Кто кем становится шибаев. Н.Сладков Они и мы Шибаев Кто кем становится

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: О Братьях наших меньших МКОУ "Путиловская ООШ"

Скороговорка Бедный Федя съел медведя, Утром рано съел барана. На закуску съел лягушку, Хотел волка, да неловко, Хотел гуся, да боюся.

Цели урока: 1. Как называется раздел, к которому мы переходим? 2. А кто это такие - братья наши меньшие? Как вы понимаете это выражение? 3. Как вы объясните слово «меньшие»? Почему меньшие? 4. Что подчёркивается словами «наши братья»?

Работа по теме урока 1. Можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? 2. Учебник с. 125. Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе? 3. Чему мы научимся? 4. Чему будем учиться?

Чтение статьи 1. Прочитайте название вступительной статьи на с. 126 2. Как вы понимаете это название - «Они и мы»? 3. Кто автор этой статьи? 4. Как вы думаете, о чём эта статья? 5. Узнаем значение двух слов, которые встретятся в статье.

Словарная работа 1. Околица - 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность. Кричать на всю околицу (разг.) - очень громко. Расславить на всю околицу (разг.) - разгласить всем, многим. 2. Уязвимый - 1. Такой, которого легко уязвить, обидеть. 2. Слабый, плохо защищённый.

Проблемный вопрос 1. Какое главное правило при общении с природой предложил нам Н. Сладков?

« Не навреди!»

Сладков Николай Иванович Лесные сказки Азбука леса Бюро лесных услуг Загадочный зверь Лесные тайнички Синичкина кладовая О степи Поющее дерево

Физкультминутка

Чтение стихотворения 1. Рассмотрите иллюстрации на с. 127. Как вы думаете, что хотели нам показать авторы учебника? 2. Прочитайте название стихотворения. О чём оно говорит? 3. Прочитайте самостоятельно стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится?» 4. Как вы поняли его смысл?

Продолжение работы над стихотворением 5. Прочитайте стихотворение, вставляя необходимые по смыслу слова. 6. Ответьте на вопрос стихотворения. 7.Прочитайте стихотворение выразительно.

Работа в парах Задание: Запишите рядом с названиями животных названия их детёнышей

Домашнее задание Придумать небольшое стихотворение о любимом животном Удачи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Правописание наречий" 4 класс "Школа России".

Презентация к уроку русского языка "Правописание наречий" 4 класс "Школа России".Соответствует конспекту урока, помогает учащимся усвоить материал урока....

Презентация к уроку литературного чтения в 4-ом классе Тема: Стихи о Родине, о природе. К.Д. Бальмонт «Россия». Оценка эмоционального состояния автора.

Презентация к уроку литературного чтения в 4-ом классе Тема: Стихи о Родине, о природе. К.Д. Бальмонт «Россия». Оценка эмоционального состояния автора. УМК "Начальная школа 21 века"...

>>Литература 2 класс >> Литература: А. Шибаев. «Кто кем становится?» , Н. Сладкова «Они и мы»


Урок 25

Н. СЛАДКОВ «ОНИ И МЫ»,

А. ШИБАЕВ «КТО КЕМ СТАНОВИТСЯ?»

Цели: воспитывать у учащихся бережное отношение к «братьям нашим меньшим».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

– Мы начинаем изучение новой темы, она называется «О братьях наших меньших».
– Как вы думаете, кому посвящена эта тема?

2. Работа над рассказом.
Если Вы хотите найти поучительные, добрые рассказы о природе, рассказы о животных, то творчество Николая Ивановича подойдет лучше всего.

Легкий, доступный язык рассказов о природе в простой форме передает детям тайну и многообразие окружающего мира.

Чтение рассказов о животных Сладкова воспитывает любовь и ответственность в ребенке.

Это богатство, которое нам оставил Николай Сладков, бесценно.

1) Чтение детьми рассказа Н. Сладкова «Они и мы».

Послушайте рассказ и попробуйте отгадать, о каком звере рассказывает автор.

Отгадайте загадку:

Что за зверь лесной
Стал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (Заяц.)

А теперь познакомимся еще с одним лесным жителем - героем рассказа «Медведь измеряет рост». Чтение рассказа учителем.

Что делал медведь в лесу? (Царапал кору деревьев, кусал ее, терся о ствол, оставляя на нем кусочки шерсти.) Зачем он это делал? (Он отмечал свои владения в лесу.) Почему рассказ называется «Медведь измеряет рост?» (Со стороны кажется, что он на самом деле измеряет свой рост.)

2) Коллективное обсуждение рассказа.

Вывод : «Не навреди!» – это правило для человека в отношении с животными.

3) «Поэтическая игра». А. Шибаев «Кто кем становится?».

А. Шибаев. Кто кем становится

Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая... (собака).

Жеребёнок - с каждым днём
Подрастал и стал...(конём).

Бык, могучий великан,
В детстве был... (телёнком).

Толстый увалень баран –
толстеньким...(ягнёнком).

Этот важный кот пушок -
Маленьким... (котёнком).

А отважный петушок -
Кро-о-хотным...(цыплёнком).

А из маленьких гусят
Вырастают... утки -
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.

Дети читают строки, домысливая окончание фразы.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: нарисовать домашнего питомца, составить рассказ о нем.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Елена Колчина
Звуковая культура речи. Чтение стихотворения А. Шибаева «Кто кем становится» во второй младшей группе

Вторая младшая группа. Звуковая культура речи. Чтение стихотворения А. Шибаева «Кто кем становится».

Цель: Упражнять в четком произношении гласных звуков Э, Ы ; закреплять произношение звука М (МЬ) в словах и фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи; активизировать словарь детей: названия животных и их детенышей.

Ход занятия. «Слышали вы когда – нибудь, как гудят пароходы?– спрашивает воспитатель. - У пароходов разные голоса. Одни гудят протяжно, долго, примерно так: ы-ы-ы-ы (произносится на одном выдохе) , другие гудят иначе: ы - ы - ы (произносится отрывисто) ». Дети все вместе и индивидуально (3-4 ребенка) исполняют «песенки» пароходов.

«Кто из вас знает, - интересуется педагог, - что такое эхо?» И поясняет: в горах, на высоком берегу речки можно что – то крикнуть, а слово вернется к вам, но по дороге потеряет ряд букв, будет звучать по- другому. Предлагает поиграть в «Эхо».

Дети, сложив ладони рупором, кричат: «Мы-ы-ы-ы». К ним «возвращается»: «Ы-ы-ы-ы» (3-4 упражнения).

Появляется маленький медвежонок. Он хнычет: э-э-э-э. Воспитатель объясняет, что малыш хочет спать, но никак не может заснуть. Просит детей вместе спеть медвежью колыбельную: э-э-э-э. Зачем медвежонка укачивают и поют ему песню дети по очереди, бережно, передавая его друг другу. Воспитатель уносит медвежонка и укладывает в кровать.

Демонстрирует детям куклу. «Это говорящая кукла, - объясняет педагог. – Я завожу ее ключиком, и она говорит: «Ма-ма» (воображаемая ситуация). Что и как говорит кукла?»

Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Заводные куклы»: «Вы все будете говорящими куклами. Любую (любого) из вас я заведу – вот так! - ключиком. Тот, кого я заведу, должен произнести: «Ма – ма».

После того как 5-6 малышей выступать в роли заводных кукол, игра продолжается в различных вариантах: дети изображается в различных вариантах: дети изображают заводных телят, заводных котят и т. д. Педагог напоминает, что голоса телят басовитее, «толще», а котят – «тоньше», нежнее.

«Заведу-ка я вот этого черненького теленочка. А сейчас заведу маленького беленького котеночка. А вот кошку по имени Котауси заводить не буду. Уж очень она хитрая, эта Котауси».

Педагог читает английскую песенку «Котауси и Мауси» в обработке К. Чуковского. Повторяет стихи, а дети договаривают слова, в том числе начинающиеся на М (мышка Мауси). Затем с помощью воспитателя дети читают в лицах диалог Котауси и Мауси.

Воспитатель.

И подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси…

Котауси.

Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси.

Чудесную песенку, Мауси.

Воспитатель.

Но ответила умная Мауси…

Мауси.

«Ты меня не обманешь, Котауси…»

Все дети.

Так ответила умная Мауси –

И скорее бегом от Котауси.

Исполнители ролей Мауси и Котауси меняются 2-3 раза.

Если воспитатель решит, что для детей его группы английская песенка трудна, рекомендуем прочитать в лицах отрывок из сказки «Усатый – полосатый» С. Я. Маршака:

Стала девочка учить котенка говорить:

Котик, скажи: мя-чик.

А он говорит: Мяу!

Скажи: ло-шадь.

А он говорит: Мяу!

Скажи: э-лек-три-че-ство.

А он говорит: Мяу – мяу!

Все «мяу» да «мяу».

«Вы любите шутить? – интересуется воспитатель. Для детей, умеющих шутить, у меня есть замечательное стихотворение». (Читает 2-3 раза.)

Жил был маленький ЩЕНОК.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая …(собака) .

ЖЕРЕБЕНОК - с каждым днем

Подрастал и стал… (конем) .

БЫК, могучий великан,

В детстве был… (теленком) .

Толстый увален БАРАН

Толстеньким… (ягненком) .

Этот важный КОТ Пушок –

Маленьким … (котенком) .

А отважный Петушок –

Кро-о-хотным… (цыпленком) .

А из маленьких гусят

Вырастают… (утки)

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

(А. Шибаев. Кто кем становится)

Публикации по теме:

Конспект ОД «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ц]-[Ч]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» Технологическая карта ОД с детьми старшей группы «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный.

Цель: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И», «О», «У». Задачи: Образовательные: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И»,.

Конспект НОД во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звуки [б], [б’]» Конспект НОД во второй младшей группе по теме: «Звуковая культура речи: звуки б, бь» Цель: Сформировать у детей интерес к речевой деятельности.

Конспект НОД во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]» Конспект НОД во второй младшей группе

ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 имени С. С. Виноградова»

2 – в класс

УМК «Школа России»

Урок открытия новых знаний

Учитель Околита Зоя Евгеньевна

Тема: О братьях наших меньших.

Цели:

    Познакомить учащихся с новым разделом.

    Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.

    Прививать любовь к животным и интерес к чтению.

УУД:

Познавательные:

    ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; находить ответы на вопросы в тексте;

    извлечение необходимой информации из текстов различных жанров , из иллюстраций;

    сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    использование знаково – символических средств;

    анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

    установление причинно-следственных связей;

    умение анализировать, делать выводы, строить доказательства.

    самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

    умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;

    развитие готовности к сотрудничеству;

    интерес к общему делу;

Регулятивные:

    определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

    умение прогнозировать текст;

    умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

    слушание и понимание речи других;

    умение работать в парах, умение договориться .

Оборудование: выставка книг Н. И. Сладкова, карточки (для работы в парах), учебник «Литературное чтение» для 2 класса, простой карандаш, компьютерная презентация, видео караоке «Не дразните собак»

I Организационный момент. Психологическая поддержка. (Слайд 2)

Ребята, встаньте красиво, ровно. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение. Такое настроение нам понадобится сегодня для работы. Возьмите друг друга за руки и расскажем стихотворение.

Мы - умные, мы - дружные,

Мы - внимательные, мы - старательные.

Мы отлично учимся.

Всё у нас получится!

Проверим готовность к уроку.

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спинка? – Прямая

II Речевая разминка (Слайд 3)

Светлячок! А где твой дом?

Я ищу тебя кругом.

Где ты прячешься? Скажи!

Я хочу с тобой дружить!

Посмотрите на экран. Прочитайте про себя и определите жанр литературного произведения. (Стихотворение.)

Как называется стихотворение? («Светлячок»)

Кто такой светлячок? (Насекомое. Жук.)

Почему его так назвали?

(Он светится в темноте. Он отражает свет.)

А где он живет? (В траве.)

Прочитайте стихотворение «про себя».

Прочитайте стихотворение выразительно.

III Самоопределение к деятельности (Слайд 4)

Разгадайте ребусы

Назовите всех этих существ одним словом. (Животные.)

(Слайд 5)

о

Здесь зашифрована фраза. Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слова?

Расшифруйте слова и вы узнаете название раздела, к которому мы сегодня переходим.

(«О братьях наших меньших»)

Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.)

Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас?

(Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.)

Что подчеркивается словами «наши братья»?

(Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)

Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода?

(Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать корм.)

Сегодня мы поговорим о животных.

Сформулируйте тему нашего урока.

«Братья наши меньшие».

IV Работа над новым материалом

    Прогнозирование раздела

Узнав название раздела и поняв это название, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

(Это будут произведения о животных и об отношении человека к ним.)

Откройте учебники на странице 125.

Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе?

Чему мы научимся?

Чему мы будем учиться?

    Работа над текстом Н. Сладкова «Они и мы»

1) Знакомство с писателем (Слайд 6)

- Прочитайте фамилию автора вступительной статьи на странице 126. (Н. Сладков.)

Посмотрите на портрет Николая Ивановича Сладкова. Родился он в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург). С детства он любил природу, интересовался ей. Со 2 класса записывал в специальную тетрадь свои впечатления и наблюдения о животных. Посмотрите на эту выставку книг. Сладков написал более 60-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. В них он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Много писал о необходимости защиты природы, о воспитании бережного отношения к природе. Умер Николай Иванович Сладков в 1996 году в возрасте 76 лет. Теперь познакомимся с его статьей.

2) Прогнозирование чтения

Прочитайте ее название.

(«Они и мы»)

Как вы думаете, о ком этот текст?

(О животных и людях, об отношении людей к животным.)

3) Словарная работа (Слайд 7)

Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте. Какой словарь поможет нам растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.)

Здесь слова зашифрованы.

коилац (околица) яивмзыйу (уязвимый)

2124365 81532467

Околица - 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Уязвимый - тот, которого легко обидеть. Слабый, плохо защищенный.

Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте.

4) Первичное чтение текста (учителем).

Проверка первичного восприятия текста

Какой текст прослушали: художественный или научно-познавательный?

(Научно-познавательный.)

Докажите, что это научно-познавательный текст.

(В научно-познавательном тексте автор не передает свои чувства и переживания, он сообщает только факты, сведения о жизни животных. В таком тексте много познавательного материала.)

Подумайте, какие факты сообщает нам автор?

(Животные живут в лесах, полях, болотах).

А чем отличается художественный текст от научно-познавательного?

(В художественном тексте автор передает свое отношение к герою, вызывает у читателя сочувствие, переживание за его судьбу, желание помочь ему в трудной ситуации.)

(Чтобы дать знания об окружающем мире.)

5) Вторичное чтение текста (детьми)

Прочитайте текст «жужжащим» чтением вполголоса, по «цепочке»

6) Работа по содержанию текста

Что это за существа в перьях? (Это птицы.)

Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)

Что за существа в шерсти? (Это звери.)

Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)

Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.)

(Соседи потому, что живут рядом с нами. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)

Много тысячелетий живут на планете рядом с нами птицы, рыбы, звери, насекомые.

Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков?

(«Не навреди!»)

Как человек может навредить животным?

(Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.)

- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей)

Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?

(Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)

Можем ли мы как-то помочь животным?

(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)

Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать? (Слайд 8)

Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.

V Физкультминутка (Слайд 9)

Шли по крыше три кота.

Три кота Василия. (Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели кисти на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)

И сказали три кота:

- Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)

    Работа над стихотворением А. А. Шибаева «Кто кем становится»

1) Знакомство с писателем (Слайд 10)

Посмотрите на портрет А. А. Шибаева. Родился он в 1923 году в городе Волхове Ленинградской области. Воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен. Долгие годы боролся с болезнями. Умер в 1979 году, прожив 56 лет. А. А. Шибаев сочинял веселые, радостные детские стихи. С одним из них мы сегодня познакомимся. Но сначала рассмотрите иллюстрации на странице 127. Как вы думаете, что хотели нам показать авторы учебника? (Ответы детей)

Прочитайте название стихотворения.

(«Кто кем становится»)

О чем говорит это название? (Ответы детей)

Найдите задание 1 на странице 127. Прочитайте его.

Что нужно сделать в стихотворении?

(Вставить пропущенные слова.)

Выполните задание. Кому трудно запомнить, можно записать эти слова на карточке.

(Учащиеся читают самостоятельно стихотворение и вставляют пропущенные слова.)

2) Первичное чтение стихотворения.

Проверка восприятия стихотворения

Понравилось ли вам стихотворение?

Какое оно?

(Веселое, шуточное.)

Что вы представили, когда его читали? Какие картинки возникли в вашем воображении?

(Учитель спрашивает каждого ученика.)

Сейчас почитаем стихотворение выразительно.

3 ) Выразительное чтение стихотворения

(Учащиеся читают стихотворение по «цепочке».)

4 . Игра «Кто у кого» - Работа в парах (Слайды 11, 12, 13)

У вас на столах карточки с названиями животных. Запишите рядом названия детенышей животных.

У кошки - … .

У собаки-… .

У зайчихи -… .

У утки-… .

У овечки-… .

У курочки-… .

У ежихи-… .

У коровы-… .

У свиньи-… .

У лисы-… .

У рыбки-… .

У лосихи -… .

У волчицы-… .

У кошки - котенок.

У собаки - щенок.

У зайчихи - зайчонок.

У утки - утенок.

У овечки - ягненок.

У курочки - цыпленок.

У ежихи - ежонок.

У коровы - теленок.

У свиньи - поросенок.

У лисы - лисенок.

У рыбки - малек.

У лосихи - лосенок.

У волчицы - волчонок.

У скворчихи - птенец.

VI Рефлексия (Слайд 14)

Поднимите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

    Желтый: на уроке мне было интересно. У меня все получилось.

    Зеленый: на уроке мне было интересно, но были трудности.

    Красный: на уроке мне было неинтересно, скучно. Я не справился с заданием.

VII Подведение итогов урока

Какой раздел мы начали изучать сегодня?

(«Братья наши меньшие»)

Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему?

Чему нас учит этот раздел?

(Заботится о животных, жалеть их.)

Видео караоке песни «Не дразните собак».

VIII Домашнее задание (Слайд 15)