Мотивирующая образовательная среда, как система условий развития детей. «Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования Доступность образовательной среды повышение роли общественных

Опыт федеральной площадки ПФО по обучению лиц с ограниченными возможностями

Работы по реконструкции инфраструктуры для обеспечения доступности зданий и помещений инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводятся в УГНТУ с 2015 года.
Во всех учебных корпусах созданы материально-технические условия, которые обеспечивают возможность беспрепятственного доступа в здание, аудитории, жилые, туалетные и другие помещения.
Имеются подъездные пандусы, кнопки вызова персонала, вертикальные подъемники для перемещения между этажами, дополнительные перила и горизонтальный подъемник на лестничных маршах, специально оборудованные туалеты.
В лекционных аудиториях оборудованы специальные места с возможностью размещения студентов на кресле-коляске и подключения к электрической сети технических средств обучения, имеются радиомикрофоны, заушные индукторы и индукционные петли. На базе библиотеки оборудовано стационарное рабочее место для незрячего или слабовидящего пользователя.
Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов в университете внедрена такая форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что проявляется с положительной стороны и в общественной жизни.
Студенческая поликлиника университета обеспечивает оказание врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими); пропаганду гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.
Принятые меры обеспечивают создание условий для инклюзивного обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.












Информация о доступе в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Сведения о наличии библиотек, объектов спорта, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Вид помещения

Адрес места нахождения

Площадь, м 2

Количество посадочных мест

Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Библиотека

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Доступ к стационарному рабочему месту для незрячего или слабовидящего пользователя, осуществляется в читальном зале периодики (3-201Г) Стационарное рабочее место включает в себя: ПК + специализированное программное обеспечение экранного доступа JAWS forWindows, а также для слабовидящих пользователей программное обеспечение экранного увеличения MAGic. Данное рабочее место позволяет работать на компьютере и в сети интернет без помощи зрения. Благодаря речевому синтезатору, информация с экрана считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту.

Библиотека

Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д 195

Библиотека

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Библиотека

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Библиотека

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Библиотека

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Библиотека

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный блок главного корпуса

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1.

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Открытые физкультурно-спортивные плоскостные сооружения: Спортивная площадка

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Первомайская, д. 14

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный корпус

Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 195

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный блок в учебном корпусе

Российская Федерация, 450022, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Акназарова, 24

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спорткомплекс

Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Девонская, д. 54а

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный блок в учебном корпусе

Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Девонская, д. 54а

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения

Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Проспект Октября, 2

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: спортивный зал

Российская Федерация, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д 22Б

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

ГБУЗ РБ ГКБ № 18 г. Уфы

Поликлиническое отделение УГНТУ

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кольцевая, 5

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Медпункт

Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д 193/1

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Отделение медицинской профилактики

Российская Федерация, 450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского,145

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Медпункт

Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Проспект Октября, 2

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Медпункт

Российская Федерация, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д 22Б

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Медпункт

Доступность в здание:

Поручни,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 2

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 4а

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 6

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 8

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 8/1

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 8/3

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. М. Пинского, д.4

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Р. Зорге, 71

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 193

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 195

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского,145

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Курчатова, 14а

Доступность в здание:

Подъемные платформы (аппарели),

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Проспект Октября, 2

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. З. Космодемьянской, 33

Доступность в здание:

Поручни,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Девонская, д. 54а

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д 22Б

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Взаимодействие с ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ)

Call-центр: 8–800-222-0578 (бесплатный федеральный номер); [email protected]

Call-центр Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья #ВятГУ продолжает свою работу.
В рамках приемной кампании-2019 call-центр РУМЦ #ВятГУ проводит консультации по вопросам поступления в вуз абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Вы можете обратиться в сall-центр по телефону: 8-800-222-0578 или задать вопрос письменно по адресу: [email protected] .

Сведения о доступе к электронной информационно-образовательной среде, информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, наличиеспециальных средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Министерство образования и науки Российской Федерации - http://минобрнауки.рф/

Информационный ресурс библиотеки образовательной организации -

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья -

Разделы: Общепедагогические технологии

Основная проблема, которая стоит перед современным обществом – как найти подход к каждому ребенку с целью обеспечения доступности качественного образования. Попробуем определить, прежде всего, такие понятия, как оптимизация и качественное образование.

Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее), процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. Наиболее надёжным способом нахождения наилучшего варианта является сравнительная оценка всех возможных вариантов (альтернатив).

Оптимальный (от лат. optimus - наилучший), наиболее благоприятный, лучший из возможных. Качество школьного образования - это такая совокупность его свойств, которая позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.

Структурные компоненты качества результатов образовательной деятельности: конкурентоспособность ОУ; качество подготовки выпускников; качество обученности школьников; результативность учебных занятий и внеклассных дел; способность школы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся; уровень воспитанности обучающихся; личностные достижения обучающихся и педагогов.

Качество образовательного процесса – совокупность основных его свойств в целом, свойств отдельных сторон, звеньев и элементов в их оптимальном сочетании, обеспечивающих эффективное выполнение им триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности школьника.

Образованность - важнейшая результирующая характеристика качества ОП, носителем которой является личность обучающегося (выпускника); мера достижения личностью школьника такого уровня развития отдельных ее свойств и структур, которая в наибольшей степени отвечает потребностям ее дальнейшего совершенствования и самореализации, потребностям общества.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.

Для выполнения требований, предъявляемых к обучению и воспитанию на современном этапе, необходимы: решительный поворот от массового обучения и воспитания к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей, опора на активные методы обучения, на формирование личности. Известно, что предложенное всем учащимся содержание обучения, усваивается детьми по-разному: один не может продемонстрировать усвоенных раннее знаний; другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, демонстрирует феноменальные способности; а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет учиться». Учитель обязан знать , что все его ученики индивидуальны, и не все способны полностью усваивать необходимый учебный материал. Его задача – правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им возможность научиться за счет специально предусмотренных приемов учебной деятельности, наметив при этом пути формирования учебных навыков учащихся. Так как у каждого школьника свои индивидуальные интересы, способности, склонности, то надо, прежде всего, знать психолого-педагогические особенности, чтобы выбрать основные направления работы с ними, включая в учебный процесс самые различные виды деятельности. Проблема у некоторых учителей состоит в том, что они не могут найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Обучение является результатом, методом учителя. В своей работе необходимо учитывать следующее.

Выделяется несколько уровней активности у детей:

НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ

Основные направления работы

  • Пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя;
  • Нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение;
  • Медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно
  • Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой;
  • Проводить минутки психологической разгрузки;
  • Создавать особую эмоциональную атмосферу урока;
  • Обращение только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон.

ОТНОСИТЕЛЬНО АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

  • Заинтересованность проявляется только в связи с интересной темой, содержанием урока или необычными приемами преподавания;
  • Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях также легко теряют интерес к учению
  • Торопливы
  • Их внимание можно «держать» вопросами, которые учащиеся задают сами в конце урока по теме;
  • Охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом;
  • Для них очень важна эмоциональная поддержка;
  • Эмоционально-интеллектуальная атмосфера весь урок

ИСПОЛНИТЕЛЬНО-АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

  • Систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность;
  • Предлагают оригинальные пути решения;
  • Работают преимущественно самостоятельно;
  • Начинают скучать, если материал прост, задания не дифференцированы, на уровне всех учащихся класса или параллели, или учитель занят со слабыми учащимися; постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.
  • Побуждать к самостоятельности в учении;
  • Их стимулируют проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации;
  • Создание ролевых ситуаций (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.);
  • Формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний

ВЫСОКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Наша школа – образовательное учреждение со смешанным (в отличие от других образовательных учреждений) контингентом учащихся, где учатся:

  • одаренные и обычные дети,
  • нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении;
  • дети-сироты;
  • дети с дивиантным поведением;
  • дети, имеющие проблемы в физическом и психическом развитии;
  • дети-инвалиды.

Позиция школы состоит в том, что ребенок в ней – не просто ученик, он – личность, где образовательная среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Для этого приоритетным в деятельности современных школ должен стать ресурсный подход.

Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами. Таким образом, основой индивидуально-ориентированной системы является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей.

Педагог должен знать учебные возможности ученика, его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала, опираться на обратную связь с учеником на каждом уроке, т.к. четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения и научения.

Основные принципы обратной связи при дифференцированном обучении:

  • принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен уметь использовать свои знания);
  • принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания. В связи с тем, что в школе все больше детей разных национальностей, необходимо учитывать национальные, этнокультурные особенности учащихся в процессе обучения. Организуя дифференцированное обучение учителям важно учитывать национальные особенности учащихся, формировать гуманистическое отношение между детьми, недопущение национальной розни, использование имеющихся у детей знаний по этнокультурной специфике своей национальности в учебном процессе.

Положительные стороны дифференциации:

  • исключение уравниловки и усреднения детей;
  • повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;
  • объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения усвоения предметного материала;
  • создание щадящих условий для слабых учащихся.

Виды дифференциации:

  • региональная – по типу школ
  • внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки
  • в параллели (группы и классы различного уровня);
  • межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные);
  • внутриклассная дифференциация.

Каковы педагогические условия повышения качества обучения учащихся в нашей школе? Что же мы с вами должны делать в этом направлении?

1. Использование различного рода педагогических технологий, в основе которых лежит организация взаимодействия учителя и ученика. Некоторые учителя являются «урокодателями», т.е. применяют традиционные методы обучения, которые имеют низкую педагогическую эффективность. В классе в силу индивидуальных различий в темах обучения по каждому предмету стихийно складывается структура сильных, средних и слабых учащихся, управлять которой преподаватель не может по сути своей технологии. Чаще всего учитель ориентируется на работу с одной или двумя категориями учащихся. В результате страдают либо дети, проявляющие повышенные способности к предмету, либо отстающие, либо и те и другие. В классе все время возникают конфликты по причине постоянного присутствия «отверженных». Жертвой этой технологии является не только ребенок, но и применяющий ее учитель. «Комбинированный урок имеет следствием огромный объем домашней работы, перегрузку учащихся, учебные трудности, а, следовательно, растущее число неуспевающих, взаимные претензии учителей, конфронтацию учителя с учащимися. 50% учащихся не понимают содержание учебного материала в ходе работы на комбинированном уроке. Следовательно, комбинированный урок – технология малой эффективности. На сегодняшний день наиболее эффективны ряд технологий.

Объяснительно-иллюстративные технологии .

Информационно-коммуникативные технологии

Личностно-ориентированные технологии

Технология модульного обучения

Технология дифференцированного обучения и воспитания

Развивающие технологии

Акмеологические технологии

Технология обучения и воспитания без насилия

Технология проблемного обучения и воспитания

Технология полного усвоения знаний

Технология сотрудничества

Технология коллективного взаимодействия

2. Изменение ментальности педагогов, которую необходимо кардинально изменить в первую очередь. Если вам зададут вопрос «В чем заключается главная трудность для учащихся при освоении Вашего предмета?». Типичным ответом является следующее – недостаточный уровень развития учащихся, т.е. дети как бы «сами виноваты», другие сетуют на сложность учебного материала, на несовершенство методики преподавания, и лишь единицы на недостаточность своих знаний. Что же получается в итоге? Педагог хороший, материал простой, а из-за низкого развития учащихся все нарушается. Возможно ли это? Вряд ли! Тем более, что многие дети учились в нашей школе весь срок обучения. Каждый учитель в работе с любыми детьми обязан найти эффективные технологии, оптимальные пути повышения качества образования именно на его уроке. Конечно, не всякий учащийся способен достичь творческого уровня овладения знаниями. Однако, чем выше эффективность применяемой педагогической технологии, квалификация и компетентность учителя, тем большее количество учащихся достигнет успехов в обучении.

3. Немаловажную роль в мотивации к учению является эстетический критерий. Он имеет сильное влияние на отношение школьников к учению, школе. Дети чутко реагируют на неряшливость в одежде учителя, косноязычие, неумение правильно интонировать речь, на неуклюжесть педагога, его неадекватные жесты и мимику. Педагог-мастер во все времена был выразительным педагогом. Не требуйте от ребенка красивого оформления работы, если на доске пишете кое-как. Тем более не требуйте от ребенка правильного поведения, когда он понял фальшь «образцово-показательного открытого урока». Когда он оскорбился разницей в тоне разговора учителя с ним и его родителями; когда он возмутился снижением оценки за знания из-за размолвки с педагогом. Важно понимать, что ребенок ожидает доверительной беседы, а не «вердикта верховного судьи», тем более «оглашения безжалостного приговора перед всем классом». Эффективная педагогическая психология не может не быть красивой; она наполнена чувством меры; гармонии цели, содержания и формы.

Выводы: в целях обеспечения доступности качественного образования, каждому педагогу необходимо в своей работе учитывать следующее:

  • Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению;
  • Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием;
  • Применять личностно-ориентированные педагогические технологии, предусматривающие субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы, способствующие повышению качества обучения;
  • Создавать психологическую атмосферу, благоприятную для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения.

Обращение к тебе, Учитель!

Нет педагогической панацеи.

Нет одного, «самого главного» приема.

Радуга из одного цвета – нет радуги.

Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат.

Многоцветную картину не рисуют одним махом.

Терпение и постепенность!

Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу.

Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.

Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя.

Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется.

Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон.

Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. Также и в нашей работе.

Если класс сыгран, то урок как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.

Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться.

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного процесса и созданием в нем безбарьерной образовательной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство социального развития Саратовской области

ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Доклад

« Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ »

Е.П. Аверина, методист

2015

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, с состоянием их здоровья, с рекомендациями, прописанными в индивидуальной программе инвалида. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых подходов при формировании и организации образовательной среды в профессиональных образовательных учреждениях.

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного процесса и созданием в нем безбарьерной образовательной среды.

Образовательная среда – это организационно, методически, технически и технологически приспособленная к специальным потребностям инвалида в образовательном учреждении среда, обеспечивающая ему условия для освоения программ профессионального обучения, охрану здоровья, создающая условия для реализации индивидуальной программы реабилитации, доступность информационного и социокультурного пространства комплекса-интерната. Эта среда должна компенсировать, полностью или частично, ограничение жизнедеятельности инвалида в получении образования, позволяя ему выступать на рынке труда на равных конкурентных началах с другими специалистами. К таким ограничениям относятся ограничения в общении, ориентации, обучении, трудоустройстве, а в некоторых аспектах и самообслуживания.

Так что же представляет собой понятие «образовательная среда»?

Образовательная среда в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ» – это не обособленное понятие. Все задачи по организации и созданию образовательной среды сосредоточены и решаются при комплексном сопровождении образовательного процесса обучающихся всеми структурными подразделениями учреждения.

Комплексный подход в формировании образовательной среды в комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ОВЗ базируется на следующих принципах:

  1. Нормативно-правовая база - основа деятельности учреждения.
  2. Кадровое обеспечение учреждения специалистами.
  3. Доступность здания комплекса-интерната и безопасного в нём нахождения, доступность образовательных услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
  5. Адаптация образовательных программ, учебно-методического обеспечения в системе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ и комплексное сопровождение образовательного процесса с внедрением здоровьесберегающих технологий.

1.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ.

Деятельность комплекса-интерната для инвалидов регламентирована не только нормативно-правовыми документами федерального, регионального уровня, и законами Российской Федерации, но и Уставом учреждения, документами локального характера – Положение о комплексе-интернате, Положение об обучающихся, Положение об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, Положение о практике обучающихся, Положение об итоговой аттестации выпускников и другими локальными актами.

Реализация Федеральной программы «Доступная среда» в профессиональных образовательных учреждениях социальной сферы, утверждённой Постановлением правительства РФ от 17 марта 2011 года, послужила толчком к разработке Министерством образования и науки РФ «Требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», которые отражены в Письме Минобрнауки № 06-281 от 18.03.2014 г.

В данном документе раскрываются разноплановые аспекты по правилам организации обучения инвалидов, материально-техническому оснащению кабинетов, учебных аудиторий специальным оборудованием и приспособлениями. Здесь же дана полная характеристика образовательной среды и условий, которые должны быть созданы для инвалидов в зависимости от заболевания в профессиональных образовательных учреждениях.

2.Кадровое обеспечение учреждения.

Немаловажным фактором создания образовательной среды для профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ является кадровое обеспечение в учреждении. Для комплексного сопровождения образовательного процесса, воспитательного процесса обучающихся в учреждении сформирован штат сотрудников, имеющих необходимое специальное профессиональное образование и прошедших дополнительную переподготовку в 2015 году, которая позволила углубить знания о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий. В учреждении получают профессию ученики с нарушением функций слуха, и с ними работает на занятиях теоретического и производственного обучения штатный переводчик русского жестового языка.

Все подразделения учреждения работают слаженно и комплексно, взаимодействуя друг с другом, что позволяет своевременно выявлять потребности обучающихся в сфере социальной поддержки, контроля соблюдения прав обучающихся, психолого-педагогического сопровождения, обеспечения равного доступа к информации во время занятий и во внеурочное время, медицинского реабилитационного сопровождения учебной и производственной деятельности, что приводит к созданию и доступности единой образовательной среды в учреждении.

3.Доступность здания комплекса-интерната и безопасного в нём нахождения, доступность образовательных услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Создание безбарьерной среды в комплексе-интернате учитывает потребности различных категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • с нарушениями зрения;
  • с нарушениями слуха;
  • с ограничением двигательных функций.

Специальные условия обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе-интернате обеспечивают выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения и состоят в следующем: в учреждении и на прилегающей территории создана достаточная безбарьерная архитектурная среда, обеспечивающая беспрепятственный доступ в здание обучающимся (пандусы, поручни, широкие дверные проёмы, работает лифт), приспособлены помещения, территория, мебель, оборудование.

Прилегающая территория учреждения, входные пути, пути перемещения внутри здания также доступны для обучающихся и соответствуют условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных обучающихся. Имеются средства информационно-навигационной поддержки. Предупреждающая информация для инвалидов по зрению о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходным переходам) обеспечена изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров и направляющими полосами яркой контрастной окраской. Для инвалидов выделены места для парковки автотранспортных средств.

Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве комплекса-интерната включает визуальную и тактильную информацию.

Все помещения, доступные для инвалидов, отмечены специальными знаками или символами. Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах колясках составляет не менее 1.8 м с учётом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Входная группа на первом этаже выполнена из ударопрочного материала. Одним из показателей доступности является

наличие специальных мест в кабинетах и мастерских для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  • В каждом учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и пр.) предусмотрена возможность оборудования по 1-2 места для обучающихся-инвалидов по каждому виду нарушения здоровья – опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.
  • При оборудовании специальных учебных мест увеличен размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширина прохода между рядами столов, в перспективе продолжим замену двухместных столов на одноместные.
  • В учебных кабинетах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для обучаемых с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске. - выделены 1-2 первых стола в ряду у дверного проема.

Вторым немаловажным показателем доступности является наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для обучающихся с различной нозологией.

  • На каждом этаже обустроены туалетные кабины, доступные для маломобильных обучающихся, оборудованные опорными поручнями.
  • Третьим показателем доступности является наличие системы сигнализации и оповещения для обучающихся различных нозологий.
  • Проектное решение здания комплекса-интерната обеспечивает безопасность маломобильных обучающихся в соответствии с требованиями СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004, с учетом мобильности инвалидов различных категорий, их численности и места нахождения в здании.
  • Особое внимание уделено обеспечению визуальной, звуковой и тактильной информацией для сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.
  • Пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания спроектированы в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.

Ещё одним показателем доступности является информационное обеспечение доступности получения профессионального обучения инвалидами и лицами с ОВЗ, подтвержденное наличием на сайте учреждения информации об условиях обучения в учреждении.

4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Образовательный процесс осуществляется в 5 кабинетах теоретического обучения (два из них компьютерные) и 9 производственных мастерских, кроме того работают механический и заготовительный обувные цеха. Кабинеты и мастерские оснащены необходимой мебелью, оборудованием, инструментами, учебно-наглядными пособиями, дидактическими материалами, интерактивными комплексами, оргтехникой. Реализация в 2011-2012 году областной долгосрочной целевой программы «Доступная среда» способствовала укреплению материально-технической базы учреждения для успешного обучения инвалидов. Впервые к зданию был пристроен лифт, что позволило открыло возможности для обучения колясочников, а на прилегающей территории оборудован современный спортивный комплекс, адаптированный для инвалидов. Для слабослышащих учеников во всех кабинетах и мастерских имеется звукоусиливающее оборудование, в кабинете операторов ЭВМ - рабочие места для слабовидящих учеников, а в обувные мастерские приобретены современные рабочие места для ремонта и пошива обуви. Условия обучения и проживания тесно взаимосвязаны, так как 80 % обучающихся проживают в благоустроенном общежитии (80 койко-мест). В комнатах имеется специализированная современная мебель, ортопедические матрацы и подушки, душевые кабины в санитарных комнатах приспособлены для инвалидов.

В библиотеке установлен компьютер для организации интернет центра, что при дальнейшем укомплектовании библиотеки флэшнакопителями с учебным материалом на доступных электронных носителях информации позволит обучающимся самостоятельно пользоваться и работать с учебным материалом при подготовке к занятиям, пользоваться браузерами при выходе в интернет для получения более глубоких знаний по профессиям.

5. Адаптация образовательных программ, учебно-методического обеспечения в системе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ и комплексное сопровождение образовательного процесса с внедрением здоровьесберегающих технологий.

В комплексе-интернате осуществляется обучение по адаптированным программам профессионального обучения, наиболее приемлемым к психофизиологическим особенностям инвалидов, с учётом особенностей состояния здоровья и индивидуальных возможностей учеников, применяются специализированные технические и программные средства обучения, осуществляется педагогическая коррекция учебного процесса.

При реализации основных программ профессионального обучения педагогические работники применяют самые современные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, игровые и ИКТ, проблемное обучение, конспекты опорных сигналов и знаково-контекстное обучение , применяются различные формы обучения, включая индивидуальные. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально.

Выбор методов обучения в комплексе-интернате определяется содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации обучающихся. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими учениками, создании комфортного психологического климата в учебной группе. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе. Проведение компьютерного тестирования, как основной формы проверки знаний обучающихся, снимает их эмоциональное напряжение и тревожность. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости ученикам предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, выраженное в проведении преподавателями и мастерами производственного обучения интерактивных физминуток с выполнением обучающимися комплексов упражнений на тренировку и разминку различных групп мышц, а также занятия обучающихся с доступной физической нагрузкой с учётом особенностей каждого обучающегося в тренажерном зале, на тренажёрах спортплощадки. Для лиц с ОВЗ организуются подвижные занятия адаптивной и лечебной физкультурой в специально оборудованном спортивном зале. Проведение преподавателем уроков физкультуры на спортивной площадке в различных формах позволяют поддерживать и укреплять здоровье обучающихся, привлечь их к здоровому образу жизни.

Ведется постоянная работа по повышению квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, воспитателей, социального педагога, педагога психолога, медицинских работников. Повышению методического мастерства педагогов способствовала проведенная в 2014 году профессиональная переподготовка всех педагогических работников по программе «Педагогика и психология профессионального образования». Педагоги учреждения активно участвуют в работе социальной сети работников образования, имеют собственные сайты. Ведётся работа по поиску инновационных педагогических технологий, которые смогли бы улучшить методическое насыщение профессионального обучения инвалидов, повысить качество знаний обучающихся, а значит, и обеспечить их успешное трудоустройство в будущем.

При определении мест учебной и производственной практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых обучающимся трудовых функций.

Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов в комплексе-интернате осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения. В 2015-2016 учебном году в учреждении реализуется программа «Трудоустройство: поиск, проблемы, перспективы».

Основными формами содействия трудоустройству выпускников-инвалидов в учреждении являются встречи представителей центров занятости и работодателей с выпускниками, индивидуальные консультации выпускников по вопросам трудоустройства. Эффективным является трудоустройство на квотируемые специально оборудованные для инвалидов рабочие места, а также организация рабочих мест для инвалидов по программам центров занятости с привлечением заинтересованных работодателей.

Таким образом, в учреждении в процессе слаженной совместной работы всех подразделений комплекса-интерната формируется единая образовательная среда , создаются комфортные условия для профессионального обучения и подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.


«Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования»

Русанова О.В., методист

СП «ДДТ» ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье

«Праздничное настроение возникало сразу утром, как только я открывал глаза. Звучала веселая музыка, и я мчался в свой отряд на зарядку. Именно мчался, именно сам! Там такие дорожки и такой простор, что я мог ездить без чьей-либо помощи. И зарядку я делал наравне со всеми, только сидя» (Из сочинения Максима К.).

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» здесь трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с особыми возможностями здоровья, создаются специальные условия. «Под специальными условиями понимаются такие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ». В перечне этих условий физическая доступность помещения стоит на последнем месте. Доступность обучения, воспитания и развития детей с особыми возможностями здоровья обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий» .

Принцип доступности провозглашен Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1999 года. Позже в докладе Генерального секретаря ООН была представлена научная концепция доступности: «Доступ ‒ это не акт и не состояние, а свобода выбора, дающего возможность войти в какую-то среду, передвигаться в ней, общаться с ней или пользоваться ситуацией. Среда представляет собой либо все окружение, либо часть той обстановки, в которую имеется доступ. Равное участие имеет место тогда, когда для участия имеются равные возможности, которые обеспечиваются с помощью мер, направленных на расширение доступности. Элементы доступности являются атрибутами возможности доступа, а не характеристиками окружающей обстановки» .

Каковы же эти «атрибуты возможности доступа»? В том же докладе Генерального секретаря выделяются 5 характеристик окружающей среды в области реабилитации лиц, имеющих инвалидность:

1. Доступность ‒ Можете ли вы пойти туда, куда вы хотите?

2. Осуществимость ‒ Можете ли вы делать то, что хотите?

3. Финансовая обеспеченность ‒ Удовлетворяются ли ваши особые потребности?

4. Социальная поддержка ‒ Принимают ли вас люди, находящиеся вокруг вас?

5. Равенство ‒ Обращаются ли с вами наравне с другими?

Как мы видим, физическая доступность – это только одна характеристика из пяти представленных. Помимо физической доступности, для лиц с особыми возможностями здоровья необходимо обеспечить возможность для занятий согласно личным интересам, право удовлетворить материальные потребности, психологическую безопасность, комфортное пребывание среди сверстников.

Доступность образовательной среды имеет ряд дополнительных характеристик. Сотрудники университета Малме (Швеция) выделяют следующие характеристики доступности образовательной среды:

1. Доступность содержания образовательных программ.

2. Доступность информации.

3. Индивидуальный подход.

4. Наличие адаптивного программного и аппаратного обеспечения.

5. Возможность каждому ученику быть полностью включенным в образовательный процесс вне зависимости от функциональных ограничений .

Дополнительное образование, в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования:

Меньшая, чем в основном образовании, наполняемость группы – от 10 человек согласно имеющимся нормам;

Практико-ориентированный характер обучения;

Ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в классе, а на личные запросы каждого ребенка;

Отсутствие формальных ограничивающих условий: привязка к расписанию, классному помещению, фиксированные сроки освоения программы;

Возможность ребенку максимально сконцентрироваться на любимом деле;

Отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения государственных образовательных стандартов.

В детском творческом объединении в составе одного коллектива могут быть дети одаренные , с низкими способностями, имеющие физические недостатки, дети разного возраста. Практика реализации образовательных программ показывает, что значительных успехов педагог достигает именно в таких разносоставных группах. .

«Возможности дополнительного образования в реализации принципов инклюзивного образования безграничны. Обычная школа, ориентированная на формальные достижения учеников и оценки по предметам, настойчиво оспаривает успех инклюзивной практики.

Программы дополнительного образования ориентированы на развитие личности и творческого потенциала ребенка, иногда на коллективный результат, который достигается через разнообразие дарований детей» .

«Все в вашей школе организовано замечательно, с учетом физических и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети ни минуты не скучали. День занят весь.

Наиболее востребованы детьми с особыми возможностями здоровья кружки художественной направленности. Результатом деятельности в этих объединениях стали творческие достижения детей. Практически каждый воспитанник принимает участие в концертах, фестивалях, конкурсах и выставках как в самой школе, так и за ее пределами. На этих мероприятиях подводится итог деятельности ребенка. Результаты конкурсных мероприятий, концертных выступлений позволяют ребенку пережить ситуацию успеха, социальная значимость этих результатов признается ближайшим окружением.

Вхождение ребенка в образовательную программу происходит на основе его личного выбора.

Больше половины всех занятий дополнительного образования происходит в разновозрастных группах. Особенностью дополнительного образования является то, что все творческие объединения детей имеют достаточно короткий срок существования – от 3-5 лет.

Дополнительное образование для многих из них становится единственной возможностью реализовать свои образовательные потребности, приобрести новый социальный опыт, найти применение своим способностям. Дополнительное образование постепенно становится платным.

Степень готовности учащихся к изменению/переменам предполагает наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья встречного активного движения. Инклюзия – это «включение», но включение не может состояться, если личность не прикладывает к этому собственные усилия. Чтобы мир стал доступным для «особого» ребенка, ребенок должен сам раскрыться для окружающего мира и вступить с ним во взаимодействие.

Реализуя принцип доступности образования было выяснено, что общение со сверстниками, обретение новых друзей, приобретение нового социального опыта – вот основные образовательные эффекты, которые не менее важны, чем образовательные результаты.

Создание образовательной среды,

обеспечивающей доступность и качественность образования

в соответствии с ФГОС

Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности

по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. То есть в широком смысле образовательная среда – все, что окружает учащегося в школе, в узком, учитывая, что урок является основной формой организации учебного процесса, образовательная среда –все то, с кем и с чем взаимодействует ученик на уроке в процессе обучения.

Главными компонентами такого взаимодействия на уроке являются:

пространственно-предметный;

социальный;

психо-дидактический.

В соответствии с новым ФГОС основные компоненты образовательной среды существенно изменились по сравнению с традиционной системой образования.

Во-первых, при организации пространственно-предметного компонента большое внимание уделяется обеспеченности ОУ учебниками в соответствии с ФГОС, а также обеспеченности контролируемого доступа участников образовательного процесса к сети Интернет, новыми техническими средствами, в частности, проекторами, интерактивными досками.

Больше всего ребят привлекает свое собственное участие в уроке с использованием ИД, поэтому целесообразно ее использование на уроке.

Во-вторых, при организации социального компонента образовательной среды

происходит принятие и поддержка каждого субъекта вне зависимости от его специфических личностных особенностей, не допускаются какие-либо формы дискриминации личности по какому бы то ни было критерию и т. д. Только в такой среде возможно формирование Я-концепции. Как показывает практика, при традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, подчас гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, так как он умеет приспособиться к действительности, выбрать нестандартное решение, поэтому среди них гораздо меньше неустроенных и несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

В соответствии с ФГОС при организации социального компонента речь идет о формировании личностных и коммуникативных универсальных учебных действиях (УУД).


Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В блок личностных действий входят действия личного и профессионального самоопределения (формирование Я-концепции), действия смыслообразования (установление связи между результатом по овладения ИЯ и ее мотивом), действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей (оценка того, что ученик слышит и читает на ИЯ, и того что он говорит и пишет сам).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные и коммуникативные УУД призваны помочь ученику найти свое место в этом мире. В новых УМК даны упражнения на развитие личностных и коммуникативных УУД. Приведем примеры из учебника для «Enjoy English»:

Большое внимание уделяется на уроке парным, групповым и индивидуальным формам работы.

Коммуникативные действия

Виды действий

Задания и упражнения

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Упр. 6, стр. 18. а) Ответь на вопросы анкеты о том, что любит твой друг.

b) Узнай у друга, правильно ли ты ответил.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Упр.. 1, 2, стр. 31 (Проект). Ученики лесной школы хотят хорошо учиться. Для этого нужно не только быть внимательным и прилежным на уроках, но и правильно питаться. Составь и запиши в рабочей тетради меню школьных завтраков для одного из учеников лесной школы. Нарисуй его портрет.

Предложи двум своим одноклассникам выполнить это задание вместе.

Постановка вопросов

Упр. 6, стр. 104. Расспроси одноклассника, что он делает в разное время каждый день.

Управление поведением партнера

Упр. 2, стр. 33. Прочитай диалог из упражнения 1 по ролям с одноклассником.

Проверить и оценить работу соседа.

Умение выражать

свои мысли в соответствии

с задачами и условиями коммуникации

Упр. 5, стр. 33. Загадай название животного. Опиши его так, как это сделано в упражнении 4. Пусть твои одноклассники догадаются и назовут это животное.

В-третьих, психо-дидактический компонент. В соответствии с ФГОС, ученик сегодня должен не столько получить знания, как в традиционной системе обучения, сколько научиться их добывать. В соответствии с ФГОС речь идет о формировании познавательных и регулятивных УУД. Остановимся подробнее на особенностях организации современного урока.


Тема и цели урока объявляются самими учащимися. Самостоятельно планируют способы достижения цели и задач и осуществляют поиск по плану. Осуществляют контроль, самоконтроль, выявляют затруднения и корректируют их. Дают оценку деятельности. Осуществляют рефлексию. Могут выбирать домашнее задание.

Психо-дидактических компонент применение ииновационных методов обучения иностранным языкам:


Обучение в сотрудничестве – работа в группах. Метод проектов, позволяющий проявить самостоятельность. Технология портфолио, тренирующая навыки самооценки.

Таким образом, в новых условиях процесс обучения направлен на индивидуализацию и активную позицию самого учащегося. Учитель лишь координирует и направляет его действия, способствует повышению мотивации, комфортной обстановки на уроке. Какие бы им не применялись на данном пути, необходимо не забывать о таких постоянно востребованных качествах учителя, как понимание, внимание к личности каждого ребенка для создания условий его успешности.