Учебно-методическое пособие «Тренируем память с детства. Память: развитие памяти

Настоящее Соглашение заключается между ИП Смыгин Константин Игоревич, именуемым в дальнейшем «Администрация Сервиса» и любым лицом, становящимся пользователем при регистрации на сайте Сервиса http://сайт/ (далее — Сервис), в дальнейшем именуемым «Пользователь», вместе по тексту Соглашения именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сервиса Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению, принимает условия настоящей оферты и положения Соглашения (акцепт).

1.2. Безусловное принятие (акцепт) условий настоящей оферты осуществляется путем регистрации на сайте Сервиса.

1.3. Настоящее Соглашение, заключаемое путем акцепта настоящей оферты, не требует двустороннего подписания и действительно в электронном виде.

1.4. Использование материалов и функций Сервиса регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2. Предмет Соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Администрацией Сервиса неисключительных прав использования Сервиса путем предоставления доступа к Сервису на сервере, принадлежащем Администрации Сервиса.

2.2. Действие условий настоящего Соглашения распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса. Соглашаясь с использованием новой версии Сервиса, Пользователь принимает условия настоящего Соглашения для соответствующих обновлений, новых версий Сервиса, если обновление и/или новая версия Сервиса не сопровождается иным соглашением.

2.3. Сервис является результатом интеллектуальной деятельности Администрации Сервиса и защищается законодательством Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и нормами международного права, все исключительные права на Сервис, сопровождающие его материалы и любые его копии, принадлежат Администрации Сервиса. Право использования Сервиса предоставляется Пользователю исключительно на условиях и в объеме, оговоренных настоящим Соглашением.

3. Условия использования Сервиса

3.1. Для начала работы с Сервисом Пользователю необходимо пройти процедуру регистрации путем присвоения уникального имени (Логина) и пароля. По завершении процесса регистрации Пользователь становится обладателем учетной записи. С момента входа в свою учетную запись Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность вводимых данных, а также Логина и пароля.

3.2. По окончании работы с Сервисом Пользователь самостоятельно осуществляет завершение работы под своей учетной записью путем нажатия кнопки «Выйти».

3.3. С момента регистрации в Сервисе Пользователю присваивается личный счет, на который Пользователь имеет право внести денежную сумму. Денежная сумма на личном счете используется для оплаты подписки на определенный календарный период (6 месяцев, 12 месяцев и 24 месяца) на платные услуги Сервиса. Оплата платных услуг осуществляется путем безналичного перевода денежных средств в виде 100%-ной предоплаты и списывается с личного счета Пользователя.

3.4. Бесплатные услуги предоставляются Пользователю без каких-либо гарантий, в том качестве, объеме и с теми функциональными возможностями, которыми обладают данные услуги в составе Сервиса. Это означает, что Пользователь не вправе предъявлять претензии, касающиеся доступности, объема, качества или функциональных возможностей полученных бесплатных услуг и пользуется ими, принимая на себя все риски и ответственность, связанные с использованием таких бесплатных услуг.

3.5. Платные услуги считаются оказанными надлежащем образом и принятыми Пользователем в полном объеме, если в течение 5 (Пяти) рабочих дней оказания соответствующей платной услуги Администрация Сервиса не получила от Пользователя мотивированных письменных претензий.

3.6. Администрация Сервиса осуществляет техническую поддержку Пользователя, в том числе по вопросам, связанным с функциональностью Сервиса и предоставляемыми услугами, а также особенностями эксплуатации Сервиса.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Права и обязанности Пользователя

4.1.1. Пользователь обязуется не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие Российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сервиса.

4.1.2. Пользователь обязуется не предоставлять (передавать) полностью или частично третьим лицам полученные им по настоящему Соглашению права, не продавать, не тиражировать, не копировать материалы Сервиса полностью или частично, не отчуждать иным образом, в том числе безвозмездно, без получения на все вышеперечисленные действия предварительного письменного согласия Администрации Сервиса.

4.1.3. Пользователь обязуется не передавать третьим лицам пароли и логины, используемые для доступа к Сервису, обеспечить конфиденциальность их хранения.В случае несанкционированного доступа к логину и паролю и/или учетной записи пользователя Пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом Администрации Сервиса.

4.1.4. Пользователь обязуется не использовать программное обеспечение, обеспечивающее автоматическое скачивание и обработку (разборку) веб-страниц Сервиса в целях получения нужных данных.

4.1.5. Пользователь несет ответственность за содержание и достоверность данных, предоставленных при регистрации на Сервисе. Пользователь выражает согласие на хранение и обработку Администрацией Сервиса персональных данных Пользователя.

4.1.6. Пользователь имеет право доступа к Сервису в любое время, кроме времени проведения профилактических работ.

4.1.7. Пользователь имеет право пользоваться Сервисом в пределах его функциональных возможностей и на условиях установленных настоящим Соглашением.

4.1.8. Пользователь имеет право внести денежную сумму, равную сумме подписки на тот или иной календарный период, для последующего использования Платных услуг Сервиса.С тарифами на Платные услуги Сервиса пользователь может ознакомиться по адресу: http://сайт/subscription/

4.1.9. Пользователь имеет право самостоятельно изменять пароль, не уведомляя об этом Администрацию Сервиса.

4.1.10. Пользователь имеет право в любой момент подать заявку на удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой в Сервисе. Удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой на Сервисе, производится в течение 7 дней с даты получения заявки. При удалении учетной записи, денежные средства, которые пользователь потратил на подписку на Платные услуги Сервиса частичному или полному возврату не подлежат.

4.1.11. Денежные средства, переведенные в качестве оплаты за подписку на услуги Сервиса, возврату не подлежат и могут быть использованы для оплаты платных услуг Сервиса.

4.2. Права и обязанности Администрации Сервиса

4.2.1. Администрация Сервиса обязана предоставить Пользователю доступ к Сервису не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента прохождения Пользователем процедуры регистрации на Сервисе.

4.2.2. Администрация Сервиса обязуется обеспечивать работу Сервиса, в соответствии с условиями настоящего Соглашения, круглосуточно 7 (Семь) дней в неделю, включая выходные и праздничные дни, за исключением времени проведения профилактических работ.

4.2.3. Администрация Сервиса обязуется обеспечить сохранность данных Пользователя, размещенных в Сервисе в течение 90 (Девяносто) календарных дней с момента последнего использования Пользователем любой из платных услуг Сервиса.

4.2.4. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам.

4.2.5 Администрация Сервиса имеет право приостанавливать работу Сервиса для проведения необходимых плановых профилактических и ремонтных работ на технических ресурсах Администрации Сервиса, а также внеплановых работ в аварийных ситуациях, уведомляя об этом Пользователя, если технически это представляется возможным, посредством размещения соответствующей информации на сайте.

4.2.6. Администрация Сервиса имеет право прерывать работу Сервиса, если это обусловлено невозможностью использования информационно-транспортных каналов, не являющихся собственными ресурсами Администрации Сервиса, либо действием и/или бездействием третьих лиц, если это непосредственно влияет на работу Сервиса, в том числе при аварийной ситуации.

4.2.7. Администрация Сервиса имеет право обновлять содержание, функциональные возможности и пользовательский интерфейс Сервиса в любое время по своему собственному усмотрению.

4.2.8. Администрация Сервиса имеет право изменять стоимость платных услуг в одностороннем порядке.

4.2.9. Администрация Сервиса имеет право заблокировать и/или удалить учетную запись Пользователя, включая все информационное содержимое Пользователя без уведомления Пользователя и объяснения причин в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.1. Сервис предоставляется Пользователю «как есть» в соответствии с общепринятым в международной практике принципом. Это означает, что за проблемы, возникающие в процессе обновления, поддержки и эксплуатации Сервиса (в т. ч. проблемы совместимости с другими программными продуктами, а также несоответствия результатов использования Сервиса ожиданиям Пользователя и т.п.), Администрация Сервиса ответственности не несет.

5.2. За нарушение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом ответственность Администрации Сервиса перед Пользователем в случае требования возмещения убытков ограничена размером стоимости оплаченных Пользователем Платных услуг.

5.3. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения и независящих от воли Сторон. В случае действия обстоятельств непреодолимой силы более 3 (Трех) месяцев любая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению (расторгнуть Соглашение).

5.4. Поскольку Сервис является объектом интеллектуальной собственности Администрации Сервиса, ответственность за нарушение авторских прав наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Администрация Сервиса не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, а также за прямые и косвенные убытки Пользователя, включая упущенную выгоду и возможный ущерб, возникший в том числе в результате неправомерных действий пользователей сети Интернет, направленных на нарушение информационной безопасности или нормального функционирования Сервиса; отсутствия Интернет-соединений между компьютером Пользователя и сервером Администрации Сервиса; проведения государственными и муниципальными органами, а также иными организациями действий в рамках оперативно-розыскных мероприятий; установления государственного регулирования (или регулирования иными организациями) хозяйственной деятельности коммерческих организаций в сети Интернет и/или установления указанными субъектами разовых ограничений, затрудняющих или делающих невозможным исполнение настоящего Соглашения; и других случаев, связанных с действиями (бездействием) пользователей сети Интернет и/или других субъектов, направленными на ухудшение общей ситуации с использованием сети Интернет и/или компьютерного оборудования, существовавшей на момент заключения настоящего Соглашения.

5.6. В случае возникновения между Сторонами споров или разногласий, вытекающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров между собой.

5.7. В случае если не удается разрешить возникшие между Сторонами споры и/или разногласия путем переговоров, то такие споры разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Прочие условия

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты акцепта и действует до полного исполнения своих обязательств Сторонами.

6.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по взаимному соглашению Сторон, а также по инициативе Администрации Сервиса в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения без возврата последнему каких-либо денежных средств.

6.3. Поскольку настоящее Соглашение является офертой, и в силу действующего гражданского законодательства РФ Администрация Сервиса имеет право на отзыв оферты в соответствии со ст. 436 ГК РФ. В случае отзыва настоящего Соглашения в течение срока его действия настоящее Соглашение считается прекращенным с момента отзыва. Отзыв осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте.

6.4. Стороны договорились, что при исполнении настоящего Соглашения допускается использование подписей представителей Сторон, а также их печатей с помощью средств факсимильной связи, механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи руководителей и печатей организаций.

6.5. Администрация Сервиса вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия предоставления услуг Сервиса, разместив об этом информацию на сайте в публичном доступе и внеся изменения в настоящее Соглашение.

6.6. Указанные изменения в условиях настоящего Соглашения вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации. Продолжение использования Сервиса Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в Соглашение означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

7. Гарантии

7.1. За исключением гарантий, прямо указанных в тексте настоящего договора, Администрация Сервиса не предоставляет никаких иных гарантий.

7.2. Соглашаясь с условиями и принимая условия настоящей оферты путем ее акцепта, Пользователь заверяет Администрацию Сервиса и гарантирует, что он:

  • заключает настоящий договор добровольно;
  • ознакомился со всеми условиями настоящего договора;
  • полностью понимает и подтверждает предмет оферты и договора;
  • обладает всеми правами и полномочиями, необходимыми для заключения и исполнения настоящего договора.

Американский актер и комик Джордж Бернс как-то пошутил: «К восьмидесяти годам вы уже знаете всё. Вот только как это вспомнить?». Не проблема узнать что-то новое и полезное, но запоминать информацию в мире, где ее так много, становится всё сложнее. Хорошо, что есть разнообразные методики от психологов и нейробиологов, которые они излагают в своих литературных работах. Мы выбрали самые свежие и лучшие, которые к тому же интересно читать.

1. «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти» — Гарри Лорейн, Джерри Лукас

Работы Гарри Лорейна по развитию памяти переводят в России уже несколько десятилетий. Их часто можно видеть на прилавках с заголовками «Суперпамять», «Как тренировать память» и другими похожими. Его методика проверена временем и тысячами читателей, однако совсем недавно работы Лорейна были пересмотрены и обновлены, чтобы не терять актуальность. Так у книги появился соавтор, а издательство «Манн, Иванов и Фарбер» издало его в доступном и изысканном оформлении и получило награду за хороший перевод.

Методика Лорейна акцентирует внимание на запоминании фактов и жизненно важных мелочей: телефонных номеров, иных цифр, имен, названий, фамилий, иностранных слов и всего прочего, что так быстро вылетает из памяти благодаря своей конкретике и точности. Больше всего по этой книге нужно будет работать с ассоциациями.

2. «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» — Джошуа Фоер

Журналист Джошуа Фоер как-то задался целью принять участие в конкурсе на запоминание. В чем только эти американцы не соревнуются! Память у него была так себе, так что на подготовку он потратил целый год, зато и результат того стоил - он не просто успешно выступил, а победил многих чемпионов. В своей книге Фоер рассказывает о том, что он узнал за год. В ней говорится не только о конкретных способах что-то запомнить, но и объясняется сам принцип работы мозга и памяти. Так что это не только научит вас быстрее запоминать что-то, но и расширит кругозор в области нейробиологии, ведь Фоер, как хороший журналист, пишет понятно и совсем нескучно.

3. «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти» — Артур Думчев

Российский автор, в отличие от зарубежных коллег, берет с места в карьер и напирает на практику. Никакой воды и долгих предисловий, никаких надоевших в научпопе рассказов о соседке Марте и знакомом Джоше, которые пришли к успеху. Конкретные советы и техники, конкретные упражнения - всё предельно ясно и по полочкам. Именно такая собранность и способность визуализировать помогли Артуру Думчеву запомнить число Пи до 22 528 знака после запятой. Вам это вряд ли может понадобиться, но визуальная мнемотехника годится не только для цифр и впечатления кого-нибудь на вечеринках.

4. «Японская система развития интеллекта и памяти» — Рюта Кавашима

Если вам не по душе западный подход к развитию памяти, то можно воспользоваться восточным. Японцы славятся своей точностью и аккуратностью, вот и пошаговое руководство от ведущего специалиста Страны восходящего солнца по томографии мозга достаточно строгое. Вам предлагается в течение 60 дней выполнять специальные упражнения для разминки мозга, которые будут стимулировать его деятельность, улучшать доступ крови к коре головного мозга и помогать памяти становиться крепче. В комплекте с книгой часто идут еще и специальные тетради для упражнений.

5. «Питание для мозга» — Нил Барнард

Нил Барнард подходит к вопросу улучшения памяти с биологической стороны, поэтому область его советов необычайно широка. Он не только рассказывает об упражнениях для укрепления памяти, но и просвещает читателей обо всех потребностях мозга для хорошей работы. Из руководства можно узнать о том, как правильно питаться, сколько спать и как минимизировать вред от информационного шума, чтобы мозг мог пользоваться своими возможностями на 100%.

6. «Запомнить всё: Усвоение знаний без скуки и зубрежки» — Питер Браун, Макдэниэл Марк, Генри Рёдигер

Целый коллектив авторов создал эту книгу для тех, кто хочет быстро запоминать учебную информацию. Эта методика не связана с фактами, цифрами и конкретными словами, она учит работать с лекциям, книгами, учебными материалами, методичками и всем остальным, с чем приходится сталкиваться в школе, университете, а затем на долгом пути самообразования. Специалисты по педагогике объясняют нам, почему мы так быстро забываем материал после сессий и проверок, и что можно сделать, чтобы этого избежать.

7. «Суперпамять» — Мэрилу Хеннер

В мире живут всего 12 человек, которые могут похвастаться абсолютной памятью. Это значит, что они помнят всё с момента своего рождения до мельчайших деталей, как если бы это случилось пару минут назад. И даже лучше, потому что мы обычно не запоминаем всё досконально даже на такой короткий срок. В сериале «Доктор Хаус» пациентка с абсолютной памятью была несчастна из-за своего дара, так как помнила все обиды и несправедливости, которые с ней случились. Мэрилу Хеннер - полностью противоположный пример. Она снималась в популярном сериале «Такси», открыла свою школу танцев и написала несколько книг. Одна из них - о развитии памяти на жизненные события, детали, сцены и лица. Конечно, после нее мы не сможем всё запомнить так же, как она, однако Мэрилу приводит целый ряд разработанных ею упражнений, которые помогут навсегда запечатлеть в сознании наиболее важные для вас вещи.

Джошуа Фоер, победитель Чемпионата США по памяти, рассказывает о том, как он тренировал свою память в течение целого года. Его книга хороша не только тем, что в ней изложено множество популярных мнемонических методик - от ассоциативных связей до . В ней в доступной, увлекательной форме объясняются принципы работы нашего мозга и выводы передовых научных исследований. Кроме того, есть много интересных исторических отсылок.

2. «Думай как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее», Барбара Оакли

Хотя в первую очередь эта книга о математике и особенностях математического мышления, из неё вы узнаете много секретов эффективного обучения. Суть методики, которую предлагает Оакли, заключается в том, что нужно прийти к пониманию предмета. Если вы что-то сумели понять, то и запомнить это вам не составит труда. С этой книгой вы научите свой мозг осваивать новые, даже самые сложные области знания.

3. «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное», Кристин Лоберг, Майк Байстер

Упражнения из этой книги нацелены на тренировку изобретательности и внимательности, умения быстро принимать решения и производить хорошее впечатление на окружающих. Хорошая - приятное дополнение к этому списку. Отличное руководство для работы над собой и развития умственных способностей.

4. «Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти», Нил Барнард

Барнард предлагает методику, чтобы эффективно использовать возможности своего мозга и избежать проблем с памятью в старости. Она включает три компонента:

  1. , чтобы мозг получал все необходимые полезные вещества.
  2. Упражнения для ума, чтобы укрепить нейронные связи.
  3. Устранение потенциальных физических угроз (нарушений сна, заболеваний, некоторых медицинских препаратов, которые могут оказать негативное воздействие).

5. «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти», Анхельс Наварро

Психолог Анхельс Наварро собрала упражнения, которые улучшают концентрацию и внимательность, учат мыслить более креативно. К тому же, все упражнения разделены по уровням, чтобы вы могли постепенно переходить от простых головоломок к самым сложным. Подача в игровой форме не даёт заскучать и задействует воображение.

6. «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти», Гарри Лорейн, Джерри Лукас

Основной метод для развития памяти, который рекомендуют авторы, - ассоциации. Остальные техники так или иначе связаны с ними. Они научат вас запоминать всё подряд: длинные слова и абстрактные понятия, списки дел и покупок, речи выступлений и тексты лекций, имена и лица людей, номера телефонов, даты, многозначные числа.

7. «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев

Артур Думчев, автор этой книги, помнит число Пи до 22 528 знаков после запятой. В своей книге он делится техниками по развитию памяти, которыми пользуется сам, чтобы быстро запоминать большие объёмы информации, решать в уме сложные задачи и заучивать наизусть длинные ряды цифр.

В этом издании уклон на практическую работу с читателем. Предлагаются конкретные приёмы с понятными примерами, алгоритмами выполнения и пояснениями.

8. «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп

Книга тренера и консультанта по саморазвитию Роджера Сайпа посвящена широкому кругу вопросов, связанных с ускоренным обучением: развитию памяти и интеллекта, и управлению энергией, расстановке приоритетов и тайм-менеджменту.

9. «Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга», Лоренс Кац, Мэннинг Рубин

Психологи Кац и Рубин доказали, что выполнение однотипных, скучных дел день за днём приводит к ухудшению памяти и снижению умственных способностей. Решение проблемы простое и очевидное: нужно добавить разнообразия в привычную рутину.

Вам предстоит научиться выполнять необычным способом обычные действия: делать всё с закрытыми глазами, управляться левой рукой вместо правой, добираться новыми маршрутами. Эти забавные опыты помогают поддерживать жизнедеятельность клеток мозга.

10. «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», Кэрол Дуэк

В основе книги простая идея - ошибаться можно, и это нормально. Гибкий подход, который пропагандирует Дуэк, это установка на рост: планомерно работая над собой, вы сможете развить любые свои качества. В том числе и память.

Книга Дуэк - это заряд мотивации, который поможет вам становиться лучше и прийти к пониманию, что любой недостаток можно превратить в вашу сильную сторону.

Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.249].

  1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Под ред. Е.Н. Соколова. - М.: Мир, 1983. - 152 с. - С.131-147.
  2. Алишаускас А. Исследование словесной памяти глухих школьников // Дефектология. - 1980. - № 6.
  3. Арден Дж. Развитие памяти "для чайников". - М.: Вильямс, 2003. - 351 с.
  4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. - 528 с.
  5. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.
  6. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
  7. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.380-389.
  8. Веккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обобщенность представлений // Материалы симпозиума по памяти. - Харьков, 1970.
  9. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.406-419.
  10. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М., 1980.
  11. Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.200-214.
  12. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью. - М., 1971.
  13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
  14. Жане П. Забывание в связи с последовательной сменой различных сознаний // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.76-129.
  15. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.371-379.
  16. Завьялова Е. К. Адаптация психологической субъективной оценки памяти // Физиология человека. - 1985. - Т. 15. - № 15.
  17. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников // Вопросы психологии. - 1995. - № 1.
  18. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М., 1979.
  19. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.465-476.
  20. Зинченко Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
  21. Иванова Е.О гендерных особенностях памяти // Гендерные исследования. - 1999. - № 3.
  22. Исследование памяти / Отв. ред. Н.Н. Корж. - М.: Наука, 1990. - 216 с.
  23. Йейтс Ф. Искусство памяти / Пер. с англ. Е.В. Малышкина. - СПб.: Университетская книга, 1997.
  24. Колеватов В.А. Социальная память и понимание. - М.: Мысль, 1984. - 190 с.
  25. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных: Методические рекомендации / Сост. О.А. Кроткова, Т.А. Карасева, В.Л. Найдин. - М., 1983.
  26. Костромина Н.И. Как увеличить объем памяти ребенка. Зрительные диктанты // Начальная школа. - 2000. - № 4.
  27. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. - СПб.: Питер, 1995. - 216 с.
  28. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте / Пер.с фр.. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
  29. Левин К. Об экспериментах Г.В. Биренбаум и Б.В. Зейгарник // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М., 1979.
  30. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.626-652.
  31. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.420-436.
  32. Лорейн Г. СуперПамять / Пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 383 с.
  33. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Эйдос, 1994 - 96 с.
  34. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.149-165.
  35. Никитина Т. Самоучитель по развитию памяти. - М.: AD&T, 2002. - 304 с.
  36. Норман Д. Память и научение / Пер. с англ. Н.Ю. Алексеенко; Под ред. П.В. Симонова. - М.: Мир, 1985. - 159 с.
  37. Норман Д.А. Память и научение. - М., 1985.
  38. Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования. // Психологический журнал. - 1996. - № 2.
  39. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М, 2000.
  40. Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР //Дефектология. - 1980. - № 4.
  41. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н.И. Чуприковой. - М.: Педагогика, 1989. - 188 с.
  42. Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 814 с.
  43. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти: Сб. статей / Отв. ред. А.Н. Лебедев. - М.: Наука, 1985. - 224 с.
  44. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М., 1977.
  45. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М., 1978.
  46. Середа Г.К. Что такое память? // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6, № 6.
  47. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
  48. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.476-486.
  49. Смирнов А.А. Психология памяти. - М.: Просвещение, 1965.
  50. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. - М., Hаука, 1981.
  51. Соловьев И.М. Развитие репродуктивной словесной памяти у глухих и слышащих школьников // Дефектология. - 1973. - № 5.
  52. Солсо Р. Модели памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.547-563.
  53. Уотсон Д. Удерживание видимых телесных навыков, или "память" // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.264-269.
  54. Фирсов Л.А. Память у антропоидов. Физиологический анализ. - Л., 1972.
  55. Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.134-148.
  56. Фрейд З. Забывание иностранных слов // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.130-133.
  57. Фрейд З. Заметки о "вечном блокноте" // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.27-32.
  58. Херманн Д. Язык памяти. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 256 с.
  59. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти / Пер. с нем. К.М. Шоломина; Общ. ред. и предисловие Б.М. Величковского, Н.К. Корсаковой. - М.: Прогресс, 1986. - 308 с.
  60. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
© Составитель: Чаплина Галина Владимировна

Ежедневно мы получаем новости. Они поступают к нам от знакомых, со страниц книг, газет и из окружающего мира. Большую часть этой информации мы хотели бы запомнить. Но часто случается так, что в самый нужный момент мы не в состоянии вспомнить то, что узнали раньше. Чтобы как можно реже сталкиваться с этой трудностью, следует обратить внимание на развитие памяти. Для этого психологами и учеными было создано много методик, которые помогают тренировать свой мозг и учиться запоминать.

Виды памяти

Чтобы запомнить музыку, числа, лица, место расположения предметов, порядок действий и так далее, мы пользуемся различными видами памяти. Она делится на несколько разновидностей:

  1. Зрительная.
  2. Слуховая.
  3. Моторная или рефлекторная.
  4. Словесно-логическая.

Регулярные тренировки позволяют улучшить память. Развитие только одного ее вида (например, зрительного) не улучшает автоматически и слухового. Доказано, что за каждый отдельный тип памяти отвечают разные области мозга. Поэтому важно определить свои слабые стороны и начать их развивать.

Зрительная память

Чтобы человек мог узнавать людей, события, местность, ему нужна хорошая зрительная память. Развитие ее действительно дает преимущества, поскольку это поможет стать более внимательным и, например, воспроизводить на бумаге важные номера и даты. У людей, у которых профессия связана с рисунками, эта область мозга развита гораздо лучше, чем у других. К числу таких счастливчиков относятся художники, дизайнеры, мультипликаторы. Эти люди регулярно сознательно запоминают детали, черты и нюансы, чтобы отобразить их на бумаге. Тем, кто хотел бы натренировать свою память, следует внимательно рассматривать фотографии, рисунки, портреты. Развитие памяти подразумевает не просто бездумное разглядывание. Нужно стремиться запомнить черты и другое. Вначале мы составляем общее представление об увиденном образе, после чего акцентируем внимание на мелочах. На каждое фото тратим не более 15 секунд, после чего переходим к следующему портрету. Мы стремимся запомнить больше деталей. Со временем при регулярных сможет усваивать больше мелочей за меньшее время.

в повседневной жизни

Она может нам быть полезна при выполнении ежедневных дел, различных поручений. Для этого нужно подключить воображение. Например, вам сегодня надо вынести пакет с мусором, но вы обычно об этом забываете. Чтобы данное задание не вылетело из головы, можно закрыть глаза и представить, как огромный мусорный пакет весело марширует по лестнице в сторону контейнера. Суть в том, что такую необычную картину забыть сложнее, чем просто сухое обыденное задание. Точно так же можно представлять другие образы, которые будут помогать держать в памяти повседневные дела.

Слуховая память: развитие и тренировка

Информация, которую мы получаем через уши, очень важна в нашей жизни. Так мы узнаем важные сведения, которые помогают определить, как нужно поступить, что сделать, кого запомнить. Поэтому развитие памяти в этой области поможет сделать нашу жизнь качественнее, нам не придется тратить уйму времени на то, чтобы вспомнить важную информацию. Для тренировки можно воспользоваться следующим методом. По дороге в магазин или на работу мы можем слышать отрывки бесед прохожих. Постарайтесь уловить эти слова и фразы и удержать их в памяти несколько секунд. Вечером попытайтесь вспомнить эти предложения или для начала хотя бы их содержание.

слуховой памяти

Включите аудиозапись какого-нибудь стихотворения. В первый день прослушивайте одну строчку, при этом стремитесь в уме ее представить, словно эта фраза написана перед вашими глазами. Старайтесь запомнить слова. Если не получилось повторить строку, слушайте сначала. Все слова должны быть понятными и знакомыми вам. После того как запомнили строку, повторите все слова в обратном порядке. Например, «ночевала тучка золотая на груди утеса великана» и наоборот - «великана утеса на груди золотая тучка ночевала».

На второй день таким же образом прослушиваете другую строчку и запоминаете. Повторите материал за эти два дня. Каждый день заучивайте еще по одной строке, при этом не забывая произносить по памяти уже знакомые слова. Следующее стихотворение начинайте запоминать сразу по две строки. И так далее. Каждый раз стремитесь не просто зазубрить материал, а запомнить, не забывая о том, что нужно прокручивать в голове соответствующие образы.

То, благодаря чему мы говорим правильно

Для человека очень важна Развитие этого ее вида - очень интересный процесс. Такая память отвечает за складывание слов в правильную логическую цепь, образование из них понятных, правильных фраз. Здесь основой являются мысли. Они передаются человеческим языком. Существует несколько способов облечь свои мысли в слова. Во-первых, можно передать суть в свободном стиле, как умеем. Во-вторых, можно воспользоваться правилами словесного оформления. Именно тут потребуется хорошая память, чтобы не забыть конструкцию предложения. Но есть один нюанс: мы не сможем натренировать эту область мозга, если будем просто бездумно заучивать готовые правила. Необходимо вдумываться в их значение, размышлять, почему предложение должно оформляться именно так. Только в таком случае мы начнем развивать логическую память. В качестве тренировки мы можем брать предложение и стараться грамотно его интерпретировать, при этом не забывая о правилах использования лексики.

Книги по тренировке памяти

Создано немало методик, которые помогают человеку любого возраста развить области мозга, отвечающие за запоминание. Например, популярностью пользуется книга, которую написал У. Аткинсон - «Память и ее развитие». Американский писатель и психолог дает конкретные советы по тренировке этой способности и по поводу того, как воспитать в себе умение усваивать нужные детали. Аткинсон рассказывает о том, как быстро запоминать даты, лица, числа и имена.

Детская память

Развитие памяти у детей очень важно, поскольку от нее зависит то, как они будут воспринимать информацию во время учебы. Заниматься с ребенком нужно систематически, начиная еще с дошкольных лет. В таком возрасте у юного человечка лучше всего работает память, связанная с образами и эмоциями. Дети хуже реагируют на символы или слова. Но стоит определить, какая память лучше развита именно у вашего крохи. Может быть, ему проще запомнить, когда он сам рисует, или, наоборот, когда ему показывают готовые картинки. Или же ему все-таки лучше рассказывать и объяснять. В любом случае в таком возрасте эффективнее использовать игры на развитие. Память во время этого процесса легче усваивает информацию.

«Отгадай, что это!»

В такой игре может быть задействовано несколько детей. Каждому малышу отдельно от других показывают предмет, который он должен затем описать своими словами, не глядя на него. Отгадывать можно только после того, как ребенок назвал существенные отличия заданной вещи. В конце игры можно поощрить всех конфетами. Чтобы детям было интересно, тому, кто рассказывает, можно давать в руки флажок или камешек, который по эстафете передается следующему рассказчику.

Есть и другие игры на развитие. Память (и не только) будет хорошо тренироваться, если проводить эти занятия регулярно. К примеру, в следующей игре задействуется еще и логика ребенка. Понадобится несколько палочек, штук 20-30. Можно заменить спичками. Взрослый выкладывает фигурку, это может быть елочка, домик, солнышко. Малыш смотрит на нее до 4 секунд и старается запомнить. После чего мама накрывает листом бумаги свое творчество и просит кроху сделать такую же фигурку. Неправильно расположенная палочка - это ошибка. Постепенно можно усложнять задачу, раскладывая сразу несколько фигур. Конечно, задание вначале может показаться сложным, но со временем у ребенка разовьется память, и все получится.

Еще одна игра не менее увлекательно тренирует эту способность. На поверхность выкладывают 10 игрушек. Кроха должен постараться запомнить, в какой очередности они расположены, рассматривая их около 20 секунд. После того как он отвернется, можно убрать две игрушки или поменять их местами. Задача малыша - понять, что изменилось, и все восстановить.