Детство, растоптанное войной. Взрастило вас время войны Использование труда детей во время вов

Транскрипт

1 Трудовой подвиг детей в годы Великой Отечественной войны

2 Великая Отечественная война гг. Трудовой подвиг детей в советском тылу Дети войны на заводах отцов заменили «Все для победы! Все для фронта!» был лозунг один. Жили в цехах, за станками и ели, и пили, Дни и ночи работая, верили мы победим! Беспримерным в истории Великой Отечественной войны был массовый трудовой подвиг детей, подростков, юношей и девушек, который заключался в оказании всесторонней помощи фронту, нашей Родине, находившейся в опасности. Своим самоотверженным трудом подростки помогли героическому советскому народу выиграть небывалые сражения на фронтах войны, когда решалась судьба нашей многострадальной Родины. Подростки заменили на заводах и фабриках свои х родителей, старших братьев и сестер. Часто к станку из-за маленького роста юного рабочего пристраивали ящики, чтобы он мог дотянуться до рычагов управления. Они днем и ночью работал и у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Они заменили своих отцов 27 июня 1941 года «Правда» сообщала, что около 2 тысяч московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт. 204

3 Маленькие герои большой войны В начале июля свыше 1,5 тыс. школьников Томска встали за станки вместо ушедших в действующую армию. В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учебы помогать предприятиям легкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов для фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготавливали ложки, вязали варежки, носки, шарфы, шили подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования. В первые годы войны на Магнитогорский металлургический комбинат пришло несколько тысяч выпускников ремесленных училищ. Их возраст не превышал лет, но с первых дней они стали обслуживать крупнейшие агрегаты, работали у доменных и мартеновских печей, на 7 прокатных станах трудились наравне с кадровыми рабочими, участвовали в социалистическом соревновании, показывали образцы трудового героизма. За 3 года войны они выплавили 1 миллион тонн стали, 570 тысяч тонн чугуна, выпустили 500 тысяч тонн проката. Только на Кузнецком металлургическом комбинате, где особенно много работало молодежи, за годы войны было произведено такое количество снарядной стали, которой хватило бы для изготовления 100 миллионов снарядов и танковой стали для 50 тысяч тяже лых танков. Значительный вклад в производство продукции для фронта внесли выпускники ремесленных училищ и школ ФЗО, в которых с июля 1942 по 1945 год различные производственные специальности получили более 2 миллионов юношей и девушек. На один из заводов Свердловска в начале 1942 года пришло более 100 выпускников ремесленных Юный сталевар Прибыли работать на завод 205

4 Великая Отечественная война гг. училищ, 54 из них были объединены в одну бригаду во главе с мастером М. Бондиным. Ребята быстро освоили производство оборонных изделий и в том же году дали 1,5 тысячи тонн проката. Бригаде было присвоено звание «Лучшая комсомольско-молодежная смена Свердловской области». Все ребята в этой бригаде были ответственные и целеустремленные. Например, Вася Барановский, член бригады, котором у исполнилось только 15 лет, приехал на «Уралмашзавод» в числе эвакуи Молотобоец рованных с Украины из ремесленного училища. Отец его ушел в партизан ы. Придя на завод, он сразу же включился в производство военной продукции. «В первые дни не все ладилось, вспоминал, рассказывая, Барановский. Ведь это было не училище, а огромный завод. В цехах работало много молодежи. Я видел, что каждый рабочий день старались не терять ни минуты. Это на меня наклады вало огромную ответственность перед коллективом. Я понимал, что только такой труд может удовлетворить все нужды фронта, и дал себе слово работать так же, как и мои товарищи, работать так, чтобы отец мог гордиться своим сыном». Во многих городах и селах страны в школах были созданы детские производственные мастерские, в которых производили различную продукцию для оборонных предприятий. В Москве работали 375 таких мастерских, на них трудились 17 тысяч учащихся. Менее чем за год они произвели продукции на 40 миллионов р ублей. Во многих школах была налажена починка шинелей и морских бушлатов. Юные столяры изготавливали приклады, ложе для винтовок и автоматов, лыжные палки; слесари и токари производили детали для мин. Из сообщения Совинформбюро: «Учащиеся Сталинградской области провели воскресник, в котором приняли участие более 15 тысяч человек. Во время 206

5 Маленькие герои большой войны воскресника собрано тонн лома черного металла и 56 тонн цветного металла». (27 мая 1942 г.) На средства, собранные детьми, подростками, юношами и девушками, были построены и переданы десятки именных танков и самолетов. С 1942 года на фронтах громили фашистов танки «Горьковский пионер», «Московский пионер», «Пионер Башкирии», «Ташкентский пионер», «Школьник Свердловска» и др. Пионеры собирали, шили и вязали теплые вещи для фронтовиков, отправляли на фронт подарки. Передача танка «Ташкентский пионер» Таганрогские ребята на средства, заработанные своими руками, построили самолет «Таганрогские пионеры» и передали его летчикам Крымского фронта. Пионеры Попереченской школы Юргинского района Кемеровской области, экономя на своих завтраках, собирая металлолом и зарабатывая трудодни в колхозе, на вырученные деньги купили танк «Попереченский школьник». Они отдали его бывшему ученику своей школы, сражавшемуся на фронте. Учащиеся средней школы 1 города Каширы узнали, что их земляк, летчик Александр Выборнов, отличился во многих боях. Ребята собрали деньги и подарили ему самолет. Районная газета 11 февраля 1944 года поместила заметку, в которой говорилось: «Учащиеся Каширской средней школы на своем митинге решили начать сбор средств на постройку боевого самолета Каширский школьник, и они уже начали сбор средств». 207

6 Великая Отечественная война гг. Ровно через месяц школьники имели на своем счету 72 тысячи рублей. Сбор средств продолжался А 30 апреля у ребят из школы 1 был самый торжественный день. Здесь состоялся митинг в честь бывшего воспитанника школы, кавалера боевых орденов, летчика Александра Выборнова. Ему и был передан самолет «Каширский школьник». Летчик А. Выборнов у подаренного ему самолета Бейте врага, просили тогда ребята героя-земляка, скорее возвращайтесь с победой! Александр обещал выполнить просьбу юных патриотов, и он сдержал свое слово. Выборнов летал в разведку, прикрывал наземные войска, переправы, сопровождал бомбардировщиков, его удары были стремительны, внезапны, дерзки. С каждым боевым вылетом росло мастерство, оттачивалось искусство ведения воздушного боя. Всего за годы войны прославленный летчик Александр Выборнов сбил 28 вражеских самолетов. В феврале 1943 года летчики штурмового авиаполка получили в подарок самолет с трогательной надписью на фюзеляже: «От Леночки за папу». На фронте погиб отец Лены летчик Азаренков, и Лена сделала первый взнос на строительство этого самолета. Тысячи людей помогли ей. Пионеры Армении заработали и собрали средства на постройку танковой колонны «Юный пионер» и самолет «Пионерия А рмении». На средства, собранные пионерами Москвы и Московской области, построена танковая колонна «Московский пионер». 208

7 Маленькие герои большой войны Пионеры Новосибирска собрали деньги на сборку самолета «Новосибирский пионер». Когда в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов-фронтовиков, пионеры и школьники Советского С оюза приняли в нем самое активное участие. Например, в июле 1941 года около 100 тысяч различных подарков были отправлены воинам-фронтовикам от школьников Ленинграда. В 1942 году пионеры и школьники Егорьевского района Московской области для воинов-фронтовиков изготовили 18 тысяч конвертов, 2 тысячи носовых платков и 2 тысячи любовно вышитых кисетов для табака. Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам-фронтовикам сопровождалась письмом, которое не могл о не волновать душу солдата, командира. Часто письма начинались «Мсти за папу!». Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручками готовили данный подарок в оину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину, изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним. Частыми гостями пионеры и школьники, дети из детдомов и детсадов были в госпиталях. Там они тяжелораненым читали книги, писали письма родным и друзьям-фронтовикам, дежурили у их постели, выступали с концертами. Их внимание, старательность детей вызывали у раненых теплые чувства и уважение к детям. В начале войны развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого было связано с повестью А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Тимуровцы взяли под опеку семьи фронтовиков. Только в Новосибирской области действовало более 1200 тимуровских команд. Тимуровцы помогали семьям фронтовиков в заготовке дров, в обработке огородов, по уходу за детьми и т.п. Они также шефствовали над тыловыми госпиталями, выступали с самодеятельными концертами. «До сих пор не могу забыть, когда к нам, раненым, находившимся в куйбышевском госпитале, пришли дети первого класса с концертом. Маленькую девочку, чтобы она была видна всем, поставили на табуретку. Она прочитала стихотворение К. Симонова Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». 209

8 Великая Отечественная война гг. Стихотворение она читала так захватывающе, с таким чувством, что у раненых появились слезы на глазах. Несколько раз по их просьбе она повторила его». Из воспоминаний красноармейца Иванова. «Выздоравливайте поскорее» Дети, подростки, юноши и девушки гг. заменили отцов на заводах: делали автоматы, гранаты, мины. Они дежурили в госпиталях, на постах местной противовоздушной обороны. Они строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали песком чердаки. Они тоже были защитниками Родины, как и их взрослые братья, сестры, отцы. Дети и подростки старались ни в чем не отставать от взрослых. За самоотверженный труд в тылу тысячи подростков были награждены орденами СССР, медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доб лестный труд в Великой Отечественной в ойне гг.». Отличницы 4-го класса 47-й школы г. Ленинграда, награжденные медалями «За оборону Ленинграда». Ноябрь 1943 г. 210


Дети труженики тыла Вместо отцов пришли к заводским станкам дети войны В 1941-1942 годы численность молодежи на оборонных предприятиях возросла. Если в 1940 году доля подростков на них составляло 6%, то

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 72 имении Ю.В. Лукьянчикова Город воин - город герой Выполнила: учитель начальных классов Филатова А.В. 22 июня

В память о Великой Отечественной Войне(1941-1945) Работу выполнила Никитина Ирина,16 лет, ученица МБОУ СОШ 36 г. Пензы 10 «Б» класса, Преподаватель: Фомина Лариса Серафимовна Александр Благов Этих дней

ПОМНИМ ВЕЛИКОЕ ПРОШЛОЕ НАШЕГО НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО! ГОРДИМСЯ БЕСПРИМЕРНЫМ МУЖЕСТВОМ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА! Прошло 73 года со дня окончания Великой Отечественной войны, когда советские воины водрузили Знамя

Миасс в годы Великой Отечественной войны 22 июня 1941 9 мая 1945 Война это сложное явление, в котором противостоят друг другу вооруженные силы, общественный и государственный строй воюющих стран, идеологии,

Томичи в годы Великой Отечественной войны Презентацию подготовили:акатьева Алина, Терентьева Маргарита, учащиеся 3 класса МБОУ«Лучановская СОШ имени В.В.Михетко». Руководитель О. Н.Стальмакова учитель

Московские ворота Накануне войны В 1940 г. в новом здании состоялся первый выпуск, а в 1941 г. последний предвоенный 18 выпуск. В актовом зале 117 выпускников 21 июня 1941 г. получили дипломы. Выпускники

Наши земляки героипобедители!!! Алексей Николаевич Грязнов (1903-1944) Добровольцем ушел на фронт. Служил на Амурской флотилии. В 1942 году назначен на Ленинградский фронт комиссаром батальона морской

Анализ воспитательного мероприятия классного часа «Спасибо, солдат! За мир на Земле!» (к 70-летию Великой Победы) Место проведения: ГБОУ школа 2055 Класс: 1 «А» Дата проведения: 18 марта 2015г. Классный

«В труде, как в бою» Урал фронту Медицина Великая Отечественная война стала для Свердловского медицинского института тем испытанием, которое показало зрелость сложившихся в нем научных школ. 25 июня 1941

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. НОВОКУЗНЕЦКА МБ ДОУ «ДЕТСКИЙ САД 74» Новокузнецк в годы Великой Отечественной войны ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛИ: АНТИПОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ, ДЕВЯТКИНА

Исследовательский проект на тему: «Труженики тыла незаметные герои войны». Авторы: ученицы 11 класса МБОУ «Цнинская СОШ 2» Тарасова Юлия Горшкова Полина Руководитель: Дубовицкая З.А. Актуальность Говоря

День памяти и скорби Статья "На защиту отечества" от 24 июня 1941 г. в газете «Советская Сибирь» ГАНО. «Советская Сибирь» Окно ТАСС, выпущенное Союзом писателей СССР и Союзом художников СССР. ГАНО. Ф.Р-2190.

В цехах Производственный комплекс 2 (ПК-2) - старейший самолётостроительный завод в России (в прошлом - завод «Дукс», Государственный авиазавод 1, завод 30, ММЗ «Знамя труда», МАПО). В разные годы в КБ

Кубань в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) К июлю 1942 г., когда война пришла на землю Кубани, каждый пятый житель края ушел на фронт. Из добровольцев было создано более 90 истребительных батальонов

Солнечные лучики МАДОУ детский сад «Солнышко» п. Каменск ГАЗЕТА для родителей, детей и педагогов 5 Май 2016 г. Победа будет за нами! Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг: Война! Война!

Летопись войны: семейные воспоминания Исполнитель: Луткова Наталья Николаевна, библиотекарь, Талицкая библиотека МКУ «Центр библиотечного обслуживания Кленовского сельского поселения» 2015 Цель: показать

Айвозян Р.С., Яковлева Ю.Р. Великая отечественная война 1941-1945 гг. в цифрах // Материалы по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации», 01-10

МЫ НЕ ДРОГНЕМ В БОЮ ЗА СТОЛИЦУ СВОЮ (БИТВА ЗА МОСКВУ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СЕМЬИ) Мы не дрогнем в бою За столицу свою. Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, Обороной стальной, Остановим, Отбросим врага.

«У войны не детское лицо» У войны нет лица, нет возраста и пола...каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну...с 1941 по 1945 года

«Москва! Ты в солдатской шинели Прошла, не склонив головы. И сколько бы песен не пели, Их мало для нашей Москвы» М. Светлов «Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла

Дорогая сердцу книга о войне Составитель: Елена Васильченко 1418 дней и ночей полыхал огонь войны Сражались все офицеры и солдаты на фронте, старики, женщины и дети в тылу. Представить этот подвиг во всех

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ 1418 дней и ночей четыре героических и трагических года продолжалась война 27 млн. наших

Николай Яковлевич Медведев Это было весной 1944 года. Фашисты, теснимые советскими войсками, яростно цеплялись за каждый населённый пункт. Войска 3-го Украинского фронта получили приказ овладеть городами

(Сочинение ученицы 3 А класса Гирявенко Анастасии) Я горжусь тобой, дедушка! Нет в России семьи такой, Где не памятен был свой герой. И глаза молодых солдат, С фотографий увядших глядят. Сердцу каждого

Из проекта посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Что ты знаешь о войне?»» Презентацию подготовили: Щукин Аркадий Егерев Егор Ученики 4 класса «Г» ГОУ ЦО 548 «Царицыно» 22 июня 1941

Борис Николай Дмитриевич Меня взяли в роту связи сыном полка Родился 3 апреля 1930 года в Ленинграде, русский, член КПСС с 1957 по 1989 год, в настоящее время беспартийный, христианин. В 1941 году, перед

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 48 «Детский сад присмотра и оздоровления «Золотая рыбка» Красноярский край г.норильск. «Великий, бессмертный подвиг советских воинов» Конспект

Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 г. Орденом "Победа", как высшим военным орденом, награждались лица высшего командного состава Советской Армии за успешное проведение таких

В Великой Отечественной Войне участвовало свыше 20 000 детей. Многие из них были в партизанских отрядах, где их нередко использовали в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной

ПИСЬМО СОЛДАТУ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ. Благодаря ветеранам живем мы на этом свете. Они защищали нашу Родину, чтобы мы жили и помнили о том, что Родина- главный наш дом. Скажу спасибо вам большое с добротой в душе.

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Котовым Михаилом Павловичем Участники встречи: учащиеся 6 класса Классный руководитель: Черненок Ольга Михайловна с. Усох 2014 год Фото 9 мая 2009 года Котов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 72 им. Ю. В. Лукьянчикова ГОРОД ВОРОНЕЖ учитель химии Струкова Н.И. » Великая Отечественная война особая эпоха в

Работу выполнили: учащиеся 9 А класса Лотхова Татьяна Неверов Дмитрий Руководитель: Кетова Г.А. Что значит слово «почин» Как это слово связано с памятником в Тамбове «Тамбовский колхозник» В ходе изучения

Консультация для родителей Как рассказать детям о Великой отечественной войне Это День Победы 9 мая самый радостный и самый грустный праздник на свете. В этот день в глазах людей сияет радость и гордость

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 8 «Аленушка» г. Катайск 2015 1 Рассказы детей о войне: Творческие рассказы детей подготовительной группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 2 «Солнышко» По страницам боевой славы наших дедов и прадедов Каждый год наша страна отмечает праздник День

«Города- герои» Мемориал городам- героям В октябре и ноябре 1941 г. фашистские войска предприняли два крупных наступления на Москву. В первом из них участвовали 74 дивизии (из них 22 танковые и моторизованные)

Документы Героя Советского Союза А.П. Калашникова. 1 июля 1941 г. Протокол комсомольского собрания Томского педагогического института по поводу обращения В.М. Молотова ко всем гражданам Советского Союза.

Скаредины Соня и Даша Наш прадедушка, Первухин Михаил Максимович, родился 10сентября 1924 года. Во время войны был связистом в артиллерийском полку, стрелковой дивизии. Воевал на 1-ом и 2-ом Белорусских

К 75 летию подвига Алексея Маресьева Маресьев Алексей Петрович,родился 20 мая 1916 года в г. Камышине. Отец мальчика умер, когда ему было всего три года и мать уборщица на заводе, осталась одна с тремя

1. Школьный музей «История авиации» 2. Профиль исторический 3. Дата основания музея 1988 год. 4. Свидетельство 6147 от 20 января 2006 года 5. Руководитель музея: Кузнецова Ирина Ивановна, учитель химии

Частное общеобразовательное учреждение «Школа Экспресс» Санкт- Петербурга (ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга) Творческая работа «Победители»

КУРНИН ПЁТР ФЁДОРОВИЧ (25.07.1916 08.11.1993) ПЕРВЫЙ УКРАИНСКИЙ ФРОНТ Великая Отечественная война 1941-1945гг. была одной из самых кровопролитных войн за всю историю человечества! Она оставила неизгладимый

Открытое письмо ветерану Акция учащихся начальных классов МОУ «СОШ 5 УИМ» Агаки Егор 2 «а» класс Дорогие ветераны! Поздравляем с юбилеев Победы! Прошли дни, годы, почти века, Но вас мы не забудем никогда!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад 3 поселка Львовское» Героическая оборона г. Одессы Одесская оборона 1941 года советскими сухопутными войсками,

Презентация к уроку мужества «Сирень 45 года» «Дети войны» для учащихся начальной школы Посвященная 70летию Победы Подготовила и провела учитель начальных классов МАОУ гимназия 16 «Интерес» Ширинян Бела

Классные часы «Женщины Великой Отечественной войны» Качается рожь несжатая. Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы - девчата, Похожие на парней. Нет, это горят не хаты - То юность моя в огне... Идут по войне

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 40» ГОРОДА БЕЛГОРОДА Школьный проект «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны» (в рамках Всероссийской

Пояснительная записка Номинация: организация и проведение «Карта памяти» посвященных 70- летию победы в Великой Отечественной войне (конспект интегрированного занятия) «Что мы знаем о войне» Методический

Работу выполнили: Виноградова Яна, ученица 7 класса Мой дедушка, мой герой Раскаты залповых орудий...огонь сметает все вокруг... В дыму ребенок тянет руки... Война замкнула страшный круг.. Я вижу это на

Новосибирск в годы войны: хроника 1943 й, февраль Новосибирск. Секретарю Новосибирского обкома ВКП(б) товарищу Кулагину // Советская Сибирь. 1943. 4 февраля. С. 1. Отметим новыми трудовыми подвигами блестящую

Дети войны Работу выполнила: ведущий библиотекарь С.Н. Букреева Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина Муниципального бюджетного учреждения культуры «Георгиевская централизованная библиотечная

44 начальная школа.ru День Победы 9 Мая Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим

III Всероссийский блицтурнир «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА» (для учащихся 1- классов) Ответы Ответ должен быть представлен строго в виде ОДНОГО СЛОВА, БУКВЫ или ЧИСЛА (согласно условию задания) без кавычек, точек, орфографических

Сегодня вся страна отдаёт дань уважения участникам Второй Мировой войны. Отовсюду показывают тематические фильмы, в городах проводят демонстрации и открывают полевые кухни. Нынешнее поколение должно знать , через что пришлось пройти нашим родственникам, чтобы увидеть мирное небо над головой.

Свою лепту внесём и мы. Но что особенного о годах Второй Мировой рассказать на техноресурсе? Правильно, о способах связи того времени .

А в чём проблема?

Связь - важнейшая вещь во время боевых действий. Без связи с руководством не будет никаких скоординированных действий и актуальных решений.

В арсенале современных военных есть огромное множество способов связи. Спутниковая связь, закрытые мессенджеры, выделенные радиочастоты и даже отдельные телефонные линии.

Но больше семидесяти лет назад доброй половины современных способов связи попросту не существовало .

Надеюсь, все понимают, что сотовых телефонов в то время тоже не было. Но военным всё равно приходилось держать связь. Вот, как они это делали:

Самым действенным способом была курьерская почта

Это чуть ли не самый первый действенный способ отправить сообщение - через человека, который передаст текст лично. Конечно же, не было никакой курьерской службы. Необходимые послания передавались с помощью солдат: связистов и разведчиков.

Передача информации таким способом могла растянуться на несколько недель. Поэтому к нему прибегали только в крайних случаях : если надо было передать экстренное или зашифрованное послание.

На войне все средства хороши. Поэтому информацию отправляли и с помощью сигнальных огней, и с помощью голубей. Но, пожалуй, быстрее всех развивалась проводная и радиосвязь.

Проводная связь тоже была, но ненадолго и редко

В то время проводная связь уже шагнула от телеграфа к телефону, совершенствовалась и коммуникация с помощью радиочастот. Несмотря на это, в первые годы Второй Мировой, советское командование отдавало предпочтение именно проводам .

Не стоит недооценивать этот способ связи, такие телефоны позволяли наладить коммуникацию прямо в поле, в отсутствии всякой инфраструктуры. При этом, чтобы прослушать разговор, нужно сначала найти кабель и подключиться к нему напрямую. Такой сигнал не пеленгуется и не отслеживается со стороны.

Системы телефонной связи были недорогими, функциональными и простыми, к тому же совместимыми между собой. Ими мог пользоваться практически любой солдат, после краткого инструктажа.

В то же время, телефонные линии очень уязвимы . В Вермахте прекрасно понимали, каким способом связи пользовались в Советском Союзе, поэтому телеграфные столбы были одной из приоритетных целей для бомбардировки, а немецкие диверсанты активно работали над поиском и уничтожением полевых линий связи.

Из этого вытекает ещё одна проблема: недостаток кабеля. Часть инфраструктуры осталась в захваченных районах, часть попросту уничтожалась, а новые провода не успевали производить.

Последняя причина отказа от проводов - это изменившийся характер войны. Залогом победы становились танки и самолёты, в которых никак не развернуть проводную связь. Все манёвры требовали чётких, скоординированных действий, поэтому армию СССР старались как можно скорее обеспечить надёжной радиосвязью.

Вот так, кстати, выглядело телефонное оборудование

Телефонный аппарат ТАБИП-1

ТАБИП-1 – телефонный аппарат образца 1941 года, который работал без источников питания. Передача речи происходила за счет электродвижущей силы , создаваемой в линии обратимым электромагнитным капсюлем телефонной трубки. Дальность сигнала 5 км по земле и 15 км по воздушным линиям.

ТАИ-43 и УНА-ФИ-43

Телефоны ТАИ-43 и УНА-ФИ-43 Применялись для связи между крупными штабами по телеграфным линиям (телеграф при этом работал). Первый весил 4.6 кг, работал на сухих ЗС элементах. Второй мог работать ещё и на водоналивных элементах, весил 7.6 кг и передавал сигнал почти на 200 км .

Полевой коммутатор ПК-10

Таким коммутатором могли соединить четыре пары абонентов. Обслуживался телефонной станций УНА-ФИ. Два коммутатора можно было соединить и скоординировать до 20 пользователей .

Естественно, была и радиосвязь. Но не сразу

К 1941 году в СССР было всего три завода , производящих то или иное оборудование для радиосвязи: «Красная заря» (телефоны) завод им. Кулакова (телеграфы), завод им. Коминтерна (радиоаппаратура). Этих производственных мощностей не хватало, чтобы обеспечить армию необходимой техникой. Плюс, эти заводы были эвакуированы и заново развёрнуты в тылу, что отняло необходимое время.

В те же годы, немецкие истребители взаимодействовали в группе с помощью бортовых приёмников FuG 7. При этом, ударное звено могли наводить даже с земли .

А германские бомбардировщики умели сбрасывать бомбы вовсе не наблюдая цели. Для наводки использовался аналог стереозвучания: радиолокационная система генерировала лучи, которые сходились в городе-цели. Один передатчик транслировал сигнал «тире» кода Морзе в правый наушник пилота, другой передатчик посылал сигналы типа «точка». Пилот буквально слышал , что он отклоняется от курса.

Такие станции радиосвязи устанавливали в танки

Советские самолёты не были оснащены радиоприёмниками. Когда станции воздушного наблюдения фиксировали вторжение, информацию о направлении и высоте полёта противника выкладывали на земле с помощью белых полотен. Пилоты общались друг с другом в воздухе с помощью покачиваний крыльями . Поэтому группы летали в пределах видимости визуальных сигналов.

В танковых войсках ситуация была немногим лучше: радиостанции были, правда громоздкие и ненадёжные. Установленная станция урезала боекомплект патронов на треть, при этом она часто выходила из строя . Как правило, танки не имели ни внешней, ни внутренней связи, действуя как самостоятельные единицы.

Пехота также не была обеспечена оборудованием для радиосвязи в полном объёме. Часто под военные нужды переделывали гражданскую технику .

А вот так выглядела сама радиотехника

Радиостанция РБ (3-Р)

Такая переносная радиостанция применялась среди пехоты и артиллерии. «Питалась» сухими батареями БАС-60 (четыре штуки) и одного аккумулятора 2НКН-22, которые размещались в выносном батарейном ящике. Выпускалась с 1938 г. и оказалась такой успешной, что США просили лицензию на производство.

Радиостанция «Север»

Эта легендарная радиостанция обеспечивала связь на расстоянии до 500 км, в отдельных случаях умельцы разгоняли её до 600-700 км . Часто использовалась в партизанских отрядах и разведгруппах. За время войны количество таких станций возросло в пять раз.

Танковый приемник «Малютка-Т»

Танковые рации обычно состояли из приемника и передатчика, которые были подключены к бортсети танка. Командиры подразделений транслировали свои приказы одновременно всем находящимся на частоте приёмникам. Их устанавливали и на бронемашинах.

По сей день помнят солдат, защищавших нашу Родину от врагов. Заставшими эти жестокие времена были дети, родившиеся в 1927 году по 1941 год и в последующие годы войны. Это — дети войны. Они пережили всё: голод, смерти близких, непосильный труд, разруху, дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда, обувь. Все они уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть. Но зачастую им не уделяют должного внимания, а для них это так важно передать свой опыт другим.

Обучение во время войны

Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется. «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку — это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Брата Петю забрала папина сестра в Жигалово, он один из семьи закончил 8 классов» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« У нас была неполная средняя школа (7 классов), я уже выпустилась в 1941 году. Помню то, что учебников было мало. Если человек пять жили рядом, то им давался один учебник, и они все вместе собирались у кого-то одного и читали, готовили домашнее задание. Давали одну тетрадь на человека делать домашнюю работу. У нас был строгий учитель по русскому и литературе, он вызывал к доске и просил рассказать наизусть стихотворение. Если ты не расскажешь, то на следующий урок тебя обязательно спросят. Поэтому я до сих пор знаю стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и многих других» (Вороткова Тамара Александровна).

« В школу пошла я очень поздно, не чего было одевать. Беднота и нехватка учебников и была и после войны» (Кадникова Александра Егоровна)

«В 1941 году я закончила 7 класс в Коноваловской школе с наградой – отрезом ситца. Мне дали путёвку в Артек. Мама попросила меня показать на карте, где тот Артек и отказалась от путёвки, сказав: «Далеко сильно. А вдруг война?» И не ошиблась. В 1944 году я поехала учиться в Малышевскую среднюю школу. До Балаганска добирались на ходках, а затем на пароме в Малышевку. В деревне не было родственников, но был знакомый отца – Собиграй Станислав, которого я видела однажды. По памяти нашла дом и попросилась на квартиру на время обучения. Я убирала дом, стирала, тем самым отрабатывала за приют. Из продуктов до нового года был мешок картошки и бутылка растительного масла. Это надо было растянуть до каникул. Училась старательно, хорошо, так хотела стать учительницей. В школе большое внимание уделяли идейно-патриотическому воспитанию детей. На первом уроке первые 5 минут учитель рассказывал о событиях на фронте. Каждый день проводилась линейка, где подводились итоги успеваемости в 6-7 классах. Рапортовали старосты. Красное переходящее знамя получал тот класс, было больше хорошистов и отличников. Учителя и ученики жили одной семьёй, уважая друг друга».(Фонарева Екатерина Адамовна)

Питание, повседневная жизнь

Большинство людей во время войны столкнулось с острой проблемой нехватки продуктов питания. Питались плохо, в основном с огорода, из тайги. Ловили рыб из ближайших водоемов.

«В основном нас кормила тайга. Мы собирали ягоды и грибы, заготавливали на зиму. Самым вкусным и радостным было когда мама пекла пироги с капустой, черемухой, картошкой. Мама садила огород, на котором работала вся семья. Ни одного сорняка не было. А воду на полив носили с речки, поднимались высоко в гору. Держали скот, если были коровы, то 10 кг масла за год отдавали на фронт. Копали замершую картошку и собирали оставшиеся на поле колоски. Когда папу забрали, то Ваня заменил нам его. Он, как и отец был охотником и рыбаком. В нашей деревне текла река Илга, в ней водилась хорошая рыба: хариус, беляк, налим. Поднимет нас Ваня рано утром, и пойдем мы ягоды разные собирать: смородину, боярку, шиповник, бруснику, черёмуху, голубицу. Соберем, высушим и сдаем за деньги и на заготовку в фонд обороны. Собирали, пока роса не сойдёт. Как сойдёт, бегом домой – надо на колхозный сенокос, грести сено. Еды выдавали очень мало по маленькому кусочку только бы всем хватило. Брат Ваня шил на всю семью обувь ”Чирки”. Папа был охотником добывал много пушнины и сдавал ее. Поэтому когда он уехал осталось большое количество запасов. Выращивали дикую коноплю и из неё шили штаны. Старшая сестра была рукодельницей она вязала носки, чулки и варежки» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Нас кормил Байкал. Мы жили в деревне Баргузин, у нас был консервный завод. Были бригады рыбаков, они ловили как из Байкала, так и из реки Баргузин, разную рыбу. Из Байкала ловили осетра, сига, омуля. В реке водилась рыба такая как окунь, сорога, карась, налим. Сделанные консервы отправляли в Тюмень, а затем на фронт. Старики немощные, те, которые не пошли на фронт, имели своего бригадира. Бригадир был всю жизнь рыбак, имел свою лодку и невод. Они созывали всех жителей и спрашивали: «Кому нужна рыба?» Рыба нужна была всем, так как в год выдавали всего 400 г, а на работника 800г. Все, кому нужна была рыба, тянули невод на берегу, старики заплывали в реку на лодке, ставили невод, затем второй конец выводили на берег. С обеих сторон равномерно выбирали верёвку, подтягивали невод к берегу. Важно было не выпустить косяк из «мотни». Потом бригадир делил рыбу на всех. Так сами и кормились. На заводе после того, как сделают консервы, продавали головы от рыб, 1килограмм стоил 5 копеек. Картошки у нас не было, да и огородов тоже. Потому что вокруг был только лес. Родители ездили в соседнюю деревню и меняли рыбу на картошку. Сильного голода мы не чувствовали» (Вороткова Томара Александровна).

« Кушать было нечего, ходили по полю собирали колоски и замершую картошку. Держали скот и садили огороды» (Кадникова Александра Егоровна).

« Всю весну, лето и осень ходила босиком – от снега до снега. Особенно плохо было, когда работали на поле. По стерне ноги кололи в кровь. Одежда была как у всех – холщёвая юбка, кофта с чужого плеча. Еда – капустный лист, свекольный лист, крапива, болтушка из овсяной муки и даже кости сдохших от голода лошадей. Кости парили, а потом хлебали подсоленную воду. Картошку, морковь сушили и в посылках отправляли на фронт» (Фонарева Екатерина Адамовна)

В архиве я изучала Книгу приказов по Балаганскому Райздраву. (Фонд № 23 опись № 1 лист №6 — Приложение 2) Обнаружила, что эпидемий инфекционных болезней за годы войны среди детей не было допущено хотя по приказу Райздрава от 27 сентября 1941 года медицинские сельские акушерские пункты были закрыты. (Фонд № 23 опись № 1 лист №29-Приложение 3) Лишь в 1943 году в селе Молька упоминается эпидемия (болезнь не указана)., вопросы здоров К месту вспышки были направлены на 7 дней санитарный врач Волкова, участковый врач Бобылёва, фельдшер Яковлева. Делаю вывод, что недопущение распространения инфекции было очень важным делом.

В отчётном докладе на 2-й районной партийной конференции о работе районного комитета партии 31 марта 1945 года подводятся итоги работы Балаганского района за годы войны. Из доклада видно, что 1941,1942,1943 годы были для района очень тяжёлыми. Урожайность катастрофически снижалась. Урожайность картофеля в 1941 – 50, в 1942 – 32, в 1943 – 18 ц. (Приложение 4)

Валовой сбор зерна – 161627, 112717, 29077 ц; получено на трудодни зерна: 1,3 ; 0,82; 0,276 кг. По этим цифрам можно сделать вывод, что люди действительно жили впроголодь.(Приложение 5)

Трудная работа

Работали все и стар и млад, работа была разной, но по-своему трудной. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи.

«Работали все. И взрослые, и дети с 5 лет. Мальчики возили сено, управляли лошадьми. Пока сено не уберут с поля никто не уходил. Женщины брали скот молодняк и растили его, дети же им помогали. Они водили скот на водопой, задавали корм. Осенью во время учебы, дети все также продолжают работать, находясь утром в школе, а по первому призыву уходили работать. В основном, дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски ржи и т.д. Большинство людей работали в колхозе. Работали на телятнике, растили скотину, работали на колхозных огородах. Старались быстрее убрать хлеб, не жалея себя. Как хлеб уберут, снег выпадет, отправляют на лесозаготовки. Пилы были обычные с двумя ручками. Ими валили в лесу огромные лесины, обрубали сучья, распиливали на чурки и кололи дрова. Приходил обходчик и замерял кубатуру. Надо было заготовить не меньше пяти кубов. Помню, как с братьями и сёстрами везли из лесу дрова домой. Везли на быке. Он был большой, с норовом. С горки стали съезжать, а он понёс, задурил. Воз раскатился, и дрова вывались в обочину. Бык упряжь порвал и убежал на конюшню. Скотники поняли, что это наша семья и отправили в помощь деда на коне. Так и довезли до дому дрова уже затемно. А зимой волки подходили близко к деревне, выли. Часто задирали скот, но людей не трогали.

Расчет велся в конце года по трудодням, некоторых хвалили, а некоторые оставались в долгах, так как семьи были большие, работников мало и надо было кормить семью в течение года. В долг брали муку, крупы. После войны я пошла работать в колхоз дояркой, мне дали 15 коров, а вообще дают 20, я попросила, чтобы дали как всем. Коров добавили, и я перевыполнила план, надоила много молока. Мне за это дали 3 м сатина голубого цвета. Это была моя премия. Из сатина пошили платье, которое было мне очень дорого. В колхозе были как трудяги, так и лентяи. Наш колхоз всегда перевыполнял план. Мы собирали посылки на фронт. Вязали носки, варежки.

Не хватало спичек, соли. Вместо спичек в начале деревни старики поджигали большую колоду, она потихоньку горела, дымина. От неё брали уголёк, приносили домой и раздували огонь в печи». (Фартунатова Капитолина Андреевна).

«Дети работали в основном на заготовке дров. Работали ученики 6-7 классов. Все взрослые ловили рыбу и работали на заводе. Работали без выходных.» (Вороткова Тамара Александровна).

«Началась война, братья ушли на фронт, Степан погиб. Три года я работала в колхозе. Сначала нянечкой в яслях, потом на постоялом дворе, где чистила с младшим братом двор., возила и пилила дрова. Работала учётчиком в тракторной бригаде, затем в полеводческой и вообще, шла туда, куда посылали. Заготавливала сено, убирали урожай, опалывала поля от сорняков, сажала овощи в колхозном огороде». (Фонарева Екатерина Адамовна)

В повести Валентина Распутина «Живи и помни» описывается подобная работа во время войны. Одинаковые условия (Усть-Уда и Балаганск расположены рядом, рассказы об общем военном прошлом как будто списаны с одного источника:

« — И нам досталось, подхватила Лиза. — Верно, бабы, досталось? Тошно вспоминать. В колхозе работа- это ладно, это свое. А только хлебушек уберем- уж снег, лесозаготовки. По гроб жизни буду помнить я эти лесозаготовки. Дорог нету, кони надорванные, не тянут. А отказываться нельзя: трудовой фронт, подмога нашим мужикам. От маленьких ребят в первые годы уезжали…А кто без ребят или у кого постарше- с тех не слазили, пошел и пошел. Настена она не одной зимушки, однако, непропустила. Я и то два раза ездила, на тятю тут ребятишек бросала. Навалишь эти лесины, кубометры эти, и стяг с собой в сани. Без стяга ни шагу. То в сугроб занесёт, то еще что - выворачивай, бабоньки, тужься. Где вывернешь, а где нет. Настена он не даст сорвать: в позапрошлую зиму раскатилась моля кобыленка под горку и на завороте не справилась- сани в нег, набок, кобыленку чуть не сшибло. Я билась, билась- не могу. Из сил выбилась. Села на дорогу и плачу. Настена сзади подъехала - я ручьем заливаюсь реву. — На глаза у Лизы навернулись слезы. — Она пособила мне. Пособила, поехали вместе, а я никак не успокоюсь, реву и реву. — Еще больше поддаваясь воспоминаниям, Лиза всхлипнула. — Реву и реву, ниче не могу с собой поделать. Не могу.

Я работала в архиве и просматривала Книгу учёта трудодней колхозников колхоза «Памяти Ленина» за 1943 год. В ней записывали колхозников и работу, которую они выполняли. В книге записи ведутся посемейно. Подростки записаны только по фамилии и имени — Медвецкая Нюта, Лозовая Шура, Филистович Наташа, Страшинский Володя, в общем я насчитала 24 подростка. Перечислялись следующие виды работ: лесозагоговки, заготовки зерна, заготовка сена, дорожные работы, уход за лошадьми и другие. В основном у детей указаны следующие месяцы работы: август, сентябрь, октябрь и ноябрь. Я связываю это время работы с заготовкой сена, уборкой урожая и обмолотом зерновых. В это время надо было провести уборочную до снега, поэтому привлекали всех. Количество полных трудодне у Шуры – 347, у Наташи – 185, у Нюты – 190, у Володи – 247. К сожалению, больше сведений об детях в архиве нет. [Фонд №19, опись №1-л, листы №1-3, 7,8, 10,22,23,35,50, 64,65]

В постановлении ЦК ВКП (б) от 05.09.1941 года «О начале сбора тёплых вещей и белья для Красной Армии» указывался перечень вещей для сбора. Школы Балаганского района также собирали вещи. По перечню заведующей школой (Фамилия и школа не установлены) в посылку вошли: папиросы, мыло, платки носовые, одеколон, перчатки, шапка, наволочки, полотенца, помазки для бритья, мыльница, кальсоны.

Проведение праздников

Несмотря на голод и холод, а так же на такую тяжелую жизнь люди в разных селах пытались отмечать праздники.

« Праздники были, например: когда весь хлеб убран, и молотьба закончена, то проводился праздник “Отмолотки”. На праздниках пели песни, танцевали, играли в разные игры например: городки, прыгали на доске, готовили кочулю (качели) и мячи катали, делали мяч из засохшего навоза.Брали круглый камень и слоями насушивали навоз до нужных размеров. Тем и играли. Старшая сестра шила и вязала красивые наряды и наряжала нас на праздник. На празднике веселились все и дети и старики. Пьяных не было, все были трезвыми. Чаще всего в праздники приглашали домой. Ходили из дома в дом, так как много угощения ни у кого не было.» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Праздновали Новый год, День конституции и 1 мая. Так как окружал нас лес, выбирали самую красивую елку, и ставили её в клубе. Жители нашей деревни несли игрушки на елку, какие только могут, большинство было самодельных, но были и богатые семьи они уже могли принести красивые игрушки. На эту елку ходили все по очереди. Сначала первоклассники и ученики 4-х классов, потом с 4-5 классы и затем два выпускных класса. После всех школьников вечером туда приходили рабочие с завода, из магазинов, с почты и с других организаций. На праздниках танцевали: вальс, краковяк. Подарки дарили друг другу. После праздничного концерта, женщины устраивали посиделки с алкоголем и разными разговорами. 1 мая проходят демонстрации, на нее собираются все организации» (Вороткова Тамара Александровна).

Начало и конец войны

Детство-это самый лучшей период в жизни, от которого остаются самые лучшие и яркие воспоминания. А какие воспоминания у детей, которые пережили эти четыре страшных, жестоких и суровых года?

Раннее утро 21июня 1941 года. Люди нашей страны тихо и мирно спят в своих постелях, и некто не знает, что их ожидает впереди. Какие муки им придется одолеть и с чем придется смириться?

« Мы всем колхозом убирали камни с пашни. Работник Сельсовета ехал в роли посыльного верхом на коне и кричал “Началась Война”. Сразу же начали собирать всех мужчин и юношей. Тех, кто работал прямо с полей собирали и увозили на фронт. Забрали всех лошадей. Папа был бригадиром и у него был конь Комсомолец и его тоже забрали. В 1942 году пришла похоронка на папу.

9 мая 1945 года мы работали в поле и опять ехал работник Сельсовета с флагом в руках и объявил, что война кончилась. Кто плакал, кто радовался!» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« Я работала почтальоном и тут меня вызывают и объявляют, что началась война. Все плакали в обнимку друг с другом. Мы жили в устье реки Баргузин от нас дальше по течению было еще очень много деревень. Из Иркутска к нам ходило судно Ангара на него помещалось 200 человек и когда началась война, он собирал всех будущих военных. Он был глубоководный и поэтому останавливался в 10-ти метрах от берега, мужики плыли туда на рыбацких лодках. Много было слез пролито!!! В 1941 году на фронт в армию забирали всех, главное, что бы ноги и руки были целы, и голова на плечах была».

«9 мая 1945 г. Вызвали и сказали сидеть и ждать пока все свяжутся. Вызывают “Всем, Всем, Всем” когда все связались, я всех поздравила “Ребята война кончилась”. Все радовались, обнимались, некоторые плакали!» (Вороткова Тамара Александровна)

Чипигина Варвара

Работа про тружеников тыла села Новониколаевка, Яйского района.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Взрастило вас время войны»

Работа на III районную научно-исследовательскую конференцию

«Первые шаги в науке

Чипигина Варвара

Ученица 3 класса

МБОУ «Новониколаевская школа»

Научный руководитель:

Мирошникова Надежда

Александровна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Новониколаевская

Школа» »

с. Новониколаевка, 2015 г.

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава1 . Д ети-войны - труженики тыла …………………………………………..4

Глава 2 . Нелёгкие годы военного детства … .…………………………………...5

Заключение ………………………………………………………………………8

Литература ………………………………………………………………………..9

Приложения ……………………………………………………………………...10

Введение

Наша страна готовится к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это было самое жестокое и ужасное испытание, выпавшие на долю русского народа в 1941 – 1945 годах. Война не щадит ни взрослых ни детей. Она унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов.

Мы, дети сегодняшнего времени, мало знаем о событиях Великой Отечественной войны. Нет семьи которой не коснулась бы война.

Я никогда не спрашивала у своего деда о его детстве и ничего не знаю о прабабушке и прадедушке. И не знаю о том как жили люди в это время. Я думала, что дети и война – два слова не должны стоять рядом. И была потрясена, услышав рассказ экскурсовода нашего музея о детях, которым во время войны было по 7 - 10 лет, а они наравне с взрослыми трудились на заводах, полях, фермах. Они были ещё слишком малы, чтоб держать оружие в руках, и их, конечно, не брали на фронт, но они оказывали большую помощь взрослым в тылу. Своим посильным трудом старались приблизить победу. Мы говорим – это «дети войны».

У каждого из них своя война, свои подвиги, своя история. Хочется больше узнать и рассказать об этих людях, которые внесли неоценимый вклад в Победу над фашизмом, работая в тылу.

Тема моей работы « Взрастило вас время войны».

Цель работы: Узнать о жизни детей во время Великой Отечественной

Войны.

Задачи:

Изучить исторические источники, посвященные жизни детей в годы

Великой Отечественной войны.

Выявить, кого называют «Труженик тыла».

Собрать и записать воспоминания моих односельчан, которые имеют статус «Труженик тыла»

Пополнить экспозиции в школьном музее;

Объект проекта: Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет проекта : Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны проживающих в селе Новониколаевка.

В качестве гипотезы можно высказать предположение, что судьба моих земляков неотрывно связана с судьбой страны.

При выборе методов исследования использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала архивные материалы.

С каждым годом становится все меньше и меньше тружеников тыла, и если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории.

Поэтому я захотела узнать от живых свидетелей о жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Практическая значимость: Весь собранный материал может быть использован на классных часах. Он будет передан в школьный музей.

Учебно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1 Дети-войны - труженики тыла

И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

Тот далекий 1941 год самый трагический, но и самый героический в многовековой истории нашего Отечества.

Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный труд в тылу. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70 – 80- летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. С самого начала войны наравне с взрослыми работали и дети. Дети встали к станкам на фабриках и заводах, заменив ушедших на фронт мужчин. Школьники собирали варежки, носки, теплые вещи для солдат, помогали раненным в госпиталях, собирали лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, писали письма солдатам, чтоб поддержать их боевой дух. Таких мальчишек и девчонок, которые помогали взрослым в годы войны, было много.

В сёлах надо было обрабатывать поля, чтоб был хлеб. А лошадей не было и тогда женщины, и дети впрягались в плуг и пахали землю, чтоб посадить и вырастить хлеб для фронта. Они знали, что голодный солдат не победит.

Холодной зимой детям приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам. Кто помогал на фермах, кто в поле. Огромными были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

Дети, понимали, что могущество нашей армии состояло из связи фронта с тылом. Не будет у солдата одежды, продовольствия не сможет он воевать.

Я не могу себе представить, что дети, такого же возраста как я, работали наравне со взрослыми.

Родина высоко оценила подвиги детей, которые во время войны трудились в тылу. Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Им присуждено звание «Труженик тыла». (Приложение 1)

Именно они дети-войны - труженики тыла, получили свою первую награду за помощь в восстановление разрушенного хозяйства, за восстановление дорог, городов, сёл. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Вывод: Героический труд всех, включая детей, способствовал победе над врагом.

Глава 2 Нелёгкие годы военного детства.

Тем, кто родился после войны, сложно понять то, что пережило военное поколение. Можно только прочитать или послушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили. Воспоминания о Великой Отечественной войне будут волновать нас и через 100 и через 200 лет. Эта тема актуальна, потому что чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать их непосредственные участники

В нашем селе есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и те кто работал в тылу. Самым младшим труженикам тыла было 7 - 10 лет.

В селе Новониколаевка в данное время живых тружеников тыла осталось 10 человек. Вот некоторые из тех, с кем я встречалась и беседовала о жизни во время войны. (Приложение 2)

Вот что мне поведала в своем коротком интервью Лаптева Татьяна Яковлевна «В марте 1941 года мы переехали в село Новониколаевка на постоянное место жительства. Мне в то время было 15 лет. Когда началась война отца сразу призвали в армию. Без папы очень трудно было жить.

Мама все время была на работе, все работы выполняли женщины. В колхозе землю пахали на лошадях и их очень берегли. А дома свой участок люди пахали сами: собирались женщины и впрягались в плуг и тащили его. Так пахали по очереди: сначала у одного, потом у другого, и так далее. Жили дружно.

Потом получали зерно, мололи его сами на мельницах и пекли хлеб в печах своих. Зерна было мало, поэтому хлеб пекли с травой». Детьми ходили на луга и собирали головки от клевера, лебеду, дикий лук, щавель, копали луковицы саранок. Маленькие дети в основном пасли скот, иногда боронили, возили навоз.

Во время войны работала в колхозе «Путь Сталина», на ферме по 1943 год. В 1944 году на лесозаготовках на Чёрном озере. В 1945 году работала уже бригадиром 1-ой полеводческой бригады вплоть до 1946 года. Сейчас на заслуженном отдыхе. (Приложение 3)

Родился 10 августа 1931 года. В семье колхозника. Мать и отец были простые люди. В семье было трое детей - старший брат, Иван и сестра, младше его на 8 лет. Брат, Ивана Григорьевича, до войны был в армии, там заболел, вернулся больной - инвалидом и в 1946 году умер. Отец, Ивана Григорьевича, работал в колхозе на заготовке сена. Вот что вспоминает Иван Григорьевич: «Косить ездили в с. Тёплую речку Ижморского района и меня отец брал с собой на целое лето. Вот там и узнали, что началась война. Осенью 1941 года отца забрали на войну. Когда война началась мне тогда было всего10 лет все работы приходилось делать. Учиться было некогда. Надо работать. Начиная с весны боронили верхом на лошадях, летом трудились на покосе сено косили, гребли, складывали, волокуши возили.

На покос ездили далеко за Ижморку и жили там неделями, после жатки связывали снопы и возили в скирды, а после уборки пахали зябь. Зимой молотили эти снопы, а ещё ездили на заготовку леса на озеро Чёрное. Там была проложена железнодорожная узкоколейка, по ней проходил маленький паровозик, который работал на дровах, с вагонами мы нагружали его лесом и он отвозил на берег реки Золотого Китата. Весной нас посылали на сброс леса в реку. Все работы делали в основном на лошадях, а их надо было ещё накормить и напоить. Потом и дома матери помочь - воды с речки наносить, дров раздобыть и много ещё чего. Было очень тяжело и трудно. Были ещё детьми хотелось и поиграть, но сил уже не было. Осенью 1944 года пришла похоронка на отца. Нелегкими были наши детские годы во время войны». (Приложение 4)

С большим желанием ждал победы. В день Победы,9 мая 1945 года, был на работе, боронил. В поле пришёл бригадир и сказал, что война закончилась. Победа! Им дали один день выходной, а до этого выходных не было. В 1951 году Ивана Григорьевича забрали в армию, вернулся и до сих пор живёт в нашем селе.

Ромашова Наталья Васильевна родилась в 1921 году. Во время войны жила в селе Ломовица Мальцевского с/с. Она вспоминает: «В войну почти всех мужиков из деревни забрали на фронт. Остались старики, женщины и дети». Наталья Васильевна, как и все женщины в годы войны, трудилась в тылу. Ей было тогда 20 лет. Днём все женщины, старики и дети работали на полях. В ручную жали серпами рожь, вязали снопы, скирдовали, «сложкой» молотили снопы, сеяли лён, пололи на полях сорняки, а ночью работала пасечником. Как и во всей России в годы войны в Ломовице люди голодали. Всё, что убирали с полей, отдавали государству. Работающим выдавали в день по 200 грамм хлеба. Оставшуюся на полях картошку собирали тайком и пекли из неё лепёшки. Работала до самой пенсии в колхозе «Победа». За свой труд во время войны и после войны получила орден «Знак почёта» и медаль «Ветеран труда». Сейчас проживает в селе Новониколаевка. (Приложение 5)

Дубинин Михаил Яковлевич учился в Новониколаевской начальной школе, закончил всего 3 класса, учебе помешала война. Он говорит, что дети работали много. После работы ели хлеб, мороженную картошку, пили чай из морковки. Даже очистки от картошки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладий. В 10 лет уже ходил в помощниках тракториста, а в 14 лет сам сел на трактор. Пахали день и ночь, без выходных, пока не закончилась страда. Спали по четыре часа в сутки.

После уборки урожая, Михаил Яковлевич первый раз получил на трудодни зерна. Мама плакала от радости, все гладила его по голове и приговаривала: «Совсем ты взрослый стал». Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод». Служил в армии, участвовал в Параде Победы на Красной площади.

Награждён медалями и знаком «Труженик тыла». (Приложение 6)

Гунько Матрёна Яковлевна вспоминает, когда н ачалась Великая Отечественная война стали забирать мужчин на фронт. Остались в деревне старые и малые. Жизнь стала тяжелой. Собирать урожай было некому. Дети работали наравне с взрослыми. Все таскали снопы, молотили цепами, хлеб собирали и почти весь сдавали государству. Работали доярками. Коров доили вручную.
Было голодно, хлеба не было, собирали в полях мерзлую картошку, варили щи из лебеды.

Мой дедушка , Чипигин Михаил Яковлевич, в о время войны был маленьким и воевать ему не пришлось. Но воспоминания о том, как плохо им жилось тогда, как приходилось работать для фронта и для победы, как ждали весточки с фронта от родных, а после и возвращения фронтовиков домой, - это он запомнил на всю жизнь. В семилетнем возрасте мне пришлось уже работать, ходил помощником пастуха. После войны деду было 10 лет, а он уже работал на лошади. Приходилось заниматься боронованием почвы, вывозом навоза, развозом сена.

Мою бабушку зовут Чипигина Майя Дмитриевна. Она на фронте не была. Когда началась война, ей было всего лишь 4 года. Но она уже трудилась в колхозе: собирала колоски в полях, картошку. Она говорит, что всем было очень трудно. Всегда хотелось, есть, а кушать было почти нечего, потому что все отправляли на фронт для победы.

Теперь по рассказам своих односельчан я знаю, как приходилось трудно людям не только на фронте, но и в тылу во время Великой Отечественной войны.

Я слушаю и понимаю – такое не забудется никогда. Эта память священна и вечна. Мужество и героизм людей, которые приближали Победу, не имеют срока давности. Рассказы тружеников тыла, как далёкое эхо войны, напоминают нам: война была, но не дайте ей повториться!

Вывод: Всех тружеников тыла объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, недосыпание, непосильный детский труд и вера в победу.

Заключение

Все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. И тем дороже для нас воспоминания детей войны. Их имена мы не найдём ни в одной книге. Но запомнить мы их должны.

Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят. Это они самоотверженно трудились в тылу, помогая фронту всем, чем только было можно. За годы войны отгружены тысячи центнеров хлеба, мяса, молока, шерсти и других продуктов сельскохозяйственного производства.

Труженики тыла внесли весомый вклад в общее дело победы над фашизмом. Не только героизм и отвага солдат, но и тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу во имя победы помогли выстоять нашим дедам и прадедам в этой страшной и жестокой войне, унесшей миллионы жизней. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее, они верили в светлое, счастливое будущее.

В ходе работы я познакомилась с тружениками тыла нашего села. Встречаясь с ними, я поняла, что многим из них очень тяжело вспоминать о тех страшных годах. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей.

В результате своей работы я пришла к следующим выводам:

1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 7-летнего возраста.

3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и т д.

Проделанная работа помогла понять, что военное детство наших прабабушек и дедушек было очень трудным, Они отдали своё детство, за то, что мы с вами сегодня имеем.

Жива еще в потомках память
Тех героических времен –
Всем труженикам тыла
Низкий наш земной поклон!

Литература

1. Алексеев, С.П. Книга для чтения по истории нашей родины [Текст].- М.: Прсвещение,1996.-214с

2. Лаврина, В.Л. Великая война [Текст]/ В.Л Лаврина // История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до наших дней.- Кемерово: Кузбасс, 2004- С. 68 - 74

3. Шуранов, И.П. Трудный хлеб деревни [ Текст]/И. П. Шуранов// Кузбасс: всё

Для фронта.- Кемерово: «Скиф», 2005 -. С195 - 211

4. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Википедия

Труженики тыла в годы великой отечественной войны

Https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC 11.2013 г.

Воспоминания и фотографии и документы из личных архивов:

1.Красношлыкова И.Г

2. Лаптевой Т.Я

3. Дик И.Я

4.Гунько М.Я

5. Чипигина М.Я

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Лаптева Татьяна Яковлевна

Приложение 4

Красношлыков Иван Григорьевич

Приложение 5

Ромашова Наталья Васильевна

Приложение 6

Дубинин Михаил Яковлевич

Приложение 7

Более 30 млн мужчин было мобилизовано в годы Великой Отечественной войны. В тылу остались, преимущественно, женщины, старики и дети. Именно на них легла вся работа по обеспечению армии и флота. Практически вся промышленность была переведена на военную продукцию. Необходимо было наращивать объемы, потерянные в первые месяцы боевых действий. Поэтому к станку вставали все, в том числе подростки и дети.

С самого начала войны рабочий день был продлен до 10, а где-то и до 12 часов. Такого понятия как отпуск или выходной не существовало. Рук катастрофически не хватало, поэтому на предприятия стали активно призывать подростков в возрасте от 14 лет. В первые годы войны процент молодежи (до 18 лет) увеличился с 6 до 15%. Ребят наскоро обучали азам профессии, и те приступали к работе. Трудились наравне с взрослыми, но никогда не жаловались. В многочасовой работе у станка были свои плюсы, отмечает писатель, историк Второй мировой войны Александр Бондаренко:

Дети блокады Голод, холод, артобстрелы и бомбежки унесли жизни более миллиона ленинградцев за 900 дней блокады города. Многие из погибших были детьми, которых к началу фашистского окружения в сентябре 1941 года оставалось в Ленинграде почти 500 тысяч.

"Это был не подневольный детский труд, это было спасение, потому что их кормили, было особое отношение и надзор. Кто-то и жил на заводе, особенно это практиковалось в осажденном Ленинграде. Ведь город не только сражался и держал оборону, но еще и работали предприятия. Какие-то боеприпасы даже вывозились на "Большую землю" — за кольцо блокады. Дети на заводе получали карточку не как иждивенцы, а рабочую. Там было тепло, то есть не пустые промерзшие квартиры, в которых буржуйки топились мебелью. Это хоть какие-то условия".

Условия на заводе действительно были лучше. Вместо положенных 200 граммов хлеба ребята получали целых 500.

"Сыны" и "дочери" советских полков Только по официальным данным, в рядах Красной армии в годы Великой Отечественной было около трех с половиной тысяч так называемых "детей полка", в основном – круглых сирот – вновь обретших себя в воинской семье.

По тем временам это считалось быть сытым. Так что большинство подростков сами стремились освоить какую-либо профессию. Но все же главной причиной работы была не материальная составляющая. Дети и подростки старались внести свой посильный вклад в защиту страны, объясняет военный историк Борис Юлин:

"Это не было обязанностью подростков и не являлось вопросом выживания. Конечно, таким образом можно было улучшить свое питание и питание своей семьи. Но самое главное — это была возможность хоть как-то поучаствовать в защите своей Родины. Поэтому люди шли на заводы с большой охотой".

У войны – недетское лицо Миллионы детей и подростков прошли через войну- находились на оккупированных врагом территориях СССР, трудились на заводах в советском тылу, сбегали на фронт, чтобы бить фашистов. Они взрослели за недели и месяцы, навсегда лишенные детства и юности.

Чаще всего ребята работали на токарных станках. Там не требовалось особого опыта или образования, но нужна была большая выносливость. При этом сами дети не воспринимали эти часы как каторгу и не претендовали на роль героев, продолжает военный историк Борис Юлин:

"Это было то, что называется массовым героизмом тружеников тыла. То есть человек не совершал каких-то особых подвигов. Подвигом являлось то, что подросток идет и целый день работает на заводе. Им часто приходилось жить в бараках при заводе, когда дело касалось предприятий, эвакуированных на восток, в Сибирь и на Урал. Это то, что называется ежедневным подвигом".

Такой ежедневный подвиг позволил в скорейшие сроки нарастить темпы производства. К концу 1942 года советские предприятия вышли на его довоенный уровень.