Ребенок-интроверт: особенности воспитания.

Добрый день, дорогие родители!

У моего сына есть близкий друг, с которым они часто играют вместе, им всегда весело и я ни разу не слышала, чтобы ребята ссорились. Но как только в их компании появляются еще дети, как мальчишка сразу закрывается. Общение с большим количеством детей и людей для него сложно. По темпераменту он интроверт.

Жить и общаться с такими ребятами иногда довольно тяжело даже папе и маме. Они не могут точно узнать, что же чувствует их кроха, хорошо ли ему. Да и окружающие не всегда охотно принимают таких людей в компанию.

Возникают трудности в процессе посещения детского сада, школы. И вот сегодня мне бы хотелось написать статью о детках интровертах, ведь это не так уж плохо, главное найти правильные рычаги управления.

Если у вас ребенок интроверт как воспитывать такого малыша, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. За консультацией я обратилась к родителям нашего друга, ведь они, по моему мнению, очень грамотно общаются и строят отношения со своим сыном.

Прежде чем приступить к процессу воспитания, дорогие читатели, давайте разберемся: интроверт – кто это? Далеко не все знакомы с понятиями в области психологии. Сначала нужно убедиться, что ваш малыш действительно интроверт.

В психологии интровертами называют личности, которые замкнуты в себе, неохотно показывают свои эмоции, предпочитая держать их внутри и открывать свои мысли и переживания только тем, которым они на 100% доверяют.

Если ваш ребенок – интроверт, признаки будут налицо:

  • Общаются такие люди неохотно, общество для них – скорее обуза и тягость, чем причина для радости встречи.
  • От врожденной некоммуникабельности исходит и неуверенность в себе, обидчивость, порой на пустом месте. Люди называют таких «буками» и предпочитают обходить стороной.
  • В то же время интроверты мечтательны, порой изобретательные и творческие люди, их внутренний мир довольно богат, поэтому посторонние им не требуются.

Если вы замечаете за своим крохой такие особенности, он наверняка интроверт.

Часто родители, у которых в семье рождается такой ребенок, начинают ставить под сомнение его психическое здоровье:

— Все дети играют, а мой в стороне стоит!

— Разговаривает мало, часто предпочитает играть сам! Может, стоит обратиться к врачу? А если у него болезнь?

Такие мысли посещают не одного родителя, если его малыш сидит и спокойно раскладывать пазлы, смотрит картинки или сам копается в игрушках вместо того, чтобы пойти поиграть с друзьями.

Но интроверт не заболевание. Это всего лишь особенности психики.

Понаблюдайте за собой, спросите у своих родителей, как вы вели себя в детстве. Если кроха интроверт, значит, родители тоже предпочитают жить уединенно, к ним редко ходят друзья, работа не связана с публичной деятельностью и т.д.

Ребенок впитывает атмосферу семьи. Если папа и мама ведут активный образ жизни, выступают, много общаются, малышу трудно оставаться интровертом в такой обстановке!

И все же, если указанные признаки обнаружены, следует найти правильный подход к воспитанию.

Как воспитать?


Сначала уберите у себя в голове установку, дорогие родители, что ваше чадо хуже других. Она есть у вас, раз вы решили что-то изменить в воспитании и подходе к малышу!

Конечно, экстраверт, который с эмоциями повествует о своих впечатлениях, со всеми готов общаться, хватает все на лету, привлекает больше внимания и симпатий. Но с ним тоже не просто! Попробуйте усадить его и попросить что-то нарисовать, написать. Придется приложить немало усилий!

С интровертом в этом отношении легче. Такие дети очень внимательны, усидчивы, речь у него может быть богатая, если он готов выразиться. Друзей он имеет немного, два-три, но зато самых преданных.

Единственное, что дается ему с трудом, — это новые отношения. К ним следует подготовить ребенка, поскольку перемены в жизни для интроверта – стресс.

Что делать, если ребенок интроверт? Предлагаю опираться на следующие правила общения.

Относиться с вниманием

Сначала нужно признать, что личность ребенка может не соответствовать вашим ожиданиям и спокойно это принять. Родителям хочется, чтобы малыш был активным, с легкостью находил друзей. Но если это не так, не нужно ребенка подкалывать и торопить.


Вы можете добиться того, что он начнет изображать бурную деятельность, но внутренний протест приведет к еще большей замкнутости. Если вы собираетесь на прогулку или в зоопарк, ваше чадо стоит психологически к этому подготовить.

Расскажите, что и кого кроха может там увидеть, побеседуйте о том, что с другими детьми нужно знакомиться общаться. Возможно, в таких знакомствах вам придется выполнить роль посредника.

Например, подвести его к другому малышу и сказать: «Давай познакомимся. Это мой сын. Представься, сынок». Так ваш малыш будет чувствовать себя защищенно.

Как общаться?

Только в положительном аспекте. Вдохновляйте на поступок, общение с детьми. Акцентируйте внимание на его положительных качествах, чтобы привить уверенность в себе. Если малыш в чем-то провинился, обстоятельно расскажите, за что последовало наказание.

Незаметно привлекайте его к участию в общественной деятельности: попросите оплатить кассиру покупку, принять участие в детском конкурсе или утреннике, поиграть с ребенком соседки и т.д. Так незаметно вы построите фундамент для взрослой жизни и уверенности в собственных силах.

А как же в обществе?


Хорошо, если у родителей есть возможность воспитывать кроху-интроверта дома. Это позволит избежать многих психологических травм. Но если такой возможности нет, и приходится отдавать его в детсад? А затем школу?

Не стоит отчаиваться. В детском саду малыш пройдет адаптацию и в школе уже будет вести себя подготовленно.

Подготовка к детсаду интроверта имеет свои особенности. Следует рассказать ребенку, для чего он туда идет, кого он встретит, какое общение его ждет. Для малыша приход в такое место не должен быть сюрпризом. То же самое относится к школе, если ребенок-интроверт не ходил в детсад.

Если есть возможность отдавать малыша в детсад сначала на полдня или на 2-3 часа, стоит ею воспользоваться. Так адаптация пройдет гораздо лучше и безболезненно.


После пребывания крохи в обществе детей и воспитателей спросите, чем он занимался, с кем познакомился, как провел день. Малыш почувствует вашу поддержку и любовь.

Но перед тем как отдавать ребенка в детсад, разузнайте репутацию заведения, соберите отзывы мам о воспитателях, посмотрите, что пишут на форумах. Учреждение не должно славиться несчастными случаями с детьми, халатным или жестоким отношением воспитателей или детей друг к другу.

В такой садик интроверта лучше не отдавать: вы сильно рискуете его психологическим здоровьем. То же замечание относится к школе.

Еще стоит сказать о кружках. Малообщительных детей родители стараются определить сразу в несколько студий. Мол, будет среди детей, быстрее научиться реагировать, шустрее станет. Но это ошибка. Интроверты тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой, для них это может стать психологической травмой.

Присмотритесь к талантам своего чада, выберите кружок, который больше ему по душе – и посещайте его на здоровье!

Помните: интроверт не диагноз, а лишь особенность личности, темперамента. Такие дети требуют к себе особого внимания. Согласитесь, ведь ваш малыш чудесный: творческая натура, усидчивый, внимательный... это же так замечательно!

До новых встреч, дорогие читатели!

Родителям важно знать, у них ребенок интроверт или ребенок экстраверт психология на этот счет придерживается мнения, что от характера малыша зависит последующая жизнь. Вовремя разобравшись с этим, мамочки смогут добиться совершенства и успехов во всех сферах жизни. Следует помнить и о том, нет малышей – четко выраженных экстравертов или интровертов. Чаще можно встретить сочетание обоих психологических типов личности.

Чем же интроверт отличается от экстраверта, в чем положительные и отрицательные стороны каждого из типов? Психология придерживается следующего описания интровертов и экстравертов.

Ребенок-интроверт (меланхолик или флегматик)

Этот ребенок пользуется любовью у родителей. И есть за что. В отличие от других детей, эмоции у малыша этого типа проявляются крайне скудно. Он даже не делает попыток втянуть в игру взрослых. Ему хорошо и в одиночестве, он вполне себе самодостаточен. Для счастья ребенку-интроверту хватит , а вывести из себя его смогут только серьезные происшествия.

По каким признакам можно определить интроверта?

  1. Общительность вряд ли можно отнести к сильным сторонам данного типа личности. Малыш нелюдим, чужд общения, не любит шумные места;
  2. Для полноценного общения ему достаточно одного-двух близких друзей. Быстро утомляется в многочисленных компаниях;
  3. Не любит вести светские беседы. Чаще всего отказывается от посещения шумных мероприятий;
  4. Хотя друзей у ребенка-интроверта мало, ради них он готов на все, пожертвует последним и всегда поможет;
  5. Малышу не нужно несколько раз повторять одно и то же, он буквально с полуслова понимает родителей;
  6. Со стороны ребенок с данным типом личности может показаться слишком медленным. Несмотря на это, несомненное его достоинство – доведение начатого дела до логического завершения, чего нельзя сказать об экстраверте;
  7. Ребенка-интроверта, увлеченно занимающегося чем-то, сложно, сложно переключить на что-то другое;
  8. Этот тип детей не любит долго болеть, тщательно следит за состоянием своего здоровья, предпочитает проверенное старое неизвестному новому;
  9. Малыша-интроверта вряд ли придется ругать за то, что он шалит или балуется – подобное поведение ему просто не свойственно;
  10. Можно отметить целеустремленность и упрямство этого типа. Интроверты всегда добиваются поставленных целей, им не присуще моментально забывать о своих желаниях;

Преимущества быть интровертом:

  • Способность нестандартно мыслить;
  • Умение наслаждаться настоящим моментом;
  • Богатый внутренний мир;
  • Любовь к учебе;
  • Нестандартное мышление;
  • Наличие творческих способностей.

Ребенок-экстраверт (холерик или сангвиник)

В отличие от интровертов, дети-экстраверты шумные, громкие и активные. Они любят привлекать к себе внимание, особенно в местах скопления большого количества людей. Причем привлекать внимание к своей царской персоне можно любыми способами – в магазинах.

По каким признакам можно вычислить экстраверта:

  1. Внимание постоянно переключается с одного предмета на другой, не держится на чем-то одном;
  2. Экстраверту нужно постоянно что-то делать, ему не сидится на одном месте;
  3. Открыто проявляет свои эмоции. Если хочет плакать – плачет, ему радостно и весело – смеется;
  4. Отличается громким голосом. Из людей данного типа выходят отличные ораторы;
  5. Общительный, не терпит одиночества, всегда должен находиться среди людей
  6. Часто проговаривает мысли вслух
  7. Любит, чтобы его хвалили, одобряли поведение и поступки. Без этого у экстраверта опускаются руки и пропадает стимул к деятельности;
  8. Любит рассказывать о своих эмоциях, чувствах. Но и интересуется чувствами других людей;
  9. Наслаждается общением, любит находиться на площадке, играя с другими детьми;
  10. Досконально пересказывает все произошедшее;

Преимущества быть экстравертом:

  • Большое количество знакомых и друзей, коммуникабельность;
  • Легкость в нахождении общего языка с другими людьми;
  • Чаще всего люди этого типа – душа компании;
  • Экстраверты отличные вдохновители и вообще креативные люди;

Неважно, интроверт или экстраверт. У каждого, есть свои положительные качества. Зная особенности каждого из типов, направляя их в правильное русло, можно добиться больших успехов.

"В трудные периоды, когда подростку не по себе в мире взрослых, когда ему не хватает веры в себя, он находит поддержку в воображаемой жизни".
Франсуаза Дольто


Подростками сегодняшних детей можно считать уже с 10-11-ти летнего возраста. И именно в этот период родителям важно раскрыть природный психологический потенциал своих взрослеющих детей. К сожалению, неизвестно, когда наступает и сколько длится период наибольшей чувствительности у каждого конкретного подростка – период трансформации и изменений. Период, когда особенно важно быть "на расстоянии вытянутой руки", быть доступным и выражать свою любовь подростку, который не способен принимать и любить самого себя.

Подростковый возраст – "нежный" возраст, удивительный тем, что подросток откликается на все хорошее, что для него делается, хоть и не откликается на это хорошее сразу. Взрослому важно быть устойчивым, даже если кажется что все "как горохом об стену".

Особенно это касается развития, а не подавления потенциала подростков-интровертов. Ведь экстраверта не так просто поставить в рамки, он более контактный и энергичный в отстаивании своих ценностей.

Интроверты же имеют свои особенности, которые являются ценными для них и нуждаются в поддержке, а не коррекции. Подавляя и переделывая интроверта из лучших побуждений или же игнорируя его природные данные, родитель рискует получить инфантильного взрослого, ребенка, который зависим и не способен быть взрослым и ответственным.

Мы выделили семь основных черт интровертов, на которые рекомендуем родителям и близким подростку людям реагировать следующим образом:

1. Способность быть наедине с собой.

Одиночество может быть болезненным для экстраверта, но необходимо для интроверта. Для последнего это возможность восстановиться после контактов с людьми, разобраться в себе и построить новые духовные связи и цепочки во внутреннем плане. Родителей часто настораживает желание подростка быть наедине с собой, его потребность мало рассказывать о своей жизни, секреты, оно кажется им не созидающим, а разрушающим элементом его жизни.

Рекомендация : помнить о том, что одиночество интроверта – это его потребность быть самим собой и с самим собой. Это он хорошо умеет и не стоит ему мешать. Важно разделить ценность потребности побыть одному. Поддержкой подростку в этом случае будет с одной стороны уважение его границ, с другой – помощь взрослого в выстраивании отношений с внешним миром. Через бережный контакт со взрослым, когда ребенок может делиться своими переживаниями и быть принятым, понятым, услышанным, он постепенно начнет расширять круг общения, доверять. При этом родителю важно быть открытым в своих проявлениях и не торопить подростка с ответом, дать ему поразмышлять и реагировать в своем темпе.

2. Чувствительность.
.
Интроверты тонко воспринимают окружающий мир. Для них он очень объемный и состоит из множества запахов, звуков, они замечают много деталей явлений, которые их окружают.

Рекомендация : Попробовать настроиться на неспешную волну ребенка. Разделить с ним размеренность и сосредоточенность на каждом действии, которое он делает. Поддержать его способность получать удовольствие от простых вещей, наслаждения моментом, пребывания в потоке жизни.

3. Стремление к обучению.

Жажда познания, любопытство, упорство, последовательность и гибкость в обучении свойственны почти всем интровертам. Особенно, если им встречаются внимательные и харизматичные преподаватели и тренеры, способные увлечь предметом и заметить талант ученика.

Рекомендация: Поощрять интерес к учебе и выбранным предметам. Не беспокоиться о том, что ребенок много читает, не настаивать на том, чтобы он проводил больше времени на улице с друзьями. Предлагать подростку фестивали, выставки, события, связанные с его интересами, чтобы расширить его взгляд на мир, мотивировать на общение с другими людьми из "его стаи".

4. Нестандартное мышление.

Интровертные люди умеют справляться со своими трудностями путем творчества. Воображение помогает им преодолевать тревогу, находить выход из тупиков.

Рекомендация: Поощрять творческое мышление и такой подход к непростым ситуациям. Находить занятия, которые развивают дар ребенка – кружки стихосложения, рисования, музыкальные. Родителю можно советоваться с подростком, просить дать его уникальный ответ на сложности, в которые родитель попадает в контакте с ним же.

5. Высокий эмоциональный интеллект.

Подростки-интроверты могут распознавать свои чувства и хорошо понимают, что происходит с другими людьми в той или иной ситуации. Особенность их в том, что эмоциональные реакции несколько отсрочены во времени. Ребенок может отреагировать, когда событие уже прошло, закончилось. При такой возможности небыстро, но качественно чувствовать у интроверта рано вырабатываются нравственные ориентиры – сочувствие другим, чувство справедливости, которые он может не проявлять из-за недоверия себе, своим возможностям иметь свое мнение и отстаивать его.

Рекомендация: высоко оценивать его возможность чувствовать и поддерживать право выражать свои чувства и мысли. Если ребенок видит чувства родителя и говорит о них, подтверждать его догадку, отвечать искренне. Когда подросток делится переживаниями о давно прошедшем, выслушать его со всем вниманием, помня о том, что для него время реагировать наступило только сейчас.

6. Интересный собеседник.

Рекомендация: поддерживать это умение, делать его значимым, замечать в разговоре с ребенком его точные формулировки, внимание к собеседнику, понимание и находчивость в решениях. Помочь найти друзей, общество, в котором будут раскрываться эти таланты, и выйти из токсичного окружения, в котором они не будут цениться.

7. Умение дружить.

Интроверты зачастую верные, надежные, поддерживающие, понимающие и сопереживающие люди. Это делает их хорошими друзьями. Они строят связи прочно и надолго, при этом могут продолжительное время присматриваться к людям и небыстро сближаться.

Рекомендация: расширять круг общения ребенка, чтобы он мог знакомиться в неформальной обстановке и постепенно сближаться, дружить. Не зацикливаться только на пользе кружков и секций, а смотреть, насколько подходящие и интересные для подростка сверстники посещают эти места.

Так, принимая и поддерживая сильные стороны ребенка, родитель дает взрослеющему подростку возможность опираться на себя, отстаивать себя, выдерживать сложные контексты своей жизни самостоятельно. Становиться взрослым, оставаясь собой.

«Тихий, стеснительный, необщительный» - как часто вы говорите или думаете так о своем ребенке? Эти черты считаются в обществе скорее недостатками, кто-то пытается с ними «бороться». Родители опасаются, что дети-интроверты не заведут друзей и всегда будут на вторых ролях. Зря.

На самом деле быть застенчивым - это нормально. В каждом интроверте скрыта могучая сила, хотя ее непросто обнаружить. Сьюзан Кейн - сама интроверт. Несколько лет назад она написала книгу для взрослых «Интроверты: как использовать особенности своего характера» . Книга стала бестселлером, ее перевели на 40 языков. Вдруг оказалось, что вокруг много талантливых и успешных интровертов! Просто они не так громко о себе заявляют.

Главное, чему учит книга, - любви к себе и принятию себя таким, какой ты есть. В жизни это помогает.

Невидимки в школе

Подростки еще пока не знают, что важно быть собой. И поэтому, пытаясь прикрыть свой «недостаток», притворяются более общительными, веселыми - им не хочется быть невидимками. «Все люди должны быть разговорчивыми, шумными, - думают они. - Это круто». Книга покажет, что круто ценить себя.

Интроверт может оставаться таким, какой он есть от природы.


Интроверт в школе

Наблюдательность, умение слышать других и чувствовать их потребности - качества, которые часто встречаются у интровертов, - мощный инструмент при общении с людьми и залог успеха.

Как интроверты меняют мир

Даже тихий школьник может проявить себя, если будет тратить время не на вымученное хождение по вечеринкам в надежде «выйти из своей раковины», а на то, что ему действительно интересно. Посмотрите хотя бы на Стива Джобса и Apple!

Интроверту важно найти дело, которое ему интересно. Когда он приступает к новому занятию, стоит начинать с того, что у него лучше всего получается: заучить роль, погрузиться в проблему, провести анализ. В книге есть советы и упражнения, которые помогут найти любимое дело и определиться с профессией, исходя из ребенка.


Сьюзан Кейн на конференции TED. Ролик с ее участием стал одним из самых популярных в истории. Более 19 миллионов просмотров!

Яркий пример - сама Сьюзан Кейн. Она написала книгу (занятие как раз для интроверта), а теперь уверенно выступает перед огромными аудиториями.

Эта книга написана специально для подростков, но ее полезно прочесть и родителям. Кто, как не вы, способен помочь ребенку использовать сильные стороны? Вот стратегии, которые можно применить прямо сейчас.

  • Поощряйте ребенка на поиск хобби

Жизнь интроверта естественным образом организуется вокруг любимых дел. Сосредоточенность помогает росту мастерства, а с ним приходит - никак не наоборот. Ребята интровертного склада часто находят друзей через общие увлечения.

  • Разберитесь с собой

Многое зависит от вашего типа личности. Родители-интроверты могут чрезмерно драматизировать ситуацию: они боятся, что их болезненный опыт повторится в жизни ребенка.

Поговорите с психотерапевтом, помедитируйте - взрослым интровертам тоже важно справиться со страхами.

Родители-экстраверты могут стать хорошим примером для подражания и научить ребенка легкости в общении. Но им могут быть совершенно непонятны его переживания и опыт. Не навязывайте свои взгляды ребенку, найдите золотую середину.


Иллюстрация из книги

  • Следите за уровнем тревожности ребенка

Детям нужно помогать выходить из зоны комфорта, но избегайте сильного стресса. В сложные моменты просите ребенка оценить уровень тревожности по шкале от 1 до 10. В норме должно быть 4–6 баллов; 7–10 - уже почти приступ паники.

  • Давайте ребенку время на восстановление

Родители не всегда легко принимают стремление детей к одиночеству. Не бойтесь, что ребенок проведет лучшие годы жизни, запершись в комнате. Только уединившись он получает столь необходимую ему передышку.

Время «для себя» наполнит его энергией, нужной для раскрытия потенциала и жизни в удовольствие.

Что еще в книге

Книга начинается с Манифеста, цель которого - принять себя настоящим. В интроверте спрятана суперсила, и книга поможет раскрыть этот талант. А еще расскажет, как стеснительным действовать в разных ситуациях.


Из книги ребенок узнает:

  • как «выжить» в школе и перестать бояться отвечать на уроке;
  • как почувствовать себя комфортно на вечеринках, где много людей;
  • где искать друзей;
  • как побудить других прислушаться к себе;
  • что делать, если нет сил на общение;
  • как добиться успеха в любимом деле;

… десятки стратегий и историй, которые вдохновят и поддержат на пути к самому себе.

Книга «Тайная сила» не поможет подростку стать кем-то другим. Она научит применять те замечательные качества и навыки, которыми он уже обладает. Только так он сможет раскрыться и стать по-настоящему счастливым.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

В последнее время общество больше начало говорить об интроверсии и экстраверсии. В Сети появилось множество статей о плюсах и минусах людей первого и второго типов и все чаще можно услышать «Я - интроверт».

Иногда кажется, что это просто модное веяние. Ну, кто бы мог подумать, что девушка, на странице в социальной сети которой полно фотографий с вечеринок, поделится статьей об интровертах и гордо напишет: «Да, это обо мне»?

Но такому веянию можно сказать большое спасибо! Согласно исследованиям, интровертами являются от одной трети до половины всех людей. Вы только подумайте: почти половина населения живет в «экстравертированном» мире. Согласитесь, ведь даже попасть на желаемую должность гораздо проще, если у тебя есть знакомые или хорошо «подвешен» язык. Но у интровертов это все тоже есть. Только в меньших количествах. А наличие псевдоэкстравертов показывает, что люди прекрасно адаптируются к условиям жизни.

Чтобы вовремя и безболезненно адаптироваться, нужно заняться этим с детства. Интроверт Сьюзан Кейн прекрасно справилась с этой задачей и решила помочь в этом другим людям. Сьюзан написала книгу «Интроверты. Как использовать особенности своего характера», где рассказала и об особенностях воспитания . Надеемся, эти советы помогут вам понять своего ребенка и помочь ему в адаптации.

ИНТРОВЕРСИЯ - НЕ БОЛЕЗНЬ

На самом деле, интроверту тоже может быть комфортно на вечеринках. Ведь уровень интроверсии у всех разный. Поэтому не всегда родители могут определить, к какому типу относится их ребенок или даже считают его застенчивость болезнью. Самое худшее, что может произойти с такой «болезнью» - врач, который согласится ее вылечить. В своей книге Сьюзан привела пример интроверта Итана. Его родители несколько раз обращались к детскому психологу, чтобы тот помог мальчику.

«Первый повод для беспокойства был достаточно простым. Семилетнего Итана несколько раз избил его четырехлетний братишка, но мальчик не дал ему сдачи. Родители мальчиков — общительные, заботливые люди, занимают высокие должности и увлекаются игровыми видами спорта, такими как гольф и теннис. Они восприняли агрессивность младшего сына как должное, но беспокоились о том, что пассивность Итана «может повлиять на его дальнейшую жизнь», - пишет Сьюзан.

Наверняка после этих строк вас захлестнула волна негодования. Как так: четырехлетний избил семилетнего и тот не дал ему сдачи?! Родителей мальчика это тоже обеспокоило. Они записали его на бейсбол и футбол, чтобы привить боевой дух. Но Итана эти игры не увлекли, он всегда спешил домой и садился читать. У него было всего несколько друзей и он не принимал активного участия в общественной жизни класса. Родители думали, что .

Первый доктор, к которому обратились родители Итана, утверждал, что их ребенок абсолютно здоров. Они решили записаться к другому специалисту, который все же решился «вылечить» мальчика. Как думаете, помогло ли такое «лечение»?

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА-ИНТРОВЕРТА

Лучшее, что могут сделать родители для своего ребенка (как интроверта, так и экстраверта) - понять его и постараться увидеть мир его глазами. Сьюзан Кейн дала несколько советов о том, как воспитывать ребенка-интроверта.

  • Многие заблуждаются, думая, что интроверты не хотят общаться. Нет, на самом деле такие детки тоже нуждаются в общении. Просто оно им нужно в меньшем количестве. Просто обычно такие детки очень осторожны и стараются избегать новизны. Зачастую у интровертов вызывает тревогу все новое: места, ситуации, люди. Поработайте с ребенком над его реакцией на новое.
  • С новыми ситуациями и людьми знакомьте малыша постепенно. Это . Объясните, что его тревога вполне естественна, но бояться все-таки нечего - нужно только сделать первый шаг. Например, собираясь на вечеринку по случаю дня рождения, заранее выясните, как она будет проходить, и обсудите с ребенком, как он поздоровается со своими ровесниками. Приезжайте на мероприятие пораньше. Так малыш освоит пространство еще без большого количества народа и у него сложится ощущение, будто остальные присоединяются к нему, а не он «вторгается» в уже сформировавшуюся группу гостей.
  • У каждого ребенка свой темп. Приспособьтесь к нему и не торопите малыша. Если ему нужно больше времени для адаптации в новом коллективе - это нормально. Когда ребенок совсем кроха, родители даже могут помочь ему познакомиться с детьми на площадке.
  • Не упрекайте малыша, если он сегодня не хочет играть с детьми. Ни в коем случае не называйте его застенчивым и не говорите об особенностях его характера с негативным оттенком. Ребенок будет воспринимать это как ярлык, а робость как устойчивое качество своего характера, которое нельзя контролировать. Во-первых, детки постарше уже сами понимают, что их застенчивость считается «пороком», а во-вторых, каждый ребенок может избавиться от застенчивости и адаптироваться к любой ситуации.
  • Обучайте ребенка навыкам самовнушения с самого нежного возраста. Подавайте ему пример общения.
  • Не заставляйте ребенка общаться с кем-то, кто ему неприятен или же с одноклассником, с которым у малыша никак не складываются отношения. Пусть у него с самого начала сложится благоприятное впечатление о социальных контактах. Да и все люди разные, поэтому нет ничего удивительного, что два разных человек не нашли общий язык. Вокруг еще много детей, с которыми может общаться ваш ребенок.
  • Научите ребенка простым социальным стратегиям, чтобы помочь ему справиться с неловкими ситуациями. Покажите ему, как всегда оставаться уверенным в себе. Для этого достаточно улыбки, прямой осанки и зрительного контакта.

КАК ВЫБРАТЬ ШКОЛУ ДЛЯ ИНТРОВЕРТА

Всегда непросто. У маленьких интровертов могут быть свои требования к школе. Родителям стоит найти учебное заведение, которое подходит под такие критерии:

  • ценится независимость интересов и подчеркивается важность самостоятельности;
  • групповая работа проводится в умеренных объемах, в небольших группах, под внимательным руководством учителя;
  • ценятся такие качества, как доброта, заботливость, эмпатия, солидарность;
  • учеников призывают поддерживать порядок в классных комнатах и коридорах;
  • занятия проходят в небольших, тихих классах;
  • преподают учителя, понимающие суть застенчивости, серьезности, интроверсии и чувствительности;
  • строго выполняется программа по борьбе с травлей и запугиванием;
  • куда принимают учеников с родственными убеждениями, интересами и мышлением. Например, детей с высоким уровнем интеллекта, художественным талантом, отличными спортивными данными - в зависимости от того, чему отдает предпочтение ваш ребенок.