народ, взметнулся глухой гул оживившегося говора, затопотали ноги бежавших навстречу пленным ребятишек. Вдова Алешки Шамиля, под свежим впечатлением еще не утихшего горя, кликушески заголосила. - Гонют врагов! - басисто сказал какой-то старик. - Побить их, чертей! Чего вы смотрите, казаки?! - На суд их! - Наших исказнили! - На шворку Кошевого с его дружком! Дарья Мелехова стояла рядом с Аникушкиной женой. Она первая узнала Ивана Алексеевича в подходившей толпе избитых пленных. - Вашего хуторца пригнали! Покрасуйтеся на него, на сукиного сына! Похристосуйтеся с ним! - покрывая свирепо усиливающийся дробный говор, бабьи крики и плач, захрипел вахмистр - начальник конвоя - и протянул руку, указывая с коня на Ивана Алексеевича. - А другой где? Кошевой Мишка где? Антип Брехович полез сквозь толпу, на ходу снимая с плеча винтовочный погон, задевая людей прикладом и штыком болтающейся винтовки. - Один ваш хуторец, окромя не было. Да по куску на человека и этого хватит растянуть... - говорил вахмистр-конвоир, сгребая красной утиркой обильный пот со лба, тяжело перенося ногу через седельную луку. Бабьи взвизгивания и крик, нарастая, достигли предела напряжения. Дарья пробилась к конвойным и в нескольких шагах от себя, за мокрым крупом лошади конвоира увидела зачугуневшее от побоев лицо Ивана Алексеевича. Чудовищно распухшая голова его со слипшимися в сохлой крови волосами была вышиной с торчмя поставленное ведро. Кожа на лбу вздулась и потрескалась, щеки багрово лоснились, а на самой макушке, покрытой студенистым месивом, лежали шерстяные перчатки. Он, как видно, положил их на голову, стараясь прикрыть сплошную рану от жалящих лучей солнца, от мух и кишевшей в воздухе мошкары. Перчатки присохли к ране, да так и остались на голове... Он затравленно озирался, разыскивая и боясь найти взглядом жену или своего маленького сынишку, хотел обратиться к кому-нибудь с просьбой, чтобы их увели отсюда, если они тут. Он уже понял, что дальше Татарского ему не уйти, что здесь он умрет, и не хотел, чтобы родные видели его смерть, а самую смерть ждал со всевозраставшим жадным нетерпением. Ссутулясь, медленно и трудно поворачивая голову, обводил он взглядом знакомые лица хуторян и ни в одном встречном взгляде не прочитал сожаления или сочувствия, - исподлобны и люты были взгляды казаков и баб. Защитная вылинявшая рубаха его топорщилась, шуршала при каждом повороте. Вся она была в бурых подтеках стекавшей крови, в крови были и ватные стеганые красноармейские штаны, и босые крупные ноги с плоскими ступнями и искривленными пальцами. Дарья стояла против него. Задыхаясь от подступившей к горлу ненависти, от жалости и томительного ожидания чего-то страшного, что должно было совершиться вот-вот, сейчас, смотрела в лицо ему и никак не могла понять: видит ли он ее и узнает ли? А Иван Алексеевич все так же тревожно, взволнованно шарил по толпе одним дико блестевшим глазом (другой затянула опухоль) и вдруг, остановившись взглядом на лице Дарьи, бывшей от него в нескольких шагах, неверно, как сильно пьяный, шагнул вперед. У него кружилась голова от большой потери крови, его покидало сознание, но это переходное состояние, когда все окружающее кажется нереальным, когда горькая одурь кружит голову и затемняет свет в глазах, беспокоило, и он с огромным напряжением все еще держался на ногах. Увидев и узнав Дарью, шагнул, качнулся. Какое-то отдаленное подобие улыбки тронуло его некогда твердые, теперь обезображенные губы. И вот эта-то похожая на улыбку гримаса заставила сердце Дарьи гулко и часто забиться; казалось ей, что оно бьется где-то около самого горла. Она подошла к Ивану Алексеевичу вплотную, часто и бурно дыша, с каждой секундой все больше и больше бледнея. - Ну, здорово, куманек! Звенящий, страстный тембр ее голоса, необычайные интонации в нем заставили толпу поутихнуть. И в тишине глуховато, но твердо прозвучал ответ: - Здорово, кума Дарья. - Расскажи-ка, родненький куманек, как ты кумя своего... моего мужа... - Дарья задохнулась, схватилась руками за грудь. Ей не хватало голоса. Стояла полная, туго натянутая тишина, и в этом недобром затишном молчании даже в самых дальних рядах услышали, как Дарья чуть внятно докончила вопрос: - ...как ты мужа моего, Петра Пантелеевича, убивал-казнил? - Нет, кума, не казнил я его! - Как же не казнил? - еще выше поднялся Дарьин стенящий голос. - Ить вы же с Мишкой Кошевым казаков убивали? Вы? - Нет, кума... Мы его... я не убивал его... - А кто же со света его перевел? Ну кто? Скажи! - Заамурский полк тогда... - Ты! Ты убил!.. Говорили казаки, что тебя видали на бугре! Ты был на белом коне! Откажешься, проклятый? - Был и я в том бою... - Левая рука Ивана Алексеевича трудно поднялась на уровень головы, поправила присохшие к ране перчатки. В голосе его явственная оказалась неуверенность, когда он проговорил: - Был и я в тогдашнем бою, но убил твоего мужа не я, а Михаил Кошевой. Он стрелял его. Я за кума Петра не ответчик. - А ты, вражина, кого убивал из наших хуторных? Ты сам чьих детишков по миру сиротами пораспустил? - пронзительно крикнула из толпы вдова Якова Подковы. И снова, накаляя и без того накаленную атмосферу, раздались истерические бабьи всхлипы, крик и голошенье по мертвому "дурным голосом"... Впоследствии Дарья говорила, что она не помнила, как и откуда в руках ее очутился кавалерийский карабин, кто ей его подсунул. Но когда заголосили бабы, она ощутила в руках своих присутствие постороннего предмета, не глядя, на ощупь догадалась, что это - винтовка. Она схватила ее сначала за ствол, чтобы ударить Ивана Алексеевича прикладом, но в ладонь ее больно вонзилась мушка, и она перехватила пальцами накладку, а потом повернула, вскинула винтовку и даже взяла на мушку левую сторону груди Ивана Алексеевича. Она видела, как за спиной его шарахнулись в сторону казаки, обнажив серую рубленую стену амбара; слышала напуганные крики: "Тю! Сдурела! Своих побьешь! Погоди, не стреляй!" И подталкиваемая зверино-настороженным ожиданием толпы, сосредоточенными на ней взглядами, желанием отомстить за смерть мужа и отчасти тщеславием, внезапно появившимся оттого, что вот сейчас она совсем не такая, как остальные бабы, что на нее с удивлением и даже со страхом смотрят и ждут развязки казаки, что она должна поэтому сделать что-то необычное, особенное, могущее устрашить всех, - движимая одновременно всеми этими разнородными чувствами, с пугающей быстротой приближаясь к чему-то предрешенному в глубине ее сознания, о чем она не хотела, да и не могла в этот момент думать, она помедлила, осторожно нащупывая спуск, и вдруг, неожиданно для самой себя, с силой нажала его. Отдача заставила ее резко качнуться, звук выстрела оглушил, но сквозь суженные прорези глаз она увидела, как мгновенно - страшно и непоправимо - изменилось дрогнувшее лицо Ивана Алексеевича, как он развел и сложил руки, словно собираясь прыгнуть с большой высоты в воду, а потом упал навзничь, и с лихорадочной быстротой задергалась у него голова, зашевелились, старательно заскребли землю пальцы раскинутых рук... Дарья бросила винтовку, все еще не отдавая себе ясного отчета в том, что она только что совершила, повернулась спиной к упавшему и неестественным в своей обыденной простоте жестом поправила головной платок, подобрала выбившиеся волосы. - А он еще двошит... - оказал один из казаков, с чрезмерной услужливостью сторонясь от проходившей мимо Дарьи. Она оглянулась, не понимая, о ком и что это такое говорят, услышала глубокий, исходивший не из горла, а откуда-то, словно бы из самого нутра, протяжный на одной ноте стон, прерываемый предсмертной икотой. И только тогда осознала, что это стонет Иван Алексеевич, принявший смерть от ее руки. Быстро и легко пошла она мимо амбара, направляясь на площадь, провожаемая редкими взглядами. Внимание людей переметнулось к Антипу Бреховичу. Он, как на учебном смотру, быстро, на одних носках, подбегал к лежавшему Ивану Алексеевичу, почему-то пряча за спиной оголенный ножевой штык японской винтовки. Движения его были рассчитаны и верны. Присел на корточки, направил острие штыка в грудь Ивана Алексеевича, негромко сказал: - Ну, издыхай, Котляров! - и налег на рукоять штыка со всей силой. Трудно и долго умирал Иван Алексеевич. С неохотой покидала жизнь его здоровое, мослаковатое тело. Даже после третьего удара штыком он все еще разевал рот, и из-под ощеренных, залитых кровью зубов неслось тягуче-хриплое: - А-а-а!.. - Эх, резак, к чертовой матери! - отпихнув Бреховича, сказал вахмистр, начальник конвоя, и поднял наган, деловито прижмурив левый глаз, целясь. После выстрела, послужившего как бы сигналом, казаки, допрашивавшие пленных, начали их избивать. Те кинулись врассыпную. Винтовочные выстрелы, перемежаясь с криками, прощелкали сухо и коротко... Через час в Татарский прискакал Григорий Мелехов. Он насмерть загнал коня, и тот пал по дороге из Усть-Хоперской, на перегоне между двумя хуторами. Дотащив на себе седло до ближайшего хутора, Григорий взял там плохонькую лошаденку. И опоздал... Пешая сотня татарцев ушла бугром на Усть-Хоперские хутора, на грань Усть-Хоперского юрта, где шли бои с частями красной кавалерийской дивизии. В хуторе было тихо, безлюдно. Ночь темной ватолой крыла окрестные бугры, Задонье, ропчушие тополя и ясени... Григорий въехал на баз, вошел в курень. Огня не было. В густой темноте звенели комары, тусклой позолотой блестели иконы в переднем углу. Вдохнув с детства знакомый, волнующий запах родного жилья, Григорий спросил: - Есть кто там дома? Маманя! Дуняшка! - Гриша! Ты, что ли? - Дуняшкин голос из горенки. Шлепающая поступь босых ног, в вырезе дверей белая фигура Дуняшки, торопливо затягивающей поясок исподней юбки. - Чего это вы так рано улеглись? Мать где? - У нас тут... Дуняшка замолчала. Григорий услышал, как она часто, взволнованно дышит. - Что тут у вас? Пленных давно прогнали? - Побили их. - Ка-а-ак?.. - Казаки побили... Ох, Гриша! Наша Дашка, стерва проклята-я... - в голосе Дуняшки послышались негодующие слезы, - ...она сама убила Ивана Алексеевича... стрельнула в него... - Чего ты мелешь?! - испуганно хватая сестру за ворот расшитой рубахи, вскричал Григорий. Белки Дуняшкиных глаз сверкнули слезами, и по страху, застывшему в ее зрачках, Григорий понял, что он не ослышался. - А Мишка Кошевой? А Штокман? - Их не было с пленными. Дуняшка коротко, сбивчиво рассказала о расправе над пленными, о Дарье. - ...Маманя забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям, а Дашка откель-то явилась пьяная... Пьянее грязи пришла. Зараз спит... - Где? - В амбаре. Григорий вошел в амбар, настежь открыл дверь. Дарья, бесстыже заголив подол, спала на полу. Тонкие руки ее были раскинуты, правая щека блестела, обильно смоченная слюной, из раскрытого рта резко разило самогонным перегаром. Она лежала, неловко подвернув голову, левой щекой прижавшись к полу, бурно и тяжко дыша. Никогда еще Григорий не испытывал такого бешеного желания рубануть. Несколько секунд он стоял над Дарьей, стоная и раскачиваясь, крепко сцепив зубы, с чувством непреодолимого отвращения и гадливости рассматривая это лежащее тело. Потом шагнул, наступил кованым каблуком сапога на лицо Дарьи, черневшее полудужьями высоких бровей, прохрипел: - Ггга-дю-ка! Дарья застонала, что-то пьяно бормоча, а Григорий схватился руками за голову и, гремя по порожкам ножнами шашки, выбежал на баз. Этою же ночью, не повидав матери, он уехал на фронт.