Стенник Ю.: Сатиры смелой властелин. Д.и.фонвизин, сатиры смелый властелин Сатиры смелый властелин краткое

Волшебный край! там в стары годы,Сатиры смелой властелин,Блистал Фонвизин, друг свободы...А. ПушкинВосемнадцатый век в истории русской литературы оставил немало замечательных имен. Но если бы требовалось назвать писателя, в произведениях которого глубина постижения нравов своей эпохи была бы соразмерна смелости и мастерству в обличении пороков господствующего сословия, то прежде всего следовало бы упомянуть Дениса Ивановича Фонвизина.Фонвизин вошел в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии "Недоросль".

Но он был и талантливый прозаик. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста. Бичующего сарказма фонвизинской сатиры страшилась императрица Екатерина II. Непревзойденное художественное мастерство Фонвизина отмечал в свое время Пушкин. Поражает оно нас и поныне.Будучи одним из наиболее ярких деятелей просветительского гуманизма в России XVIII века, Фонвизин воплощал в своем творчестве тот подъем национального самосознания, каким была отмечена эта эпоха. В разбуженной петровскими реформами огромной стране выразителями этого обновленного самосознания выступили лучшие представители русского дворянства. Фонвизин воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, с болью сердца наблюдал он нравственное опустошение части своего сословия.

Сам Фонвизин жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. В забвении дворянами своего долга перед обществом он видел причину всех общественных зол: "Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро добились права впрягать четверню. Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих.

Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце". Так писал Фонвизин в 1783 году в письме к сочинителю "Былей и небылиц", то есть к самой императрице Екатерине И.Фонвизин включился в литературную жизнь России в тот момент, когда Екатерина II поощряла интерес к идеям европейского Просвещения: на первых порах она заигрывала с французскими просветителями - Вольтером, Дидро, Д"Аламбером. Но очень скоро от либерализма Екатерины не осталось и следа.Волей обстоятельств Фонвизин оказался в самой гуще внутриполитической борьбы, разгоревшейся при дворе. В этой борьбе одаренный блестящими творческими способностями и острой наблюдательностью Фонвизин занимал место писателя-сатирика, обличавшего продажность и беззаконие в судах, низменность нравственного облика приближенных к престолу вельмож и поощряемый высшими властями фаворитизм.Н. И. Новиков со своими сатирическими журналами "Трутень" и "Живописец", Фонвизин со своими публицистическими выступлениями и бессмертным "Недорослем" и, наконец, А. Н. Радищев со знаменитым "Путешествием из Петербурга в Москву" - таковы вехи формирования традиции наиболее радикальной линии русского дворянского Просвещения, и не случайно каждый из трех выдающихся писателей эпохи подвергся преследованиям со стороны правительства.

В деятельности этих писателей зрели предпосылки той первой волны антисамодержавного освободительного движения, которое позже назвали этапом развития дворянской революционной мысли.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... (по творчеству Д. И. Фонвизина)Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы.А. С. ПушкинСмелый властелин сатиры, писатель большого дарования,...

  2. Загрузка... Денис Иванович Фонвизин - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга заметили...

  3. Загрузка... Смелым властелином сатиры и другом свободы называл Пушкин одного из самых замечательных деятелей русской культуры, драматурга XVIII века, автора бессмертной комедии “Недоросль” Дениса Ивановича...


  4. Загрузка... В литературе жанр комедии обладает рядом особенностей, которые выделяют его из всех других жанров. Прежде всего, особенности комедии заключается в сюжете, который, как правило,...

Андрей РУМЯНЦЕВ

«САТИРЫ СМЕЛОЙ ВЛАСТЕЛИН...»

Фонвизин и русская литература

До комедии «Недоросль» её автор Денис Иванович Фонвизин уже был известным в России литератором. Он переводил стихи и прозу, написал сатирическую пьесу «Бригадир». Но «Недоросль», говоря по-теперешнему, стала его звездным произведением. В нем сошлись самые привлекательные и характерные черты таланта Фонвизина: его редкое для того времени знание «грубой» провинциальной жизни, чистый нравственный идеал, едкое сатирическое слово, общественный темперамент.

Написанная в 1781 году и сыгранная в театре на следующую осень, пьеса стала любимой комедией нескольких русских поколений, дошла до времен зрелого Пушкина и была названа им «народной». А это в устах поэта высокая и редкая оценка: народными из произведений предыдущей эпохи он назвал лишь басни Ивана Крылова.

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелой властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы...

И ещё несколько пушкинских слов - о былой популярности комедии Фонвизина:

«Бабушка моя сказывала мне, что в представление «Недоросля» в театре бывала давка - сыновья Простаковых и Скотининых, приехавшие на службу из степных деревень, присутствовали тут и следственно видели перед собою своих близких, знакомых и свою семью».

В.Белинский среди многих своих замечаний о пьесах Фонвизина, замечаниях, рассыпанных в разных критических статьях, обзорах и рецензиях, обронил однажды характерные слова: комедии этого классика впервые «знакомили русских с их собственным бытом». «Впервые» - это всегда ключевое понятие; произведение, открывшее читателю что-то внове, несет печать литературного первородства. Таким сочинением стала комедия «Недоросль».

Еще в годы правления Петра I вышел указ, по которому дворянские юноши не могли без образования поступить на службу и даже жениться. По привычке к точности, царь определил и объем знаний, который каждый «недоросль» должен был иметь к определенному возрасту: к семи годам читать «по толкам», то есть бегло, и чисто писать, к пятнадцати - знать математику, один иностранный язык и закон Божий, к двадцати - приобрести навыки в военном деле, изучить историю и географию.

Помещики Простаковы царский указ выполняют: они наняли для своего единственного сынка Митрофана трех учителей. Закон Божий, например, преподает исключенный из семинарии Кутейкин. Сам он «убоялся бездны премудрости» и постарался освободиться от умственного труда. Семинария рассталась с ним без сожаления, духовное начальство вспомнило библейскую заповедь: «Не мечите бисер перед свиньями».

Кутейкин учит Митрофана, кроме того, чтению и чистописанию. Об успехах Простакова-младшего он рассказывает так: «Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам». И учитель, и ученик стоят друг друга: оба большие бездельники.

«Арихметику» молодому олуху взялся втолковывать отставной сержант Цыфиркин. Этот кормится своими скудными познаниями в ближнем городе, а у Простаковых служит как учитель приходящий. О своих мытарствах там и тут он говорит: «...кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь... На досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся... В иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете».

Главная же гордость супругов Простаковых - третий учитель, Адам Адамыч Вральман. Его нашли аж в самой Москве: «...приняли иноземца на пять лет, - хвастает Простакова Правдину, - и, чтоб не сманили, контракт в полиции заявили. Подрядился учить, чему мы хотим, а по нас учи, чему сам умеешь. Мы весь родительский долг исполнили, немца приняли и деньги по третям наперед ему платим».

По ходу комедии выясняется, что Вральман служил в Москве у Стародума, богатого родственника Простаковых, кучером. А не за свое дело он взялся с голоду. «Та што телать, мой патюшка? - печально оправдывается перед Стародумом на чуждом русском языке этот заморский искатель счастья, каких сотни и тысячи проживало в поместьях невежественных русских бар. - Не я перфый, не я последний. Три месеса ф Москфе шатался пез мест, кутчер нихте не ната. Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель...»

«Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей?» - спрашивает его Стародум.

«Эй, нет, мой патюшка! - отвечает «ученый» немец. - Шиучи с стешними хосподами, касалось мне, што я фсе с лошатками».

В комедии Фонвизина юмор породнился с «домашней», бытовой жизнью России. Впервые сатира обрела народный голос, как чуть позже русская басня Крылова слилась с крестьянской хитрецой, едкой народной шуткой, просторечным языком. Кажется, что автор «Недоросля», придворный сановник (Фонвизин был сотрудником кабинет-министра И. Елагина, затем секретарем канцлера Н. Панина), каким-то чудесным образом вошел в среду провинциального поместного дворянства и изнутри увидел его дремучий, до безобразия оглупившийся быт. При этом кисть комедиографа привлекает не только точностью, правдивостью изображения, но и запоминающейся сочностью картин, хлесткой издевкой над своими малопочтенными героями.

Выпишем один кусочек из пьесы. «Математик» Цыфиркин дает очередной урок Митрофану в присутствии его матери. Чтобы тупой ученик лучше понял суть задачи, наставник изобретает примеры жизненные:

«Цыфиркин. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...

Митрофан (пишет). Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.

Митрофан (пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три - три. Единожды ноль - ноль. Единожды ноль - ноль.

Г-жа Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублев.

Митрофан. Десять.

Цыфиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.

Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.

Цыфиркин. Сколько ж бы на год?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль - нуль. Один да один... (Задумался.)

Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».

Поневоле вспомнишь, что Пушкин и через полвека свидетельствовал (запись сделана в его конспектах на французском языке): «Невежество русских бар... У нас баре не умеют писать». О них же, о Простаковых уже девятнадцатого века, поэт саркастически заметил, что они «не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».

Подлинность фонвизинских наблюдений была неоспорима для современников. Россыпь юмористически окрашенных деталей складывалась в картину жизни, которая оказалась привычной соотечественникам, и только разящий смех заставлял заново увидеть такой быт и возмутиться его нелепостью, пошлостью, грубостью.

Заласканный сынок говорит в лицо матери:

«Митрофан. Ночь всю така дрянь в лицо лезла.

Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».

Муж Простаковой, подкаблучник, даже и не похож на человека: бессловесный и тупой, он, кажется, и создан только для жениных тумаков. «На него, мой батюшка, - жалуется Простакова Правдину, - находит такой... столбняк. Иногда, выпуча глаза, стоит битый час как вкопанный. Уж чего-то я с ним не делала; чего только он у меня не вытерпел! Ничем не проймешь. Ежели столбняк и попройдет, то занесет, мой батюшка, такую дичь, что у бога просишь опять столбняка... Вить у него нет того смыслу, чтоб в доме была строгость, чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!».

Братец Простаковой важно заявляет: «Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь». На это Правдин, смеясь, говорит: «Этак вы нас уверите, что он старее Адама». Но Скотинин не воспринимает юмора. Он любит свиней, разводит их, и для него лучше иметь дело со свиньями, чем с людьми. Он признается Стародуму: «Дома, когда зайду в клева (т.е. в хлева - А.Р .) да найду их не в порядке, досада и возьмет. И ты, не в пронос слово, заехав сюда, нашел сестрин дом не лучше клевов, тебе и досадно». «Ты меня счастливее, - говорит Стародум. - Меня трогают люди». И слышит в ответ: «А меня так свиньи». И в самом деле: все разговоры Скотинина - вокруг свиней; он, решив жениться на Софье, обещает ей домок не хуже, чем для хрюшек: «Коли у меня теперь... для каждой свинки клевок особый, то жене найду светелку; для нее одной отдам угольную, с лежанкой». Он уже и наследством будущей супруги распорядился в своих мечтах: «Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям».

Под стать Скотинину и его сестра. Эта тоже груба, невежественна и всеми силами блюдет свой мелкий, жалкий интерес. «Нас ничему не учили, - с удовольствием рассказывает она о жизни в родительском доме. - Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу... Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у бусурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Простакова и сыну советует: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».

Комедия не случайно имеет название «Недоросль». С главным героем её связаны все события пьесы; он воплотил в себе все характерные черты родственников. Митрофан и служить отечеству приготовился точно так же, как его окружение. Все науки для этого уже пройдены.

«Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?» — спрашивают у него.

«Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».

Точно так же силен недоросль и в других науках.

«Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью».

Про науку географию Митрофан вообще не слышал.

«Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу», - сердится он на старших. И когда Правдин открывает Простаковым, что география - это «описание земли» и ее полезно изучить хотя бы для того, чтобы знать, куда едешь, мамаша безмерно удивлена: «Ах мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь. Мне, поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка».

Простаковых не прошибешь. Ученье для них обуза, польза отечества — пустой звук, есть только собственная выгода; чтобы приобрести богатство и чины, хороши все средства; с умными не кумись, «свой брат завсегда лучше». Эти правила жизни хозяева дома переняли по наследству. «Без наук люди живут и жили, - рассуждает Простакова. - Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-то положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?».

И при всем невежестве, скаредности, душевной пустоте - какие фамильные заносчивость, надменность, самодовольство живут в Простаковых и Скотининых!

«Из нашей фамилии Простаковых, - с гордостью говорит владелица поместья, - смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?»

Доволен жизнью и Скотинин. Стародуму, дяде Софьи, он нахально советует:

«Скотинин. Обняв меня покрепче, скажи: Софьюшка твоя.

Стародум. Не пустое ль затевать изволишь? Подумай-ко хорошенько.

Скотинин. Я никогда не думаю и наперед уверен, что коли и ты думать не станешь, то Софьюшка моя».

Жаждет освободиться от учебы, даже если это и пародия на нее, Митрофан. Сбросить эту обузу, а вместе с нею и опеку родительницы, жить в свое удовольствие: спать, есть и бездельничать - его сладкая мечта. «Час моей воли пришел, - объявляет он мамаше. - Не хочу учиться, хочу жениться».

Вся семейка, конечно, хорошо усвоила дворянские права - властвовать над крестьянами и домашней челядью, драть три шкуры с одних и помыкать другими. Как хозяйствовать - наука для Скотининых и Простаковых несложная, как раз по их уму.

«Скотинин. ...Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.

Г-жа Простакова. Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Дворовую челядь в поместье и вовсе не считают за людей. Обругать слугу, дать зуботычину, устроить выволочку, оставить голодом - все в воле господ. Старая нянька Митрофана Еремеевна жалуется на свою долю:

«Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же...» И на вопрос Кутейкина: «Велика ли благостыня?» - отвечает: «По пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день...».

Собственно, все действие пьесы - это череда глупых разговоров Простаковых и Скотинина, ругательств, которые они обрушивают на головы своих рабов, и жестоких выходок. Когда хозяйке поместья не удается силой обвенчать Софью с сыном, она грозит:

«Г-жа Простакова. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

Стародум. Мастерица толковать указы!

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову...».

Те же привычки и слова усвоил с детства и Митрофан. Няне, которая просит его, великовозрастного лентяя, поучиться еще «хоть немножечко», он с угрозой бросает:

«Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему».

Словом, автор «Недоросля» представил своим современникам образы, нарисованные сатирическим пером и в то же время очень живые и типичные. Такие люди не могли увидеть себя в фонвизинском зеркале, так как не интересовались театром и не читали книг, но образованный, а тем более высший круг дворянства узнал в комедии пороки своего сословия.

Вероятно, прав был Белинский, когда, оглянувшись на прошедший век, писал:

«Фонвизин - первый даровитый комик в русской литературе... В его лице русская литература как будто даже преждевременно сделала огромный шаг к сближению с действительностью: его сочинения - живая летопись той эпохи».

И еще - в другой статье: «Вообще, для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных превыспренностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о нравах общества, которое так не похоже на наше общество, но которое было ему родным дедушкою...»

Но кроме верного взгляда на «живую действительность» писатели восемнадцатого века стремились утвердить в отечественной литературе и «общественное направление». Как заметил современник Белинского, критик К. Аксаков, «предмет русской комедии - не отдельная личность, но общество, общественное зло, общественная ложь. Таковы «Недоросль» и «Бригадир», «Ябеда», «Горе от ума», «Ревизор», «Игроки». Это чисто аристофановское свойство комедии».

Фонвизину мало было «казнить невежество» поместного дворянства, ему нужно было высказать свой идеал русской жизни, свое представление о том, как должно служить отечеству, вести хозяйство, учить и воспитывать детей, относиться к людям низших сословий. Комедиограф делает выразителями своих взглядов людей просвещенных, близких ему по положению и воспитанию - чиновника Правдина, богатого и честного дворянина Стародума, офицера Милона. Все они по стечению обстоятельств оказываются в деревне Простаковых, наблюдают жизнь обитателей поместья. Их суд над невежеством, глупостью, жестокостью бар - это суд и самого автора. Но если Простаковы и Скотинин нарисованы с художественной выразительностью, с запоминающимися характерами, то Стародум, Правдин и Милон воспринимаются как герои отвлеченные, призванные показать читателю и зрителю авторское отношение к тому, что нравственно и что безнравственно. Темы их монологов самые разнообразные - от семейных правил до государственного устройства, от щедрости богатого до скромности и послушания бедного, от пользы благонравия до гибельности разврата. Наперебой дают они «уроки добронравия»:

«Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится».

А то о домашнем учении и воспитании:

«Стародум. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения».

Каждый из названных персонажей касается одной, близкой ему стороны общественной морали. Правдин как представитель наместника, чиновник высокого ранга говорит о необходимости «истреблять закоренелые предрассудки», которые вредят отечеству, о презрении к льстецам, ищущим выгоды у трона и т.д.

Стародум, служивший при дворе и вышедший в отставку, по его рассказу, удалился в Сибирь, «где достают деньги без подлой выслуги, не грабя отечества»; он нажил там капитал и теперь передает его в наследство своей племяннице Софье, сироте.

Этот посвящает свои монологи честной знатности и не купленным чинам, развращенности и добродетельности, семейным раздорам и любви в браке; кажется, нет такого нравственного вопроса, о котором он не высказал бы своего мнения. Большая часть афоризмов в комедии принадлежит именно ему: «Душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»; «...добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может»; льстец стремится «сперва ослепить ум человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет»; «...люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми» и пр., пр.

Офицер Милон, естественно, рассуждает на темы военные и тоже умно, нравственно, в поучение юношам: человек в мундире «для пользы и славы отечества не устрашается забыть свою собственную славу»; «...храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни»; нет разницы «между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневить».

Читая «Недоросль», видишь две особенности этой комедии, может быть, резко отличные друг от друга, но причудливо совместившиеся в ней: подлинность ее бытовых картин, ее типов, выхваченных из русской жизни, и надуманность резонеров, их кукольных фигур и назидательных речей. В авторе сошлись смелый остроумный сатирик и благонамеренный, близкий ко двору сановник. Его Правдин, к примеру, вообще подсказан одним из тогдашних нововведений Екатерины.

За шесть лет до выхода в свет фонвизинской комедии императрица учредила наместничество. Каждые две-три губернии стали управляться кроме губернаторов наместниками; эти высшие чиновники представляли на своей территории царскую власть. Наместнику надлежало быть «оберегателем изданного узаконения, ходатаем за пользу общую и государству, заступником угнетенных». В обязанность новому управлению, надзирающему над губерниями и их чиновниками, вменялось «пресекать всякого рода злоупотребления, а наипаче роскошь безмерную и разорительную, обуздывать излишества, беспутство, мотовство, тиранство и жестокость». (Заметим в скобках, что появившиеся в современной России федеральные округа - это не изобретение нынешней власти.)

Правдин и есть чиновник новой царской администрации; автор комедии, так сказать, наглядно показывает венценосной реформаторше и ее двору, как благодетельно начали действовать ее назначенцы. Правдин энергично воспользовался своими полномочиями, когда в конце пьесы заявил Простакову: «Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни». Самодуры-баре отстранены от управления своим поместьем, Митрофан отправлен служить, Софья передана благодетельному жениху Милону...

Денис Фонвизин представил в сатирическом зеркале русскую жизнь. Взгляд автора был ядовито насмешливым, горько наблюдавшим за тупым и бессмысленным существованием сословия, которое считалось надеждой государства. Пока это было обращением к самым образованным и понимавшим автора современникам. В комедии не было резкости бунтаря, потому что эта черта казалась прозорливому человеку опасным для народного бытия. Но в его сочинении были неприятие того положения вещей, что сложилось в отечестве, смелость, с которой высказывалась горькая правда. А это в сочетании с блестящим сатирическим талантом, с художественным дарованием автора сделало Фонвизина одним из первых классиков русской литературы.

«Фонвизин - друг свободы, сатиры смелый властелин». Д. И. Фонвизин первый из русских писателей поднял протес­тующий голос против дикостей крепостного права. Он смело об­личал самодержавно-крепостнический строй Екатерины II.

Фонвизин принадлежал к прогрессивному и образованному кругу дворянской интеллигенции. Он был сторонником умерен­ных либеральных реформ. Фонвизин не ставил вопрос об отмене крепостного права и надеялся справиться с дворянским «злонра­вием» путём установления правительственного контроля над по­мещиками.

Однако в комедии «Недоросль» сказалось больше того, что же­лал поведать автор. Демократически настроенные зритель и чита­тель шли дальше Д. И. Фонвизина. Они увидели, что крепостное право враждебно всему подлинно человеческому. Комедия имела исключительный успех. Один из современников так вспоминает о первом представлении «Недоросля»: «Несравненно театр был пе­реполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

Фонвизин подчинил композицию пьесы правилу трёх единств, основному правилу классицизма. События в пьесе происходят в течение одних суток и в одном месте - в усадьбе помещицы Про- стаковой. Все события объединены около одного главного мотива - борьба за Софью. Согласно правилам классицизма персонажи отри­цательные противопоставлены положительным героям. Автор наде­ляет действующие лица именами, указывающими на их основные черты: Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин, Цифиркин.

Следуя традициям русского классицизма, Фонвизин развивает патриотическую идею служения родине, пропагандирует высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отноше­ния к людям, создаёт образы положительных героев, которые не могут примириться с социальной несправедливостью. Таковыми являются Стародум, Правдин, Милон, Софья. В комедии Старо­дум больше говорит, чем действует. Его характер, взгляды и дея­тельность раскрываются в его речах. Он настоящий патриот. Его высказывания отражают взгляды наиболее просвещённых и пере­довых людей того времени. Главное для дворянина’- честное слу­жение родине. Человека можно оценить по службе его отечеству: «Степень знатности (то есть ценности) рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества». Стародум в раз­говоре с Правдиным резко выступает против «двора» - высших са­новников государства и самой царицы. Он требует законности, ог­раничения произвола царя и помещиков-крепостников. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», - говорит он. Из его выска­зываний мы узнаём о нравах придворного круга, где «по прямой дороге почти никто не ездит», где «один другого сваливает», где «водятся премелкие души». К сожалению, исправить нравы двора Екатерины невозможно, по мнению Стародума: «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится». Стародума, просвещённого человека, болеющего душой за судьбу своей родины, естественно волнует, кто придёт на смену им. Уча­ствуя в экзамене Митрофанушки, он с болью говорит о принципах воспитания дворянских детей: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям? Лет через пятнадцать и выходит вместо одно­го раба двое: старый дядька да молодой барин». Фонвизин устами Стародума отвечает на один из важнейших вопросов эпохи - вос­питание молодого поколения. Только воспитывая хорошие душев­ные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имея серд­це, имей душу ~ и будешь человеком во всякое время».

Правдин, Милон и Софья обрисованы слабее, они своим по­ведением как бы подтверждают правоту взглядов Стародума. Милон подхватывает мысль Стародума о честном выполнении дворянином своего долга перед родиной: «Истинно неустрашимый военачальник славу свою предпочитает жизни, но что всего более - он для пользы отечества не устрашается забыть свою собственную славу». Резко осуждая высших сановников государства, чиновник Правдин по своей инициативе, «из собственного подвига сердца», берёт «в опеку… дом и деревни» Простаковой. Поступком Прав- дина Фонвизин показал правительству, как надо поступать с же­стокими помещиками.

В финале пьесы, как и полагалось в классических комедиях, зло наказывается, а добродетель торжествует. Для русского клас­сицизма характерен интерес к народной поэзии, народному язы­ку. Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые выраже­ния превратились в пословицы и поговорки: «Не хочу учиться - хочу жениться», «Глупому сынку не в помощь богатство», «Вот злонра­вия достойные плоды».

Но в художественном стиле комедии заметна борьба классициз­ма и реализма. Главным образом это проявляется в изображении отрицательных действующих лиц. Это живые люди, а не олицет­ворение какого-либо одного качества. Простаковы, Скотинин, Митрофанушка настолько жизненны, типичны, что их имена пре­вратились в нарицательные.

Правдин называет Простакову «презренной фурией», «госпо­жой бесчеловечной, коей злонравие в благоучрежденном государ­стве терпимо быть не может». Простакова - порождение той сре­ды, в которой она выросла. Ни отец, ни мать не дали ей никако­го воспитания, не привили никаких нравственных правил. Но ещё сильнее воздействовали на неё условия крепостного права. Её не сдерживают никакие нравственные устои. Она чувствует свою без­граничную власть и безнаказанность. Ограбив дочиста своих кре­постных, она жалуется брату: «С тех пор как всё, что у крестьян было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Единственным способом управления домом и дворовыми кресть­янами она считает ругань и побои: «С утра до вечера… то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится!» В своём доме Простакова - ди­кий, властный деспот. Всё в её необузданной власти. Робкого, безвольного мужа она называет «рохлей», «уродом» и всячески им помыкает. Учителям по году не платит жалованья. Верная ей и Митрофану Еремеевна получает «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». Брату своему Скотинину она готова «вце­питься» в харю, «раздернуть рыло по уши». Она враждебно от­носится к просвещению. «Без наук люди живут и жили», - го­ворит она. Но дикая и невежественная Простакова поняла, что после петровских реформ дворянину без образования поступить на государственную службу невозможно. Вот почему она нани­мает учителей, заставляет хоть немного поучиться. Но что это за учителя! Один - бывший солдат, второй - семинарист, покинув­ший семинарию, «убоясь бездны премудрости», третий - прохо­димец, бывший кучер. Рисуя отрицательных персонажей. Фон­визин избегает односторонности, схематизма. Простакова не только невежественная и беспощадно жестокая помещица, но и власт­ная жена, и любящая мать.

Воспитание недоросля Митрофана - ещё более убедительный пример того, что среда, условия жизни определяют человека в об­ществе и его взгляды на жизнь. Образом Митрофана Фонвизин осуждает уродливое воспитание дворянских недорослей, тле­творное влияние права одного человека угнетать себе подобного. Фонвизин убедительно показывает умственное убожество и лень недоросля. Митрофан в течение трёх лет изучает «зады». Не мо­жет отличить имя существительное от прилагательного. По сло­вам Вральмана, «голова его гораздо слабее брюха». Ему шестнад­цать лет, но его всё ещё считают ребёнком, опекается няней Ере- меевной, гоняет голубей. Пример матери воспитывает в нём задатки грубого деспота, крепостника. С учителями он не разго­варивает, а «лается», Еремеевну называет «старой хрычовкой». Пос­ле неудачи с похищением Софьи он кричит: «За людей принимать­ся!» Пользуясь положением маменькиного сынка, избалованный барчук грозит всем, что пожалуется матери.

Царящие в доме порядки с детских лет приучили Митрофана раболепствовать перед влиятельными людьми. Нежный сынок льстиво говорит, что ему стало жаль матушку, которая «так уста­ла, колотя батюшку», а знакомясь со Стародумом, называет себя «матушкиным сынком». Митрофан груслив. Эта черта раскрыва­ется не только в его речи, но и в поступках, постыдных для чело­века. Просит Еремеевну заслонить его от дяди. Ему ничего не стоит грохнуться на колени перед Стародумом после неудавшегося по­хищения Софьи: «Виноват, дядюшка!»

Показывая, как Митрофан изменяет свое отношение к людям в зависимости от занимаемого ими положения, Д. И. Фонвизин раскрывает черствость его души. Любимый сын сразу же утратил интерес к матери, как только у неё отобрали власть: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Имя Митрофана стало символом лени, невежества, грубости.

«Недоросль» - первая русская комедия с ярко выраженным об­щественно-политическим содержанием. Это первая комедия, в ко­торой положительные черты русского классицизма тесно перепле­лись с новым литературным направлением - реализмом. Фонви­зин явился предшественником Грибоедова и Гоголя. Анализируя «Недоросля», «Горе от ума» и «Ревизора», Белинский отметил, что эти произведения «сделались народными драматическими пьесами».

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы...

А. С. Пушкин

Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович Фонвизин был основателем русского реализма. "Им начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая", - писал А. М. Горький. В своих произведениях Фонвизин мастерски изобличал пороки господствующего сословия, вел борьбу с российским самодержавием, отражал всю гамму нравов современной ему эпохи, выражал резкий подъем национального самосознания людей. Его острый наблюдательный взгляд отмечал все нелицеприятные детали окружающей действительности: коррупцию и беззаконие судов, низменность нравственного облика вельмож, поощряемый высшими властями фаворитизм. Все эти пороки общества непременно подвергались его меткой сатире.

Еще в начале своей творческой деятельности Фонвизин сблизился с молодыми прогрессивдыми литераторами и издателями. Следствием общения с ними стало стихотворение "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", в котором высмеяны основы церковного учения и защитники религии, проповедующие божественную мудрость в создании мира и человека. Автор с откровенной иронией обнажал ложь и лицемерие уставов официальной морали:

Попы стараются обманывать народ,

Слуги дворецкого, дворецкие господ,

Друг друга господа, а знатные бояря

Нередко обмануть хотят и государя;

И всякий, чтоб набить потуже свой карман,

За благо рассудил приняться за обман.

Фонвизина интересовала не демонстрация абстрактных пороков, а раскрытие реальной жизни представителей "благородного сословия". Так, в комедии "Бригадир" он показывает царящие в обществе умственную апатию и бездуховность, глупость и жестокость, эгоизм и разврат. За внешней благопристойностью героев скрывается хищный облик собственников, готовых перегрызть друг другу горло. И бригадир, и советник в прошлом состояли на службе. Но служба была для них лишь средством достижения единственной цели - карьерного роста, собственной выгоды.

В произведениях сатирика нет искусственного привнесения комических элементов. Их объектом становится реальная жизнь, чистая правда. Созданные образы типичны, их язык и поведение полностью соответствуют среде и эпохе. Яркая картина дикого невежества и произвола поместных дворян представлена в "Письмах к Фалалею". По мысли автора, безнравственное поведение героев превращает их в подобие скотов, что усиливается слепой страстью к животным и наряду с этим жестокостью к крепостным, которых они вовсе не считают за людей.

Смелую оценку правления Екатерины, обличение всех его недостатков писатель представляет и в "Рассуждении о непременных государственных законах". Здесь автор затрагивает вопрос о взаимоотношениях народа и государя. Он выражает глубокую уверенность в том, что "...тот не может владеть другими со славою, кто собой владеть не может...", давая тем самым понять, что не одобряет политику и поведение власти. По его мнению, Екатерина не исполнила главной задачи правителя - "не ввела в государстве своем правила непременные", без которых нет гарантии, что и сама она не сделает свое правление самовластным, тираническим.

Истинный сын своего времени, Д. И. Фонвизин принадлежал к числу передовых людей XVIII века. На протяжении всего творческого пути он утверждал высокие идеалы справедливости и гуманизма. Во всех его произведениях непременно звучит мужественный протест против несправедливости самовластия, гневное обличение крепостнического злоупотребления. И его метким и верным оружием стала смелая сатира.

Денис Иванович Фонвизин - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга заметили еще его.гимназические учителя.

С течением времени углублялись просветительские взгляды Фонвизина, крепло его стремление вмешиваться своими произведениями в самую гущу событий русской общественной жизни. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса «Недоросль» превратила усадьбу Простаковых в средоточие пороков, «злонравия достойных плодов», которые драматург обличает со свойственными ему злословием, сарказмом, иронией. «Недоросль» - произведение многотемное. Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования. Но главными, несомненно, становятся проблемы крепостного права и государственной власти. В первом же действии мы попадаем в атмосферу помещичьего произвола. Тришка сшил кафтан Митрофану «изряднехонько», но это не спасает его от брани и порки. Старая нянька Митрофана Еремеевна безмерно предана своим господам, но получает от них «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Простакову возмущает то, что крепостная девка Палашка, заболев, лежит, «как будто благородная». Произвол помещиков привел к полному обнищанию крестьян. «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» - жалуется Простакова. Но помещики твердо знают, что они защищены всей системой государственной власти. Именно общественное устройство России позволило Простаковым и Скотининым по-своему распоряжаться в своих имениях.

На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает «скотскую» сущность Простаковой и ее брата. Даже Вральману кажется, что, живя с господами Простаковыми, он «фее с лошадками». Ничуть не лучше будет и Митрофан. Автор не просто выставляет на посмешище его «познания» в науках, нежелание учиться. Фонвизин видит, что в нем живет все тот же жестокий крепостник.

Огромное влияние на формирование людей, подобных Митрофану, оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания. Воспитанием молодых дворян занимались невежественные иностранцы. Чему мог выучиться Митрофан у кучера Вральмана? Могли ли такие дворяне стать опорой государства? Группа положительных героев в пьесе представлена образами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писателя эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой - автор дает своего рода наставления, каким должен быть правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды лучшей части дворянства, высказывает злободневные политические мысли. Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и правительству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Отметим, что этот шаг писателя был неодобрительно встречен Екатериной II, которая прямо дала писателю это почувствовать. Императрица не могла не увидеть в комедии «Недоросль» острую сатиру на самые страшные пороки империи. Сарказм Фонвизина нашел свое отражение и в произведении, озаглавленном «Всеобщая придворная грамматика», составленном в форме учебника. Писатель дает меткие характеристики придворных нравов, вскрывает пороки представителей высшего сословия. Назвав свою грамматику «всеобщей», Фонвизин подчеркнул, что эти черты свойственны монархическому правлению вообще. Придворных он называет льстецами, подхалимами, подлецами. Людей, живущих при дворе, сатирик подразделяет на «гласных», «безгласных» и «полугласных», а самым употребительным считает глагол «быть должным», хотя долгов при дворе не платят. Екатерина так и не увидела от Фонвизина покорности, а потому вскоре его произведения перестали появляться в печати. Но Россия знала их, так как они ходили в списках. И в сознание своего поколения сатирик вошел как смелый обличитель пороков общества. Недаром «другом свободы» назвал его Пушкин, а Герцен поставил комедию «Недоросль» в один ряд с «Мертвыми душами» Гоголя.