Как помочь ученику преодолеть пробелы в знаниях. Консультация на тему: Пробелы в знаниях

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Главный объект профессионально-педагогической деятельности учителя - ученик, а её предмет – формирование умений и навыков учащихся.

3 слайд

Описание слайда:

Из энциклопедического словаря: «Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека ».

4 слайд

Описание слайда:

Ещё Аристотель говорил, что благо везде и всюду зависит от двух условий: правильного определения конечной цели всякого рода деятельности и выбора соответствующих средств и способов её достижения. Чтобы успешно провести урок, сначала надо определить конечную цель деятельности учителя по организации урока – чего он хочет добиться, потом установить средства – что поможет достижению цели, а затем определить способ – как действовать, чтобы достигнуть цели. Как здание начинает возводиться с фундамента, так и мышление школьника можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков.

5 слайд

Описание слайда:

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Ученики на уроке выставляются как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию успеха или неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

6 слайд

Описание слайда:

Главная задача Учителя создать каждому ученику ситуацию успеха. успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении предмета даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

7 слайд

Описание слайда:

Причины пробелов пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу; педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.; неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

8 слайд

Описание слайда:

Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

9 слайд

Описание слайда:

Задачи создать благоприятную атмосферу на уроке; своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов; изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности; культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни

10 слайд

Описание слайда:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

11 слайд

Описание слайда:

Чтобы повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности; Проветривать кабинет; Проводить физминутки; Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности

12 слайд

Описание слайда:

Виды работ со слабоуспевающими учениками: Карточки для индивидуальной работы; Задания с выбором ответа; Карточки – тренажеры; Творческие задания; Карточки-с образцами решения.

13 слайд

Описание слайда:

Алгоритм работы учителя по фиксации и устранению пробелов отражает такую последовательность действий. 1. После проведения любого контроля знаний (самостоятельная работа, контрольная работа, зачет) составляется таблица индивидуальных проблем каждого обучающегося по той или иной теме. Это помогает систематизировать работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и работу над ошибками. Например:

14 слайд

Описание слайда:

Контрольная работа: Цилиндр, конус. 1. Высота конуса 2см, а образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 60º. Найдите площадь полной поверхности и объем конуса. 2. В цилиндре с высотой 8см площадь осевого сечения 112см2. Найдите а) радиус цилиндра; б) площадь полной поверхности; в) объем цилиндра; *г) площадь сечения цилиндра, параллельного оси и отстоящего от нее на 4см.

15 слайд

Описание слайда:

Анализ работы (делается по горизонтали). Задача № 1. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. определении элементов конуса: а) вершины, б) образующей, в) высоты, г) радиуса, д) осевого сечения; 3. определении тангенса, синуса, косинуса; 4. нахождении неизвестного члена пропорции; 5. написании формул: 6. выполнении арифметических операций. Задача № 2. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. нахождении элементов цилиндра: а) образующей, б) высоты, в) радиуса, г) осевого сечения, д) сечения цилиндра плоскостью, параллельной оси, 3. определении формулы площади прямоугольника; 4. решении линейных уравнений вида: ах = в; 5. написании формул: 6. записи теоремы Пифагора и нахождении неизвестного катета.

16 слайд

Описание слайда:

1. В таблице регистрации пробелов список обучающихся группы располагаю по вертикали, по горизонтали перечисляю наиболее часто встречающиеся ошибки, трудно усваиваемые понятия, способы действия и т. д. 2. Обнаруженный по результатам проверок знаний обучающихся пробел фиксирую в соответствующей клетке таблицы знаком минус (« - »). 3. Копию таблицы можно поместить на стенде в кабинете. 4. Копию таблицы каждый обучающийся переносит в свою рабочую тетрадь, где для этого специально отведены последние листы. 5. Обучающийся выходит отвечать к доске с рабочей тетрадью, и ему задаются дополнительно к ответу один-два вопроса на формулировку или применение правила, вызвавшего затруднение. 6. Если пробел ликвидирован, то в таблице пробелов знак «-» заменяется на знак «+». 7. Работа по устранению пробелов в знаниях проводится на консультациях и дополнительных занятиях. Время пребывания на этих занятиях для каждого обучающигося различное. Оно определятся количеством пробелов и успешностью их устранения. 8 . Часто создаётся группу обучающихся с идентичными пробелами. 9. На каждом уроке проводятся разминки - «пятиминутки» для актуализации опорных знаний по предмету и повторения необходимых формул, теорем, которые будут использованы при изучении нового материала

17 слайд

Описание слайда:

2. Ликвидация пробелов в знаниях проводится дифференцированно, с учетом индивидуального темпа усвоения и индивидуальных способностей каждого. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, воспитанию активности и самостоятельности, развитию познавательных способностей.

18 слайд

Описание слайда:

Примеры дифференцированных заданий. 1. Задания с алгоритмом выполнения (для более сильных обучающихся). №1. Найдите угловой коэффициент касательной к функции у = х3 – 4х2 + 5 в точке х0=0,5. План РЕШЕНИЯ: 1. Вспомните, чему равен угловой коэффициент касательной к графику функции. 2. Найдите производную функции. 3. Вычислите значение производной функции в точке х0 = 0,5. 4. Запишите ответ.

19 слайд

Описание слайда:

2. Задания с образцами решения (для слабых обучающихся) 3 . Задания со вспомогательными вопросами. Дидактическая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь обучающимуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа решения данного задания или акцентировать внимание обучающигося на нужном материале. Пример. Задание. Доказать признак параллельности прямой и плоскости. Вопросы к доказательству. 1. Какую плоскость надо построить? Сколько таких плоскостей можно провести? Почему? 2. Каково взаимное положение данной и построенной плоскостей? 3. Каким методом доказывается теорема? В чем его сущность? 4. Как будет расположена прямая по отношению к линии пересечения плоскостей? Что отсюда следует? 5. Какое противоречие с условием получено? 6. Сделать вывод. Это же задание для более сильных обучающихся. Вопросы к доказательству. 1. Какое дополнительное построение надо выполнить? 2. Каким методом доказывается теорема? 3. Что получено в результате предположения? 4. Сделать вывод.

20 слайд

Описание слайда:

3. Проблемы с успеваемостью появляются тогда, когда знания не закреплены. По существу, закрепление знаний – надежный путь предупреждения пробелов. Можно выделить два варианта этой работы. 1. Поэлементное закрепление включено в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом урока. 2. Независимо от того, проводилось ли сопутствующее закрепление материала при его изучении, необходимо использовать специально спроектированный этап своевременной «доводки» понимания и отработки умений по использованию полученных знаний в разных задачах.

21 слайд

Описание слайда:

Закрепление может проводиться: 1. Обобщенным повторением основных положений изученной темы, которое дает учитель после детального объяснения. Данный повтор не включает иллюстраций, доказательств и аргументов. Фиксируется только основное. 2. Записью основных изученных положений, составлением опорной схемы, Выделением ключевых слов и выражений, фиксирующих внимание на главном. 3. Подведением итогов по изученному материалу обучающимися, тогда учитель планирует цели закрепления системой требований. 4. Составлением плана изученного материала или повторением изученного по плану, заданному перед началом знакомства с материалом. 5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением типовых, постепенно усложняющихся задач. 6. Комментированием образцов готовых решений. 7. Решением в общем виде с комментированным анализом каждого действия и преобразования. 8. Переформулировкой определений, пересказом информации, составлением планов и алгоритмов деятельности.

Описание слайда:

Несколько полезных советов для нас учителей при работе со слабоуспевающими: -помните, что, функция поставленных на этапе закрепления заданий не контрольная, а обучающая, Полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо. Чем дольше идет работа с ошибкой, тем больше она запоминается, Помните, что ученик может думать только тогда, когда учитель молчит. Не упускайте возможности организовать работу учеников в индивидуальном темпе. На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть ее, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно этот психологический барьер часто бывает причиной непонимания. Эти рекомендации, естественно, знает каждый учитель, но именно их мы упускаем в нашей работе. Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших учеников(громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.

24 слайд

Описание слайда:

В школе мы дружно отсиживались на задних партах, а тысячи вопросов о мироздании все равно остались. Как восполнить пробелы?

По неясным причинам в школе нам было скучно читать учебники по различным «лишним» предметам: «Я будущий экономист, зачем мне это?». Отчасти, ты будешь прав, что это действительно тебе не нужно на ЕГЭ, но, согласись, лучше знать, чем не знать.

Будучи взрослыми, мы жадно впитываем книги о Вселенной, микробах, животных, анатомии и т.д., потому что мы выросли, а вопросы остались. Чем раньше мы начнем восполнять пробелы, тем лучше – все накопленные знания всегда понадобятся. Например, кто знал, что уроки каллиграфии приведут Стива Джобса к всемирной известности? Никогда не поздно начать. Начинай сейчас.

Мы попытались тебе убедить, что нагонять упущенные знания стоит, а теперь предлагаем пару книг, которые просто must read.


livelib.ru

1. Краткая история времени. Стивен Хокинг

Без лишних слов стоит сказать, что эта книга просто гениальна! После прочтения этой книги, захочется забронировать билет на ракету и улететь. Разве не кажется заманчивым теория струн, черные дыры, пространственно-временной контекст и многое другое? Прочитав книгу, можно идти на просмотр «Интерстеллар» и грамотно комментировать каждый момент. Эта книга даже не о космосе, а о магии и волшебстве, которое происходит у нас над головами.

vladtime.ru

2. Смотри, что у тебя внутри. Роб Найт

А ты знал, что количество клеток микробов превышает клетки человека в 10 раз? Гастриты, депрессии, аллергии – все это результат работы твоих микробов. Глупо ничего не знать о них, верно? Когда читаешь эту книгу, то чувствуешь себя маленьким ребенком, который от удивления постоянно открывает рот и бормочет: «Не может быть…». Знал ли ты, что диабет, артрит и депрессия очень часто вызваны тем, что… ты мало общался в детстве с животными и что, скорее всего, не было лета у бабушки, где большинство детей садят цветочки, едят вишню с дерева и бегают босиком по деревне. Эти и другие секреты наших сожителей можно найти в этой книге.


superomsk.ru

Да, на книгу это не смахивает, но это ресурс художественной феерии. За час можно посетить любой музей! Прямо сейчас я шагаю по музею Гуггенхайм. А сейчас я в Португалии любуюсь местным street art-ом.


wm-painting.ru

4. Мост через бездну. Паола Волкова

Экскурс в историю и искусство. Всего в этой серии 6 книг, каждая рассказывает о своем временном отрезке. Некоторые ругают госпожу Волкову за то, что повествование немного хаотично (оно и ясно: Паола Волкова прирожденный лектор, который захватывающе рассказывает обо всем), но обвинить ее в скучном изложении невозможно. Для тех, кому курс МХК показался поверхностным и слишком быстрым.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете

Работа с неуспевающими, ликвидация пробелов, повышение интереса к обучению как путь повышения качества образования

учитель математики: Гатауллина Ф.Х.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

u пропуски занятий по болезни;

u слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

u задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

u педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

u неблагополучная семья;

u проблема «улицы»;

u прогулы.

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

Ликвидация пробелов у учащихся в обучении;

Создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

Создать благоприятную атмосферу на уроке;

Своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

Изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

Освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

Ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

Культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

План работы со слабоуспевающими учащимися

Мероприятия

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология :

во-первых , потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

во-вторых , групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Выделю преимущества группового обучения перед традиционным:

приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;

улучшение академической успеваемости;

воспитание самоуважения;

укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;

отсутствие соревнования в учебной деятельности;

убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.

Для повышения эффективности и реального результата урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики применяю систему ключевых задач. Её использование позволяет с одной стороны, включить в работу каждого ученика, а с другой развивает системное, логическое мышление учащихся. Для мотивированных детей появляется возможность проанализировать и оценить материал в полном объёме, сравнить разные методы решения, определить границы применимости для дальнейшего использования полученных знаний при решении более сложных задач.

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходило на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Для эффективной учебной деятельности всех учащихся дифференцировать их по уровню подготовки, стимулировать школьников, которым хорошо дается математика, поддерживать тех, у кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение».

Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.

Под этим понятием подразумевается такое качество, которое характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Одной из таких технологий является игровая. Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении.

На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся.

Во время учебы даже у смышленого ученика иногда могут возникнуть трудности с пониманием предмета. Внешними факторами тут часто выступают болезни, неблагоприятная семейная обстановка, смена школы и т.п. При этом у школьных учителей не всегда есть время устранять пробелы в знаниях и сложности накапливаются, как снежный ком. Как наверстать упущенное?

Математика - наука, которую надо просто знать. Это по русскому можно ещё как-то «выехать», прочитав хрестоматию, а тут каждый пробел ведет к неверному решению. Чтобы помочь ребенку справиться с неуспеваемостью и преодолеть отставание по предмету, можно пригласить репетитора по математике. При этом стоит сразу оговорить цель занятий - устранение пробелов, чтобы педагог смог выбрать верную модель обучения.

Этапы работы с пробелами по предмету

В первую очередь репетитор по математике проводит одно или несколько занятий на выявление ошибок ученика и их анализ. Одновременно он ищет слабые стороны ребенка, изучает его познавательные особенности. С учетом полученных данных он сможет построить корректный план обучения, направленный на устранение пробелов.

Во время индивидуальных занятий осуществляется также профилактика возможных трудностей в дальнейшем. То есть репетитор не просто работает на повышение успеваемости ребенка, но и стремится научить его логически мыслить, анализировать математические процессы, использоваться свои сильные стороны в процессе учебы (например, визуальную память и т.п.). Он формирует у него прочные знания и стимулирует познавательную активность.

Каждый этап обучения сопровождается контролем усвоения знаний. Вместе с репетитором ребенок учится самопроверке, что помогает ему в дальнейшем самостоятельно работать над заданиями.

Таким образом, этапы работы с пробелами по предмету делятся на основные группы:

  1. Выявление, анализ, изучение природы ошибок.
  2. Планирование работы по их устранению.
  3. Работа «над ошибками» и их профилактика; формирование необходимых умений и навыков.
  4. Закрепление усвоенных знаний.

Дополнительные меры по устранению пробелов по математике

Кроме занятий с репетитором для повышения успеваемости можно порекомендовать ребенку посещать внеклассные познавательные мероприятия. Большая польза будет также от внимания родителей и учителей. Любая похвала за успехи поможет ему справиться со своими страхами, повысит самооценку, даст стимул к учебе.

Пробелы в знаниях

Пробелы в знаниях есть у всех.
Появиться они могли по самым разным причинам, иногда совсем не зависящим от детей.
Кто-то заболел и пропустил уроки в школе. Это самая распространённая причина пробелов. Ведь некоторые темы представлены в учебниках совсем не лучшим образом.
А у кого-то проболела учительница. А когда вышла на работу, то была вынуждена нагонять время: в почасовую программу пропуск уроков учителем не заложен.
В этом году уроки были отменены из-за эпидемии гриппа. Это значит, что все учителя будут стараться нагнать упущенное время.
Кто-то из ребят что-то недопонял на уроке. Имеет право ребёнок что-то недопонять или понять неправильно?
Поверьте, перечисление причин можно продолжать до бесконечности. Но лучше поговорить не о причинах, а о последствиях.

1. Пробелы в знаниях - беда, но беда поправимая

Поэтому, столкнувшись с пробелом в знаниях ребёнка, не расстраивайтесь, а радуйтесь. Очень хорошо, что вы пробел обнаружили. Почему?
Пробелы в знаниях как незалеченные раны. Они беспокоят человека, приносят неудобства, ограничивают свободу. В школьной жизни они могут обернуться неприятными неожиданностями в виде плохих отметок. Получается, что пробелы в знаниях - это источник постоянных стрессов, которые истощают ребёнка, подрывают веру в себя и мешают жить. Зачастую ребята не могут сами определить, какие у них пробелы. Ребёнок знает, что он чего-то не знает. И всё. Почему ошибка в разборе? Не знает почему. Ребёнок не способен осознать, что когда три года назад у него была ангина, в школе объясняли новый материал, которого и в учебнике-то нет. Про ангину это так, только для примера, причины, как мы определили, могут быть разными.

2. Полезное предположение

Обязательно сделайте предположение: возможно, у моего ребёнка есть и другие пробелы в знаниях. Поверьте, редко, когда такое предположение не подтвердится. Почему? Потому что язык - это система, а не беспорядочный набор случайных элементов. Если ребёнок не знает один элемент, то он не знает и связей этого элемента с другими. Значит, свойства, признаки, функции, сама природа целых классов явлений для него непонятны.
Для того чтобы разобраться, что ребёнок знает, а чего не знает, а если знает, то понимает ли до конца, на этом сайте есть

Любой ребёнок может пройти диагностику и узнать, какие пробелы в знаниях у него есть.

3. Если в тетрадях ребёнка есть ошибки, отнеситесь к ним вдумчиво

Ошибки в написании - это одно, а в разборах - другое.
Многие ошибки симптоматичны. Часто у разных ошибок одна причина. Понять ее - значит найти верный путь. Так как язык - это система, то и ошибки могут носить системный характер.
Представьте себя врачом. С одной стороны, у одного заболевания бывают разные симптомы. А с другой - отдельные симптомы разных болезней могут совпадать. Для успешного лечения нужна правильная диагностика.
Такая же ситуация с ошибками. Ошибки - это не сама болезнь, а симптомы неблагополучия. Чтобы такие симптомы собрать и разобраться в них, определить их причины, мы предлагаем проходить тестирование на сайте так же регулярно, как и тренинги.

4. Если у ребёнка обнаружился недостаток в знаниях, то естественен вопрос: где их взять, из какого источника черпать?

Возьмите в руки учебник вашего ребёнка. Это тоже источник знания, точнее, один из источников.
Почитайте параграфы. Один за другим. Вдумчиво. Потратьте на это занятие час вашего времени. Потом оцените то, что вы узнали. Это много или мало? Помните, у ребёнка нет вашего опыта работы с информацией. Это значит, что объём усвоенного материала у него будет ещё меньше, а количество затраченного им времени ещё больше.
Даже если вы будете удовлетворены содержанием параграфов школьного учебника, подумайте о том, что этот источник знания не всегда у ребёнка под рукой. Что делать, если тему изучали в прошлом году? Два, три года назад? В нашей школе существует многолетняя традиция выдавать ребятам книжки в начале учебного года и забирать их в конце. Не все родители могут купить все школьные учебники. Это дорого, уверяю вас. И где их хранить? Большинство наших семей живёт в весьма стеснённых условиях. Да и откуда знать, какие книжки покупать? Какие из них нужнее?
Этот сайт - тоже источник информации. Побродите по учебным разделам один час. Сравните эффективность подачи материала здесь и в школьном учебнике.

5. Знание приходит через понимание, осознание

Никогда не заставляйте ребёнка учить правила по учебнику без понимания. Это не бесполезно - это вредно. Ничего, кроме отвращения к предмету, вы не добьётесь.
Если вы сторонник традиционных технологий, то вначале разберитесь во всём сами. Продумайте общую логику, а также все детали и мелочи. Потом передайте ребёнку саму суть. Объясняйте просто, доступно, как маленькому. Потом обязательно проверьте, как ребёнок вас понял.

На этом сайте весь теоретический материал школьного курса изложен в разделе Как устроен наш язык достаточно полно и просто. Толковое изложение было одной из моих главных задач. Здесь, в отличие от школьного учебника, теоретический материал разведён по разным разделам и рубрикам. Ориентироваться на сайте проще, чем в школьном учебнике. При этом здесь принят подход, при котором уровень понимания контролируется постоянно. Без всякой отсрочки ребёнок видит, насколько успешно он работает. Как только задание выполнено, тут же виден ответ.

Какой бы путь вы ни избрали, уверяю вас: и вы сами, и ваши дети испытаете чувство облегчения, когда выяснится, что теперь пробела нет, а его место занято знанием.